Рефетека.ру / Медицина и здоровье

Курсовая работа: Детский алкоголизм

Содержание


Введение 3

Глава I

Понятие и особенности детского алкоголизма 5

1.1 Понятие “Детский алкоголизм” 5

1.2 Результаты исследования проблемы детского алкоголизма

в разных странах мира 10

Глава II

Пути протекания детского алкоголизма,

влияние алкоголя на организм ребёнка и психотерапия,

как метод лечения от детской алкогольной зависимости 14

2.1 Алкогольное отравление у детей 14

2.2 Алкоголь и развивающийся организм 19

2.3 Психология приобщения к алкоголю

среди несовершеннолетних 24

2.4 Особенности психотерапии при лечении

алкогольной зависимости в подростковом и детском возрасте 33

Заключение 37

Список литературы

Введение


Алкоголизм – это одна из наиболее серьезных проблем нашего времени. По данным исследования, проведенного Фондом "Общественное мнения", алкоголизм вошел в тройку главных проблем России. Опережает этот показатель только высокие тарифы на ЖКХ и рост цен. Каждый третий россиянин (32%) выделил алкоголизм как проблему, которая беспокоит и мешает жить.

И совершенно новым для России явлением сегодня является детский алкоголизм. Детский алкоголизм, весьма относительное понятие. Описание что это такое вы скорее всего не найдёте в медицинских справочниках изданных до 1991 года; чего там говорить – даже в новых медицинских справочниках практически нет информации на тему детского алкоголизма. Однако не смотря на это проблема продолжает существовать и как это не печально начинает прогрессировать и развиваться как хроническая болезнь. Неосведомлённость взрослых и медицинских специалистов недостаточность их знаний из этой области подготавливают благоприятную почву для развития этой проблемы.

Возраст несовершеннолетних, пьющих спиртные напитки, в России стремительно снижается. Особенно остро проблема детского алкоголизма обстоит в неблагополучных семьях.

Как только подросток научился держать в руках игрушки, научился держать ложку, кружку, и тут же его учат держать и бутылку. Как правило, родители в таких семьях страдают алкоголизмом. Дети быстро зарабатывают алкоголизм. Известны случаи, когда за шесть месяцев систематического употребления формировалась первая стадия. Ребёнка уже перестает волновать, когда ему говорят: «Выгоним из дома, не дадим денег», - и так далее. Он готов уйти из дома. Потому что основная доминанта у него в голове – это уже выпивка.

Для отравления ребенку достаточно выпить банку пива или джина. Если вовремя не оказать необходимую помощь, то возможен летальный исход.

Нередко несовершеннолетние находящиеся в состоянии алкогольного опьянения - становятся исполнителями самых тяжких преступлений; либо вообще оказываются на больничной койке в кране тяжелом состоянии.

Разумеется по законам российской федерации всю ответственность за своих детей должны нести родители, однако в тех случаях, когда эти самые дети оказываются в больнице или в милиции, то родителей очень сложно туда дозваться, потому что они находятся в запое. Если они приходят, то приходят нередко в пьяном виде. Требуют тут же отдать им ребенка. Пьяного ребенка отдать пьяным родителям. Другая категория родителей – люди более благополучные. Они просто в шоке оттого, что произошло с их ребенком. Они никогда не думали, что такое может произойти. Они говорили: «Ну, пошел с компанией погулять. Вроде все ребята хорошие, а вот взяли и напились».1

В своей работе я попытаюсь ответить на такие вопросы: что такое детский алкоголизм, как с ним бороться, каковы причины и последствии детского алкоголизма.

Глава I. Понятие и особенности детского алкоголизма


Понятие “Детский алкоголизм”


О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

- быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

- злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

- принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

- быстрое развитие запойного пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно);

- низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма - он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период - подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием [Бабаян Э. А., Гонопольский М. Х., 1987].

В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5-7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3-6 мес.

Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3-4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.

Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3-4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1-3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма - его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера [Личко А. Е., 1988]. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.

Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность. У возбудимых психопатов употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Тормозимые психопаты употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. У психастенических психопатов нередки депрессивные состояния с суицидальными попытками. Алкоголизм у психопатических личностей молодого возраста развивается рано, протекает тяжелее, чаще прогредиентно, рано приводит к первичным психотическим явлениям, слабоумию. Клинически алкоголизм отличается состояниями тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация.


Результаты исследования проблемы детского алкоголизма в

разных странах мира.


Здесь я хотела бы привести некоторые результаты исследований, проведённые разных странах мира и республиках бывшего СССР.

Еще в 1931 году Украинским психоневрологическим ин­ститутом с помощью специальной анкеты был проведен заочный опрос врачей и педагогов ряда стран Европы и Америки по поводу употребления алкоголя детьми. Согласно полученным ответам выяснилась безотрад­ная картина распространения пьянства подростков в ряде капиталистических стран. Например, во Франции от­мечались даже случаи прихода пьяных детей в школу. Во многих семьях' здесь детям не запрещается пить шампанское, вина, ликеры.

В Италии в ряде провинций до 70% школьников бы­ло знакомо со вкусом вина. Совершенно иное положе­ние существовало тогда в нашей стране, где школьники, как правило, не имели и понятия о выпивке. К сожале­нию, с тех пор многое изменилось в худшую сторону...

Чем вызвано широкое распространение спиртных напитков в современном мире? Говорят, что масса ба­ров и ресторанов, кафе и дискотек «внедряют» пьян­ство среди молодежи. Западногерманский журнал «Шпигель» недавно опубликовал статью с примечатель­ным заголовком: «Алкоголизм среди молодежи — новая болезнь».

В предисловии редакции проблема алкоголизма в ФРГ характеризуется следующим образом: минимум 100 000 западногерманских юношей и девушек, часто детей в возрасте 10—12 лет, — алкоголики. Бутылка «ходит по кругу в школах и на улицах», подрастает по­коление алкоголиков, которое доставит еще много не­приятностей нации. Здоровью множества детей и мо­лодежи грозит серьезная опасность. Например, в пси­хиатрическую клинику Франкфуртского университе­та уже поступают первые подростки с белой горяч­кой.

