Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь

Содержание


Введение

1 Рынок труда

1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования

2. Занятость и безработица: понятие и классификация

2.1 Понятие и классификация занятости

2.2 Безработица: понятие и классификация

3. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси

3.1 Статистика занятости населения на 2007 год

3.2 Государственное регулирование занятостью

3.3 Социальная защита населения от безработицы

4. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

4.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году

Заключение

Приложение А

Приложение Б

Литература

Введение


Макроэкономика в отличии от микроэкономики сосредотачивает своё внимание на изучении экономики в целом, т.е. экономического здоровья всей страны. Поэтому в этом курсе все процессы и явления рассматриваются в совокупном, агрегированном виде, иначе говоря, на уровне целого, а не частей.

Здоровая макроэкономика должна быть в состоянии равновесия, т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на совокупной пропорциональности, гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и явлений. Однако даже непосвященному очевидно, что такое равновесное состояние и развитие макроэкономики является лишь теоретическим допущением, тем идеальным состоянием, которые мыслимо, желательно, но далеко от реальной действительности.

Реальность же макроэкономики такова, что ее, скорее, можно охарактеризовать понятиями неравновесие, нестабильность, непропорциональность, проявляющимися в то и дело происходящих нарушениях условий равновесия, отклонениях от равновесного состояния.

Макронестабильность экономики – общее состояние данной национальной экономики, характеризующееся ее неравновесием и диспропорциональностью, которые появляются в экономических колебаниях и кризисах, в большей или меньшей инфляции и безработице.

В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в настоящем и будущем.

1. Рынок труда


1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования


Формой существования товарного производства, т. е. Соединение рабочей силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является рынок – систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки потребительских товаров и услуг, средств производства, фондов (капитала), ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок труда(рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно. От их решения во многом зависит эффективность функционирования всей рыночной структуры.

Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественного разделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.

Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:

* Личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду. Человек должен обладать исключительным правом распоряжаться своими способностями к труду и исходя из личной выгоды свободно выбирать сферы приложения труда, условия его оплаты и продолжительность рабочего времени;

* Прямое или опосредованное отделение работника от средств производства, отчуждения способности к труду на принципах “купли-продажи”;

* заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.

Компоненты рынка труда – цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос – в форме потребности той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а предложение – в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов.

Рынок труда проявляется в постоянно меняющемся соотношении спроса на рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При совпадении спроса и предложения конъюнктура рынка будет равновесной при превышении спроса над предложением – трудодефицитной, при превышении предложения над спросом – трудноизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется пределенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными рабочими местами. Это следствие объемного или структурного несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

В зарубежной экономической науке, в частности американской, существует несколько концептуальных подходов к анализу функционирования современного рынка труда. Дж.Перри, М.Фелдстайн, Р.Холл считают, что рынок труда действует на основе ценового равновесия, где основным регулятором является цена рабочей силы с помощью заработной платы регулируются спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Рынок труда рассматривается как механизм саморегуляции спроса на труд и предложение рабочей силы через свободное движение заработной платы и доходов.

Согласно другой точке зрения (Дж. Кейнс, Р. Гордон) цена рабочей силы представляется величиной жестко фиксированной, практически не меняющейся. В качестве регулятора рынка выступает государство, которое увеличивает или уменьшает спрос на рабочую силу. По данной концепции рынок труда не регулирует непосредственно процесс купли- продажи рабочей силы, а лишь создает условия для удовлетворения спроса и предложения.

Рынок труда, как и другое любое явление, обладает положительными и отрицательными сторонами. К недостаткам рынка труда относятся:

* стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и затрудняющая реализацию права на труд и доходы. Более жесткими становятся требования профессионализму, усиливается динамичность структурных изменений в производстве, появляется безработица, происходит снижение жизненного уровня у части населения. В результате возможно возникновение социальной напряженности;

* ослабление ориентации на высококвалифицированный труд, обеспечивающий стратегические задачи социального, экономического и научно-технического развития;

* ориентация части населения на идеи товарно-денежного фетишизма;

* рынок труда способствует развитию личного, группового и коллективного эгоизма, когда интересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей становятся выше интересов потребителей.

Преимущества рынка труда заключаются в том, что он позволяет:

*ускорить и облегчить процесс согласования личных, коллективных и общественных интересов работников в системе общественного разделения труда;

* повысить эффективность занятости за счет рационального размещения работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам производства, стимулировать выделение в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов в рабочей силы;

* обеспечить на основе конкуренции экономию производственных и трудовых ресурсов в государственном секторе;

* осуществить более обоснованный выбор профессии в соответствии со способностями и желаниями человека и с учетом общественных потребностей;

* учитывать действие объективного закона перемены труда, предусматривающего необходимость изменения форм трудовой деятельности человека с целью всестороннего использования его творческого потенциала;

* повысить эффективность производства в результате реализации совокупности функций рынка труда.

