Рефетека.ру / Финансовые науки

Курсовая работа: Бюджет Кировской области

Введение


Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежный систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.

В первой части курсовой работы будет рассмотрена сущность денег и история их возникновения. История денег отличается длительностью, сочетанием противоположных тенденций, проявлением парадоксов и чередованием проблем, что свойственно также и денежному рынку.

Во второй части работы будет рассмотрен бюджет Кировской области. Будут выявлены основные тенденции развития региона и рассмотрены ВРП Кировской области, социальные показатели, доходы и расходы консолидированного бюджета, государственный долг основанные а показателях за период 2006–2009 год.


1. Происхождение и сущность денег


    1. История возникновения денег


Археологи утверждают, что еще 12 тысяч лет назад близ Уральских гор встречались для обмена товарами племена из Европы и Азии.

Бартеру тысячи лет. Когда-то он был неплох, но и хлопот с ним хватало, ибо не всегда совпадали желания сторон. Если крестьянин хотел обменять свою кукурузу на лошадь, то ему еще надо было найти владельца лошади, нуждавшегося в кукурузе. Если же хозяину лошади требовался топор, то крестьянин вынужден был отдать кукурузу за топор, а потом менять топор на лошадь. Все было очень неудобно – времени уходило много, да и не всегда договаривались. Обмен частенько расстраивался.

С ценами также были большие проблемы. Вчера за лошадь или теленка можно было получить три топора, а за корзину кукурузы – ни одного. Завтра голодный кузнец предложит за кукурузу все три топора. Созрела необходимость найти эталон стоимости, некую универсальную ценность для обмена. Возникали проблемы с хранением ценностей. Может, зимой яблоки и поднимутся в цене, но если их передержать, то они никому не будут нужны. Человеческое общество шло вперед, изобретало способы устранения возникавших затруднений, ибо со временем стало ясно: бартер слишком неудобен. Нужен был одинаково необходимый для всех посредник для обмена. Сначала таким посредником были скот, камни, раковины, соль и даже засушенные свиные хвостики. Они всеми принимались в качестве средства оплаты. Но деньги должны быть удобны в обращении, легко дробиться для мелких покупок. Не разделишь же корову на части, приобретая расческу. Они должны легко храниться и являться универсальным критерием стоимости. Однако, несмотря на недостатки, товарные деньги были в ходу тысячелетиями. И в наши дни африканцы-масаи платят выкуп за невест скотом.

Бартер тоже не исчез. Им пользуются до сих пор там, где это удобно. Например, Воронежский завод упаковочного оборудования в качестве оплаты за упаковочную линию взял с Пермского химкомбината стиральный порошок, ибо химкомбинат не имел денег, так как торговые организации, взяв товар, не смогли вовремя расплатиться с заводом.

Кто первый додумался использовать в качестве денег драгоценные металлы, – неизвестно. Но во все времена почти у всех народов золото и серебро были в почете. Испокон веков из них делали украшения и ритуальную утварь. Китайцы пользовались золотыми деньгами в виде кубиков еще в 2100 г. до новой эры. Упоминаются драгоценные металлы и в Библии. Самые древние из всех дошедших до нас монет – это золотые и серебряные кружочки, отлитые ливийцами почти за 700 лет до нашей эры. В России деньги начали чеканить в конце XIV века во времена Дмитрия Донского. Однако еще при Петре I с народов Сибири подати в казну по старинке собирали пушниной. Той же пушниной царь расплачивался с чиновниками.

Возить много денег – дело сложное и опасное, ибо металл тяжел и громоздок, да и возы с деньгами были желанной добычей для грабителей. И вот в средневековье в Европе появились новые деньги. Люди догадались, что, отправляясь в дальний путь, можно отдать ювелиру на хранение монеты, а взамен взять расписку, которая совершенно бесполезна для грабителя. Добравшись до места, владелец расписки обменивал ее у партнера ювелира на монеты. Расписки стали так популярны, что люди начали расплачиваться ими. Вот так в Европе появились первые бумажные деньги. Тогда же стали расплачиваться не только расписками, но и письмами к ювелиру с просьбой выдать подателю письма наличные. Так началась новая эра – эра чеков.

Считается, что первые бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры. Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой, так же как и в Европе, расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций.

