Рефетека.ру / Финансовые науки

Контрольная работа: Бюджетная система РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации"

(Финакадемия)


Контрольная работа по предмету"Бюджетная система РФ"


студента IV курса 905 группы,

Барановой Галины Алексеевны

Преподаватель:

Эмма Викторовна


СОДЕРЖАНИЕ


Задание 1

1. Понятие сбалансированности бюджета. Причины возникновения дефицита бюджета. Виды дефицита. Источники финансирования дефицита бюджета

2. Структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ (в качестве примера данные о доходах и расходах областного бюджета Самарской области на 2010 год)

Задание 2

Список использованной литературы


Задание 1. Дайте письменно ответ на вопросы

1. Понятие сбалансированности бюджета. Причины возникновения дефицита бюджета. Виды дефицита. Источники финансирования дефицита бюджета

2. Структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ( в качестве примера данные о доходах и расходах областного бюджета Самарской области на 2010 год)

Задание 2. Составьте коды доходов и расходов, согласно Бюджетной классификации РФ

Доходы:

  • Налог на добычу полезных ископаемых (газ горючий природный).

  • Доходы местных бюджетов (городского округа) от продажи квартир.

  • Государственная пошлина за получение водительских прав в муниципальном районе.

Расходы:

  • Заработная плата работников государственного университета.

  • Приобретение медикаментов и перевязочных средств для городской больницы.


Задание 1


1. Понятие сбалансированности бюджета. Причины возникновения дефицита бюджета. Виды дефицита. Источники финансирования дефицита бюджета


Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджеты покрыты его доходами (расходы уравновешены доходами). Лишь такое положение является нормальным для бюджетной деятельности. Если доходов бюджета недостаточно, чтобы обеспечить (покрыть) его расходы, то возникает проблема бюджетного дефицита (превышение расходов над доходами), которую в принципе можно решить лишь двумя путями (или их комбинацией): а) увеличить доходы; б) уменьшить расходы.

Если говорить о соотношении доходов и расходов бюджета, то в практике финансового планирования наблюдается применение двух противоположных принципов: а) приоритета расходов; б) приоритета доходов.

Согласно первому принципу государственные расходы рассматриваются как нечто равносильное неизбежным общественным потребностям, которые необходимо удовлетворить любой ценой. Сторонники такого подхода полагают, что "в системе отношений по формированию доходов и осуществлению расходов, ведущую роль имеют отношения по расходам. От показателей расходов зависят показатели по доходам. Функция бюджета реализуется таким образом, что если государство ограничено в доходных источниках бюджетов, то оно изыщет источник в режиме заимствований, осуществит эмиссию денег, но, в любом случае, наиболее значимые расходы оно обязано осуществить…Процесс бюджетных расходов никогда не должен прерываться. В этом плане он настолько важен, как и сама жизнедеятельность общества"[1].

Такой подход к обеспечению сбалансированности бюджетов означает, что если имеющихся доходов не хватает для покрытия имеющихся расходов, то целесообразно увеличить доходы путем повышения ставок налогов и введения новых. Используются также и такие методы "увеличения" государственных доходов, как эмиссия, а также государственные займы. В результате цель "доходы обеспечивают расходы" вроде бы достигается, но это мнимое финансовое благополучие, поскольку деньги, взятые в долг, не являются полноценным доходом. Рано или поздно долг придется возвращать, и этот доход превращается в расход, да еще в повышенном размере, так как кредиторам надо будет выплатить вознаграждение в размере определенного процента от суммы займа.

Для такого подхода характерно мнение, что чем богаче государство (т. е. чем больше у него доходов), тем лучше, поскольку богатое государство сможет осуществить больше расходов (то есть дать больше обществу). Поэтому следует исходить из максимально возможного сбора государственных доходов.

Использование принципа "приоритета расходов" привело в августе 1998 г. Россию, которая вынуждена была покрывать бюджетные расходы за счет многочисленных внутренних и внешних займов, к печально знаменитому "дефолту".

Это заставило переориентировать финансовую политику на принцип "приоритете доходов", в соответствии с которым пределом расходов является общая сумма установленных доходов. Если расходы превышают доходы, то сокращению подлежат расходы. Сущность такой бюджетной политики изложил М. М. Сперанский, который еще в 1810 году писал: "Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, чтоб все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить"[2].

В некоторых странах принцип "приоритета доходов" закреплен в законодательных актах и подкреплен процедурой прохождения финансового плана (бюджета) через парламент. Например, во Франции при утверждении бюджета в парламенте сначала голосуются доходы бюджета, а лишь потом его расходы. Предполагается, что такой порядок препятствует, во-первых, возникновению бюджетного дефицита, во-вторых, способствует сокращению государственных расходов.

Существует и третья точка зрения, именуемая "теорией минимальной достаточности государства".

Данная теория исходит из следующих положений.

