Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Безработица и ее виды

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ.

1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика.

1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица.

1.3 Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена.

1.4 Государственное регулирование занятости.

2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, вторая – исследовательская. Тема первой, теоретической, части курсовой работы «Безработица и ее виды».

Проблема безработицы – одна из важнейших проблем современной экономики России. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально – экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Безработицу нельзя рассматривать только как сугубо экономическое явление. Весьма важно учитывать е социальные аспекты. И только двойственный подход к ее изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, ее роль и значение.

В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.

Во второй – исследовательской части, необходимо рассмотреть динамику безработицы в России.


1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ


Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика


Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной трудовой деятельности в народном хозяйстве. Это значит, что проблемы трудовых ресурсов (их воспроизводства, формирования и использования) рассматриваются на макроуровне, т.е. в масштабах страны и ее регионов. Иными словами, это работающая и неработающая, но трудоспособная часть населения.

Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

общей численностью трудоспособного населения;

количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется следующими показателями:

состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.


1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица


Безработица – это часть работоспособного населения, временно или постоянно потерявшего работу. Спрос на рабочую силу зависит от величины капитала, затрачиваемого на рабочую силу или переменного капитала. Относительное сокращение этого капитала влечет за собой относительное сокращение спроса на рабочую силу накопление капитала ведет к втягиванию в производство все меньшей добавочной рабочей силы. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.

Безработица – это когда часть активного населения не может найти работу, становится «излишним» населением – резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Виды безработицы:

Текучая или фрикционная безработица – это когда люди потеряли работу, но вскоре найдут новую. Происходит поиск новой, лучшей работы. Этот вид безработицы не представляет из себя серьезной проблемы, поскольку отражает обычную текучую безработицы. Средством уменьшения текучей безработицы является расширение информационных услуг: своевременное предоставление информации о наличии свободных мест, создание специальных органов печати и телевидения для ускорения возможности получения той или иной информации. Этот тип безработицы включает в себя, которые незаняты в связи с переходом с одной работы на другую и в течении недели рассчитывают приступить к работе на новом месте, а также работников в тех отраслях, где временные увольнения являются нормой без влияния на общий уровень дохода людей, например, в строительстве. В период внедрения новых достижений технического прогресса, такое движение становится не только неизбежным, но и более интенсивным. В какой-то мере эта безработица является желательной т.к. многие рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица – это безработица, которая возникает в результате несовпадения предложения и спроса по квалификациям и специальностям вследствие отсталости квалификационно-образовательной системы трудовых ресурсов. Структурная безработица является тяжелой формой безработицы, так как затраты на ее устранение, т.е. затраты на переквалифицирование людей, создание учреждений по повышению или изменению квалификации, а также изменение самого образования очень высоки. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.

Различие между фрикционной и структурной безработицей:

у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;

фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более тяжелой;

фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта;

структурная безработица – это результат потребительских и психологических изменений в производстве товаров и услуг.

Циклическая безработица – вызывается спадом производства, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью совокупных потребительских инвестиционных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше.

Скрытая безработица – или неполная занятость: это когда люди заняты неполный рабочий день и т.д. Этому виду безработицы подвержены такие владельцы мелких предприятий, которые получают доход ниже уровня средней заработной платы. Они готовы в любое время покинуть свое предприятие. Скрытая безработица типична для типична для сельских районов: полуразорившиеся крестьяне формально считаются самостоятельными хозяевами, а в действительности они безработные – они лишни в этом виде производства

Застойная безработица – включает в себя прежде всего работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными

Низший слой застойного перенаселения образуют люди, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможности вернуться в него.

Теория «полной занятости»:

На практике трудно установить фактический уровень безработицы. Уровень безработицы – это процентное отношение части к занятой рабочей силе.

Уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, хотя его нельзя считать безошибочным барометром неблагополучия экономики.

«Полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы и составляет 5-6 % от рабочей силы. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.

Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление. Ведь «фрикционным» безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. «Структурным» безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы: наблюдается дефицит совокупного спроса.

