Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Бизнес-план на предприятии

1. РАСЧЁТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ДОЛЖА СОДЕРЖАТЬ:

1. Производственная программа предприятия

2. Разработка плана по труду и кадрам

3. Разработка плана по себестоимости.

Сводная таблица технико-экономических показателей предприятия.

Содержание курсового проекта:


1. Производственная программа предприятия

Основное производство

Вспомогательное производство

Разработка плана по труду и кадрам

Расчёт эффективного времени работы одним рабочим в год

Расчёт численности рабочих

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт тарифного фонда заработной платы рабочих

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт годового фонда заработной платы рабочих

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт численности и фонда заработной платы цехового и общехозяйственного персонала.

Расчёт выплат из фонда материального поощрения.

Сводный план по труду.

3. Разработка плана по себестоимости.

3.1. Расчёт количества и стоимости сырья и вспомогательных материалов

а) основное производство (сырьё)

б) вспомогательное производство (материалы)

3.2. Расчёт стоимости электроэнергии, пара, прочих расходов

а) основное производство

б) вспомогательное производство

в) цеховой персонал

г) общехозяйственный персонал

3.3. Расчёт расхода материалов для служебного автомобиля

3.4. Расчёт амортизационных отчислений

а) основное производство

б) вспомогательное производство

в) общехозяйственные расходы

здание

служебный автомобиль

3.5. Составление сметы затрат на производство

3.6. Составление сметы общехозяйственных расходов

3.7. Составление сметы цеховых расходов

3.8. Составление калькуляций выпущенной продукции

Сводная таблица технико-экономических показателей предприятия.

Исходные данные.



единица

измерения

показатели
Объём продукции т.ед. 185
Норма выработки на ч/день ед. 6,5

Продукция

А

В

С


т.ед.

т.ед.

т.ед.


90

50

45

Стоимость единицы продукции

А

В

С


руб.

руб.

руб.


420

350

310

Норма расхода сырья на единицу продукции:

А

В

С


ед.

ед.

ед.


1,5

1,2

1,0

Цена сырья за единицу руб. 75
Норма расхода электроэнергии на единицу продукции

квт/час


25

Стоимость 1 квт/ч руб. 0,90
Стоимость основных средств на основном производстве

тыс.руб.


11800

Норма амортизации ОС % 10
Балансовая стоимость автомобиля

тыс.руб.


250

Норма амортизации автомобиля % 15
Норма расхода бензина на 100 км пробега

л


9

Цена за 1 литр руб. 14
Норма расхода масла от количества бензина

%


2,4

Цена за 1 литр руб. 35
Балансовая стоимость административного здания

руб.


450000

Норма амортизации % 5,4

Распределение численности рабочих по разрядам

3 разряд

4 разряд

5 разряд

% от общего числа


%

%

%


35

40

25

Объём выполняемых работ: Капитальный ремонт

Текущий ремонт

Осмотры


Чел-час.

Чел-час

Чел-час



25000

36000

27000

Неучтенные работы

Чел-час


7040


Техническое обслуживание Чел-час 20000
Премии по положению % 30
Доплата до часового фонда зар.платы

%


3


Доплата до дневного фонда зар.платы % 1,25
Доплата до годового фонда зар.платы

%


10,4


Стоимость зданий цехов тыс.руб. 200

Содержание


Введение 5

1. Производственная программа предприятия 9

Основное производство 9

Вспомогательное производство 9

Разработка плана по труду и кадрам 11

Расчёт эффективного времени работы одним рабочим в год 11

Расчёт численности рабочих 12

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт тарифного фонда заработной платы рабочих 14

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт годового фонда заработной платы рабочих 17

а) основного производства

б) вспомогательного производства

Расчёт численности и фонда заработной платы цехового и общехозяйственного персонала 20

Расчёт выплат из фонда материального поощрения. 22

Сводный план по труду. 23

3. Разработка плана по себестоимости. 25

3.1. Расчёт количества и стоимости сырья и вспомогательных материалов 25

а) основное производство (сырьё)

б) вспомогательное производство (материалы)

3.2. Расчёт стоимости электроэнергии, пара, прочих расходов 28

а) основное производство

б) вспомогательное производство

в) цеховой персонал

г) общехозяйственный персонал

3.3. Расчёт расхода материалов для служебного автомобиля 30

3.4. Расчёт амортизационных отчислений 30

а) основное производство

б) вспомогательное производство

в) общехозяйственные расходы

здание

служебный автомобиль

3.5. Составление сметы затрат на производство 32

3.6. Составление сметы общехозяйственных расходов 33

3.7. Составление сметы цеховых расходов 36

3.8. Составление калькуляций выпущенной продукции 37

4.Сводная таблица технико-экономических показателей предприятия. 43

Использованная литература 44

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В настоящее время руководители предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых хозяйственных связей и методов ведения экономики предприятия.

Успех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, так и умением руководителя эффективно использовать производственные факторы. В условиях рынка каждое предприятие должно искать собственный путь развития, новые формы приложения капитала и методы работы. Успешная реализация названных условий во многом зависит от форм ресурсного обеспечения предприятия и характера его использования, в частности от обеспеченности предприятия основным и оборотным капиталом, рабочей силой. Рациональность использования ресурсов сказывается на результатах деятельности предприятия.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном в её реализации. Дело в том, что оно не только производит продукцию, пользующуюся спросом на рынке, но и создаёт рабочие места, обеспечивая занятость населения, начисляет заработную плату и так далее.

Функционирование предприятий в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития. Чтобы развиваться на рынке предприятие должно улучшать состояние своей экономики: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д.

Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт. Например основные фонды в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надёжностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу – достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счёт образования сверхнормативных запасов.

Необходимо рационально использовать наличие производственных ресурсов, это требует необходимость рассмотрения содержания таких экономических категорий, как прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений. Без них невозможно решение проблемы: что, сколько, как, в каком виде производить. Необходим постоянный контроль за складывающимся соотношением между доходами и затратами, связанными с изготовлением продукции и оказанием услуг. В частности, в принятии решения «что и сколько производить?» большое значение имеет знание средних издержек производства на единицу продукции.