Во-первых, государство получает доходы за счет общества, то есть увеличение денежных средств у государства означает уменьшение этих средств у общества. Между тем использование денежных средств непосредственно обществом (например, предпринимателями) осуществляется гораздо эффективней, чем это делает государство, финансирующее те или иные общественные потребности. К тому же при движении денег по цепочке "общество – государство – обратно общество" происходит неизбежная и непродуктивная трата этих средств, связанная с содержанием государственного аппарата и реализацией за счет государственного финансирования неэффективных и расточительных экономических и социальных программ.

Во-вторых, государство является субъектом, имеющим самостоятельные интересы, которые далеко не всегда совпадают с интересами общества. И формируя свои доходы (например, путем установления налогов), государство руководствуется в первую очередь своими собственными интересами. Руководствоваться интересами общества его заставляет давление самого общество или инстинкт самосохранения, когда оно осознает необходимость пересмотра своей финансовой политики, убедившись в том, что поборы с общества (путем, например, повышенного налогообложения), становятся неподъемными для него, оказывают разрушающее воздействие на экономику, чреваты социальным взрывом.

В-третьих, расходы государства фактически финансируются обществом. При этом многие государственные расходы не вызваны общественной необходимостью и потребностями самого общества. И сколько бы государство не получило посредством налогов и других обязательных платежей денег, оно все равно найдет, куда их истратить, даже если в этих тратах не будет никакой общественной необходимости.

Отсюда следует предложение: на фоне сокращения (минимизации) государственных расходов, необходимо сокращать (минимизировать) и государственные доходы[3].

Однако все это относится к теории финансовой деятельности государства. Что же касается конкретной практики бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации, то проблема бюджетного дефицита является для этих субъектов весьма болезненной. Связано это в первую очередь с той системой распределения государственных доходов между звеньями бюджетной системы, когда основные доходы сосредотачиваются в федеральном бюджете, а собственных доходов субъектов Российской Федерации недостаточно на финансирование даже самых минимальных и объективно необходимых потребностей своих территорий и своего населения.

И первым способом, посредством которого они пытаются решить проблему бюджетного дефицита, это "выбивание" (или выпрашивание) денег из федерального бюджета в виде регулирующих доходов. Но когда федеральный центр отказывает в выделении денег, то решение проблемы бюджетного дефицита превращается в собственную проблему субъекта Российской Федерации. В связи с этим Бюджетный кодекс Вологодской области устанавливает: "Государственные внешние заимствования осуществляются областью при условии, если на соответствующий финансовый год в федеральном бюджете не предусмотрено предоставление областному бюджету средств из федерального бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе" (ст. 25).

Бюджетный кодекс Российской Федерации довольно тщательно регулирует ситуации, связанные с возникновением дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и с источниками его покрытия.

Так, предусмотрено, что в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденные законом о бюджете субъекта Российской Федерации, не могут превышать объем доходов этого бюджета.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов данного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (п. 4 ст. 92 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать данное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Бюджетный кодекс Российской Федерации особо оговаривает, что кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств субъектов Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита регионального бюджета.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РоссийскойФедерации (то есть обеспечение сбалансированности этого бюджета) могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

2) бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций;

4) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

5) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В заключение отметим, что субъекты Российской Федерации могут предусматривать дополнительные по сравнению с Бюджетным кодексом Российской Федерации меры, направленные на недопущение возникновения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и обеспечение его сбалансированности, либо конкретизируют те меры, которые предусмотрены этим Кодексом.

Причины возникновения бюджетного дефицита.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост "теневого" сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост "теневого" сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь "теневая" экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.


2.Структура доходов и расходов бюджетов субъектов РФ (в качестве примера данные о доходах и расходах областного бюджета Самарской области на 2010 год)


Закон самарской области об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Принят Самарской Губернской Думой 24 ноября 2009 года.

Статья 1

1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2010 год:

общий объем доходов - 69 602 866 тыс. рублей;

общий объем расходов - 69 602 866 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2011 год:

общий объем доходов - 70 010 226 тыс. рублей;

общий объем расходов - 61 733 033 тыс. рублей;

профицит - 8 277 193 тыс. рублей.

3. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2012 год:

общий объем доходов - 78 046 447 тыс. рублей;

общий объем расходов - 69 734 468 тыс. рублей;

профицит - 8 311 979 тыс. рублей.

Статья 2

Утвердить общий объем условно утвержденных расходов:

на 2011 год - 1 559 295 тыс. рублей;

на 2012 год - 9 308 708 тыс. рублей.

Статья 3

Утвердить общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2010 году, в размере 15 2791 259 тыс. рублей.

Статья 4

1. Утвердить объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в 2010 году, в сумме 5 747 301 тыс. рублей.

2. Утвердить объем безвозмездных поступлений в доход областного бюджета в 2010 году в сумме 8 594 966 тыс. рублей.

3. Утвердить объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов сельских поселений в 2010 году, в сумме 7 638,888 тыс. рублей.

Статья 5

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов областного бюджета согласно приложению N 1 к настоящему Закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета согласно приложению N 2 к настоящему Закону.

