Рефетека.ру / Медицина и здоровье

Учебное пособие: Естественное вскармливание

Физиология грудного вскармливания

Лактация - процесс образования грудного молока


Лактация - деятельность целостного организма, обуславливающая образование грудного молока, его накопление в молочной железе и периодическое выведение из нее во время сосания или сцеживания.

В период от рождения до полной зрелости женщины происходит рост протокового аппарата молочной железы, образуются выросты первичных протоков. На их концах или боковых сторонах могут закладываться почки - зачатки будущих альвеол, которые сформируется в период лактации.

Каждый менструальный цикл сопровождается временной активацией молочных желез. В грудных железах женщин главным образом во второй половине менструального цикла возникают структурные изменения - разрастание протоков и эпителия, расширение просвета, разрыхление, а иногда отечность окружающей стромы. Таким образом, гормональная стимуляция, связанная с половым циклом, обуславливает своеобразную "гимнастику" молочной железы еще до наступления беременности. Полного развития и подготовки к периоду лактации молочная железа достигает во время беременности. С момента зачатия в дольках железы сильно развиваются молочные ходы, на концах которых формируются альвеолы. Позже формируются секреторные отделы, значительно уменьшается объем жировых долек и межальвеолярного жира, развиваются кровеносные сосуды и нервы.

Молозиво - первоначальное молоко, которым начинают наполняться молочные железы примерно в течение 30 часов после родов. Сразу после родов сдерживающее воздействие плаценты на выработку грудного молока устраняется, снижается и уровень прогестерона в крови. Молозиво наиболее энергетически богато. Именно молозиво благоприятствует созреванию слизистой кишечника, а также является фактором иммунологической защиты и роста.

Появлению молозива в немалой степени способствует незамедлительное (в первые полчаса после родов) прикладывание новорожденного к груди. А свободный режим вскармливания, т.е. кормление по требованию младенца, позволяет дать новорожденному необходимое количество бесценного молозива. Затем молозиво постепенно заменяется зрелым грудным молоком. Происходит это в результате систематического опорожнения груди. В случаях, когда молоко из железы не удаляется, количество его уменьшается и оно вновь приобретает вид молозива.

Пролактин и окситоцин – гормоны периода лактации

Пролактин и окситоцин – гормоны, участвующие в лактации, в которой задействованы два материнских рефлекса: производство молока и его удаление, зависящие от главной движущей силы лактации - отсасывания молока. Стимуляция ребенком комплекса "сосок-ареола" посылает нервно-рефлекторные импульсы в гипоталамус материнского мозга, вызывая секрецию пролактина в передней доле гипофиза и окситоцина в задней.

Пролактин - главенствующий, ключевой гормон в процессе лактации: именно он стимулирует выработку грудного молока в альвеолах.

Окситоцин - работающий в "паре" с пролактином, вызывает сокращение соответствующих мышечных клеток альвеол, проталкивая молоко в выводные протоки, а также потенцирует сокращение матки, что содействует скорому и полному восстановлению женщины после родов.


Польза раннего прикладывания к груди


Первое прикладывание к материнской груди новорожденного должно произойти в течение первого часа жизни ребенка. При первом прикладывании младенец получает первые, очень ценные капли молозива. Даже очень небольшое количество молозива играет важную роль в становлении иммунитета и снижении заболеваемости новорожденных, является важным моментом стимуляции лактации и обеспечения ее успешности и длительности. Кроме этого, раннее прикладывание к груди позволяет малышу сформировать устойчивую привычку правильно захватывать грудь. Раннее прикладывание малыша к груди чрезвычайно важно и для самой матери. Сразу после родов матка значительно увеличена в размерах, сосуды расширены, и возможно послеродовое кровотечение. Но в случае раннего прикладывания, сосательные движения ребенка, стимулирующие сосок матери, вызывают выброс гормонов, отвечающих как за появления молока, так и за сокращение матки. Прикладывание новорожденного к груди­ это лучший для матери способ восстановления после родов! Как только ребенок появился на свет, постарайтесь прикоснуться к нему. Если это возможно, следует попросить акушерку положить ребенка на обнаженную грудь. Приложите ребенка к груди. Нет необходимости вынуждать ребенка сосать грудь сразу же, но большинство детей готовы к этому уже примерно через час. В это время дети, как правило, очень живые и проворные, у них очень сильный сосательный рефлекс. Такого рода контакт в первые часы появления ребенка на свет очень важен для установления связи между ним и матерью. Это способствует пробуждению любви матери к ребенку и заботы о нём, а также повышает вероятность того, что мать будет долго кормить ребенка грудью. Если же мать и ребенок хотя бы несколько часов после родов находятся не вместе, следует как можно раньше начать сцеживание руками или молокоотсосом.