Чтобы решить, до каких пределов следует увеличивать масштабы производства, необходимо знание предельных издержек (себестоимости). С ростом масштабов производства, вызванного дополнительным приобретением средств производства, себестоимость единицы продукции снижается. Но это снижение не может быть беспредельным, наступает момент, когда она начинает расти. Это и есть предельная себестоимость. Надо формировать такие издержки, которые дают наилучший результат.

Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от совершенства управления и организации всех сторон его деятельности.

Прибыль является обобщающим финансовым показателем деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Создавая товар, предприятие расходует сырьё, материалы. Их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных средств, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости.

Обособление издержек в форме себестоимости даёт возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и производственные затраты. Если выручка превышает себестоимость, предприятие получает доход в виде прибыли.

Полученная предприятием прибыль не остаётся полностью в его распоряжении, часть её виде налогов поступает в бюджеты разных уровней. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль является главным источником финансирования его потребностей.

Каждое предприятие прежде чем начать производство продукции определяет, какую прибыль, какой доход она может получить.

В общем виде издержки производства и реализации представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Производственная программа предприятия
Основное производство

Определяем объём произведённой продукции (товарная продукция) в стоимостном выражении

ТП = А·ЦА + В·ЦВ+ С·ЦС,

где - ТП – товарная продукция

А, В, С – количество произведённой продукции

ЦА, ЦВ, ЦС – стоимость единицы продукции

ТП = 90000 ед. · 420 руб. + 50000 ед. · 350 руб.+ 45000 ед. · 310 руб = 69250000 руб.


1.2. Вспомогательное производство


Таблица 1

Трудоёмкость ремонтного цеха


Виды выполняемых работ трудоёмкость в чел.-час. на работы Итого трудоёмкость в чел.-часах

электрослесари,

70%

станочники,

20%

прочие,

10%


1 2 3 4 5
1. Капитальный ремонт 17500 5000 2500 25000
2. Текущий ремонт 25200 7200 3600 36000
3. Осмотры 18900 5400 2700 27000
4. Неучтённые работы 4928 1408 704 7040
Итого объём ремонтных работ 66528 19008 9504 95040
5. Техническое обслуживание 14000 4000 2000 20000
Весь объём выполняемых работ 80528 23008 11504 115040

Данные для расчёта трудоёмкости ремонтного цеха берём из исходных данных.

Объём выполняемых работ:

капитальные ремонты – 25000 чел-час

текущие ремонты – 36000 чел-час

осмотры – 27000 чел-час

___________________

Итого 95040 чел-час

Неучтённые работы по заданию 8% - 7040 чел-час

Техническое обслуживание - 20000 чел-час

______________

Всего объём выполняемых работ 115040 чел-час

Соотношение трудовых затрат по видам работ для различных видов электрооборудования принимаем:

электрослесарные - 70%

станочные - 20%

прочие - 10%

Если годовая трудоёмкость ремонтных работ – 95040 чел-час, то

электрослесарные - 66528 чел-час

станочные - 19008 чел-час

прочие - 9504 чел-час

II. Разработка плана по труду и кадрам.


2.1. Расчёт эффективного времени работы одним рабочим в год


Разработка баланса рабочего времени необходима для последующего расчёта численности рабочих и для расчёта фонда заработной платы.

Таблица 2

Баланс рабочего времени одного рабочего в год


Наименование Единица измерение Показатели
1 2 3

1. Календарный фонд времени

Нерабочие дни – всего

в том числе: праздничные

выходные

Номинальный фонд рабочего времени

Невыходы на работу – всего

в том числе:

очередные отпуска

дополнительные отпуска учащимся

по болезни

декретные отпуска

выполнение государственных и общественных обязанностей

Эффективный фонд рабочего времени

Номинальная продолжительность рабочего дня

Внутрисменные недоработки

Эффективная продолжительность рабочего дня

Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год

дни

дни

дни

дни

дни

дни


дни

дни

дни

дни


дни

дни


час.

час.

час.

час.

365

115

11

104

250

34


24

1

8

-


1

216


8

0,1

7,9

1706,4


Календарное число дней в году принимаем по календарю 2007 года. Количество праздничных дней установлено законодательством, их 11 (одиннадцать). Выходные дни принимаем по календарю и режиму работы.

Перечисленные плановые невыходы на работу приведены в задании (таблица 3).

Номинальную продолжительность рабочего дня принимаем по режиму работы своей организации.

Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год получаем умножением эффективного фонда рабочего времени в днях на эффективную продолжительность рабочего дня.


2.2. Расчёт численности рабочих


а) основного производства

Определяем численность рабочих основного производства



Численность рабочих = основного производства



Объём продукции в натуральном выражении


=


185000 ед.


=


132 чел.


Норму выработки челов./дн · Дни



6,5 ед. · 216 дн


Данные для определения следующие:

объём продукции в натуральном выражении – 185000 единиц

норма выработки – 6,5 единиц

эффективный фонд рабочего времени в год – 216дней

Разбиваем численность рабочих основного производства по разрядам:

3 разряд – 35% - 46 человек

4 разряд – 40% - 53 человека

5 разряд - 25% - 33 человека.

б) вспомогательного производства

Численность рабочих вспомогательного производства определяем по формуле:

Бизнес-план на предприятии, где

А – трудоёмкость выполняемых работ по видам в чел-час.;

Тэфф. – эффективный фонд рабочего времени на одного рабочего в год в часах;

Кв – коэффициент выполнения норм для данной категории рабочих (в расчётах принимаем 1,1)

В соответствии с задачами энергетической службы рабочий персонал делится на следующие категории: эксплуатационный, ремонтный, оперативный, монтажный.

Количество ремонтных рабочих определяется исходя из годовой плановой трудоёмкости ремонтных работ – 95040 чел.-час., в т.ч.

электрослесарные работы – 66528 чел.-час.

