Рефетека.ру / Психология

Контрольная работа: Воображение и творчество

Министерство образования Российской федерации

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Институт Педагогики Психологии и Управления

Кафедра психологических наук


Контрольная работа

по предмету «Основы общей психологии».


Тема: «Воображение и творчество»


Выполнила: Бастрикова Елена

ОЗО СОП 1 курс

Специальность: педагогика и психология

Проверил: доцент Чикова О.М.


Тюмень – 2007г.

План


Введение.

  1. Понятие о природе воображения.

  2. Виды воображения.

  3. Воображение и творчество.

  4. «Техника» воображения.

Заключение.

Список литературы.

Введение


«Воображение это…великий дар, так много содействовавший развитию человечества». К.Маркс, Ф.Энгельс.

Образы, которыми оперирует человек, включает в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет не только на Земле, но и во Вселенной. Именно эти образы, преобразуют, видоизменяют человеческий опыт. Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в науке.

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

1. Понятие о природе воображения


Воображением называется такая деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имеющиеся у него ранее, представления, опираясь на образы, сохранившееся в памяти от прошлого опыта, преобразуя и изменяя их. Образы, которыми оперирует человек, не ограничивается воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой – то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным, опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится основной характеристикой воображение. Воображать – это преображать. Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что – то новое. Поэтому прав был А.М.Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимает человека над животными» - вымысел прежде всего как замысел. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Поскольку, с одной стороны, воображение всегда оперируется в какой – то мере на прошлый опыт, а с другой стороны – образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой – то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее бесспорно и существование между ними различия. Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношение к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранять в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразование. В высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризуется память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведении. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Всякое воображение порождает что – то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразится, во – первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения. Воображение может далее, предвосхищая будущее, создавая образ, картину того, чего вообще не было. Создавая в своем воображении какой – либо образ, человек не может вообразить нечто абсолютно новое, что не было бы в той или другой степени ранее воспринято им из окружающего мира. Например, путем воображения древние ассирийцы создали представление о никогда не воспринимавшемся ими в реальной действительности существе – крылатом быке. Но отдельные элементы этого продукта воображения (тело быка, человеческая голова, крылья птицы) были восприняты ранее из окружающей действительности. Процесс воображения всегда протекает на основе сохранившихся в памяти человека представлений; он есть не что иное, как деятельность сознания, состоящая в изменении и преобразовании этих представлений. Он возможен только потому, что представления отличаются лабильностью, способностью изменяться.


2. Виды воображения


В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В самых низших и примитивных своих образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого- либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь нет еще собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотном состояниях, в сновидениях. В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором – об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности. Различают также воображение воспроизводящее и творческое, или преобразующее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но он может банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием. Есть, далее, основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника. В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения являются различием тех образов, которыми оперирует воображение.

Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами - схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов. Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустотой « мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслонится от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Специализация различных видов воображения является не только предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.

Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, - конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.


3. Воображение и творчество


Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно – образной форме. В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно – образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он видит по – иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое ее выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидел. Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Мощное творческое воображение узнается не столько потому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а, скорее, по тому, как он умеет преобразовывать действительность повседневного восприятия, обремененными случайными, лишенными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, более или менее значительное отклонение от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую- то существенную сторону действительности. Не менее необходимо воображение – в других формах – в научном творчестве. Еще великий английский химик 18 века Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь ученые, которые «дают полный простор своему воображению». Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки, и их развития формировались и развивались все новые, более высокие совершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников – в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о Роланде», « Слове о полку Игореве» - воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по – новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения. Наконец воображение формируется в практической деятельности – особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившееся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.


4. «Техника» воображения


Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв черты у своей жены Сони, другие – у ее сестры Татьяны, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и ее сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестер. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев. Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем – при прочих равных условиях – богаче будет и его воображение. Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого обычно подчинено какой – то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей ему смысл. Другим приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные черты, иначе она не была карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое. Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения идет по линии типизации, т.е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате весь образ в целом преобразуется. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение. Формы воображения сами формируются и преобразуются в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов. Взятое во всей своей конкретности воображение человека - продукт истории.

Заключение


У разных людей воображение, далее, появляется по преимуществу в различных областях – у одного в одной, у другого в другой. Существенную роль в определении направления, по которому идет развития воображения, играет направленность личности – интересы, создающие связанные с ними специальные очаги эмоциональной восприимчивости. В связи с общим направлением деятельности человека и воображение его может быть наиболее деятельным – у одних в области практической деятельности конструктивного, технического изобретательства, у другого – в области художественного, у третьего – в области научного творчества. В каждом человеке заключен какой – то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия и воображение проявляются по – своему.

Список литературы


  1. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии». Москва ЗАО Издательский дом «Питер».2007г. стр.295- 308.

  2. П.А. Рудик «Психология» Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 1976г. стр.64 -65.

14


Рефетека ру refoteka@gmail.com