В такой ситуации фактический уровень безработицы выше естественного уровня. Эта ситуация свидетельствует о циклической безработице. Если при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, т.е. количество свободных мест превышает количество рабочих, ищущих работу, то такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества


Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена


Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать и того, что длительное время трудоспособное население в России практически н6е сталкивалось с такими фактами. Более того, как отмечалось ранее, труд был дефицитным фактором производства. Трудящиеся имели определенную «неформальную» возможность оказывать влияние на условия труда и его оплат. Сегодня они этого практически лишены.

Важнейшим социальным последствием безработицы является потеря квалификации. Практика показала, что человек, не работающий более года, фактически будет не в состоянии, если ему предоставят работу по его специальности, успешно работать, обеспечить необходимое качество работ и надлежащую производительность труда. В то случае, если человек не работает два года, он не сможет осуществлять вообще какую – либо профессиональную деятельность. Этим людям необходимо пройти обучение новым профессиям.

Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции на рынке труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность, по-существу, будет носить вынужденный характер, а такой труд, как известно, не может быть высококвалифицированным и не обеспечивает необходимое качество работ. В этих условиях не удается сформировать стабильные производственные коллективы.

Рост безработицы приводит к усилению маргинализации и люмпенизации, обострению социальной напряженности, ухудшению социально – психологического климата в обществе. Безработица является следствием бедности и порождает ее. Получается своего рода замкнутый круг, разорвать который молодому человеку самому очень сложно. Ему нужна помощь и благотворительных организаций, и государства.

Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. В результате анализа выяснилось, что безработица связана с депрессией – угнетенным, подавленным психическим состоянием. Безработица приводит к росту числа больных, которым оказывается консультативно – лечебная помощь в связи с заболеваниями. Психическими расстройствами и расстройствами поведения. Существенно увеличивается число больных, состоящих на учете в лечебно – профилактических учреждениях с диагнозом наркомании и токсикомании.

Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. В условиях, когда доходы человека находятся на низком уровне и он не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря являются особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России.

Социальные последствия безработицы не ограничиваются только перечисленным выше. Она может позволить предпринимателям еще более понизить цену силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы, устанавливать более продолжительную, чем определено законом, рабочую неделю, изменять длительность отпуска, не оплачивать больничных листов, отказывать в приеме на работу женщинам и т.д.

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хотя, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, обществу. Все это убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал. Безработица приводит к бездеятельности, маргинализации населения, она может выступать как источник дестабилизации и социальной напряженности, социального взрыва. Это возможно в том случае, когда ее размеры превысят допустимый уровень.

Безработица может выступать как условие социально- экономической дестабилизации и в том случае, если даже ее угроза коснется работников не особенно многочисленных, но хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или в определенном виде деятельности. Примером таких профессиональных групп могут быть шахтеры, энергетики, врачи, учителя. Безработица становится фактором социально – экономической дестабилизации и в том случае, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу, - так называемые «отчаявшиеся».

Но только этим роль безработицы как фактора социальной дестабилизации не исчерпываются. Она может выступать как «мина замедленного действия». Речь в данном случае идет о современной безработице в некоторых ведущих отраслях экономики. К их числу относятся: наука и научное обслуживание, информационно- вычислительное обслуживание, некоторые отрасли обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается дисквалификацией работников, их переквалификацией и эмиграцией.

Говоря о безработице, надо иметь в виду, что ее последствия как сложного социально – экономического явления невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд. Комплектование предприятий кадрами не может быть обеспечено только за счет естественного прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать многие новые предприятия, учреждения и организации только летом и осенью, когда молодежь заканчивает обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос на дополнительную рабочую силу в связи с естественной убылью и текучестью кадров. Удовлетворить этот спрос можно лишь за счет резерва рабочей силы.

Экономические последствия безработицы многообразны и неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Необходимо отметить, что безработица – весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса. В связи с этим при решении вопроса об экономических потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого.

Норма безработицы является результатом быстрого или медленного кумулятивного экономического роста и высокий уровень безработицы и ее последствия невозможно быстро ликвидировать.

В то же время безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращении. Налогов, которые поступают государству. Это обусловлено снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, и уменьшением поступления налогов от физических лиц, что снижает инвестиционные возможности государства.