станочные работы – 19008 чел.-час.

прочие работы – 9504 чел.-час

техническое обслуживание – 20000 чел.-час.

Бизнес-план на предприятии

в т.ч. электрослесари Бизнес-план на предприятии

станочники Бизнес-план на предприятии

прочие Бизнес-план на предприятии

Количество эксплуатационных рабочих определяется исходя из годовой трудоёмкости технического обслуживания.

Численность эксплуатационного персонала = Бизнес-план на предприятии

Для оперативного персонала количество рабочих регламентируется правилами технической эксплуатации соответствующих видов энергетического оборудования и требованиями техники безопасности. В расчётах курсовой работы принимаем численность оперативного персонала 4 человека.

Численность вспомогательного персонала составляет 10% от численности ремонтных рабочих, т.е. – 5 человек.

таким образом общее количество рабочих электроцеха составляет:

Чобщ = Чрем. + Чэкспл. + Чопер. + Чвсп.перс. = 50 + 11 +4 + 5 = 70 человек

Полученную численность рабочих разбиваем по профессиям с указанием разрядов:

электрослесари – всего – 35 человек,

из них: 6 разряд – 5 человек;

5 разряд – 10 человек;

4 разряд – 10 человек;

3 разряд – 10 человек;

станочники – всего -10 человек

из них: 6 разряд – 4 человека;

5 разряд – 2 человека;

4 разряд – 2 человека;

3 разряд – 2 человека;

прочие – всего – 5 человек – 3 разряд

эксплуатационный персонал – 11 человек – 3 разряд

оперативный персонал – 4 человека – 4 разряд

вспомогательный персонал – 5 человек – 3 разряд


2.3. расчёт тарифного фонда заработной платы


а) основного производства

Таблица 3

Расчёт тарифного фонда заработной платы рабочих основного производства.


Профессии численность разряд

Часовая тарифная ставка,

руб.коп.

Эффективный фонд рабочего времени в часах Тарифный фонд заработной платы, руб.




На 1 рабочего Всех рабочих
1 2 3 4 5 6 7
Рабочие 46 3 6,2 1877,04 86343,84 535332
Рабочие 53 4 7,61 1877,04 99483,12 757066
Рабочие 33 5 9,37 1877,04 61942,32 580399
итого 132


247769,28 1872797

Численность рабочих основного производства разбиваем согласно данных к курсовому проекту, получаем:

всего рабочих основного производства – 132 человек,

из них 3 разряд имеют 35% от общей численности, т.е. 46 человек,

4 разряд имеют 40% от общей численности, т.е. 53 человека,

5 разряд имеют 20% от общей численности, т.е. 33 человека.

Часовую тарифную ставку принимаем по данным своей организации, увеличиваем на 20% и в зависимости от разряда она составит:

3 разряд – 6,2 руб.

4 разряд – 7,61 руб.

5 разряд – 9,37 руб.

Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год определён в таблице 2 «Баланс рабочего времени одного рабочего в год». В расчётах принимаем с учётом Кв (коэффициента выполнения норм), т.е. 1877,04.

Тарифный фонд заработной платы определяем умножением часовой тарифной ставки на эффективный фонд рабочего времени всех рабочих.

б) вспомогательного производства

Таблица 4

Расчёт тарифного фонда заработной платы рабочих вспомогательного производства


Профессии Численность разряд Часовая тарифная ставка Эффективный фонд рабочего времени в часах Тарифный фонд заработной платы, руб.




на 1 рабочего всех рабочих
1 2 3 4 5 6 7
электрослесари

5

10

10

10

6

5

4

3

9,58

7,81

6,34

5,17

1877,04

1877,04

1877,04

1877,04

9385,2

18770,4

18770,4

18770,4

89910

146597

119004

97043

Станочники

4

2

2

2

6

5

4

3

10,54

8,59

6,97

5,69

1877,04

1877,04

1877,04

1877,04

7508,16

3754,08

3754,08

3754,08

79136

32247

26166

21361

Прочие 5 3 5,17 1877,04 9385,2 48521
Эксплуатационные рабочие

11


3


5,17


1877,04


20647,44


106748

Оперативный персонал

4


4


6,34


1877,04


7508,16


47602

Вспомогательный персонал

5


3


5,17


1877,04


9385,2


48521

итого 70



862856

Численность рабочих вспомогательного производства, а также разбивку по разрядам рассчитали в п.2.2. курсового проекта.

Часовую тарифную ставку принимаем по данным своей организации в зависимости от разряда она составляет:

для электрослесарей, прочего персонала, эксплуатационных рабочих, оперативного персонала, вспомогательного персонала -

3 разряд – 5,17 руб.

4 разряд – 6,34 руб.

5 разряд – 7,81 руб.

6 разряд – 9,58 руб.

для станочников увеличиваем на 10% , получаем:

3 разряд – 5,69 руб.

4 разряд – 6,97 руб.

5 разряд – 8,59 руб.

6 разряд – 10,54 руб.

Эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год определён в таблице 2 «Баланс рабочего времени одного рабочего в год». В расчётах принимаем с учётом Кв (коэффициента выполнения норм), т.е. 1877,04.

Тарифный фонд заработной платы определяем умножением часовой тарифной ставки на эффективный фонд рабочего времени всех рабочих.


2.4. расчёт годового фонда заработной платы


Таблица 5

Расчёт годового фонда заработной платы рабочих основного и вспомогательного производства



Наименование

Тарифный фонд заработной платы, руб. Премии по положению Доплаты до часового фонда заработной платы Фонд часовой (основной) заработной платы, руб. Доплаты до дневного фонда заработной платы Фонд дневной заработной платы, руб. Доплаты до годового фонда заработной платы Фонд доплат заработной платы, руб. Годовой фонд заработной платы, руб.