Обучение матери технике грудного вскармливания


Правильное прикладывание к груди имеет огромное значение для длительного и успешного грудного вскармливания. Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на необходимую ему выработку молока. Только при правильном приклалывании не возникает никаких болезненных ощущений во время кормления, предотвращаются воспаление, трещины сосков и нагрубание молочных желез.Очень важно, чтобы во время кормления мать принимала удобную позу и придавала удобное положение ребенку. Для успешного вскармливания важно, чтобы во время кормления мать не уставала и могла расслабиться. Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза. Кормить можно лежа, сидя и даже стоя. Поддерживайте малыша не только за головку и плечики, но и за туловище и ягодицы.


Естественное вскармливание

Естественное вскармливание

Естественное вскармливание

Положение "Лежа" Положение "Сидя"

Положение "Из-под руки"



Итак, верное расположение обоих участвующих в процессе кормления таково: мать плотно прижимает к себе ребенка, который всем телом развернут к ней. При этом и головка, и туловище малыша находятся на одной прямой, личико обращено к материнской груди, носик напротив соска.


Естественное вскармливание


Возьмите грудь в руку.
Большой палец сверху, ладонь поддерживает грудь.



Рот ребенка, взявшего сосок, широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, подбородок касается груди. Малыш захватывает не только сосок, но и большую часть околососкового кружка (ареолы), поскольку молоко скапливается именно там - в области млечных синусов, расположенных внутри ареолы. Матери следует поднять грудь рукой и дать ребёнку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребёнку в рот. Мать может прикоснуться соском к губам ребёнка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка.

Если малыш сосет медленно, ритмично, глубоко, не втягивая воздух и не раздувая щеки, значит, все в порядке.


Естественное вскармливание

Естественное вскармливание

Естественное вскармливание


Дотроньтесь соском до губ
ребенка. Дождитесь, пока
он широко откроет рот.

Придвиньте ребенка к груди.
Рот ребенка должен захватить
большую часть ареолы.

Чтобы отнять грудь, аккуратно
просуньте мизинец между
десен ребенка.





Во время кормления мама придерживает ребенка за спинку и в области ягодиц. Ребенок может свободно двигать головой, чтобы устроиться поудобнее. Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребёнка. Однако, это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребёнка или ухудшить положение кормления. Ребёнок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.Если ребёнок насытился, он прекращает сосать и сам отпускает грудь. Он либо сыт, либо готов сосать другую грудь. Бывает, что ребёнок засыпает, как только отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени или отнимать у ребёнка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые "сосуны", а другие наоборот. Предоставьте ребёнку возможность самому решать, когда прекращать кормление. После завершения процесса кормления необходимо полностью сцедить оставшееся молоко. Это стимулирует лактацию и служит профилактикой застоя молока - лактостаза. Весьма удобно делать это с помощью молокоотсоса.


Кормление по требованию


Кормите ребенка грудью каждый раз, когда он этого хочет. Это называют кормлением по требованию. Поначалу новорожденные могут питаться весьма нерегулярно: в первый и во второй день они могут потребовать еды всего несколько раз; затем на протяжении нескольких дней они могут сосать очень часто. Конечно, все дети разные, но большинство начинает привыкать к определённому режиму через 1- 2 недели. Кормление ребенка по часам, особенно в первые дни и недели жизни, препятствует нормальному грудному вскармливанию. Частое, ничем не ограниченное кормление грудью сразу же после родов стимулирует выработку пролактина, способствующего скорейшему "прибыванию" молока. Это помогает также предотвратить нагрубание молочных желёз и связанных с этим проблем. Разные дети остаются у груди разное по продолжительности время. Большинство насыщается уже через 5-10 минут, но некоторым требуется для этого 20-30 минут. Однако роли это не играет. Последние исследования показали, что "ленивые сосуны" съедают такое же количество молока, что и "проворные". Если у "ленивого сосуна" преждевременно забрать грудь, он не насытится и может не получить позднего молока, необходимого ему для нормального роста.

Вашему малышу необходимо ночное кормление. Некоторые матери пытаются приучить ребенка спать всю ночь, чтобы не кормить его грудью. Однако лучше кормить ребенка ночью столько, сколько он хочет. Ночное кормление предоставляет ребенку дополнительное время для сосания груди. Ночью выделяется больше пролактина, чем днем, следовательно, завтра у вас будет больше молока.

Литература


Этапы развития здорового ребенка. Смирнов В.П., Мельгунова авт. И.А., Гайнова В.П., Краснова А.К.

http://www.kormim-grudyu.ru/ 

«Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка» авт. И.М. Воронцов, Е.М. Фатеева.

Рефетека ру refoteka@gmail.com