Согласно данным по ФРГ алкогольные напитки в этой стране ежедневно употребляют 8% 12—14-летних, 20% 15—17-летних, 31% 18—20-летних и 41 % 21—24-летних.

Статистические исследования в США показывают, что раннее приобщение к хмельному отмечается у 63% мальчиков и 30% девочек, которые учатся в седьмом классе. Для 10-го класса соответсвующие цифры еще больше; 95 и 90%. По этому поводу директор Нацио­нального института по проблемам алкоголизма США М. Чефето сказал: «Волнуясь из-за того, что наши дети могут оказаться среди 250 тысяч наркоманов, считаю­щихся безнадежными, мы закрываем глаза на более ре­альную опасность, что они окажутся в числе 9 миллио­нов зарегистрированных алкоголиков. Из этого числа 5% составляют подростки в возрасте от 10 до 16 лет».

Как и за рубежом, так и в нашей стране подавляющее большинство несовершеннолетних до последних лет не имело должного представления об опасных послед­ствиях употребления спиртного, да и вообще о свойствах алкоголя. Так, среди опрошенных профессором Б. М. Ле­виным подростков и юношей, попавших в вытрезвитель, лишь 10% более или менее четко представляли себе свойства алкоголя, а 90% вообще ничего не знали о вредных последствиях его употребления.

При обследовании большой группы людей, страда­ющих алкоголизмом, установлено, что около 95% из них впервые приобщилось к алкоголю в возрасте до 15 лет. К 19 годам самостоятельно и систематически употребляли спиртное почти 90% обследованных. К 20—25 годам.

начавшееся в подростковом и юношеском возрасте упот­ребление алкоголя перешло у них в привычку.

Л. Николаев рассказывает, как врачи одного из районов Москвы совместно с педагогами провели обследование нескольких школ. Учащимся была предложена анкета, в которой содержалось несколько вопросов: когда в пер­вый раз ты выпил спиртное? Что именно: пиво, вино, водку? По своему желанию или по настоянию или прось­бе других? Кого именно? и т. д.

Результаты обследования оказались неутешительны­ми. В частности, выяснилось, что в 67% случаев зна­комство детей со спиртным произошло дома, в семье.

Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рю­мочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину ни в коем случае нельзя оправдать. Ведь стоит раз при­коснуться к спиртному, как уже снимается психологиче­ский барьер и подросток чувствует себя- вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность.

Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ру­чейка, а пьянство — с рюмочки». Во многих случаях приобщение к алкоголю начинается с пива, об употребле­нии которого учащимися писали психологи Б. С. Братцев и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и про­филактика раннего алкоголизма», вышедшей в 1984 году в издательстве МГУ (табл. 1).


Детский алкоголизм


Раннее приобщение к алкоголю ведет затем к систе­матическому употреблению алкогольных напитков в под­ростковом и юношеском возрасте и развитию злоупот­ребления алкоголем у молодых людей.

Среди обстоятельств, способствующих этому, ведущая роль принадлежит целому ряду социальных и социально-психологических факторов: алкогольным традициям в семье, низкому культурному уровню родителей и не­состоятельному семейному воспитанию, отрицатель­ному отношению к обучению, отсутствию общественной активности и социально значимых установок, неопреде­ленности в вопросах профессиональной ориентации и т. д. Так, статистические данные показывают, что 75% учащихся 8—10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным торжествам. Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев проис­ходит под влиянием родителей и родственников подрост­ков. В семьях, где подростки"часто употребляли алко­гольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное или восьмилетнее образование.

Подавляющее большинство таких подростков (75%) имели низкую успеваемость, для них характерно было бессодержательное проведение свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азарт­ные игры, посещение баров и т. п.

Приведенные факты указывают на необходимость для формирования трезвеннических установок у подрас­тающего поколения проведения чрезвычайно широкого спектра мероприятий по многим направлениям.

Глава II. Пути протекания детского алкоголизма, влияние алкоголя на организм ребёнка и психотерапия, как метод лечения от детской алкогольной зависимости.


2.1 Алкогольное отравление у детей.


К употреблению хмельных напитков детей толкает любо­пытство. Но возможности для этого «предоставляют» взрослые. Психологически точно об этом пишет Джек Лондон в романе «Джон Ячменное Зерно»:

«В первый раз я напился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец поехал в поле за полмили от дома. Меня послали отнести ему пива. «Да смотри, не расплескай по дороге!» — наказали мне на про­щание. Пиво было, помнится, в деревянном ведерке, с широким верхом и без крышки. Я нес его и плескал себе на ноги.

Я шел и размышлял: почему пиво считается такой драгоценностью? Небось вкусно! А иначе почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже. Я сунул нос в ведро и принялся лакать густую жидкость. Ну и дрянь же!

Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались. Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, ведро казалось огромным, а я все хлебал, не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Но глотал я, признаться, как лекарство: меня тошнило, и хотелось скорее покончить с этим мучением.

...Я проспал под деревьями до вечера. На закате меня разбудил отец, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота., Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление».

А вот уже современные истории.

В праздник взрослые устроили стол в отдельной комнате для пятерых детей от четырех до восьми лет и ради шутки дали рюмки, в которые предложили нали­вать лимонад. Однако старший мальчик ухитрился не­заметно от взрослых налить в рюмки для детей портвейн. Ребятишки не разобрались и залпом выпили - первую рюмку. Кое-кто поперхнулся, но спустя некоторое время вино оживило детскую компанию, и они выпили еще по две рюмки. Взрослые обнаружили это только тогда, когда младшая девочка с криком забилась в судо­рогах, и у нее началась рвота. Детей срочно пришлось отправить в больницу...

Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При система­тическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищевари­тельный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение.

Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у при­страстившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функ­ции и т. д.

Особо следует сказать об остром алкогольном отрав­лении у детей. Оно представляет большую опасность для детей, организм которых высокочувствителен к ток­сическим веществам. Особенно ранимы у них нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошколь­ного и раннего школьного возраста развивается на­столько бурно, что бывает трудно спасти ребенка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки бывает смертельна и для подростка.

Нужно сказать, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж редки. По данным болгарских медиков, алкогольные отравления детей составляют около 7% от всех видов отравлений в детском возрасте.

Как известно, алкоголь обладает способностью испаре­ния, поэтому его применение в детской практике тре­бует известной осторожности. В литературе приводится случай, когда четырехмесячному ребенку мать, чтобы успокоить колики, прикладывала к животу спиртовые компрессы! Ребенок задремал, но через полтора часа вдруг сильно побледнел и потерял сознание. Из его рта шел резкий запах алкоголя. Ребенка, отравленного алкогольными испарениями, с трудом удалось спасти.

Аналогичная история произошла с полугодовалой девочкой, болевшей воспалением легких, которой делали винные компрессы на грудь три раза в день, которые держали в течение трех—пяти часов. На третий день «лечения» ребенок потерял сознание, у него выступил холодный пот, поднялась температура. Долгое время девочка находилась в состоянии беспамятства и только на третий день пришла в сознание.

А вот случай, закончившийся трагично. Девятилет­ний мальчик был со взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали '/з стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того как уха была съедена, а водка выпита, взрослые снова отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятель­ности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в созна­ние, ребенок через два часа умер.

Непоправимый ущерб наносит ребенку пьянство ро­дителей в период грудного вскармливания. Описано много случаев алкогольного отравления грудных детей из-за того, что матери пили вино и пиво. Для чего они это делали? На этот вопрос матери пострадавших детей в большинстве случаев отвечали: чтобы было больше молока.

Такая «стимуляция» продукции молока кончалась весьма плачевно: у детишек возникали судорожные при­падки, а иногда даже развивались настоящие приступы эпилепсии. Подобное встречалось, например, в Нор­мандии, где кормящие женщины не отказывались от вина. Таких детей там называли «грудными алкоголи­ками».

Один швейцарский педиатр описал показательный случай из своей практики. Он был приглашен к шести­месячному ребенку, у которого в определенные дни не­дели — по понедельникам и четвергам — после каждого кормления развивались судорожные припадки. В остальные дни припадков не было. Вскармливала его кормилица, вполне здоровая женщина. Оказалось, что дважды в неделю кормилица имела выходные дни (по средам и воскресеньям). В эти дни она выпивала солидную порцию спиртного, а на следующий день алкоголь вместе с грудным молоком попадал в организм малыша. Судороги прекратились, как только малыша перестали вскармливать таким молоком.

Если кормящая мать употребляет спиртные напитки, то этим она вызывает у своего ребенка своеобразную алкогольную наркоманию грудного возраста, поскольку принятый алкоголь проникает с материнским молоком в организм ребенка и отравляет его. В результате у него начинаются расстройства желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Дети беспокойны, кричат, плохо спят, у них отмечаются судорожные подергивания, а за­тем и судорожные припадки.

По мере дальнейшей алкоголизации у детей уже в грудном возрасте возникают признаки заболевания алко­голизмом, появляется привыкание, а затем и тяга к спирт­ным напиткам. Кормящая мать, употребляя спиртные напитки, спаивает своего.ребенка буквально с первого дня его рождения.

Но еще и до своего рождения ребенок, если его родители часто пьют, может подвергаться вредным воз­действиям. Следует учесть, что в этих случаях алкоголь способен вызывать тяжелые последствия не только сам по себе, но и облегчая действие каких-либо других бо­лезнетворных факторов. Например, многие заболевания, передающиеся по наследству, могут не возникнуть при благоприятных условиях развития плода и, напротив, про­являются при наличии добавочных вредностей, среди ко­торых одно из первых мест занимает алкоголь.

Попадая в кровь плода, алкоголь вызывает характер­ные пороки его развития, которые получили в медицин­ской литературе название алкогольного синдрома плода. Он характеризуется отставанием в развитии ребенка, уменьшенными размерами головы, умственным недо­развитием, типичным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, могут быть врожденные незаращения верхней губы и нёба и другие пороки развития.

Многочисленные исследования показали, что наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель 'бе­ременности. По результатам обследования 1529 мате­рей и их детей, проведенного в университете штата.

Вашингтон, отклонения от нормы (лишние пальцы на руках, складки кожи на ладонях, неправильный разрез глаз, врожденные пороки сердца и др.) наблюдались у 74% детей, рожденных от матерей, страдающих алкоголиз­мом.

Если же будущая мать не употребляет алкоголь, но им злоупотребляет отец, нормальное развитие плода также может находиться под угрозой. Это связано, в частности; с теми переживаниями, психическими травма­ми, которые выпадают на долю жены алкоголика.

Психическая травма, стрессовое состояние беременной могут иметь нежелательные последствия. Отрицатель­ное эмоциональное напряжение беременной женщины из­меняет у нее биохимический состав жидкой среды, что неблагоприятно влияет на развитие нервной системы ребенка.

В следующих разделах второй главы моей работы я расскажу об особенностях воздействия алкоголя на организм ребенка и попытаюсь проанализировать мотивы употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте. Особое внимание постараюсь обратить внимание на семейные и поведенческие факторы, спо­собствующие употреблению алкоголя несовершеннолетними.


2.2 Алкоголь и развивающийся организм.


Переход от детства к взрослости характеризуется бур­ным ростом как отдельных органов, так и всего орга­низма в целом, совершенствованием их функций, на­чалом и завершением полового созревания.

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза, в легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота дыхания.

В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типич­ном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т. д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группиро­вание со сверстниками, различные увлечения (хобби) сих частой сменой и т. д.