Рост безработицы увеличивает и расходы государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей из заработков работающих, но и ассигнования их федерального бюджета, бюджетов субъектов российской федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Безработица означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой. А именно такое положение дел имеет место в России.

Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может приветик тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, не интересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.

Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает не просто предоставление нуждающемуся человека рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены, рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Известны случаи, когда работодатели, особенно на малых предприятиях устанавливают более продолжительную по сравнению с установленной законом рабочую неделю, сокращают продолжительность отпуска, не оплачивают больничные листы, в том числе в связи с родами, отказывают в приеме на работу женщинам. Они могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.

В конечном счете рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия изучен недостаточно.

Безработица, ее рост дают весьма точный и эффективный сигнал работнику о том, сто его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Позитивным результатом существования безработицы на уровне страны (при условии, что уровень безработицы не превышает ее естественного уровня в разы) является то факт, что безработица – одно из условий нормального, бесперебойного функционирования экономики, обеспечивающая формирование резерва, рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики.

Закон Оукена.

Главная цена безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукция как отставание объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального ВВП, причем чем меньше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП.

Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП.

Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Предположим, естественный уровень безработицы составляет 5%, а ее фактический уровень – 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен – 2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8% - 5%)Ч(- 2,5) = - 7,5% : страна «недополучила» 7,5% от потенциального ВВП


1.4 Государственное регулирование занятости


Политика занятости – органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

Содействие развитию малого предпринимательства на разных управлениях;

Разработка концепции обеспечения занятости и выживания малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

Стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес – образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

Ориентация экономической политики на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

Становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены по мере национальной экономики;

Целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

Расширение практики общественных работ;

Усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗоТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности на муниципальном и региональном уровнях.

Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: По объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по источникам финансирования; по продолжительности воздействия.

Объектами воздействия является население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д. В зависимости от особенностей объекта можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, изменение годового ФРВ и тому подобное – и косвенные методы регулирования: регулирования демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

По содержанию регулирующих мер выделяют меры экономического характера (поддержка экономически целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса и т.д.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы до одного человека, возможности совместительства, изменение состава экономически активного населения и тому подобное); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политику).

По уровню управленческого воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.

По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты региона России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).

По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные( до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет и более).

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единственной системой органов и учреждений деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграцией и урегулирования трудовых споров.

Функции Государственной службы занятости:

Оценка состояния и прогноз развитии занятости населения, информирования о положении на рынке труда;

Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан находящихся под риском увольнения а так же граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;

Организация мероприятий активной политики занятости при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 году СЗ имела 2127 по современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

Разработку мер финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрении применении гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;

Правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства занятости населения;

Совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;

Создание развития инфраструктуры рынка труда;

Внедрение эффективных механизмов проведения активной политики, занятости населения, включая организацию и проведения специальных мероприятий по профилированию(распределению безработных граждан, на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста, и других социально-демографических характеристик в целях оказания им эффективной помощи им в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

Оказания социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.


Таблица1 – Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости.

Основные направления использования финансовых средства на реализацию политики занятости
Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан
Организация общественных работ
Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным

Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития

Предпринимательской деятельности безработных граждан

Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения
Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение
Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения
Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным
Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения
Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости
Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально – бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб
Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости
Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно – правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации « О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положение, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских других законодательств.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом « О занятости населения в Российской федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

МОТ – межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры – предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.

Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конференций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие методы решения проблем занятости.

Они также нацеливают государства на разработку собственной политики в области занятости в общем международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество. Эта политика должна обеспечивать:

Наличие работы для всех, кто ее ищет;

Наибольшую продуктивность такой работы;

Существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).


БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ


Таблица1

Распределение численности безработных по возрастным группам


Всего,
тыс.
человек

в том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет


до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59

60
и более


Безработные - всего











2003 5683 575 1066 726 631 643 688 624 442 157 133 34,4
2004 5775 603 1022 710 611 632 696 672 501 184 144 34,9
2005 5208 548 933 679 587 495 581 604 468 188 126 34,8
2006 4999 476 1079 694 467 499 498 610 421 192 63 34,1
2007 4246 382 870 496 523 382 487 499 390 149 68 34,6
Мужчины











2003 3007 298 574 406 339 344 366 303 217 92 69 34,2
2004 2902 299 533 368 277 311 366 311 253 102 83 34,9
2005 2801 289 547 355 321 253 331 304 227 115 59 34,5
2006 2631 230 575 379 240 281 244 329 209 107 37 34,2
2007 2271 213 476 265 277 219 257 253 191 86 34 34,3
Женщины











2003 2676 277 493 319 292 299 322 321 225 65 64 34,7
2004 2873 304 489 343 334 321 330 361 248 82 62 34,9
2005 2407 259 385 323 266 242 250 300 241 73 67 35,2
2006 2368 246 503 314 227 218 253 282 212 85 26 34,1
2007 1975 169 394 231 246 164 229 246 199 63 34 34,8

Таблица 2 - Структура безработных по возрастным группам
(в процентах)


Всего в том числе в возрасте, лет


до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59

60
и более

Безработные - всего










2003 100 10,1 18,8 12,8 11,1 11,3 12,1 11,0 7,8 2,8 2,3
2004 100 10,4 17,7 12,3 10,6 10,9 12,1 11,6 8,7 3,2 2,5
2005 100 10,5 17,9 13,0 11,3 9,5 11,2 11,6 9,0 3,6 2,4
2006 100 9,5 21,6 13,9 9,3 10,0 10,0 12,2 8,4 3,8 1,3
2007 100 9,0 20,5 11,7 12,3 9,0 11,5 11,8 9,2 3,5 1,6
Мужчины










2003 100 9,9 19,1 13,5 11,3 11,4 12,2 10,1 7,2 3,0 2,3
2004 100 10,3 18,3 12,7 9,6 10,7 12,6 10,7 8,7 3,5 2,8
2005 100 10,3 19,5 12,7 11,5 9,0 11,8 10,9 8,1 4,1 2,1
2006 100 8,8 21,9 14,4 9,1 10,7 9,3 12,5 7,9 4,1 1,4
2007 100 9,4 21,0 11,7 12,2 9,6 11,3 11,1 8,4 3,8 1,5
Женщины










2003 100 10,3 18,4 11,9 10,9 11,2 12,0 12,0 8,4 2,4 2,4
2004 100 10,6 17,0 11,9 11,6 11,2 11,5 12,6 8,6 2,9 2,1
2005 100 10,8 16,0 13,4 11,1 10,1 10,4 12,5 10,0 3,0 2,8
2006 100 10,4 21,3 13,3 9,6 9,2 10,7 11,9 9,0 3,6 1,1
2007 100 8,5 19,9 11,7 12,5 8,3 11,6 12,5 10,1 3,2 1,7

Таблица 3 – Уровень безработицы по возрастным группам
(в процентах от экономически активного населения соответствующей возрастно-половой группы)


Всего в том числе в возрасте, лет


до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59

60
и более

Всего










2003 7,8 30,0 14,4 7,8 7,2 7,1 6,1 6,0 5,3 4,7 4,4
2004 7,9 32,1 13,8 7,6 6,9 7,3 6,4 6,4 5,9 4,7 5,3
2005 7,1 29,2 12,3 7,1 6,5 5,8 5,5 5,7 5,3 3,9 4,8
2006 6,7 27,8 14,2 7,2 5,0 5,8 5,0 5,7 4,7 3,7 2,7
2007 5,7 24,0 11,2 5,0 5,6 4,4 5,1 4,6 4,3 2,6 2,6
Мужчины










2003 8,1 27,3 14,2 8,2 7,4 7,5 6,6 6,1 5,4 5,0 4,4
2004 7,8 27,7 13,2 7,4 6,0 7,1 6,8 6,2 6,3 4,7 5,7
2005 7,5 25,3 13,2 7,0 6,8 5,9 6,4 6,1 5,5 4,6 4,2
2006 7,0 23,1 13,9 7,5 5,0 6,5 5,0 6,4 5,0 3,8 2,9
2007 6,0 22,9 11,4 5,0 5,7 5,0 5,6 4,8 4,5 2,9 2,6
Женщины