Основные этапы истории развития денег:

Первый этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

второй этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным);

третий этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

четвертый этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Также необходимо отметить, что существуют науки, которые занимаются всесторонним изучением истории денег и их видов. Это прежде всего нумизматика – наука, возникшая еще в эпоху средневековья, о монетах и других формах денег, а также материалах и инструментах для их изготовления. Отдельно выделяют еще одну науку – бонистику, которая изучает вышедшие из употребления бумажные деньги и боны (денежные знаки, не являющимися деньгами, например жетоны). Изучаются они в рамках бонистики как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества.


1.2 Денежные системы и виды современных денег


В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно государством.

Денежная система – это форма организации денежного обращения, отдельные элементы которой находятся в определенном единстве.

К важнейшим компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг;

2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте;

3) система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;

4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения.

1. Система обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках). В такой системе выделяют два направления:

Биметаллизм – когда всеобщим эквивалентом являются золото и серебро (существовал в 16–18 века в Европе).

Монометаллизм – когда всеобщим эквивалентом является один металл. Выделяют следующие периоды в данном направлении:

  1. медный монометаллизм – в 5–3 веках до н.э.;

  2. серебряный монометаллизм – в России в 1843–1852 годах. В Голландии и Индии – в 19 веке;

  3. золотой монометаллизм – существовал в Англии с конца 18 века, а после во всех странах с конца 19 века.

Необходимо отметить, что золотой монометаллизм существовал в нескольких разновидностях.

  1. В форме монетного стандарта до первой мировой войны.

При такой форме разрешена свободная чеканка монет, размен различных знаков стоимости на золотые монеты и свободное движение золота между странами.

  1. В форме золото – слиткового и золото – девизного стандарта после первой мировой войны (до 1971 года).

При такой форме нет свободной чеканки золотых монет. Размен бумажных денег на золото ограничен стоимостью золотых слитков. Таким образом золотое обращение отсутствует.

В этот период произошла демонетизация золота. Золото стало обычным товаром, не выполняющим функцию эквивалента. С 1971 года ни одна денежная единица не приравнивается к золоту.

2. Система современного денежного обращения.

Такая система предусматривает обращение кредитных и бумажных денег без обмена на золото.

Ее характерные особенности:

  1. демонетизация золота;

  2. господство кредитных знаков;

  3. расширение безналичного оборота;

  4. доступность получения кредитов;

  5. усиление государственного регулирования денежного обращения.

Виды современных денег:

  1. наличные деньги (монеты и бумажные деньги);

  2. безналичные (кредитные) деньги (чеки, векселя, кредитные карты).

Современные кредитные деньги – это долговые обязательства, которые не являются элементами национального богатства. Кредитные деньги не срастаются с потребительской ценностью товара и существуют также в форме бухгалтерских записей (чековые депозиты, электронные переводы денежных средств)

В-третьих, с помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию.

В-четвертых, деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. В этих странах с учетом общеэкономических задач устанавливается на год (в России на месяц) денежный ориентир изменения денежной массы и в соответствии с ним проводится ее регулирование при помощи кредитных инструментов центрального банка.

Денежно-кредитное регулирование, как правило, направлено на сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляционных процессов и стимулирование роста ВНП.


    1. Сущность денег


Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров. Они возникли на определенной ступени развития общества. Их возникновение связано с обменом.

Сущность денег проявляется в их функциях. Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг:

Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

Средство накопления;

Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу – кредитование и оплата труда);

1. Деньги как мера стоимости – это приравнивание товара к определенной сумме денег, что является количественным выражением его стоимости. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

Мера стоимости – это денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. При золотомонетном обращении масштабом цен являлось золото, содержащееся в денежной единице. В США мерой стоимости является доллар, в Германии – евро, в России – рубль.

Правительство любой страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такие изменения называются денежной реформой. Другими словами, денежная реформа – это переход от одной меры стоимости к другой, сопровождаемый уменьшением общего количества денег.

На стоимость денег оказывают влияние следующие факторы:

1) Приемлемость денег. Она отчасти основана на законе – государство объявило наличные деньги законным платежным средством. Другими словами, деньги потому являются деньгами, что люди воспринимают их таковыми;

2) Относительная редкость денег. Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Чем больше денег находится в обращении, тем ниже их стоимость. Когда предложение денег ограниченно, всех товаров и услуг удваивается,

3) Покупательная способность денег. Реальная стоимость, или покупательная способность денег, – это количество товаров и услуг, которые можно купить за денежную единицу.

