Рефетека.ру / Маркетинг

Курсовая работа: Розничная торговля в условиях потребительской кооперации

КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Кафедра учетно–экономических дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

на тему: «Розничная торговля в условиях потребительской кооперации»


автора Грузевич


Петропавловск – Камчатский 2010

Розничная торговля в условиях потребительской кооперацииВведение


Розничная торговля потребительской кооперации, осуществляется через магазины, павильоны, в том числе расположенные на рынках, и киоски, расположенные в магазинах.

В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.

Розничная торговля занимается продажей товаров потребителям-населению; она удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах1.[]

Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.

Цель работы – определить актуальные проблемы розничной торговли потребительской кооперации по удовлетворению спроса обслуживаемого населения. Задачи работы – рассмотреть актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населения, изучить проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения, определить пути совершенствования развития прогрессивных форм и методов розничной торговли, направленных на удовлетворение спроса населения. Актуальные проблемы организации потребительской кооперации по формированию спроса населенияПравильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.

Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве. Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Функционирование рыночной экономики осуществляется через рынок, изучение которого позволяет обеспечивать эффективное ведение хозяйства. Эффективность же, в свою очередь, может определяться скоростью обращения товарной массы, для чего необходимо изучать факторы: сколько, что и для кого производить. Отметим, что индикатором определения товародвижения и потребления является торговля. В данной сфере решаются вопросы специализации торговли, формирования товарного ассортимента, развиваются различные формы реализации товаров. Торговля занимается процессами распределения и перераспределения подавляющего большинства товаров. Переход к рыночной экономике неразрывно связан с созданием современной конкурентоспособной торговой системы, сориентированной на рынок и коммерческую деятельность, нацеленной на раскрепощение экономической инициативы, использование различных форм товарного обращения. Рыночные отношения предъявляют требования к развитию приемлемых форм торговой системы. В настоящий период наиболее ответственный момент - формирование субъекта рынка. Таким субъектом является система потребительской кооперации. Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, сориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель – удовлетворение спроса населения. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения. Потребительская кооперация предназначена задумываться о нуждах населения, организовывать торговлю товарами первой необходимости, торговать в глубинных населенных пунктах. С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - рыночные условия заставляют потребительскую кооперацию развивать предпринимательскую деятельность. Для развития потребительской кооперации в условиях рыночной экономики и возможности по выполнению социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.


1. Сущность потребительской кооперации


Потребительскую кооперацию отличают демократизм и рыночная экономическая природа. Она всегда отличалась от других систем определенной хозяйственной самостоятельностью, исходя из своих интересов, шла на хозяйственный риск и отвечала за свои обязательства, ориентировалась на получение необходимых доходов, то есть обладала всеми признаками, присущими предпринимательству. В настоящее время потребительские общества и райпотребсоюзы действуют на основе полной самоокупаемости и самофинансирования, осуществляют свою деятельность через собственные предприятия. Многие из них функционируют на принципах полной хозяйственной самостоятельности, самоуправления, материальной заинтересованности и ответственности. Кооперативные предприятия являются юридическими лицами, наделены основным капиталом и оборотными средствами, самостоятельно заключают хозяйственные договоры, составляют бухгалтерские балансы, имеют счета в банках, пользуются кредитами. Бесспорно и то, что в условиях рыночной экономики потребительская кооперация должна стремиться к получению прибыли и удовлетворению спроса населения. Прибыль необходима для достижения цели потребительских союзов - улучшения обслуживания членов потребительских обществ. В связи с вышеизложенным, появляется настоятельная необходимость совершенствования управления объектами потребительской кооперации с учетом особенностей данной системы, ее задачами и перспективами дальнейшего развития. Потребительские общества получили практическое воплощение во многих европейских странах и сегодня продолжают свою деятельность. Возможность функционирования системы потребительской кооперации в условиях становления рынка в нашей республике повышает актуальность проблемы эффективного управления данной системой.

