Рефетека.ру / Экономика

Реферат: Анализ рентабельности предприятия НПРУП "Экран"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ


Кафедра менеджмента


РЕФЕРАТ

На тему:

Анализ рентабельности предприятия НПРУП “Экран”


МИНСК, 2009

Анализ рентабельности предприятия включает:

- анализ рентабельности производства;

- анализ рентабельности реализации;

- анализ рентабельности важнейших видов продукции;

- анализ рентабельности предприятия.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ


Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции (Рпр) определяется по формуле:


Рпр = (Птптп)100%, (1)


где Птп – прибыль от производства товарной продукции;

Стп – себестоимость товарной продукции;


Птп = Втп – Стп, (2)


где Втп – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

Для анализа рентабельности производства составим табл. 1.


Таблица 1

Рентабельность производства продукции

№ п/п Наименование показателей Годы

Отклонение

(+, -)



2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007
1. Товарная продукция предприятия в оптовых ценах, млн. р. 14136 20983 14546 847 -6437
2. Полная себестоимость, млн. руб. 11804 17739 13618 5935 -4121
3. Прибыль от производства товарной продукции, млн. р. 2332 3244 928 912 -2316
4. Рентабельность производства, % 19,8 18,3 6,8 -1,5 -11,5

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства за исследуемый период снизился на 13 % с 19,8 % в 2006 г. до 6,8 % в 2007 г. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло снижение прибыли и повышение затрат на 1 рубль товарной продукции.

Анализируя изменение показателя рентабельности производства продукции за 3 года мы видим, что наивысший результат приходится на 2006 г., это является следствием более быстрого роста прибыли от реализации продукции по сравнению с показателем формирующим знаменатель (темп роста себестоимости), а наименьший результат приходится на 2008 г.

На рентабельность реализованной продукции в 2008 г. повлияли непроизводительные потери, в результате чего не дополучено 186 млн. прибыли, в том числе:

- потери от простоев составили – 161 млн. р.;

- потери от порчи материальных ценностей при хранении на складах – 2 млн. руб.;

- потери от брака 7 млн. р.;

- прочие непроизводственные расходы – 16 млн. р.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешевое.

АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ


По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя (табл.2).


Таблица 2

Рентабельность продаж

№ п/п Наименование показателей Годы Отклонение (+, -)


2006 2007 2008 2007 к 2006 2008 к 2007
1 2 3 4 5 6 7
1. Выручка от реализации за вычетом НДС (В), млн. р. 12861 20391 14654 7530 -5737
2. Производственная себестоимость (С), млн. р. 7779 13483 10727 5704 -2756
3. Коммерческие расходы (КР), млн. р. 187 164 200 -23 36
4. Управленческие расходы (УР), млн. р. 1988 2665 2505 677 -160
5. Прибыль от реализации (Пр), млн. р. 2907 4079 1222 1172 -2857
6. Рентабельность продаж, % 22,6 20,0 8,3 -2,6 -11,7

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:


Рп = (В – С – КР – УР)/В100% = Пр/В100%. (3)


Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость;

КР и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР и УРо – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

Проводя факторный анализ проанализируем 2007 и 2008 гг. по сравнению с 2006 г., т.е. 2006 г. будет базисным, а 2007 и 2008 гг. будут отчетными.

  1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:


пв = [1 – Со – КРо – УРо)/В1

(Во – Со – КРо – УРо/Во)]100%. (4)


2007 год к 2006 году


пв = ;


2008 год к 2006 году


пв = .


В связи с ростом выручки от реализации в 2007 г. рентабельность выросла на 28,6 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 9,5 %.

2. Влияние изменения себестоимости продукции:


пс = [1 – С1 – КРо – УРо)/В1

1 – Со – КРо – УРо)/В1]100% . (5)


2007 год к 2006 году


пс = ;


2008 год к 2006 году


пс = .


Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж в 2007 г. на 28 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 20,1 %.