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной не­устойчивостью, а в связи с этим и повышением реактив­ности тканей к многим факторам внешней среды, особен­но к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается легкоуязвимым к воздействию алкоголя.

Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В сли­зистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его по­ступает в ток крови в неизмененном виде.

Скорость всасывания алкоголя во многом определяет­ся наполнением желудка и кишечника. При . приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30—40 минут, а в ряде случаев — и еще раньше. Всасывание алкоголя замед­ляется, если желудок наполнен пищей, при этом опья­нение развивается медленнее.

Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочислен­ным данным около 90—95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием фермен­тов до углекислоты и воды, а 5—10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.

Принято считать, что окисление и выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне за­висимости от концентрации алкоголя в организме. В за, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в структуре среднем, по данным многих исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6—10 граммов в час. Например, после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в тече­ние четырех-семи часов.

После приема спиртных напитков в больших коли­чествах выделение алкоголя из организма может длить­ся до двух-трех суток.

Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Кон­центрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.

Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метабо­лизм, он воздействует на митохондрии, нарушает про­ницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т. д.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего ска­зывается на деятельности нервной системы. Если содержа­ние алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже не­большие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их рас­ширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока ал­коголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856— 1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мыш­ления, критическая оценка своей деятельности.

Современные психиатры выявили, что алкоголя, содер­жащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.

Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла — опасней­ший враг как для себя, так и для всех, кто может встретить­ся на его пути; Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15—0,25 граммов на 1 килограмм массы тела .наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шесто­го нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность раз­личать цвета (особенно красный).

Не менее выражено действие спирта и на другие органы и системы.

При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединитель­ной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования. Токсиче­ское поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

Алкоголь обладает выраженным действием на эпите­лий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секре­цию и состав желудочного сока, что, в свою очередь, ведет к расстройству переваривающей способности же­лудка и различным диспепсическим явлениям.

Небезучастны к употреблению алкоголя и быстро­растущие в пубертатном возрасте- легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердеч­ных сокращений, обменные процессы в мышце сердца. Естественно, что в таких условиях не может быть пра­вильного и полноценного формирования как мышечно­го, так и нервного аппарата сердца подростка.

Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывает­ся и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важ­ную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имею­щих большое значение для свертывания крови.

Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагуб­ное воздействие на растущий организм в период отро­чества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и сис­тем.

И при этом, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими осо­бенностями детского и подросткового возраста. В част­ности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с. чем алкоголь может привести- к быстрому развитию того или иного патологического процесса.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиени­ческой проблемы, как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть явления не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад.

Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т. д. Возникает диспро­порция между физическим развитием и социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употреб­ление алкогольных налитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, от­чужденность.

Итак, анатомо-физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста, заклю­чающиеся в усиленном развитии организма, эндокрин­ных сдвигах, половом созревании, формировании лич­ности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к различным отрицательным влияниям, в том числе алкогольных напитков.

2.3 Психология приобщения к алкоголю среди

несовершеннолетних.


Первая выпивка почти всегда сопровождается неприятны­ми субъективными ощущениями.

Однако со временем, с увеличением «стажа» употреб­ления алкоголя, субъективная оценка опьянения рази­тельно меняется. Более 90% подростков с двухгодичным и большим «алкогольным стажем» считает, что опьянение вызывает у них ощущение прилива сил, чувство до­вольства, комфорта, повышение настроения и т. д.

Откуда постепенно появляющаяся и способная нарас­тать привлекательность алкогольного опьянения? Она кроется в основном в той — по большей части неосоз­нанной — психологической мотивации обращения к ви­ну, в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Первым и наи­более частым является здесь желание повеселиться, создать приподнятое настроение на свадьбе, дне рожде­ния, встрече друзей, то есть в случаях, в которых традиции винопития особенно прочны.

Обычно праздника ждут, к нему заранее готовятся, определенным образом настраивают себя, принаряжаются, что само по себе создает ту особую атмосферу, которая и без вина делает человека возбужденным, приподнятым, радостным. Последующее принятие ал­коголя, изменяя состояние организма и нервной си­стемы, создает лишь особый, необычный психофизиоло­гический фон, на который мощно проецируются психо­логические ожидания, вся предшествующая психоло­гическая подготовка к данному событию. Для самого же человека этот механизм остается неосознанным, скрытым, что и порождает общепринятое представле­ние об особых свойствах алкоголя.

Возникают представления и о других «незаменимых» свойствах и функциях алкогольных напитков. Так, алко­голь употребляют не только в связи с радостными, но и печальными событиями, например на поминках. Причем характерно, что в последнем случае, как бы ни было сильно опьянение, люди, для которых утрата дейст­вительно тяжела, грустят, а не смеются; эйфория за­хмелевшего на поминках оценивается как неуважение к покойному и ссылки на опьянение не принимаются в расчет. Со временем диапазон субъективных причин употребления алкоголя становится все шире — пьют и «для храбрости», и «с обиды», и чтобы «поговорить по душам», и для того, чтобы «расслабиться» или «взбодриться» и т. д.

Все это можно назвать иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельностью, направленной на создание и поддержание искомого эмоционального состояния, особого «алкогольного», то есть иллюзорного, удовлет­ворения той или иной актуальной потребности.

Для того чтобы понять специфику этой деятель­ности, достаточно сравнить ее (в особенности у людей, уже больных алкоголизмом) с деятельностью здорово­го человека. Возьмем, например, столь важную для каждого потребность в удовлетворяющей его само­оценке. Здоровый человек обычно старается ставить перед собой те цели и задачи, достижение которых будет достаточно высоко оценено окружающими и им самим, что приведет к поддержанию и повышению его самооценки.