Рынок труда выполняет следующие функции:

1. согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;

2. обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса;

3. поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей силы;

4. формирует резерв трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального хода процесса общественного воспроизводства;

5. опосредует распределительные отношения и стимулирует труд;

6. содействует формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры;

7. воздействует на условия реализации личного трудового потенциала.

На товарных рынках исключения из допущения редки, несущественны, но на рынках рабочей силы они очень часты и весьма важны. Когда рабочий опасается голода, его нужда в деньгах (их предельная полезность для него) очень велика, и, если уже с самого начала он заключает наихудший контракт и нанимается на работу с низкой заработной платой, его нужда остается острой, и он может продолжать продавать свой труд по низкой ставке. Это тем более вероятно, что, в то время как на товарном рынке преимущества при заключении

сделки могут быть вполне равномерно распределены между обеими сторонами, на рынке рабочей силы преимущества чаще оказывается на стороне ее покупателей, а не продавцов. Другое отличие между рынком рабочей силы и товарным рынком проистекает из того факта, что каждый продавец рабочей силы может распорядиться только одной ее единицей. Это лишь два факта из многих, в которых мы по мере дальнейшего исследования обнаружим объяснение значительной части того инстинктивного неприятия трудящимися классами привычки некоторых экономистов, особенно принадлежащих классу предпринимателей, рассматривать труд просто как товар, а рынок рабочей силы как любой другой рынок; между тем в действительности различия между этими двумя случаями, хотя с точки зрения теории и не являющиеся коренными, все же четко обозначены и на практике часто весьма существенны.

На каждом рынке существует цена спроса на каждый товар, т.е. цена, по которой отдельный товар способен привлечь покупателей в течении одного дня, или недели, или года. Характер условий диктующих эту цену на каждый данный товар, в каждом случае различен, но во всех случаях чем больше количество товара предлагается на рынке к продаже, тем ниже цена, по которой он найдет себе покупателей.

Условия нормального предложения не столь определены. Цена предложения каждого количества товара в течение года (или любой другой единицы времени) проставляются против соответствующего количества. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

Поэтому, когда количество продукции таково, что цена спроса выше цены предложения, продавцы получают более, чем достаточно, чтобы они сочли выгодным доставить указанное количество товара на рынок; при этом вступает в действие активная сила , стимулирующее увеличение предлагаемого к продаже количества товара. С другой стороны, когда количество произведенного товара таково, что цена спроса ниже цены предложения, продавцы получают менее, чем достаточно, чтобы они сочли выгодным довести количество предлагаемого на рынке товара до этого уровня. Когда же цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие.

Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количества товара, предлагаемого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой. Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки; мы увидим, что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем величина равновесного количества, и наоборот. Ведь когда цена спроса выше цены предложения, количество предлагаемого товара имеет тенденцию возрастать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на количество, лишь немногим меньше, чем равновесное количество, тогда при временном сокращении масштабов производства , несколько ниже равновесного количества продукции, возникнет тенденция к возращению к равновесному его уровню, а в результате равновесие сохраняет устойчивость против отклонений в эту сторону. Если цена больше цены предложения на такое количество товара, которое чуть меньше равновесного, она наверняка окажется ниже цены предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем предложения превышает его равновесное состояние, он будет стремиться вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против отклонений также и в этом направлении.

Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно также как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема предложения относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер.


Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусьна 1 июня 2007г.

 

Наименование профессий

 и специальностей

Спрос

(количество вакансий)

 

Предложение

(численность безработных, имеющих данную профессию)

Городская местность

Водитель автомобиля

2118

808

Грузчик

921

637

Каменщик

1976

300

Кровельщик-жестянщик

411

72

Маляр

848

331

Машинист бульдозера, экскаватора

442

46

Наладчик оборудования

211

62

Облицовщик плиточник

653

104

Плотник

1080

309

Повар

537

556

Продавец непродовольственных товаров

239

724

Продавец продовольственных товаров

1757

1427

Слесарь МСР

391

173

Слесарь-ремонтник

657

306

Слесарь-сантехник

571

192

Столяр

632

269

Токарь

782

164

Тракторист

343

340

Фрезеровщик

295

51

Швея-мотористка

1564

742

Штукатур

1063

313

Электоромонтер

1249

275

Бухгалтер

338

830

Врач

923

19

Инженер-программист

146

17

Инженер строительного профиля

166

67

Электрогазосварщик

955

253

Экономист

176

655

Юрист

46

306

Сельская местность

Агроном

132

120

Бухгалтер

128

244

Ветврач

234

21

Врач

74

8

Зоотехник

234

100

Экономист

65

113

Учитель, преподаватель

11

106


2. Занятость и безработица как экономические явления


2.1. Понятие и классификация занятости


В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория, занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