Категория эффективности присуща всем экономическим системам. В общем виде она может быть представлена как соотношение между результатом хозяйственной деятельности предприятий потребительской кооперации (эффектом их хозяйственной деятельности) и затратами (издержками обращения). В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования. Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли. Начнем с того, что торговые надбавки должны обеспечивать приемлемую рентабельность предприятий и должны быть дифференцированы по отдельным товарам и товарным группам с учетом их издержкоемкости. При установлении торговых надбавок целесообразно исходить из потребительского спроса и покупательской способности населения. Проблема состоит в получении информации об издержкоемкости отдельных товаров, так как в действующем сегодня учете и отчетности такая информация не формируется и может быть получена только расчетным путем.

Отметим, что раньше как доминирующий фактор роста доходов рассматривалось расширение объема деятельности для торговых предприятий - увеличение товарооборота. Сегодня можно говорить о первоочередной задаче оптимизации затрат предприятий потребительской кооперации, установлении большей справедливости системы издержек торговых предприятий при формировании розничных цен. Система ценообразования изменилась. Торговые надбавки предприятия устанавливают самостоятельно. Требования коммерческого расчета обуславливают необходимость точного экономического обоснования торговых надбавок. Рост издержек обращения и снижение рентабельности в торговле вызывает и такая причина, как рост ставок банковского кредита. Тактика кредитования, обусловленная требованиями коммерческого расчета, заключается в поиске сравнительно дешевых кредитов, наиболее выгодном их вложении, сокращении сроков реализации товаров, продукции, услуг. Наиболее надежный способ избавления от банковской зависимости - увеличение собственных финансовых средств, что, в свою очередь, связано с максимализацией прибыли от хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо критически оценить структуру собственных средств потребительской кооперации, соотношение основных и оборотных средств. Собственные средства потребительской кооперации возрастали, но они были направлены большей частью на пополнение основных, а не оборотных средств. Имея давние традиции работы на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, потребительская кооперация не утратила устойчивости своего финансового состояния, но в условиях перехода к рыночным отношениям положение может коренным образом измениться. Это связано и с тем, что в течение многих лет организации потребительской кооперации направляли собственные средства на развитие материально-технической базы, ограничивая их долю в обороте в среднем 10-15 %. Это значительно ухудшило стартовые условия деятельности потребительской кооперации при переходе к рынку.

Положение обостряется и в связи с кризисными потерями от бесхозяйственности. Сложившаяся ситуация во многом отражает низкий уровень хозяйственного руководства, ослабление расчетной и платежной дисциплины, неумение использовать предоставленную первичным хозрасчетным звеньям самостоятельность. Все это свидетельствует о том, что организации потребительской кооперации в период перехода к рыночной экономике оказались в сложном положении. Предстоит коренным образом перестроить свою работу с тем, чтобы в условиях рыночных отношений ее экономический и социальный потенциал давал должную отдачу.

Первая модель соответствует первому типу мотивации («преодоление дефицита»). Цель закупки заключается в преодолении «состояния нехватки». Процедура закупки характеризуется следующими особенностями:

При малом количестве финансовых ресурсов сравнение товаров идет только по ценовому фактору. Возможен такой случай, что товары поставщика с высокой единичной полезностью вообще не войдут в закупку.

При достаточных финансовых ресурсах закупаются товары с возможно большей единичной полезностью, но при обязательном удовлетворении текущего уровня спроса. Возможен такой случай, когда товары поставщика с высокой единичной полезностью будут закупаться не в полном объеме1.


2. Проблемы развития коммерческой деятельности в розничной торговле при удовлетворении спроса населения


Торговля сегодня отражает основные противоречия и проблемы экономики. Наблюдающееся благополучие потребительского рынка товаров и услуг не вполне отражают истинное положение.