Совершенно иной способ организации деятельности, направленной на поддержание самооценки, самоуваже­ния, типичен для людей, злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом. Как отмечает советский ученый К. Г. Сурнов, специально исследовавший в 1982 году этот вопрос, важнейшей особенностью алкогольного способа удовлетворения потребностей является подмена объек­тивных результатов реально осуществляемых действий субъективными переживаниями.

Необходимо к тому же отметить, что искомые субъективные состояния обычно не достигаются пьющим человеком в одиночку. Иллюзорно-компенсаторная дея­тельность требует достаточно развернутого «разыгры­вания» этих состояний, для чего и необходимы компа­ния, собеседник, слушатель, зритель.

Человек ищет в вине значительно большего, чем со­стояние простой эйфории. Психологические причины здесь глубже: они кроются в тех иллюзорных возмож­ностях удовлетворения желаний и разрешения конфлик­тов, которые дает состояние опьянения.

Почему далеко не все, а лишь малая часть не­совершеннолетних, знакомых со вкусом алкоголя и так или иначе вовлекаемых в выпивки, встает на путь регу­лярного пьянства? Почему не все, а лишь некоторые быстро и прочно усваивают нехитрую «психотехнику» иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельности? Почему именно они, а не другие становятся ранними алкоголиками?

Известно, что уже старший школьник раскрывается как личность. Однако личность эта еще глубоко не­зрелая, во многом дисгармоничная. Сознание пока во многом оторвано от реальности, представления о люд­ских взаимоотношениях, оценки своих и чужих поступ­ков несоразмерны действительным отношениям людей. Дети часто судят по принципу «все или ничего», их внутреннее зрение носит как бы контрастный характер, не различая еще сложности мира, его полутонов. При всем стремлении к самостоятельности и взрослости, при всем внешнем упрямстве подросток нередко сам точно не знает, чего хочет, каких конкретных жизненных и нравственных целей желал бы достичь.

Большая или меньшая выраженность всех указанных особенностей психологического порядка способна ска­заться в какой-то мере на склонности подростка к усвое­нию им иллюзорно-компенсаторной алкогольной на­правленности.

Следующий затем юношеский возраст во многом выравнивает проявления черт, характерных для под­ростка, — как внешних (пропадает угловатость движе­ний, резкость манер, ломкость голоса), так и внутренних. Наступает время выбора профессии.

Если ребенка легко увлечь внешним блеском, показ­ной бравадой, самим по себе поступком без учета его последствий, то юноша уже видит слабости многих привлекательных для отрочества героев и может без труда развенчать их. Он уже не рубит с плеча: хоро­ший — плохой, трус — смелый, а предварительно ду­мает, сопоставляет и лишь затем помещает тот или иной поступок в значительно более сложную, чем у под­ростка, систему нравственных координат.

Почти во всех случаях юношеского алкоголизма мы встречаемся с неблагополучной средой: неполная семья, пьяница-отец, безнадзорность и т. п. Характерной чертой является в большинстве случаев «пьяный быт», нагляд­ное восприятие ребенком с ранних лет традиций пьян­ства, вида и поведения пьяных как привычного, повседневного атрибута.

Второе, на что обращают внимание психологи (Б.С. Братусь и др.), — весьма нередкая мозговая недо­статочность, выраженная часто в стертой форме и обу­словленная травмами головы, неблагоприятно протекаю­щей беременностью, отягощенными родами и т. д.

Указанные два момента составляют важнейшие пред­посылки юношеского алкоголизма: первый обусловли­вает содержание и раннее усвоение алкогольных обыча­ев, установок микросреды, второй—- те особые, отя­гощенные по сравнению с нормой обстоятельства, в которых разворачиваются и формируются психические процессы.

Однако встречаются подростки-алкоголики, у кото­рых не выявляется даже легкой мозговой недостаточ­ности и нет «семейной отягощенности». Но во всех этих случаях, как правило, наблюдается то, что именуется педагогической запущенностью, отсутствует родитель­ский надзор и помощь, воспитание заменяется нака­занием и т. п.

Было бы ошибкой думать, что подросток ввиду своего отягощенного по тем или иным причинам психического развития выбирает в качестве первейшей потребности алкоголь. Как правило, выбирается не алкоголь, а компа­ния, в которой обязательным элементом общения, вре­мяпрепровождения является выпивка. Эта компания, которую называют «уличной», «дворовой», может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими «заводилами». Чем же привле­кают подростков эти компании?

Главное это то, что в «уличной» микросреде ребенок с рассмотренной выше предысторией находит группу себе подобных «изгоев». Именно в этих группах будущие алкоголики находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, «высокий статус», проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье.

Группа, особенно сначала; кажется новичку полной демократизма, теплоты, спаянности. И употребление ал­коголя занимает здесь как бы особое положение. Именно выпивка нередко играет роль своеобразного посвящения в члены группы. Умение пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности.

Советские психологи Б. С. Братусь и П. И. Сидоров так описывают процесс приобщения к пьянству молоде­жи. Все подчас начинается с попыток «культивирования» эйфории опьянения, что достигается особой эмоциональ­ной заражаемостью, предвосхищением, подъемом в пе­риод подготовки и ожидания выпивки, коллективной взаимоиндукцией в процессе принятия спиртного. Для этих целей используются и громкая ритмическая му­зыка, и порой даже медикаментозные средства, усили­вающие оглушение.

Стиль алкоголизации, принятый в «алкогольной компа­нии», начинает постепенно восприниматься как естест­венный и нормальный, окончательно формируя психо­логическую готовность к некритическому восприятию бытующих тут алкогольных обычаев. Алкоголизация ста­новится все более частой. Обычной, само собой разу­меющейся нормой поведения становится употребление спиртных напитков .перед танцами, в выходные дни, при встрече с друзьями и т. д.

Во многих таких группах обнаруживается и доста­точно жесткая внутренняя их структура с наличием ли­деров группы, в числе которых часто бывают лица, со­стоящие на учете в милиции, в инспекции по делам не­совершеннолетних, ранее судимые. Вновь принятый член группы зачастую «обречен» на прохождение «обяза­тельной программы», начинающейся с хулиганских дейст­вий в состоянии опьянения и заканчивающейся серьёз­ными правонарушениями.