К занятому населению относятся, в первую очередь, работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют

понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:

- создается достаточное количество рабочих мест;

- обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации;

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость.

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.

Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:

1. По характеру деятельности:

. работа на предприятиях всех видов и общественных организациях;

. служба в армии;

. индивидуальная трудовая деятельность;

. личное подсобное хозяйство и т.д.

2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:

. рабочие;

. инженерно-технические работники и служащие;

. управленческий персонал;

. предприниматели;

. крестьяне.

3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении

трудовых ресурсов.

4. По территориальному признаку:

. по регионам;

. по областям;

. экономическим районам и т.д.

5. По уровню урбанизации.

6. По профессионально – квалификационному признаку:

. уровень образования;

. стаж работы;

. степень механизации труда и т.д.

7. По половозрастному признаку.

8. По формам организации труда:

. соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда.

9. По видам собственности.

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:

1) Формы организации рабочего времени:

. полная (работа на условиях полного рабочего дня);

. неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);

. надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).

2) Значимости для рабочего:

. первичная;

. вторичная.

3) Стабильности:

. постоянная (с относительно стабильным местом работы);

. временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером

работы).

4) Форм правового регулирования использования рабочей силы:

. основная (реализуется трудовым законодательством);

. специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании,

например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости).

В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность.


2.2. Безработица: понятие и класификация


Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда.

Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных

“плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о

“несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования

“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” ( в перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке.

В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”.

Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:

* неравномерного развития производственных сил;

* противоречивого характера НТП;

* высоких темпов модернизации производства.

Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Согласно определению международных организаций – Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель

Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:

. не имели занятости в течении недели обследования;

. предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной службы занятости или к друзьям);

. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.

Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:

1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной работы на другую. Она возникает из-за несовершенства в техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носит краткосрочный характер;

2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в профессиональном или региональном разрезе;

3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет;

4. скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;

5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК;

6. молодёжная безработица;

7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых.

Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы.

Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице.

Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

3. Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси


3.1 Статистика занятости населения на 2006 год


  В 2007 году в Республике Беларусь  наблюдаются  положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года  прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено.   Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006 г. 38,4 процента).   В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек  или 75,3 процента к соответствующему периоду  2006 года.  Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0 процентов.   За январь-сентябрь  2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи человек (106,1  процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных.  С начала года трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных. Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных. Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семей безработных  с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения. На 1.10.2007  на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года), из них 53,5  процента  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного.  Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило  106,5 %  к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза,  то на 1.10.2007   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.  Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006  до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля  молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась  с 45,4 процента до 43,2 процента.   Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента  на 1.10.2007.


3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу


Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.

2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.

3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 – 2006 годы.

Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;

- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения качества создаваемых рабочих мест;

- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей,

формирование механизма финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально- квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах

Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

* достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

* возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;

* возможность самостоятельного индивидуального обучения;

* ориентация на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно- методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.


Реализация активных мер политики занятости населения 

1995

1996 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 2006 

Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего (тыс.чел.)

 

231,7

 

299,8

 

271,4

 

308,5

 

284,2

 

299,1

 

307,5

 

332,1

 

321,2

 

289,0

 

297,7

 

309,3

Трудоустроено – всего (тыс.чел.)_ 118,8 150,4 207,7 241,1 223,1 224,1 221,8 213,0 208,2 191,9

187,1

 

187,9
из них безработных (тыс.чел.) 81,5 110,8 147,2 159,4 160,9 147,6 139,4 128,6 139,8 151,9 144,4 134,3
Направлено на профобучение (тыс.чел.) 15,6 20,6 26,8 27,1 28,8 27,5 27,6 28,8 29,6 28,2 27,7 26,5
Прошли профобучение (тыс.чел.) 14,1 18,0 22,8 26,1 25,3 26,7 26,7 26,5 27,7 26,8 26,1 25,0
Создано новых рабочих мест (тыс. чел.) 920 1132 5234 8160 5865 4955 5723 4625 3517 4289 4400 3332
Выдано ссуд и субсидий безработным для    открытия своего дела (чел) 211 332 1226 1575 761 1572 1793 1861 1907 2247 2446