В потребительской кооперации за последние годы произошли значительные изменения. Они обусловлены, в первую очередь, ростом реальных располагаемых доходов населения, подъемом реального сектора экономики. Положительная тенденция стабильного роста оборота розничной торговли, возникшая в 1999 году, в последующее время значительно укрепилась. Уже в 2000 году он увеличился в товарной массе на 8,9 %, в первом квартале на 12 по отношению к соответствующему периоду предыдущего года. Положительная динамика оборота розничной торговли характерна для федеральных округов и для подавляющего большинства регионов страны.

Немаловажным фактором развития сферы торговли явилось совершенствование форм торгового обслуживания на основе укрупнения предприятий розничной торговли и постепенное преобразование отрасли в современную индустрию сервиса. Именно это обстоятельство обусловило формирование оборота розничной торговли за счет продажи товаров организованными предприятиями торговли, применяющими цивилизованные формы торговли обслуживания населения. За первое полугодие 2001 года оборот розничной торговли торгующих организаций возрос на 13 пунктов, в то время как рост продажи товаров на рынках составил только 3%. Неплохим показателем улучшения положения граждан страны стал рост продажи непродовольственных товаров: в первом полугодии текущего года удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 53,5%2.

Насыщение розничной торговли потребительскими товарами в начале девяностых годов было достигнуто за счет импортной продукции, их доля в товарных ресурсах в 1994-1995 годах составляла более 52%. В 2000 году этот показатель сократился до 31%, при этом насыщенность пищевкусовой промышленности возросло на 9,6%, мясомолочной - на 7,3, текстильной - на 5,7, швейной - на 13,3% в сравнении с аналогичным периодом 2000 года3.

В стране очень много делается для поддержки наименее защищенных слоев населения: увеличиваются пенсионные выплаты, поднят уровень минимальной заработной платы, принимаются меры по оказанию адресной поддержке малообеспеченных граждан. Не стоят в стороне и торгующие организации, создающие совместно с местными органами исполнительной власти льготные условия при обслуживании указанных категорий населения. К таким предприятиям следует отнести магазины и предприятия общественного питания, рассчитанные на малообеспеченных граждан. Эти предприятия, построенные за собственный счет, уже работают и отвечают принципам торговли по сниженным ценам. Магазины «Ветеран», столовые «социального питания», имеющиеся во многих регионах страны, частные магазины, так же принимают участие в этой работе.

В 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. В розничную торговлю хлынул поток случайных, не подготовленных ни в профессиональном, ни в правовом аспектах людей. Прошли года и начали появляться прекрасные магазины, торговые сети, к руководству которых пришли уже специалисты, соответствующим стал подбор работников в эти структуры. На наш взгляд, подобным положительным переменам способствовали и уже работающие на российском потребительском рынке зарубежные операторы.

Фальсифицированная, некачественная, опасная продукция на прилавках магазинов, рынков - наша постоянная боль. Появление на потребительском рынке такой продукции совпало с бурным ростом количества мелких оптовиков - посредников. Сейчас количество товаров в сфере торговли контролируется, в основном, на конечной стадии - в розничной торговле. Результаты удручают. Осуществлять процесс проверки у оптовиков органы Госторгинспекции не в состоянии по причине отсутствия у многих из них реального товара.


3. Потребительская кооперация - сельская торговая система


Розничная торговля потребительской кооперации обеспечивает удовлетворение спроса на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельских жителей. Поэтому потребительская кооперация в экономике страны имеет как сельская торговая система. В общей численности сельского населения (около 40 млн. чел.) доля населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, составляет 92,1% (рис.3)


Розничная торговля в условиях потребительской кооперации

Рис.1. Доля сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией)

Следует отметить, что около 12 млн. человек взрослого сельского населения являются пайщиками – членами потребительских обществ. Пайщики особенно заинтересованы в том, чтобы торговое обслуживание их семей осуществляют организации потребительской кооперации, услугами которых они пользуются на протяжении многих лет.