2003 7,5 33,5 14,5 7,4 7,0 6,7 5,6 5,9 5,2 4,4 4,4
2004 8,0 38,1 14,5 7,8 7,8 7,4 5,9 6,5 5,5 4,7 4,9
2005 6,6 35,1 11,1 7,2 6,1 5,8 4,6 5,4 5,2 3,2 5,5
2006 6,5 34,4 14,5 6,9 5,0 5,1 5,0 5,0 4,4 3,6 2,5
2007 5,3 25,5 11,0 5,0 5,5 3,8 4,7 4,3 4,1 2,4 2,7

Таблица 4

- Распределение численности безработных по уровню образования


Всего в том числе имеют образование


высшее профес-сиона-льное неполное высшее профес-сиона-льное среднее профес-сиона-льное начальное профес-сиона-льное

среднее (полное)
общее

основное общее

начальное общее,
не имеют началь-ного общего


Тысяч человек
Безработные - всего







2003 5683 638 152 1177 919 1916 803 79
2004 5775 632 154 1183 1059 1909 777 61
2005 5208 524 154 978 951 1687 856 59
2006 4999 537 104 864 878 1849 675 92
2007 4246 487 106 800 790 1483 534 46
Мужчины







2003 3007 325 65 460 550 1073 486 49
2004 2902 290 71 443 647 939 471 41
2005 2801 247 83 377 584 928 548 34
2006 2631 229 50 341 525 1047 389 50
2007 2271 211 35 357 495 803 334 36
Женщины







2003 2676 313 87 717 370 843 317 30
2004 2873 342 83 740 412 970 306 20
2005 2407 277 71 601 367 759 308 25
2006 2368 308 54 523 353 801 287 42
2007 1975 277 71 443 295 680 200 9

В процентах
Безработные - всего







2003 100 11,2 2,7 20,7 16,2 33,7 14,1 1,4
2004 100 11,0 2,7 20,5 18,3 33,1 13,5 1,1
2005 100 10,1 2,9 18,8 18,3 32,4 16,4 1,1
2006 100 10,7 2,1 17,3 17,6 37,0 13,5 1,8
2007 100 11,5 2,5 18,8 18,6 34,9 12,6 1,1
Мужчины







2003 100 10,8 2,2 15,3 18,3 35,7 16,2 1,6
2004 100 10,0 2,5 15,3 22,3 32,4 16,2 1,4
2005 100 8,8 3,0 13,5 20,9 33,1 19,5 1,2
2006 100 8,7 1,9 13,0 20,0 39,8 14,8 1,9
2007 100 9,3 1,5 15,7 21,8 35,4 14,7 1,6
Женщины







Продолжение таблицы 4
2003 100 11,7 3,3 26,8 13,8 31,5 11,8 1,1
2004 100 11,9 2,9 25,8 14,3 33,8 10,7 0,7
2005 100 11,5 2,9 25,0 15,2 31,5 12,8 1,0
2006 100 13,0 2,3 22,1 14,9 33,8 12,1 1,8
2007 100 14,0 3,6 22,4 14,9 34,4 10,1 0,5

Таблица 5 – Уровень безработицы по образованию (в процентах от экономически активного населения соответствующего пола и уровня образования)


Всего из них имеют образование


высшее профес-сиона-льное неполное высшее профес-сиона-льное среднее профес-сиона-льное начальное профес-сиона-льное

среднее (полное)
общее

основное общее

начальное
общее,
не имеют
начального общего

Всего







2003 7,8 3,9 9,9 6,1 7,7 11,1 14,0 12,3
2004 7,9 3,6 10,4 6,3 8,2 11,2 15,7 14,4
2005 7,1 3,0 10,5 5,3 7,1 9,8 16,6 11,4
2006 6,7 2,9 7,9 4,7 6,6 10,6 14,2 20,5
2007 5,7 2,4 8,9 4,2 6,0 8,6 12,5 12,8
Мужчины