3. Влияние изменения коммерческих расходов:


пкр = [1 – С1 – КР1 – УРо)/В1

1 – С1 – КРо – УРо)/В1]100%. (6)


2007 год к 2006 году


пкр = ;


2008 год к 2006 году


пкр = .


За счет роста снижения коммерческих расходов на единицу продукции в 2007 г. рентабельность продаж увеличилась на 0,1 %, а в 2008 г. за счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 0,1 %.

4. Влияние изменения управленческих расходов:


пур = [1 – С1 – КР1 – УР1)/В1

1 – С1 – КР1 – УРо)/В1]100%. (7)


2007 год к 2006 году


пур = ;


2008 год к 2006 году


пур = .


В связи с ростом управленческих расходов рентабельность продаж снизилась в 2007 г. на 3,3 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. - на 3,6%.

Общее влияние всех факторов составит:

2007 год к 2006 году


побщ =;


2008 год к 2006 году

побщ =.


В 2006 г. прослеживается еще большее снижение рентабельности, которое связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции и управленческих расходов, которые снизили рентабельность на 20,1% на 3,6 % соответственно. Данное увеличение протекало более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность только на 9,5 %. В конечном счете данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат, в итоге предприятие снизило рентабельность продаж на 14,3 %.

Подводя итого проделанного расчета можно сделать вывод, что в 2007 г. снижение рентабельности на 2,6 % связано в основном с ростом себестоимости реализованной продукции на 28 % и управленческих расходов на 3,3 % более быстрыми темпами, чем рост цены изделия, т.е. выручки от реализации, которая увеличила рентабельность на 28,6 %. Данное увеличение цены не позволило перекрыть снижение рентабельности продаж связанное с ростом затрат и в итоге предприятие и снизило рентабельность продаж на 2,6 %.


АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Показатель общей рентабельности рассчитывается по формуле


РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ), где


ПБАЛ - балансовая прибыль по предприятию, тыс. р.

ФОСН - среднегодовая стоимость ОФП, тыс. р.

ФОБ - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. р.

Проведя преобразование формулы, можно проанализировать зависимость уровня общей рентабельности от:

- размера прибыли на 1 р. реализованной продукции (ПБАЛ\QР)

- фондоемкости (1 / QР) / ФОСН

- оборачиваемости оборотных средств 1 / QР / ФОБ


- РОБЩ. = ПБАЛ / (ФОСН + ФОБ)100 = (ПБАЛ\QР) / [(ФОСН / QР) + (ФОБ / QР)] 100;


Для анализа влияния отдельных факторов на уровень общей рентабельности необходимо составить следующую табл. 3.


Таблица 3

Исходные данные для анализа общей рентабельности предприятия

Наименование показателей Един. изм. Условное обозначение Годы

Отклонение

(+, -)





2006 2007 2008

2007 к

2006


2008к

2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Прибыль отчетного периода млн. р.

ПОП

3427 4146 1006 719 -3140
2 Объем реализованной продукции млн. р.

QP


12861


20391


14654

7530 -5737
3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов млн. р.

ФОСН


26054


29235


20839

3181 -8396
4 Средние остатки основных оборотных средств млн. р.

ФОБ

5995 9102

11304

3108 2202
5 Фондоотдача основных производственных фондов Р. / р.

QPОСН


0,494


0,697


0,703

0,20 0,01
6 Фондоемкость Р. / р.

ФОСН/QP

2,026 1,434 1,422 -0,59 -0,01
7 Количество оборотов нормируемых оборотных средств Число оборо-тов

QPОБ


2,145


2,240


1,296

0,09 -0,94
8 Коэффициент закрепления оборотных средств Доли единиц

ФОБ/QP


0,466


0,446


0,771

-0,02 0,32
9 Прибыль на 1 руб. реализ продукции Р. / р.