Основным показателем розничной торговли является оборот розничной торговли, который показывает объём продажи товаров населению через розничные торговые предприятия. За 1999 год объём оборота розничной торговли потребительской кооперации превысил 30 млрд. р. В общем объёме товарооборота потребительской кооперации удельный вес оборота розничной торговли в сельской местности составил 65,6% (рис. 2)


Розничная торговля в условиях потребительской кооперации

Рис.2. Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в сельской местности)


Большая часть розничных торговых предприятий потребительской кооперации расположена в сельской местности- 65,2% от их общего количества (рис. 3)

Розничная торговля в условиях потребительской кооперации

Рис.3. Доля розничных предприятий потребительской кооперацией, расположенных в сельском населении)


Сложность обслуживания сельского населения связана с его расселением. Большая часть сельских поселений – это небольшие по числу жителей населенные пункты.

Общее количество сельских населенных пунктов в стране-152,9 тыс. единиц, в том числе:

с числом жителей до 50 человек-74,8 тыс. единиц;

с числом жителей с 51 до 500 чел.-58,2 тыс. единиц

с числом жителей от 501 до 1000 человек-11,5 тыс. единиц;

с числом жителей свыше 1001 чел.-ь8,4 тыс. единиц.

В небольших населенных пунктах потребительская кооперация содержит магазины, торговая деятельность которых не приносит прибыли, т.е. убыточные магазины. Это объясняется тем, что содержание магазинов требует значительных затрат на отопление, освещение, заработную плату продавцам и сторожам и др.

Чтобы обеспечить безубыточную торговую деятельность в небольших сельских населенных пунктах, потребительская кооперация организует магазины на дому; магазины, совмещенные с заготовительными пунктами; магазины, совмещенные с хлебопекарнями; киоски; обслуживает население автокрамницями и специально оборудованным транспортом.

Таким образом, потребительская кооперация в соответствии с приведёнными показателями является сельской торговой системой, удовлетворяющей спрос на товары и услуги пайщиков и обслуживаемого населения.


4. Особенности развития розничной торговли потребительской кооперации


Розничная торговля потребительской кооперации в реформируемой экономике развивалась под воздействием многих негативных внешних и внутренних факторов. Основными из них являются: высокий уровень налогов; высокий уровень процентных ставок за банковский кредит; высокий уровень инфляции; низкие доходы обслуживаемого населения, снижающие платежеспособный спрос населения; усиление конкуренции на потребительском рынке; увеличение тарифов на транспорт и энергоносители; недостаток собственных оборотных средств; слабое экономическое участие пайщиков в деятельности организаций потребительской кооперации; неэффективное управление социально-экономической деятельностью потребительской кооперации.

Эти факторы оказали существенное влияние на снижение объёмов хозяйственной деятельности всех отраслей кооперативного хозяйства, в том числе и торговли. Оборот розничной торговли в 1999 г. по сравнению с 1990 г. сократился в 14 раз.

Существенной особенностью розничной торговли потребительской кооперации является обслуживание особого контингента потребителей- сельских жителей. За годы реформ снизились доходы сельских жителей, соответственно снизилась покупательная способность населения. В структуре расходов сельских жителей стали преобладать расходы на продукты питания, которые превысили 40% от общей суммы расходов на конечное потребление. В условиях развития конкуренции потребительская кооперация потеряла значительную долю рынка за счёт сокращения торговли в районных центрах, уступки самого выгодного сегмента сельского рынка предприятиям других организационно-правовых форм. Повсеместно уменьшилось количество магазинов по торговле непродовольственными товарами. Рассмотренные факторы способствовали изменению структуры оборота розничной торговли потребительской кооперации, в которой стали преобладать продовольственные товары.

Потребительская кооперация в дальнейшем будет сохранять приоритет продажи продовольственных товаров на потребительском рынке. Для этого у потребительской кооперации имеются реальные возможности.