% Руб. % Руб.
% Руб.
% Руб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Рабочие основного производства

1872797


30


561839,1


3


56183,91


2490820,01


1,25


31135,25


2521955,26


10,4


262283,35


293418,6


2784239

Рабочие вспомогательного производства

862856


30


258856,8


3


25885,68


1147598,48


1,25


14344,98


1161943,46


10,4


120842,12


135187,1


1282786

итого 2735653
820695,9
82069,59 3638418,49
45480,23 3681632,36
383125,47 428605,7 4067025

Тарифный фонд заработной платы рабочих основного и вспомогательного производства рассчитан в таблицах 3, 4. Данные для определения суммы премий и доплаты до часового фонда заработной платы приведены в исходных данных.

Фонд часовой заработной платы представляет сумму выплат за фактически отработанное время: тарифный фонд заработной платы + премии по положению + доплаты до часового фонда заработной платы.

Процент доплат до дневного фонда заработной платы определяется по данным баланса рабочего времени (таблица 2).

% доплат до дневного

фонда заработной платы = Бизнес-план на предприятии

Сумма доплат до дневного фонда заработной платы определяется в процентах к фонду часовой (основной) заработной платы

сумма доплат до дневного

фонда заработной платы = Бизнес-план на предприятии

сумма доплат до дневного

фонда заработной платы рабочих основного производства = Бизнес-план на предприятии руб.

сумма доплат до дневного фонда заработной

платы рабочих вспомогательного производства = Бизнес-план на предприятии руб.

Фонд дневной заработной платы определяется сложением фонда часовой (основной) заработной платы и доплат до дневного фонда заработной платы:

рабочих основного производства = 2490820,01+ 31135,25= 2521955,26руб.

рабочих вспомогательного производства = 1147598,48+ 14344,98= 1161943,46руб.

Процент доплат до годового фонда определяется следующим образом:

% доплат до

годового фонда = Бизнес-план на предприятии

дни по болезни и декретные отпуска не учитываются, т.к. они оплачиваются из средств фонда социального страхования % доплат до

годового фонда = Бизнес-план на предприятии

Сумма доплат до годового фонда заработной платы определяется в процентах к фонду дневной заработной платы:

сумма доплат

до годового фонда = Бизнес-план на предприятии

сумма доплат для рабочих

основного производства = Бизнес-план на предприятии руб.

сумма доплат для рабочих

вспомогательного производства = Бизнес-план на предприятии руб.

Доплаты до дневного фонда и доплаты до годового фонда образуют дополнительную заработную плату:

для рабочих основного производства = 31135,25+ 262283,35= 293418,6 руб.

для рабочих вспомогательного производства = 14344,98+ 120842,12= 135187,1 руб.

Годовой фонд заработной платы состоит из фонда часовой (основной) и дополнительной заработной платы или из фонда дневной заработной платы и доплаты до годового фонда и составляет:

1) для рабочих основного производства – 2784239 рублей

2) для рабочих вспомогательного производства – 1282786 рублей


2.5. Расчёт численности и фонда заработной платы цехового и общехозяйственного персонала.


Всего рабочих 202 человек, из них :

основное производство – 132 чел.

вспомогательное производство – 70 чел.

численность работающих общехозяйственного и цехового персонала составляет 10% от общего числа рабочих основного и общехозяйственного персонала, т.е. 20 человек

Распределяем работающих, относящихся к цеховому и общехозяйственному персоналу следующим образом.

Должностной оклад в месяц ставим произвольный.

Годовой фонд заработной платы определяется умножением месячного оклада на 12 месяцев и на количество работающих по данной категории

Таблица 6

Расчёт численности и фонда заработной платы общехозяйственного персонала.


должность Категория работающих численность Должностной оклад в месяц Годовой фонд заработной платы, руб.
1 2 3 4 5
Общехозяйственный персонал

Директор

Главный механик

Главный бухгалтер

Начальник отдела кадров

Юрист

Кассир

Секретарь

Водитель

Экономист

Руководитель

Руководитель


Руководитель


Руководитель


Специалист

Служащий

Служащий

МОП

специалист

1


1


1


1

1

1

1

1

1

13000


10400


10400


10400

5200

5200

5200

5200

7800

156000


124800


124800


124800

62400

62400

62400

62400

93600

ИТОГО


873600

Таблица 7

Расчёт численности и фонда заработной платы цехового персонала.


Должность Категория работающих численность Должностной оклад в месяц Годовой фонд заработной платы, руб.
1 2 3 4 5
Цеховой персонал

Начальник цеха основного производства

Начальник цеха вспомогательного производства

Мастер

Табельщик

Нормировщик

Зав.складом

Механик

Техничка

руководитель

руководитель


специалист

служащий

служащий

служащий

служащий

МОП


1


1

3

1

1

1

1

2

10400


10400

6500

5200

5200

6500

6500

2600

124800


124800

234000

62400

62400

78000

78000

62400

ИТОГО


826800

2.6. Расчёт выплат из фонда материального поощрения.


Таблица 8

Выплаты из фонда материального поощрения


Категории работающих

Фонд

заработной платы, руб.

Выплаты из фонда

материального поощрения



% Руб.
1 2 3 4

рабочие основного производства

рабочие вспомогательного производства

общехозяйственный персонал

цеховой персонал

МОП

1872797


862856


873600


764400

62400

16


21


20


20

20

299647


181200


174720


152880

12480

ИТОГО 4436053
820927

В новых условиях планирования и экономического стимулирования рабочие премируются за счёт двух источников: фонда заработной платы и фонда материального поощрения. Все другие категории работающих премируются только из средств фонда материального поощрения. Для рабочих основного и вспомогательного производства в расчёт принимается тарифный фонд заработной платы (таблица 3,4). Данные для определения суммы выплат берутся произвольно.


Сводный план по труду.

Завершающим разделом плана по труду и кадрам является составление сводного плана по труду, где определяются такие показатели, как выработка и уровень средней заработной платы на одного работающего и рабочего.

Таблица 9

Сводный план по труду.