2003 8,1 4,3 8,6 5,9 7,5 10,9 14,1 13,8
2004 7,8 3,6 10,2 5,9 8,0 9,9 15,3 17,8
2005 7,5 3,1 11,7 5,2 6,9 9,7 17,6 11,2
2006 7,0 2,7 7,7 4,7 6,4 10,5 13,3 20,5
2007 6,0 2,3 6,4 4,6 6,0 8,6 12,8 16,5
Женщины







2003 7,5 3,5 11,0 6,3 8,0 11,3 13,8 10,5
2004 8,0 3,6 10,5 6,6 8,7 12,7 16,3 10,3
2005 6,6 2,9 9,4 5,4 7,3 9,9 15,0 11,6
2006 6,5 3,1 8,0 4,6 6,8 10,7 15,7 20,5
2007 5,3 2,5 11,1 3,9 5,8 9,3 12,0 6,9

Таблица 6

– Распределение численности безработных по семейному положению


Всего из них


состоят в браке

холосты,
не замужем

вдовцы, вдовы

разведены,
разошлись


Тысяч человек
Безработные - всего




2003 5683 2741 2004 220 718
2004 5775 2841 1964 213 758
2005 5208 2503 1914 178 613
2006 4999 2295 1943 185 576
2007 4246 1976 1611 139 519
Мужчины




2003 3007 1400 1206 44 358
2004 2902 1367 1139 39 357
2005 2801 1210 1244 30 318
2006 2631 1106 1173 45 307
2007 2271 988 1008 36 238
Женщины




2003 2676 1341 798 176 361
2004 2873 1474 825 174 400
2005 2407 1292 670 149 296
2006 2368 1189 770 140 269
2007 1975 988 603 103 281

В процентах
Безработные - всего




2003 100 48,2 35,3 3,9 12,6
2004 100 49,2 34,0 3,7 13,1






2005 100 48,1 36,7 3,4 11,8
2006 100 45,9 38,9 3,7 11,5
2007 100 46,5 37,9 3,3 12,2
Мужчины




2003 100 46,5 40,1 1,5 11,9
2004 100 47,1 39,3 1,3 12,3
2005 100 43,2 44,4 1,1 11,3
2006 100 42,0 44,6 1,7 11,7
2007 100 43,5 44,4 1,6 10,5
Женщины




2003 100 50,1 29,8 6,6 13,5
Продолжение таблицы 6
2004 100 51,3 28,7 6,1 13,9
2005 100 53,7 27,8 6,2 12,3
2006 100 50,2 32,5 5,9 11,4
2007 100 50,0 30,5 5,2 14,2

Таблица 7 – Распределение численности безработных по способам поиска работы№)


Всего из них использовали способы поиска работы


обращение в государственную службу занятости обращение в коммерческую службу занятости подача объявлений в печать, отклик на объявления обращение к друзьям, родственникам, знакомым непосредственное обращение к администрации/ работодателю другие способы

Тысяч человек
Безработные - всего






2003 5683 1873 215 1022 3331 1629 744
2004 5775 1997 189 977 3491 1818 636
2005 5208 1779 140 922 2953 1357 628
2006 4999 1732 162 691 2883 1222 537
2007 4246 1399 151 736 2526 1137 541
Мужчины






2003 3007 813 122 555 1783 887 429
2004 2902 848 88 483 1828 945 361
2005 2801 785 62 549 1644 788 380
2006 2631 743 80 345 1579 670 323
2007 2271 656 72 379 1388 646 299
Женщины






2003 2676 1061 93 467 1548 742 315
2004 2873 1150 101 494 1663 872 275
2005 2407 994 79 373 1309 569 248
2006 2368 990 82 346 1303 552 214
2007 1975 743 79 357 1137 491 242

В процентах
Безработные - всего






2003 100 33,0 3,8 18,0 58,6 28,7 13,1
2004 100 34,6 3,3 16,9 60,5 31,5 11,0
2005 100 34,2 2,7 17,7 56,7 26,0 12,1
2006 100 34,7 3,2 13,8 57,7 24,4 10,7
2007 100 33,0 3,5 17,3 59,5 26,8 12,7
Мужчины