Потребительская кооперация занимается сельским хозяйством, заготовками сельскохозяйственной продукции и сырья, производством продовольственных товаров на промышленных предприятиях. Эти отрасли являются поставщиками товаров для розничной торговли потребительской кооперации. За годы реформ удельный вес товаров собственного производства в общем объёме товарооборота розничной торговли потребительской кооперации возрос с 9% до 26% (рис. 4)


Розничная торговля в условиях потребительской кооперацииРозничная торговля в условиях потребительской кооперации

Рис 4.Удельный вес товаров собственого производства в общем объёме оборота розничной торговли потребительской кооперации в 1990 и 1999 гг. )

В настоящее время в общем объеме оборота розничной торговли страны на долю потребительской кооперации приходится около 5%. В то же время удельный вес оборота розничной торговли отдельных потребсоюзов в обороте розничной торговли своих территорий (районов, областей, краев, республик) значительно выше.

Потребительская кооперация была и остается основной торгующей системой на селе. Ее удельный вес в продаже социально значимых продовольственных товаров остается достаточно высоким:тпо отдельным товарам он колеблится в пределах от 10% до 20% в общем обороте розничной торговли страны.

В розничной торговле системы преобладают основные потребительские товары: хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупа, сахар, кондитерские изделия, маргарин, растительное масло, чай, мясопродукты, одежда, галантерея, парфюмерия, электротовары, строительные материалы.

В перспективе организации потребительской кооперации предусмат-ривают расширение ассортимента и объема продаж как продовольственных, так и непродовольственных товаров и укрепление своего положения на потребительском рынке. Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов оборота розничной торговли до уровня 1990 г., что позволит значительно увеличить удельный вес потребительской кооперации в общем объёме оборота розничной торговли страны.

Таким образом, основными особенностями розничной торговли потребительской кооперации являются следующие:

Розничная торговля потребительской кооперации занимается обслуживанием населения преимущественно в небольших сельских населённых пунктах.

Розничная торговая сеть потребительской кооперации состоит в основном из магазинов.

Более крупные магазины размещаются в раойнных центрах и посёлках городского типа.

Основным типом магазинов потребительской кооперации является магазин «Товары повседневного спроса».

В структуре оборота розничной торговли преоладают продовольственные товары.

Удельный вес оборота розничной торговли потребительской кооперации в общем обороте розничной торвли страны составляют около 5%, однако по отдельным социально значимымтоварам он значительно выше (10-20 %). В розничную торговлю потребительской кооперации поступает 26% товаров собственного производства, что позволяет обеспечить устойчивый ассртимент социально значимыхтоваров.

Деятельность организации потребительской кооперации направлена на стабилизацию и увеличение объёмов оборота розничной торговли с целью наиболее полного удовлетворения потребностей пайщиков и обслуживаемого населения в товарах и услугах.

12Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 122.

23 Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 130.

34Кущегеров Р.М. Кооперация и рынок. Черкесск: Издательство «Пул», 2002. С. 131-132.

Похожие работы:

  1. • Коммерческая деятельность в потребительской ...
  2. • Кооперативное образование России
  3. • Учет и анализ расходов на реализацию товаров в ...
  4. • Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости ...
  5. • Место и роль потребительской кооперации в ...
  6. • Миссия потребительской кооперации
  7. • Современные системы снабжения и сбыта предприятия ...
  8. •  ... торговой деятельности потребительской кооперации
  9. • Особенности деятельности потребительской кооперации во время ...
  10. • Организация розничной торговли
  11. • Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные ...
  12. • Основная деятельность потребительской кооперации
  13. • Сфера услуг в потребительской кооперации
  14. • Потребительская кооперация России
  15. • Развитие потребительской кооперации в конце XX ...
  16. • Актуальные проблемы потребительской кооперации
  17. • Правовое регулирование потребительских кооперативов
  18. • Потребительская кооперация
  19. • Основы потребительской кооперации в РФ
Рефетека ру refoteka@gmail.com