С началом злоупотребления алкоголем у несовер­шеннолетних сразу же возникают конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. Однако, как правило, это противодействие ограничивается либо мерами реп­рессивного характера (подросткам делают выговоры, порицания), либо их «пугают» последствиями алкого­лизма, пагубными перспективами связи с «дурной ком­панией».

Подобные меры, будучи негативными, не могут огра­дить подростка от «алкогольной компании», поскольку не в состоянии удовлетворить эмоциональные запросы и ожидания, потребность в интимно-личностном общении, ощущении собственной значимости, силы и т. п.

«Алкогольная» же компания пусть в извращенной форме, но предлагает ему все это. В подобной ситуа­ции сопротивление, а тем более репрессии лишь уве­личивают внутреннюю сплоченность компании, отрезая или во всяком случае крайне затрудняя путь возвраще­ния ее членов к благополучному детству.

Углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что подростки чаще всего легко и без сожаления пре­рывают учебу в школе, ПТУ, техникуме. Не удержива­ются они долго и на одном месте работы, мотивируя уход (обычно скандальный) тем, что не нравится ранее привлекавшая специальность. Однако при устройстве на другую работу история повторяется.

Утрачивается не только определенность в вопросах.

Профессиональной ориентации, но сама установка на трудовую деятельность. Работа начинает рассматриваться лишь как средство получения денег на алкоголь, а круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами «алкогольной компании».

С развитием алкоголизации «внешние» обычаи потреб­ления спиртного как бы становятся «внутренними» алко­гольными установками, которые, в свою очередь, актив­но утверждают воспринятые некогда обычаи и способ­ствуют их передаче следующим поколениям, — пороч­ный круг замыкается. И чем моложе возраст начала злоупотребления, тем быстрее замыкается этот круг.

В связи со сложностью разбираемых вопросов есть смысл коротко сказать о психологии вредных привычек вообще.

Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, клубы, рестораны? «Чтобы отдохнуть, получить удоволь­ствие», — ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия некоторые люди готовы по­жертвовать здоровьем, служебным, семейным положе­нием.

Белорусский психолог Ю.А. Мерзляков предлагает условно разделить все удовольствия на удовольствия восполнения недостатка и удовольствия избытка.

Представьте, что вы очень голодны или вас одолевает жажда. Если вам в этот момент предложить пищу или родниковую воду, будете ли вы испытывать удовольст­вие? Конечно, да. Но до каких пор? До тех, пока не наеди­тесь или не напьетесь. После этого вы пребываете в зоне физиологического комфорта, но вам надо больше. Вы хотите встретиться с друзьями, пойти на стадион или просто послушать любимую пластинку, словом, от­дохнуть с комфортом. Это уже удовольствия избытка.

Среди последних много полезных (посещение му­зеев, общение с природой, коллекционирование и т. п.), но есть и вредные. Самые распространенные из них и самые пагубные для здоровья — курение и употребле­ние алкоголя.

В подтверждение этому Ю.А. Мерзляков приводит такой пример.

Представьте, что два товарища — курящий и некуря­щий — поехали на рыбалку. Некурящий, любуясь при­родой, ловит рыбу, с наслаждением вдыхая чистый воз­дух. Курящий же забыл дома сигареты. Сосущее, не­приятное чувство мешает ему наслаждаться природой, его уже и клев не интересует. Он будет страдать целый день, пока не вернется домой к заветной пачке сигарет. Вот он закурил, затянулся дымом и... пришел в состоя­ние некурящего, то есть в этот момент он уже мог бы и природой любоваться, и клеву радоваться.

Что же произошло? Что получил он по сравнению с некурящим человеком? Удовольствие, связанное с огромным вредом для здоровья. Так стоит ли выдумы­вать для себя искусственные муки, заботы?

Да и удовольствие ли это? Задумайтесь, кто курит, с чего это начиналось? Разве было желание, подобное чувству голода, жажды? Требовал ли организм сигарету? Эта потребность возникла уже потом, когда организм привык, когда в нем уже что-то стало нарушаться. Вчи­тайтесь в список болезней, связанных с курением: рак легких, стенокардия, инфаркт миокарда, гипертоничес­кая болезнь, облитерирующий эндартериит, гастриты и язвы желудка, импотенция у мужчин и нарушение менструального цикла у женщин, эмфизема легких, бронхиальная астма. Это еще далеко не полный список.

Нередко к врачу обращаются с жалобами на омерт­вление пальцев ног, рук. А ведь происходит это от сужения сосудов, что нередко приводит к гангрене. Сосуды сужаются при первой же затяжке. Помните, как кружи­лась голова, когда вы начинали курить? Это тоже было связано с сужением сосудов. Но особенно опасно влияет курение на психику и всю нервную систему в целом. Человек становится раздражительным, у него нарушается сон, ухудшается аппетит.

Или другой случай. Вы гуляете по городу. Рядом сим­патичный вам человек. Вы захотели пить, вошли в кафе, взяли сок. Он холодный, приятный, вы получаете удо­вольствие восполнения недостатка. «Не взять ли кок­тейль?» — спрашивает ваш приятель. «Действительно, давай попробуем», — отвечаете вы. И вот уже соломинка во рту: удовольствие избытка!

Так уж ли нужен был вам этот коктейль? Вас мучило чувство жажды? Ваш организм испытывал потребность в алкоголе? Вы даже не задумывались об этом, хотя не вкус сок гораздо приятнее.

В следующий раз снова захотелось увидеть себя со стороны похожим на кинозвезду — с соломинкой во рту. Потом — бокал шампанского, потом рюмка коньяка, а позже, когда на хорошие напитки не хватает денег, согласны и на... «бормотуху»... Вы не заметили, когда организм привык получать определенную дозу алкоголя. Как страшно это особенно для подростков и молодежи. В таком возрасте привыкание происходит очень быстро. Привыкание и одновременно постепенное отравление.