ПОП/QP

0,266 0,203 0,069 -0,06 -0,13
10 Уровень общей рентабельности %

ПОП/(ФОСН+

ФОБ)*100


10,69


10,81

3,13 0,12 -7,68

Для удобства проведения анализа используем следующие обозначения:


Р1 и Р0 – общая рентабельность отчетного и базового периодов

П1 и П0 – прибыль на 1 р. РП в отчетном и базовом периоде

Е1 и Е0 – фондорентабельность в отчетном и базовом периоде

К1 и К0 – коэффициент закрепления оборотных средств в отчетном и базовом периоде

Данные табл. 2.15 показывают, что уровень общей рентабельности изменился:


ОБЩ = Р1 – Р0;


в 2007 году увеличился на 0,12 % (10,81-10,69), а в 2008 по сравнению с 2006 г. снизился на 7,56 % (3,13-10,69).

1. Определяем влияние прибыльности:


1 = П1 / (Е0 + К0)100 – Р0; (8)


2007 год к 2006 году


1 =


2008 год к 2006 году


1 =


В связи с уменьшением прибыли на 1 р. реализованной продукции общая рентабельность снизилась в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. по сравнению с 2006 г. на 7,92 %.

2. Определяем влияние фондорентабельности:


2 = П1 / (Е1 + К0)100 – П1 / (Е0 + К0)100; (29)


2007 год к 2006 году


2 =


2008 год к 2006 году


2 =


Уменьшение фондорентабельности привело к росту общей рентабельности в 2007 г. на 2,54 %, а в 2008 г. на 0,86 %.

3. Определяем влияние коэффициента закрепления оборотных средств


3 = П1 / (Е1 + К1)100 – П1 / (Е1 + К0)100; (30)


2007 год к 2006 году


3 =

2008 год к 2006 году


3 =


За счет ускорения оборачиваемости оборотных средств общая рентабельность в 2007 г. увеличилась на 0,12 %, а в 2008 г. замедление оборачиваемости оборотных средств снизило уровень общей рентабельности на 0,5 %.

Общее влияние всех факторов составит:

2007 год к 2006 году


ОБЩ =


2008 год к 2006 году


ОБЩ =


Проведенные расчеты по общей рентабельности предприятия показали, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается незначительное повышение рентабельности предприятия на 0,12 % за счет роста оборачиваемости оборотных средств и уменьшения фондорентабельности, отрицательно повлияло на данный показатель снижение прибыльности на 1 реализованной продукции.

А в 2008 г. по сравнению с 2006 г. наблюдается значительное снижение рентабельности предприятия на 7,56 % за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции и замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности, что в общем итоге и привело к данному снижению.

В 2008г. по сравнению с 2006г. наблюдается значительное снижение общей рентабельности предприятия на 7.56% за счет резкого снижения прибыли на 1 рубль реализованной продукции, замедления оборачиваемости оборотных средств и незначительного уменьшения фондорентабельности.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стражева. - Минск.: Вышэйшая школа, 2007. – 400 с.

  2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 415 с.

  3. Бланк, И. А. Управление прибылью. – К.: «Ника-Центр», 2008.- 544с. (Серия «Библиотека финансового менеджмента», Вып. 2)

  4. Бука, Л. Совершенствование анализа прибыли, // Бухгалтерский учет и анализ. 2008, № 11, С.34-39.

  5. Производственный отчеты НПРУП «Экран» 2006-2008гг.

Похожие работы:

  1. • Анализ финансово-хозяйственного положения предприятия ...
  2. • Характеристика предприятия НПРУП "Экран", его организационной ...
  3. • Пути повышения рентабельности НПРУП "Экран"
  4. • Влияние условий труда на экономику предприятия НПРУП "Экран"
  5. • Позиционные системы счисления
  6. • Формування маркетингової стратегії ЗАТ "Оболонь"
  7. • Универсальный блок питания
  8. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  9. • Охрана труда при работе на компьютере
  10. • Краткий курс истории Московского троллейбуса
  11. • Технология HTML
  12. • Публий Теренций Афр
  13. • Решения задачи планирования производства симплекс ...
  14. • Словник слів іншомовного пожодження економічного ...
  15. • Латинский язык: Практические задания для студентов заочного ...
  16. • Основы латинского языка
  17. • Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в ...
  18. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
  19. • Проект концептуального анализа развития туризма в ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com