2003 100 27,0 4,1 18,5 59,3 29,5 14,3
2004 100 29,2 3,0 16,6 63,0 32,6 12,4
2005 100 28,0 2,2 19,6 58,7 28,1 13,6
2006 100 28,2 3,0 13,1 60,0 25,5 12,3
2007 100 28,9 3,2 16,7 61,1 28,5 13,2
Женщины






2003 100 39,6 3,5 17,4 57,8 27,7 11,8
2004 100 40,0 3,5 17,2 57,9 30,4 9,6
2005 100 41,3 3,3 15,5 54,4 23,6 10,3
2006 100 41,8 3,5 14,6 55,0 23,3 9,0
2007 100 37,6 4,0 18,1 57,6 24,8 12,3

Сумма значений по строкам больше итога, так как безработные указывали все использованные способы поиска работы.


Таблица 8 – Распределение численности безработных по продолжительности поиска работы (незавершенной безработицы)


Всего,
тыс.
человек

в том числе ищут работу, месяцев

Среднее
время
поиска работы, месяцев



менее 1 от 1 до 3 от 3 до 6 от 6 до 12

12
и более


Безработные - всего






2003 5683 631 1076 846 1104 2026 8,2
2004 5775 517 1131 924 988 2215 8,5
2005 5208 519 959 800 1044 1886 8,4
2006 4999 447 836 718 988 2010 8,9
2007 4246 451 832 612 698 1653 8,4

безработные без учащихся,
студентов и пенсионеров








2003 5038 545 932 746 985 1829 8,3
2004 4998 446 943 782 858 1969 8,6
2005 4598 420 859 710 960 1649 8,4
2006 4482 394 711 647 882 1848 9,0
2007 3795 399 720 541 633 1501 8,5
студенты, учащиеся






2003 253 40 101 53 25 34 4,8
2004 320 27 131 87 50 26 4,6
2005 222 68 47 53 30 24 4,5
2006 203 41 81 35 31 16 4,2
2007 164 28 59 38 24 15 4,5

пенсионеры по возрасту
и на льготных условиях








2003 302 35 37 39 69 123 9,1
2004 344 33 39 49 61 161 9,6
2005 286 22 41 36 45 142 9,8
2006 208 11 34 25 59 79 9,3
2007 202 18 37 30 27 91 9,0
пенсионеры по инвалидности






2003 90 11 7 8 25 39 9,5
2004 113 11 18 6 19 59 9,9
Продолжение таблицы 8
2005 103 9 12 1 9 72 11,6
2006 106 0,0 11 12 16 68 11,7
2007 84 5 16 3 14 46 10,3
безработные, ранее не имевшие работы






2003 1268 145 243 197 278 405 7,9
2004 1409 114 285 238 263 509 8,3
2005 1355 151 180 242 302 480 8,4
2006 1588 109 228 239 345 667 9,3
2007 1255 104 171 206 234 540 9,2

безработные, не имевшие
работы в течение последних
12 месяцев








2003 2055 116 81 77 160 1622 12,8
2004 2117 92 84 80 154 1706 13,0
2005 1748 61 79 73 127 1407 13,1
2006 1686 50 67 62 164 1344 13,2
2007 1385 49 68 53 101 1114 13,1

Таблица 9 – распределение численности безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости


Всего в том числе


имеют опыт
работы

из них оставили прежнее место работы в связи с ранее не имели опыта работы



высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия увольнением по собственному желанию

Тысяч человек
Безработные - всего




2003 5683 4415 1164 1503 1268
2004 5775 4367 1232 1444 1409
2005 5208 3853 1159 1144 1533
2006 4999 3411 960 1089 1588
2007 4246 2991 747 949 1255
Мужчины




2003 3007 2375 548 904 632
2004 2902 2208 563 791 694
2005 2801 2099 535 687 702
2006 2631 1864 454 670 767
2007 2271 1644 372 567 627
Женщины




2003 2676 2040 615 599 636
2004 2873 2158 669 653 715
2005 2407 1754 624 457 653
2006 2368 1547 506 419 821
2007 1975 1347 375 382 628