...И вот сидит в кабинете вроде умный, даже приятный молодой человек, и пока только врач замечает беспокой­ную тоску в глазах, суетливость движений, легкое дрожа­ние пальцев. Позже это заметят и окружающие. Но беда не во внешнем проявлении. Трагедия в другом: разру­шается личность, и разрушение это происходит в том возрасте, когда должен идти процесс становления: поиски себя в жизни, создание семьи, радость первых шагов ребенка, радость первых его слов. Ничего этого не будет у пьющего, потому что в любом торжественном и ра­достном для других случае ему нужна только рюмка...

Опьянение — это суррогат естественных радостей, естественных удовольствий.

Итак, употребление алкоголя вначале носит характер удовольствия избытка. По мере привыкания начинается полоса хронического бытового пьянства, и употребление алкоголя становится удовольствием восполнения недо­статка, при котором зона комфорта никогда не дости­гается.

Но когда выработалась вредная привычка, то победить вредные пристрастия мешает... сам организм.

Понять проблему помогло наблюдение за работой мозга с помощью вживленных электродов и анализ роли биологических ритмов.

С помощью микроэлектродов ученые обнаружили участки мозга с противоположными свойствами. Когда ток подавали на одни из них, животные испытывали боль, страдания. При подаче тока на другие тотчас успокаивались, получали огромное удовольствие. Такие участки соответственно назвали зонами «ада» и «рая». По­добные зоны обнаружили и в мозге человека.

'Скажем, человек испытывает голод, физическое стра­дание, тогда усиливает свои сигналы «ад». Если же он получает от чего-то удовольствие, сигналы уже усиливает зона «рая». Зоны связаны отрицательной обратной связью. Когда, например, удовольствие начинает превышать до­пустимые пределы, в зону «ада» поступает сигнал опасности, и удовольствие становится неудовольствием, процесс прекращается (скажем, ребенок, наигрался, устал).

При курении и употреблений алкоголя ритмы и связи нарушаются. Никотин и алкоголь, проявляя свои нар­котические свойства, насыщают «рай» и гасят неудоволь­ствие. Наступает временное облегчение. Но «рай» начи­нает требовать постоянного подкармливания.

Привыкнув курить или пить вино, мы отводим маят­ник в сторону «рая».

Чем больше человек курит, тем маятник «рая» боль­ше отклоняется. При попытке бросить курить начинает сигнализировать «ад»... То же самое с алкоголем.

Да, с организмом шутить нельзя, всякая попытка под­хлестнуть его в силу ритмической природы биологи­ческих процессов может привести к необратимым послед­ствиям. Так, желание временно облегчить самочувствие (состояние дискомфорта) оборачивается нарушением жизненно важных процессов в организме.

2.4 Особенности психотерапии при лечении алкогольной

зависимости в подростковом и детском возрасте.


У взрослых психотерапия в настоящее время стала рассмат­риваться как основной метод лечения алкоголизма, без кото­рого лекарственная терапия в большинстве случаев оказывает весьма нестойкий эффект. В действии самих лекарственных веществ (апоморфина, тетурама и др.) справедливо усматри­вается ведущий психотерапевтический (условнорефлекторный, бихевиоральный) компонент.

Хотя необходимость психотерапии при алкогольной зави­симости в подростковом возрасте никем не оспаривается, тем не менее имеются определенные указания на малую эффек­тивность как индивидуальной рациональной, так и групповой психотерапии. Когда подростка насильственно заставляют ле­читься, то само лечение, включая общение с психотерапевтом, рассматривается им как форма наказания и вызывает лишь

Детский алкоголизмДетский алкоголизмпротест. В этих условиях на успех психотерапии, как и всего лечения, рассчитывать трудно.

Индивидуальная рациональная психотерапия, по нашим наблюдениям, действительно, неэффективна при хроническом алкоголизме, если он развился на фоне неустойчивой психо­патии и акцентуации характера. Основной путь влияния вра­ча — разъяснение вреда алкоголя для здоровья и социального статуса в настоящем и будущем — неустойчивого подростка оставляет равнодушным. Однако для подростка эпилептоид-ного типа забота о собственном здоровье, своем будущем, опасность-пострадать или подвергнуться преследованиям в беспомощном состоянии «отключения» могут оказаться достаточно волнующими проблемами. Но для этого нужны не только «подход» к подростку, его «доверие к врачу» но и уверенность самого подростка в высокой компетентности и особом внимании к нему врача. Информация о вреде алко­голя «вообще», представленная в форме, лично его не- заде­вающей, для такого пациента малозначима. Эпилептоидному подростку бывает полезно показать результаты его обследо­ваний — например, электроэнцефалограмму, электрокардиог­рамму, анализы крови, желудочного сока и т. п. и сопоставить их с нормами, приводимыми в руководствах, с аналогичными исследованиями у его сверстников, чтобы очевидными стали выраженные отклонения именно его показателей (электроэнце­фалограмма особенно удобна в этих целях). Производят иногда также впечатление рассказы о тяжких последствиях поступков, совершенных в состоянии «отключения».

Цель индивидуальной психотерапии — добиться того, чтобы подросток сам принял решение лечиться и прекратить алкоголизацию.

У подростков гипертимного и истероидного типа задача психотерапии иная — постараться найти поле деятельности, более привлекательное, чем выпивка, и способное удовлет­ворить жажду общения с товарищами, открыть возможность престижного положения в их'среде. При наслоении черт неустойчивости на гипертимное, истероидное или иное ядро (включая энилептоидное) психотерапия становится столь же нерезультативной, как и у подростков неустойчивого типа.