Статья 6

В соответствии с пунктом 2 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвердить нормативы распределения доходов между областным бюджетом и местными бюджетами на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению N 3 к настоящему Закону.

Статья 7

Государственные бюджетные учреждения Самарской области вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные ими средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документов (разрешений) главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета, выданных в установленном министерством управления финансами Самарской области порядке.

Статья 8

Установить, что в 2010 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Самарской области и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям Самарской области культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в министерстве управления финансами Самарской области, и направляются на содержание и развитие материально-технической базы указанных бюджетных учреждений Самарской области сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов областного бюджета.

Статья 9

1. Размер части прибыли, полученной государственными унитарными предприятиями Самарской области в очередном финансовом году, в том числе по итогам предыдущего года, являющейся неналоговым доходом областного бюджета, рассчитывается в процентном отношении от прибыли предприятия, определяемой согласно документам бухгалтерского учета и отчетности, после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

2. Установить, что в областной бюджет перечисляется часть прибыли, полученной государственными унитарными предприятиями Самарской области в 2010 году, в том числе по итогам 2009 года, в размере 20 процентов.

Статья 10

Образовать в расходной части областного бюджета резервный фонд Правительства Самарской области:

в 2010 году - в размере 379 100 тыс. рублей;

в 2011 году - в размере 379 100 тыс. рублей;

в 2012 году - в размере 379 100 тыс. рублей.

Статья 11

Утвердить распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов областного бюджета классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2010 год согласно приложению N 4 к настоящему Закону.

Статья 12

Утвердить распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов областного бюджета классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации в ведомственной структуре расходов областного бюджета на плановый период 2011 и 2012 годов согласно приложению N 5 к настоящему Закону.

Статья 13

1. Установить, что в 2010 - 2012 годах за счет средств областного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам затрат или недополученных расходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в следующих сферах:

1) сельскохозяйственное товарное производство, торговля сельскохозяйственной продукцией, переработка сельскохозяйственной продукции, рыбоводство;

2) железнодорожный и речной транспорт пригородного сообщения;

3) топливно-энергетический комплекс;

4) образование, в том числе в целях возмещения затрат, связанных с предоставлением образовательных услуг:

по программам дошкольного образования автономными некоммерческими организациями;

по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования негосударственными образовательными учреждениями, созданными религиозными организациями;

по дополнительным общеобразовательным программам соответствующего уровня и направленности образовательными организациями, созданными религиозными организациями;

негосударственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, - в части расходов на подготовку кадров по специальности "Организация работы с молодежью";

5) наука, техника, культура, искусство и культурно-просветительная деятельность, в том числе в целях возмещения затрат, связанных с развитием движения авторской бардовской песни;

6) организация и осуществление региональных мероприятий по работе с молодежью;

7) социальная поддержка и социальное обслуживание;

8) развитие институтов гражданского общества в Самарской области некоммерческими организациями;

9) развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства;

10) дорожное хозяйство;

11) жилищное строительство;

12) производство комплектующих для автотранспортных средств;

13) содействие занятости населения Самарской области.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения указанным лицам затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг могут также предоставляться в случае финансового обеспечения непредвиденных расходов за счет средств резервного фонда Правительства Самарской области.

3. Субсидии в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, предоставляются соответствующими главными распорядителями средств областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Самарской области, определяющими категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статья 13 действует по 31 декабря 2012 года и утрачивает силу с 1 января 2013 года (пункт 1 статьи 34 данного документа).


Задание 2


Коды доходов и расходов, согласно Бюджетной классификации РФ:

Доходы:

  • Налог на добычу полезных ископаемых (газ горючий природный).

182.1.07.00000.01.1000.110

  • Доходы местных бюджетов (городского округа) от продажи квартир.

000.3.01.00000.04.0000.410

  • Государственная пошлина за получение водительских прав в муниципальном районе.

000.1.08.00000.05.1000.110

Расходы:

  • Заработная плата работников государственного университета.

074.07.06.0000000.001.211

  • Приобретение медикаментов и перевязочных средств для городской больницы.

000.09.01.0000000.001.340


Список использованной литературы


1. См.: Горбунова О. Н., Селюков А. Д., Другова Ю. В. Бюджетное право России. – М.: ООО "ТК Велби", 2002. С. 51.

2. Сперанский М. М. План финансов / В сб. "У истоков финансового права". – М.: "Статут", 1998. С. 37.

3. О теории минимальной достаточности государства см. подробнее: Худяков А. И., Бродский М. Н., Бродский М. Г. Основы налогообложения. Учебное пособие (серия "Право и экономика". – СПб: Издательство "Европейский Дом", 2002. С. 182 – 188.

4. Портал Самарской Губернской Думы и представительных органов муниципальных образований в Самарской области (для Интернет–изданий — гиперссылка: www.samgd.ru).

5.Copyright © 2005 - 2010 Законы Самарской области. Designed by samarazakon.ru

Рефетека ру refoteka@gmail.com