Наименование показателей

единица

измерения

показатели
1 2 3

1. объём выполняемых работ

2. численность работающих – всего

в т.ч. рабочих основного производства

рабочих вспомогательного производства

служащие

выработка на одного работающего

на одного работающего

фонд заработной платы всего персонала

в т.ч. рабочих основного производства

рабочих вспомогательного производства

служащие

5. выплаты из фонда материального поощрения

в т.ч. рабочих основного производства

рабочих вспомогательного производства

служащие

6. среднегодовая заработная плата

одного работающего

одного рабочего

7. среднемесячная заработная плата

одного работающего

одного рабочего

руб.

чел.

чел.

чел.

чел.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.


руб.

руб.


руб.

руб.

69250000

222

132

70

20

311937

342822

5767425

2784239

1282786

1700400

820927

299647

181200

340080


29677

22514


2473

1876


Выработка на одного работающего (рабочего) определяется делением выполняемого объёма работ на численность работающих (рабочих).

Фонд заработной платы заносим из таблиц 5,6,7. Выплаты из фонда материального поощрения заполняем из таблицы № 8.

Среднегодовая заработная плата одного работающего (рабочего) определяется делением суммы годового фонда заработной платы работающих (рабочих) и выплат из фонда материального поощрения на численность работающих (рабочих).

Среднемесячная заработная плата определяется делением среднегодовой заработной платы одного работающего (рабочего) с фондом материального поощрения на 12 месяцев.

III. Разработка плана по себестоимости.


3.1. Расчёт количества и стоимости сырья и вспомогательных материалов


а) основное производство (сырьё)

Таблица 10

Расчёт количества и стоимости сырья для производства продукции основного производства


Вид продукции Количество продукции Норма расхода сырья на единицу продукции Количество сырья Цена за единицу сырья Сумма, руб.
1 2 3 4 5 6
А 90000 1,5 135000 75 1012000
В 50000 1,5 75000 75 5625000
С 45000 1,0 45000 75 3375000
ИТОГО 185000
255000
19125000

Графы 2,3,5 даны в исходных данных к курсовой работе.

Количество сырья получаем путём умножения объёма производства на норму расхода.

Графу 6 получаем умножением количества сырья на цену за единицу.

б) вспомогательное производство (материалы)

Таблица 11

Расчёт количества и стоимости материалов для вспомогательного производства.


Наименование материалов

Единица

измерения

Плановая цена за единицу, руб.коп. Количество Стоимость материалов, руб.



Норма расхода на 100 чел.ч. Расход на год
1 2 3 4 5 6

Чёрные металлы

1. сталь тонколистовая

2. сталь толстолистовая

жесть белая

лента горячекатаная

5. сталь трансформаторная электротехническая


кг

кг

пачки

кг

кг


2,34

2,5

9,6

2,6

3,6


10

0,2

0,05

0,1

0,5


11504

230,08

57,52

115,04

575,2


26919

575

552

299

2071

Метизы

6. проволока сварочная

7. электроды

8. проволока бандажная

9. болты и гайки

шайбы пружинные


кг

кг

кг

кг

кг


5,2

12,0

4,74

6,28

6,28


0,12

0,2

0,26

1,2

0,02


138,05

230,08

299,1

1380,48

23,01


718

242

1418

8669

145

Цветные металлы

11. медный прокат

12. алюминиевый прокат

13. латунный прокат

14. лента бронзовая

15. лента из припоя оловянно-свинцового


кг

кг

кг

кг

кг


22,0

38,4

20,8

41,0

190,2


0,3

-

0,11

0,03

0,02


345,12

-

126,54

34,51

23,01


7593

-

2632

1415

4377

Кабельные изделия

16. провод обмоточный

17. провод установочный

18. шины медные

19. провод шланговый


кг

м

кг

м


20,0

17,0

10,0

16,0


29,0

1

0,2

10,0


33361,6

1150,4

230,08

11504


667

19557

2301

184064

Электроизоляционные материалы

20. картон изоляционный

21. бумага кабельная

22. бумага асбестовая

23. бумага бакелитизированная

24. миканит прокладочный

25. гетянакс

26. текстолит листовой

27. трубки полихлорвиниловые

кг

кг

кг

кг

кг


кг

кг

кг

20,0

10,0

3,40

10,0

150,0


60,0

180,0

4,6

1,7

0,5

-

0,2

0,1


0,12

0,05

0,13

1955,68

575,2

-

230,08

115,04


138,05

57,52

149,55

39114

5752

-

2301

17256


8283

10354

688

Лакокрасочные материалы

28. лаки электроизоляционные

29. эмали, грунтовки

30. краски масляные

31. асбоцементные плиты

32. обтирочный материал

33. шкурка шлифовальная

34. нитки кордные

35. бензин авиационный

36. масло трансформаторное

кг


кг

кг

м2

кг

м2

кг

кг

кг

11,4


10,0

9,2

16,0

4,0

8,80

40,0

30,0

16,0

3,0


1,8

2,0

0,1

0,5

2,0

0,05

0,5

5

3451,2


2070,72

2300,8

115,04

875,2

2300,8

57,52

575,2

5752

39344


20707

21167

1841

2301

20247

2301

17256

92032

ИТОГО



565158

Нормы расхода материалов и плановые цены берутся произвольно. Графа 4 – норма расхода берется так же произвольно.

Расчёт потребности необходимого в год количества вспомогательных материалов производится на основании трудоёмкости годового плана и норм расхода материалов.

Количество материалов на год =Бизнес-план на предприятии

Объём выполняемых работ берём из таблицы № 1. Стоимость материалов определяется умножением плановой цены за единицу на количество материалов за год (графа 3 * графа 5).


3.2. расчёт стоимости электроэнергии, пара, прочих расходов


Таблица 12

Сводная таблица стоимости электроэнергии, пара и прочих расходов.


Категория

работников

электроэнергия пар Прочие расходы итого
1 2 3 4 5
Основное производство 4162500 134744 404232 4701476
Вспомогательное производство 38400 72001 2160023 326403
Цеховой персонал 6034 11314 33943 51291
Общехозяйственный персонал 4937 9257 27772 41966
Всего 4211871 227316 681949 5121136

а) Основное производство

Расчёт стоимости электроэнергии:

Объём продукции х норму расхода электроэнергии на единицу продукции х стоимость 1 квт/ч (произвольно).

