Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Беженцы и вынужденные переселенцы

Содержание


Введение

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»

2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)

3. Права и обязанности лица, признанного беженцем

4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца

Заключение

Использованная литература

Введение


Мигрант — такой же человек, как все россияне и, следовательно, на него распространяются положения Конституции РФ и других законов страны. Однако, некоторые из правовых актов непосредственно посвящены вынужденным мигрантам.

Разделение мигрантов на беженцев и вынужденных переселенцев происходит прежде всего по принципу гражданства: вынужденный переселенец — это гражданин России, а беженец — нет.

Замысел законодателей состоял в том, чтобы каким-то образом отделить мигрантов — граждан недавно единого государства от беженцев-иностранцев. Предполагалось, что в соответствии с Законом о гражданстве РФ приезжающие в Россию соотечественники быстро и легко примут российское гражданство, что даст им право получить статус вынужденного переселенца. Мигранты же из дальних стран, не имея российского гражданства, смогут претендовать только на статус беженца.

1. Понятие «беженец» и «вынужденный переселенец»


Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политического инакомыслия находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой своей страны (боится) или же лицо, которое не имеет определенного гражданства и находится вне страны своего прежнего места жительства, покинув его в результате преследований и не может (не желает) вернуться домой вследствие опасений за свою жизнь и безопасность своей семьи (ст. 1Закона РФ "О беженцах").

Таким образом, беженцем может быть признан человек, который только что приехал в нашу страну по указанным выше обстоятельствам, или тот, кого эти обстоятельства застали уже на территории России (так называемые беженцы на месте).

Вынужденный переселенец — гражданин российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше (ст. 1 Закона РФ "О вынужденных переселенцах").

Понятие "вынужденный переселенец" отличается от понятия "беженец" еще и тем, что к первым относятся жертвы не только дискриминации и преследований, но и массовых беспорядков в покинутых ими регионах, поэтому статус вынужденных переселенцев получают, например, жители Чеченской Республики, покинувшие ее в период военных действий, независимо от того, подвергались ли они лично национальной, политической или иной дискриминации.


2. Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем)


Беженцами (вынужденными переселенцами) люди становятся не в силу официального признания, а признаются таковыми (получают статус) именно потому, что реально являются беженцами (вынужденными переселенцами). Это специально оговаривается в Руководстве по процедурам и критериям определения статуса беженца УВКБ ООН (Женева, 1992 г.). Таким образом, признанию и предоставлению статуса всегда предшествует то грустное обстоятельство, что человек уже фактически превратился в беженца (вынужденного переселенца). Вся дальнейшая процедура признания и предоставления ему статуса есть лишь юридическое подтверждение объективного факта.

Признание лица беженцем (вынужденным переселенцем) предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем);

7) выдачу удостоверения либо уведомления об отказе.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем (вынужденным переселенцем) либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем (вынужденным переселенцем) принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем (вынужденным переселенцем) и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.

Признание беженцами (вынужденным переселенцем) лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств.

В случае отсутствия обстоятельств в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем (вынужденным переселенцем).

Признание беженцем (вынужденным переселенцем) лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

Разница статуса вынужденного переселенца в сравнении с беженцем заключается в том, что беженцы в отличие от вынужденных переселенцев могут владеть недвижимой собственностью лишь на тех условиях, что и прочие иностранцы. Местные власти обязаны включать в списки на получение жилья вынужденных переселенцев, а беженцев — нет. Нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам России, в том числе вынужденным переселенцам, должны выделяться безвозмездные субсидии для строительства или покупки жилья. На беженцев это не распространяется. Во время обучения профессии или переобучения вынужденным переселенцам предусматривается выплата стипендии, беженцам — нет. Государственные органы обязаны содействовать переводу детей вынужденных переселенцев — учащихся техникумов и студентов вузов в российские учебные заведения. О беженцах на эту тему в законе ничего не говорится.


3. Права и обязанности лица, признанного беженцем


Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;

5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, из фонда жилья для временного поселения.

Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации

11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации

12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);

13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.

Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации;

14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

17) выезд на место жительства в иностранное государство;

18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Постановка на учет лица, признанного беженцем, в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе является основанием для регистрации данного лица и членов его семьи в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по новому месту пребывания;

7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вынужденный переселенец обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.


4. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца


В Законе "О беженцах" указаны три основания утраты статуса:

1) если беженец получил российское гражданство (тогда он может приобрести статус вынужденного переселенца) или гражданство любого другого государства;

2) если он выехал из России на постоянное жительство в другую страну;

3) если добровольно обратился за помощью или защитой к тому государству, из

которого ранее вынужденно уехал в Россию.

Статус вынужденного переселенца утрачивается:

— с принятием нового гражданства;

— выездом из России на постоянное жительство;

— по истечении срока действия статуса (5 лет).

По закону человека можно лишить статуса беженца или вынужденного переселенца — если человек получил статус на основании умышленно ложных сведений о себе или представил фальшивые документы. Если он осужден по вступившему в законную силу приговору суда за совершенное преступление. Для остальных членов семьи ничего не меняется (кроме, разумеется, уменьшения связанных с составом семьи норм предоставления жилья, ссуд, пособий и т. п.).

Территориальный орган миграционной службы обязан выдавать беженцу и вынужденному переселенцу удостоверение установленного образца. Документ должен выдаваться каждому члену семьи старше 18 лет. Сведения о детях моложе 18 лет вписываются в удостоверение только одного из родителей. Законом "О вынужденных переселенцах" прямо предусматривается, что Удостоверение действует на всей территории Российской Федерации. Так что, получив статус, допустим, в Казани, Вы сохраняете все предусмотренные законом права, оказавшись хоть во Владивостоке, хоть в Москве.

Заключение


Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач: - создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- предупреждение социального сиротства;

- охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказание социально- психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;

-определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Использованная литература


Морозов И.А. О вынужденных переселенцах и гражданских правах //Гражданин и право . 1999

Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Беженцы и вынужденные переселенцы: (Правовые проблемы) // Государство и право. - 1995

ФЗ «О вынужденных переселенцах» (от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

ФЗ « О беженцах» от 18.07.2006 N 121-ФЗ)

Похожие работы:

  1. • Характеристика правового статуса беженцев и вынужденных ...
  2. • Правовые проблемы беженцев и вынужденных переселенцев ...
  3. • Беженцы и вынужденные переселенцы
  4. • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
  5. • Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  6. •  ... о вынужденных переселенцах и беженцах в Российской Федерации
  7. • Миграционная политика государства
  8. • Проявление личностных особенностей детей беженцев и ...
  9. • Экологические беженцы
  10. • Особенности правового статуса беженцев и вынужденных ...
  11. • Технология социальной работы по защите прав мигрантов
  12. • Статус беженцев на территории РФ
  13. • Предложения по усовершенствованию государственного ...
  14. • Правовое положение миграционного процесса в России
  15. • Свободная и вынужденная миграция. Социально-экономические ...
  16. • Сущность миграционной политики и закономерности ее ...
  17. • Международно-правовая регламентация положения ...
  18. • Гражданство в Российской Федерации: конституционно ...
  19. • Правовая основа СНГ
Рефетека ру refoteka@gmail.com