В процентах
Безработные - всего




2003 100 77,7 20,5 26,4 22,3
2004 100 75,6 21,3 25,0 24,4
2005 100 74,0 22,3 22,0 26,0
2006 100 68,2 19,2 21,8 31,8
2007 100 70,4 17,6 22,4 29,6
Мужчины




2003 100 79,0 18,2 30,1 21,0
2004 100 76,1 19,4 27,3 23,9
2005 100 74,9 19,1 24,5 25,1
2006 100 70,8 17,3 25,5 29,2
Продолжение таблицы 9
2007 100 72,4 16,4 25,0 27,6
Женщины




2003 100 76,2 23,0 22,4 23,8
2004 100 75,1 23,3 22,7 24,9
2005 100 72,9 25,9 19,0 27,1
2006 100 65,3 21,4 17,7 34,7
2007 100 68,2 19,0 19,3 31,8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как безработица. В заключение работы хотелось бы сделать некоторые выводы

Между колебаниями объема выпуска и уровня безработицы, происходящими в ходе экономического цикла, имеется четкая взаимосвязь. Согласно закону Оукена, на каждые 2% уменьшения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Эта закономерность может использоваться для прогнозирования изменений безработицы на основе данных о циклических колебаниях ВВП;

Рецессии и связанная с ними высокая безработица весьма дорого обходятся для экономики. Периоды продолжительного экономического застоя обходятся стране в сотни миллиардов долларов, а также приносят огромные социальные издержки. Однако, хотя безработица была язвой капитализма начиная еще со времен Промышленной революции, понимание ее причин и издержек стало возможным лишь с развитием современной макроэкономической теории.

Правительство ежемесячно собирает статистические данные о безработице, занятости и рабочей силе с помощью выборочных обследований населения. Люди, имеющие работу, включаются в число занятых; те, кто не имеет работы, но занимается ее поиском, считаются безработными; тех же, кто не имеет работы и не ищет ее, относят к экономически неактивному населению (вне рабочей силы). За последнее десятилетие рабочая сила насчитывала 65% населения старше 16 лет, тогда как уровень безработицы составлял 7% от рабочей силы.

Экономисты выделяют три вида безработицы: а) фрикционная безработица, когда люди перемещаются с одного рабочего места на другое, а также приходят на рынок труда или покидают его; б) структурная безработица, представленная работниками из тех регионов или отраслей, которые пребывают в упадке; и в) циклическая безработица, имеющая место, когда во время общего спада экономики происходят массовые увольнения.

За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет нам, всем россиянам, придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. Новосибирск: ЮКЗА; МОДУС 2001.528с.

2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы: (история и современность):Курс лекций. М.: Изд-во БЕК,2002.228с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций для студ. вузов, обуч. По экономич. спец.М.:Юристъ,2000.284с.

4. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ:Учеб.-практ.пособие.М.:дело,2001. 376с.

5. История экономических учений / под ред. В. Автамонова, О. Ананьина, Н. Макашовой: учебное пособие. М.: ИНФА – М, 2001.784с.

6. История экономических учений (современный этап): учебник / Под ред. А.Г. Худокормова. М.:ИНФА – 2006 733с.

7. Костюк В.Н. история экономических учений. Учеб. пособие. М.: Центр.224с.

8. Курс экономики: Учебник / под ред. Райзберга Б.А. М.: ИНФА – М, 2003.716 с.

9. Курс экономической теории: Учеб. пособие / под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой. Киров: Изд-во «АСА»,2005.752 с.

10. Макроэкономика « Основы национальной экономики». Учебное пособие / Под ред. д.э.н, проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Дело и сервис»,2005.832с.

11. Носова С.С. Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 520 с.

12. Нуреев Р.М. курс макроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА,2006.572 с.

13. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учеб.пособие.-2-е изд.,- ИНФА – М,2007. – 272с.- (Высшее образование)

14.Тотова Н.Е. История экономических учений: курс лекций. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2005.228с.

15. Экономика: Учебник / под ред.А.С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 2004.896 с.

16. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика: учебник по эконом.напр. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. Спб.: Питер,2007.554с.

17. Экономическая теория: учебник / под общ.ред.акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.п. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.М.: ИНФА-М,2005.714с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com