185000 х 25 х 0,9 = 4162500

Расчёт стоимости пара:

Количество рабочих основного производства х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода (из исходных данных) 131 х 1714,3 х 0,6 = 134744

Расчёт стоимости прочих расходов:

Количество рабочих х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода 131 х 1714,3 х 1,8 = 404232

б) Вспомогательное производство

Расчёт стоимости электроэнергии:

Количество рабочих х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х удельную норму расхода (данные из исходных данных) 70 х 1714,3 х 0,32 = 38400

Расчёт стоимости пара:

Количество рабочих вспомогательного производства х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода

70 х 1714,3 х 0,6 = 72001

Расчёт стоимости прочих расходов:

Количество рабочих х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода 70 х 1714,3 х 1,8 = 216002

в) Цеховой персонал

Расчёт стоимости электроэнергии:

Численность цехового персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х удельную норму расхода

11 х 1714,3 х 0,32 = 6034

Расчёт стоимости пара:

Численность цехового персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода

11 х 1714,3 х 0,6 = 11314

Расчёт стоимости прочих расходов:

Численность цехового персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода

11 х 1714,3 х 1,8 = 33943

г) Общехозяйственный персонал

Расчёт стоимости электроэнергии:

Численность общехозяйственного персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х удельную норму расхода

9 х 1714,3 х 0,32 = 4937

Расчёт стоимости пара:

Численность общехозяйственного персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода

9 х 1714,3 х 0,6 = 9257

Расчёт стоимости прочих расходов:

Численность общехозяйственного персонала х эффективный фонд рабочего времени одного рабочего в год х норму расхода 9 х 1714,3 х 1,8 = 27772


3.3. Расчёт расхода материалов для служебного автомобиля.


Пробег автомобиля за год составляет 7000 км.

Норма расхода бензина на 100 км – 9 литров, цена за 1 литр бензина – 1400 руб.(исходные данные )

пробег автомобиля х норму расхода

Расход бензина = --------------------------------------------------- =

100

7000 х 9

= ------------- = 630 литров

100

630 литров х 14 руб. = 8820 руб. – стоимость всего бензина

Норма расхода масла от количества бензина 2,4%,

т.е 630 х 2,4% = 15,12 литров

Цена за 1 литр масла – 3500 руб.

Сумма, потраченная на приобретение масла 15,12 х 35 руб. (цена за 1литр) = 529 руб.

3.4. Расчёт амортизационных отчислений.

Сумма амортизационных отчислений определяем по формуле:

С ср х На

А = ------------------, где

100

А – сумма амортизационных отчислений, руб.;

Сср – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

На – норма амортизации, %.

Стоимость зданий цехов 200000 (исходные данные). Норма амортизации 2,3%.

200000 х 2,3%

А = --------------------- = 4600 руб.

100

Таблица 13

Расчёт амортизационных отчислений


наименование Среднегодовая стоимость, руб. Амортизационные отчисления


% руб.
1 2 3 4

1) здания цехов

2) административное здание

3) сооружения и передаточные устройства

4) силовое и электротехническое оборудование

5) стоимость основных средств, используемых на основном производстве

6) автомобиль

200000

450000

300000


1600000


11800000

250000

2,3

5,4

4,7


6,4


10

15

4600

24300

14100


102400


1180000

37500

Итого 13600000
1362900

При определении сумм амортизационных отчислений принимаем средний размер норм амортизации:

здания 2,3%

сооружения и передаточные устройства 4,7%

силовое оборудование 6,4%

Нормы амортизации административного здания берутся произвольно.


3.5. Составление сметы затрат на производство.


В завершении расчётов составляется сводная ведомость затрат на производство, т.е. на выполнение определённого объёма работ. Затраты себестоимости выполненных работ группируются по элементам. Удельный вес элементов в себестоимости продукции образует структуру себестоимости.

Таблица 14

Смета затрат на производство


Элементы затрат Затраты, руб. %
1 2 3

Материальные затраты – всего

в т.ч. сырье, материалы, расходы на масло

электроэнергия

топливо, пар

Затраты на оплату труда с фондом материального поощрения

Отчисления на социальные нужды

Амортизация

Прочие затраты

24138694

19690687

4211871

236136


6585780

2344537

1362900

781949

68,55


18,7

6,66

3,87

2,22

Итого затрат 35213860 100

Материалы – итог таблицы 10 + итог таблицы 11 + ГСМ

Электроэнергия, пар – итог таблицы 12

Амортизация – итог таблицы 13

Заработная плата – данные таблицы 9

Отчисления на социальные нужды – 35,6% от заработной платы

Прочие расходы – итог таблицы 12 + пункты № 7,8,9,10,11 из таблицы 15


3.6. Составление сметы общехозяйственных расходов


Таблица 15

Смета общехозяйственных расходов.


Статьи затрат Сумма, руб. %
1 2 3

1. Административно-хозяйственные расходы

Заработная плата аппарата управления с ФМП

Отчисления на социальные нужды


973440

346545


59,55

21,2

2. Служебный автомобиль

Заработная плата водителя

Отчисления на социальные нужды


62400

12480


4,58

1,63

3. Содержание прочего персонала (МОП)

Заработная плата прочего персонала

Отчисления на социальные нужды


-

-


-

-

4. Топливо 18606 1,14
5. Электроэнергия 4937 0,3
6. Амортизация основных средств общехозяйственного назначения 61800 3,78
7. Служебные командировки 15000 0,92
8. Расходы по оплате услуг связи, банка 20000 1,22
9. Канцелярские расходы 10000 0,61
10. Расходы на обучение персонала 25000 1,53
11. Расходы на охрану труда 30000 1,84
12. Прочие общехозяйственные расходы 27772 1,7
ИТОГО 1634636 100

Заработную плату аппарата управления, водителя берём из таблиц 6 и 8.