2823

 

 

Направлено на общественные работы (тыс. чел.) 57,7 74,6 132,0 148,4 125,4 120,8 116,5 122,9 131,3 123,4 112,9 110,4
Число безработных на 1 вакансию 12 12 4 4 2,5

3

3 5 4 2 2 1
Уровень безработицы к экономически  активному населению, %

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

3.3 Социальная защита населения от безработицы


Социальная защита безработных и членов их семей основана на

Конституции, Кодексе законов о труде, Законе “О занятости населения Республики Беларусь” и других нормативно-правовых актах. В соответствии с законодательством государство гарантирует безработным предоставление особых льгот лицам, высвобождаемым с предприятий, выплату пособия по безработице и стипендии в период профессионального обучения, оказание материальной помощи членам семьи безработного, возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства.

Вместе с тем социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 13% прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

Таким образом, в стране назрела необходимость увеличение пособий по безработице до социально оправданного уровня, соответствующего общепринятым международным нормам гарантий социальной защищенности граждан (от 10 до 60% величины минимального потребительского бюджета, в зависимости от категории безработных).

Создание в Беларуси социально ориентированной экономики требует усиления социальных амортизаторов, в частности организации системы государственного обязательного страхования от безработицы. Система страхования граждан от безработицы значительно поднимает уровень и длительность материальной помощи безработным, ориентирует безработных на активный поиск работы и трудоустройство. В результате безработные будут стремиться не только к получению высокого пособия по безработице, но и к быстрому нахождению подходящей работы, то есть к совсем иным, активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран, система государственного страхования от безработицы должна охватывать лиц наемного труда и финансироваться работодателями и работниками в соответствии со специальной шкалой: чем ниже заработок работника, тем большую долю налога платит за него работодатель. Страховая система предполагает, что гарантии получения определенного дохода в случае потери работы зарабатываются, а не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть, участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда.

Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства.

4. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь


4.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году


Особое внимание в 2006 году  уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы,  реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.
Справочно. В  Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых  и средних  городах  и  регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область – Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область -    Октябрьский и  Речицкий районы, г. Речица,  г. Василевичи и г.п. Заречье  Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района;  Гродненская область – г. Скидель;  Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область -  р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).

Кроме того, в областные  программы занятости  населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения  занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь  Оршанского района,  г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи   и др.).

 Мероприятиями государственной и областных программ занятости населения на 2006 г. предусматривалось создание в  данных проблемных регионах  7,4 тыс. новых рабочих мест. За 2006 год  республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание   в малых и средних городских поселениях   новых рабочих мест, на которые трудоустроено      8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3 процента),  Гомельская  -       1574  рабочих места  (101,9 процента), Гродненская  -    1422      рабочих места    (101,2 процента), Минская – 1527  рабочих мест  (107,3 процента), Могилевская – 788  рабочих мест (145,4  процента).  Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях. Справочно. Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в Ганцевичском районе с 7 процентов на 1.01.2006  до 4,2 процента на 1.01.2007,  Дрогичинском районе   - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141  на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе –  со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д. В 2007 году будет продолжена работа по  решению проблем  региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест.

Заключение


Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

Занятость и безработица, особенности в Республике БеларусьПриложение А


Занятость и безработица, особенности в Республике Беларусь Приложение Б


Литература:


1. Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

www.mintrud.gov.by

2. Рынок труда / под ред. Буланова, Волгина 2000г.

3. “Число безработных увеличилось”/НЭГ № 20, 16.03.2001г

4.Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития /БЭЖ, 1999г.№1

5. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by

Похожие работы:

  1. • Рынок труда и особенности его функционирования в ...
  2. •  ... Местное самоуправление в Республике Беларусь
  3. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  4. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  5. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  6. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  7. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  8. • Система органов государственного управления в ...
  9. • Полномочия президента республики Беларусь в бюджетном ...
  10. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  11. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  12. • Управление иностранными делами
  13. • Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в ...
  14. • Гражданство Республики Беларусь
  15. • Конституционное устройство республики Беларусь
  16. • Совет Министров Республики Беларусь
  17. • Свободные экономические зоны в Республике Беларусь
  18. •  ... деятельности нотариата в Республике Беларусь
  19. • Правовой статус таможен Республики Беларусь
Рефетека ру refoteka@gmail.com