При лабильной и шизоидной акцентуации психотерапия должна носить не столько «антиалкогольный» характер, сколько быть направленной на преодоление тех трудностей и жизненных проблем, которые подтолкнули к алкоголиза­ции. Эмоционально-лабильный подросток нередко страдает от эмоционального отвержения в семье (что, например, мало беспокоит неустойчивого); он ищет в алкогольной компании эмоциональные контакты, нуждается в «друге-психотерапевте», «друге-опекуне».

Если для шизоидного подростка алкоголь служит «комму­никативным допингом», то надо постараться уговорить его принять участие в групповой психотерапии, задачей которой является обучение вербальным и невербальным приемам кон­тактов со сверстниками.

Групповая психотерапия может оказаться не только бес­полезной, но и вредной, если группа собрана из подростков, злоупотребляющих алкоголем и не имеющих искреннего на­мерения прекратить выпивки. Такая группа лишь сплачивает собранных подростков в алкогольную компанию, а к группо­вым обсуждениям вреда алкоголя они отнесутся безразлично или иронически.

Групповая психотерапия может иметь смысл для подрост­ков гипертимного, истероидного и лабильного типов, если их включают в неалкоголизирующуюся группу (но не кичащуюся своей трезвенностью); где сам процесс группового общения оказывается для них привлекательным в силу общих интересов, возможности проявить себя, найти эмоциональные привязан­ности и т. п. В целом групповая психотерапия обычно оказыва­ется успешной, если она ставит не прямые противоалкогольные цели, а служит способом отвлечения от алкоголя.

Все другие психотерапевтические методы (суггестивная те­рапия, эмоционально-стрессовая терапия и др.) у подростков могут оказаться эффективными только при одном предвари­тельном условии — желании лечиться.

Заключение


Сегодня в России после распада СССР проблема детского алкоголизма заметно обострилась, причиной этому стало: появление коммерческих торговых точек , продающие спиртные напитки даже не совершеннолетним, стремление подражать взрослым и пытаться выглядеть как они, а конце концов подражание свои сверстникам, которые уже и так употребляют алкоголь или курят, что бы не казаться среди них “белой вороной”. Ещё немаловажным фактором является СМИ и средства массовой западной культуры (музыка, кинематограф) К примеру, видя в фильме накаченного героя, который спасает мир от страшной катастрофы и притом залпом выпивающей стакан виски, современная молодежь старается быть похожими на тех, кого они видят на экране. Что же касается музыки, то здесь большое значение имеют направления панк, металла и рок музыки, к примеру в песнях подобных музыкальных направлений напрямую пропагандируется алкоголизм, пьянство и наркомания.

Задача всестороннего и гармонического развития под­растающего поколения неразрывно связана с воспита­нием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.

Необходимость усиления противоалкогольной рабо­ты с подростками обусловлена прежде всего распро­страненностью употребления алкоголя среди населения. Известно, что пьянство родителей создает крайне не­благоприятные условия для нравственного воспитания и интеллектуального развития детей и способствует их раннему приобщению к алкогольным напиткам.

Особенно чревато последствиями употребление спирт­ных напитков в переходном возрасте у десяти-шестнадцатилетних, когда в развивающемся организме происхо­дит дифференциация и совершенствование функций и систем, идет половое созревание. Употребление алкоголя в этом возрасте способно задержать или вовсе остановить физическое и умственное развитие, формирование этических и нравственных категорий, высших форм мышления, эстетических понятий.

Сравнительная новизна проблемы создаёт определённые трудности в путях её решения. Основными путями решения данной проблемы является: профилактические методы: антиалкогольная агитация, тренинги, проведение классных часов, посвящённых проблеме алкоголизма; экстренные методы: психотерапия, химиотерапия (лекарственная) , шокотерапия.

Список литературы


В. Бувальда. Учебное пособие по наркологии для врачей-стажеров. Пер. с англ. Под. ред.

И. В. Г е л ь н . Алкоголь и дети. М:. Медицина 1982 г-84с.

Позняка В. Б. — Минск: Изд-во «Интертракт», 1997. — 124 с.

Портнов А. А. Хронический алкоголизм или алкогольная бо­лезнь. М 1959. - С. 53-61.

Портнов А. А. Пятницкая И. Н. Клиника алкоголизма. Издание второе. - Л., 1973.

Сосин И. К., Мысько Г. К, Гуревич Я. Л. Немедикаментозные методы лечения алкоголизма. — Киев: Изд-во «Здоровья», 1986. — 152 с

Справочник по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. — 2-е изд., перераб., и доп. — М.: Медицина, 1985. — С. 160.

Узлов Н. Д. Абстинентный синдром при бензиновой токсикомании

у подростков. Алкоголизм и неалкогольные токсикомании. — М.: МЗ РСФСР, 1987. - С. 145-147.

Фридман Л. С, Флеминг Н. Ф., Роберте Д. Г., Хайман С. Е. Нарко­логия. — М.: Изд-во «Бином» СПб.: Изд-во «Невский диалект», 1998. - 318 с.

1 Газета “Вечерний Екатеринбург” №4 1999 ст. Дети – алкоголики.

Похожие работы:

  1. • Проблема детского алкоголизма в России
  2. • Детский алкоголизм как форма проявления девиантного ...
  3. • Алкоголизм как социальная проблема
  4. • Деятельность социального педагога по решению ...
  5. • Алкоголизм-противоядие для проблем?
  6. • Негативные явления в молодежной среде и профилактика ...
  7. • Социальное сиротство
  8. • Сущностные особенности развития вредных привычек
  9. • Роль социальной рекламы во всемирной паутине
  10. • Отклоняющееся поведение как социальное явление
  11. • Семейная политика российского государства
  12. • Алкоголь и наркотики
  13. • Формы проявления девиантного поведения, социальная ...
  14. • Гендерные особенности употребления алкоголя в ...
  15. • Социально-психологический портрет современного ...
  16. • "Две вещи несовместные"
  17. • Безнадзорное поведение подростков
  18. • Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних
  19. • Социальное призрение детей в России
Рефетека ру refoteka@gmail.com