Отчисления на социальные нужды – 35,6% от суммы заработной платы.

Топливо и электроэнергию – из таблицы 12.

Амортизацию берём из таблицы 13.

Затраты в п.7, 8, 9, 10, 11 распределяем следующим образом.

Служебные командировки.

1) Командировка директора на совещание руководителей 2 раза в год на 3 дня

билеты до и обратно 4 шт. по 250 руб. = 1000 руб.

суточные 100 руб. * 6 дней = 600 руб.

проживание в гостинице - 6 суток * 500 руб. = 3000 руб.

Всего: 4600 рублей

2) Командировка главного бухгалтера для сдачи отчётов – 4 раза в год по 2 дня

билеты 8 шт. по 250 руб. = 2000 руб.

суточные 100 руб. * 8 дней = 800 руб.

проживание в гостинице - 8 суток * 500 руб. = 4000 руб.

Всего: 6800 рублей

3) Командировка главного механика на семинар на 1 день

билеты 2 шт. по 100 руб. = 200 руб.

суточные 100 руб. * 1 день = 100 руб.

Всего: 300 рублей

4) Командировка юриста на семинар на 2 дня

билеты 2 шт. по 250 руб. = 500 руб.

суточные 100 руб. * 2 дня = 200 руб.

проживание в гостинице - 2 суток * 500 руб. = 1000 руб.

Всего: 1700 рублей

5) Командировка начальника отдела кадров на семинар по обмену опытом на 2 дня

билеты 2 шт. по 200 руб. = 400 руб.

суточные 100 руб. * 2 дня = 200 руб.

проживание в гостинице - 2 суток * 500 руб. = 1000 руб.

Всего: 1600 рублей

Итого на служебные командировки – 15000 руб.

Расходы по оплате услуг связи, банка.

Оплата услуг связи по месяцам:

Январь – 900 рублей

Февраль – 950 рублей

Март – 950 рублей

Апрель – 900 рублей

Май – 1000 рублей

Июнь – 950 рублей

Июль – 950 рублей

Август – 900 рублей

Сентябрь – 950 рублей

Октябрь – 900 рублей

Ноябрь – 950 рублей

Декабрь – 1000 рублей

ИТОГО - 11300 рублей

Заключение договора с банком на обслуживание организации – 8700 рублей.

Итого на расходы по оплате услуг связи, банка - 20000 руб.

Канцелярские расходы.

Приобретение:

бумаги для ксерокса - 25 пачек * 132 рубля = 3300 рублей

бумаги потребительской – 20 пачек * 40 руб. = 800 рублей

ручек – 200 шт. * 10 руб. = 2000 руб.

скрепки – 30 пачек * 10 руб. = 300 руб.

кнопки – 10 пачек * 10 руб. = 100 руб.

корректоры – 20 шт. * 20 руб. = 400 руб.

степлеры – 10 шт. * 30 руб. = 300 руб.

краска для ксерокса 3 банки * 200 руб. = 600 руб.

картриджи 10 штук * 80 руб. = 800 руб.

конверты 200 шт. * 7 руб. = 1400 руб.

Итого на канцелярские расходы – 10000 рублей

Расходы на обучение персонала.

Оплата обучения рабочих – 3 человека * 5000 руб. = 15000 руб.

Оплата курсов повышения квалификации общехозяйственного персонала - 2 человека * 5000 руб. = 10000 руб.

Итого на обучение персонала – 25000 рублей.

Расходы на охрану труда.

Приобретение огнетушителей – 10 штук по 400 руб. = 4000 руб.

Обустройство пожарных щитов – 5000 руб.

Установка вентиляции в цехах основного и вспомогательного производства – 4500 руб.

Приобретение медицинских аптечек для цехов, для автомобиля, для общехозяйственного персонала – 5 шт. * 400 руб. = 2000 руб.

Приобретение спец.одежды 135 шт. * 100 руб. = 13500 руб.

Приобретение моющих средств – 1000 руб.

Итого расходов на охрану труда на 30000 рублей.

Прочие общехозяйственные расходы – данные берём из таблицы 12.


3.7. Составление сметы цеховых расходов


Таблица 16

Смета цеховых расходов


Статьи затрат Сумма, руб. %
1 2 3

заработная плата цехового персонала с ФМП

отчисления на социальные нужды

содержание МОП

отчисления на социальные нужды

топливо (пар)

электроэнергия

прочие расходы

6) амортизация основных средств цехового назначения (здания)

917280

326552

74880

26657

11314

6034

33943

4600

65,46

23,3

5,34

1,9

0,81

0,43

2,42

0,33

ИТОГО 1401260 100

Сумму заработной платы цехового персонала заполняем из таблицы 7 и 8.

Содержание МОП из таблицы 7.

Отчисления на социальные нужды – 35,6 % от заработной платы.

Электроэнергию, топливо (пар), прочие расходы заполняем из таблицы 12. Сумму амортизации заполняем из таблицы 13 (п. 1)


3.8. Составление калькуляции выпущенной продукции.


Таблица 17

Калькуляция продукции


Статьи затрат Продукция А - 90000 Продукция В - 50000 Продукция С- 45000 итого

На единицу сумма На единицу сумма На единицу сумма На единицу сумма
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Сырьё 112,5 10125000 112,5 5625000 75 3375000 103,38 19125000
2. Заработная плата основных производственных рабочих с ФМП

18,09


1627695


18,09


904275


12,06


542565


16,62


3074535

3. Отчисления на социальные нужды 6,44 579460 6,44 321922 4,29 193153 5,92 1094535
4. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

52,26


4703238


52,26


2612910


34,84


1567746


48,02


8883894

5. Цеховые расходы 8,24 741844 8,24 412135 5,5 247281 7,57 1401260
6. Общехозяйственные расходы 9,62 865396 9,62 480776 6,4 288465 8,84 1634636
ИТОГО 207,15 18642633 207,15 10357018 138,09 6214210 190,35 35213860

Графа 9 состоит:

п.1 сырьё – итог таблицы № 10 «Расчёт количества и стоимости сырья для производства продукции основного производства»

п.4 заработная плата основных производственных рабочих – таблица № 9 «Сводный план по труду» + п.1 таблицы № 8 «Выплаты из фонда материального поощрения»

п.3 отчисления на социальные нужды – 35,6% от п.2

п.4 расходы на содержание и эксплуатацию оборудования включает в себя: – п.4 заработная плата рабочих вспомогательного производства + п.2 таблицы № 8 «Выплаты из фонда материального поощрения»;

- отчисления на социальные нужды 35,6%;

- итог таблицы № 11 «Расчёт количества и стоимости материалов для вспомогательного производства»;

- стоимость электроэнергии на основное и вспомогательное производство;

- стоимость пара на основное и вспомогательное производство;

- стоимость прочих расходов на основное и вспомогательное производство;

- таблица № 13 «Расчёт амортизационных отчислений» п.3 + п.4 + п.5 ;

п.5 Цеховые расходы – итог таблицы № 16 «Смета цеховых расходов»;

п.6 Общехозяйственные расходы – итог таблицы № 15 «Смета общехозяйственных расходов»

1. Сырьё

графы 3,5,7 берём из таблицы № 10 графа 6.

Графы 2,4,6 получаем:

1627695 : 90000 = 112,5

5625000 : 50000 = 112,5

3375000 : 45000 = 75

2. Заработная плата основных производственных рабочих графы 3,5,7 разбиваем пропорционально стоимости сырья

(3074535 * 10125000) : 19125000 = 1627695

(3074535 * 5625000) : 19125000 = 904275

(3074535 * 3375000) : 19125000 = 542265

графы 2,4,6 находим путём деления граф на количество продукции

1627695 : 90000 = 18,09

904275 : 50000 = 18,09

542265 : 45000 = 12,06

3. отчисления на социальные нужды 35,6% от п.2

4. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования графы

3,5,7 разбиваем пропорционально заработной плате основных производственных рабочих

(1627695 * 8883894) : 3074535 = 4703238

(904275 * 8883894) : 3074535 = 2612910

(542565 * 8883894) : 3074535 = 1567746

графы 2,4,6 находим путем деления граф 3,5,7 на количество продукции А, В, С

4703238 : 90000 = 52,26

2612910 : 50000 = 52,26

1567746 : 45000 = 48,02

5. цеховые расходы

графы 3,5,7 разбиваем пропорционально заработной плате основных производственных рабочих

(1627695 * 1401260) : 3074535 = 741844

(904275 * 1401260) : 3074535 = 412135

(542565 * 1401260) : 3074535 = 247281

графы 2,4,6 находим путем деления граф 3,5,7 на количество продукции

741844 : 90000 = 8,24

412135 : 50000 = 8,24

247281 : 45000 = 5,5

общехозяйственные расходы

графы 3,5,7 разбиваем пропорционально заработной плате основных производственных рабочих

(1627695 * 1634636) : 3074535 = 865396

(904275 * 1634636) : 3074535 = 480776

(542565 * 1634636) : 3074535 = 288465

графы 2,4,6 находим путем деления граф 3,5,7 на количество продукции.

865396 : 90000 = 9,62

480776 : 50000 = 9,62

288465 : 45000 = 6,4


IV. Сводная таблица технико-экономических показателей предприятия.


Таблица 18

Технико-экономические показатели


наименование показателей

Единица

измерения

показатели
1 2 3

1) объём выполненных работ

2) численность всего персонала

в т.ч. рабочих

3) выработка на 1 работающего

в т.ч. на 1 рабочего

4) фонд заработной платы всего персонала с ФМП

в т.ч. рабочих

5) среднегодовая заработная плата 1 работающего

в т. ч. 1 рабочего

6) затраты по смете

7) себестоимость единицы продукции

продукции А

продукции В

продукции С

8) Прибыль

руб.

чел.

чел.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.коп.

руб.коп.

руб.коп.

руб.коп.

руб.

69250000

221

131

313348

344527

6585780

4545300

29800

22613

35213860

190,35

207,15

207,15

138,09

34036140


Пункт 1 заполняем из п.1.1. курсовой работы,

пункт 2,3,4,5 заполняем из таблицы № 9 «Сводный план по труду»,

пункт 6 – из таблицы № 14 «Смета затрат на производство»,

пункт 7 – из таблицы № 17 «Калькуляция продукции»,

пункт 8 прибыль – разница между объёмом выполненных работ и затратами по смете.

Вывод: в результате расчётов получена прибыль, она составила 34036140 рублей, значит, данное предприятие оказалось прибыльным.

Использованная литература.


Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб.пособие. 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1998. – 208 с.: ил.

Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб.для ср.спец.учеб.заведений.-М.:Экономисть, 2004. – 251 с.

Методические указания для студентов по оформлению курсовой работы.

Похожие работы:

  1. • Разработка бизнес-плана на предприятие ООО "Кафе ...
  2. • Бизнес-план как основа инвестиционного проекта
  3. • Бизнес-план
  4. • Бизнес-план предприятия ОАО "Дагнефтегаз"
  5. • Порядок разработки бизнес-плана
  6. • Бизнес-план и его реализация на предприятии
  7. • Финансовое планирование на предприятиях промышленности в ...
  8. • Значение планирования в деятельности предприятия
  9. • Удосконалення процесу очищення соняшникової олії ...
  10. • Финансовое планирование на РУП "БелТАПАЗ"
  11. • Разработка стратегии ОАО "ЧЭМК"
  12. • Налогообложение субъектов малого предпринимательства ...
  13. • Финансовая деятельность предприятия: анализ и пути ...
  14. • Последовательность разработки бизнес-плана
  15. • Бизнес-план предприятия
  16. • Разработка бизнес-плана для своего предприятия
  17. • Разработка бизнес-плана по оказанию общеобразовательных услуг ...
  18. • Анализ бизнес-плана фирмы "АВС"
  19. • Бизнес-план
Рефетека ру refoteka@gmail.com