Стоимость денег обратно пропорциональна уровню цен. Если уровень цен стоимость денег уменьшается наполовину, их стоимость возрастает.

2. Деньги как средство обращения используются для – оплаты товаров и услуг, а также для уплаты долгов. Для выполнения функции средства обращения деньги всегда должны быть в наличии, т.е. эту функцию могут выполнять лишь реально существующие деньги.

Альтернативой использования денег в качестве средства обращения является бартер – обмен одного товара на другой без денег. Замена бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер.

Деньги предоставляют их владельцу всеобщую покупательную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет гибко выбирать тип и количество приобретаемых товаров, время и место совершения покупки, а также партнеров для сделки.

Но никто не обязан покупать сразу же после того, как продал, то может возникнуть ситуация, когда проданных товаров будет больше, чем купленных, и может возникнуть кризис. Таким образом, функция денег как средство обращения содержит возможность кризиса. В функции денег как средства обращения продавец и покупатель одновременно противостоят друг другу.

3. Деньги как средство накопления – когда они выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства после продажи им товаров и услуг.

Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения – активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

Несмотря на совершенную ликвидность, накопление денег сопряжено с определенными недостатками. Наличные деньги в отличие, например, от банковских вкладов, акций и облигаций не приносят их владельцу никакого дохода. Поэтому гораздо выгоднее хранить и накапливать деньги на депозитных счетах коммерческих банков или срочных вкладах сберегательных банков. Кроме того, в период быстрой инфляции деньги, конечно, не могут служить в качестве средства накопления, поскольку они непрерывно обесцениваются. Люди хранят деньги в этих условиях только в течение очень короткого времени, и задолго до наступления инфляции приобретают на них недвижимость и иные активы, которые, хотя и не являются ликвидными, но не утрачивают своей стоимости как деньги. В условиях гиперинфляции национальные деньги меняют на более устойчивую иностранную валюту.

4. Деньги как средство платежа

Эта функция денег отражает более высокий этап в развитии товарного производства и обращения. Наличие тесных, устойчивых связей между товаропроизводителями внутри национального рынка создает условия для кредитных отношений для продажи товаров с отсрочкой платежа. Будучи средством погашения долгового обязательства, деньги выступают в функции средства платежа. Функционирование денег в этом качестве привело к определенной трансформации товарно-денежного обращения, к известному обособлению товарного и денежного обращения, к созданию условий к превращению последнего в кредитно-денежное обращение.

В функции денег как средств платежа в качестве противоположных сторон друг другу противостоят не просто продавец и покупатель (как при функции средства обращения), а продавец, ставший кредитором, и покупатель, ставший должником.

При продаже товара в кредит реально происходит лишь перемещение потребительной стоимости. Стоимость же товара получает идеальное выражение в долговом обязательстве. Превращение стоимости из идеальной в реальную осуществляется лишь с наступлением срока платежа. В этой функции деньги уже не выступают последующим звеном, а завершают процесс обмена самостоятельно.

Если в качестве средства обращения деньги обслуживают связь между покупателем и продавцом, то при этом данная связь возникает только посредством (благодаря) денег.

Напротив, как средство платежа деньги выражают связь между продавцом и покупателем, которая уже сложилась, прежде чем наступила очередь за функционированием денег.

Функции денег как средства платежа соответствует определенная их форма – кредитные деньги; первичный их вид – вексель, более развитый – банкнота, которые возникают на основе обращения долговых обязательств.

Денежный платеж при выполнении деньгами функции средства платежа осуществляется лишь при погашении обязательств, следовательно, деньги не опосредуют акт купли-продажи, а лишь завершают его, погашая обязательства. Разрыв данного процесса содержит вторую возможность кризиса и возможность неплатежа.

5. Функция мировых денег – обычно выделяется, когда деньги используются как средство межгосударственных расчетов.

Международные займы, внешнеторговые связи, оказание финансовых услуг зарубежному партнеру вызвали появление мировых денег. Они способны функционировать как всеобщее покупательное средство, всеобщее платежное средство и материализация общественного богатства.

В качестве международного средства мировые деньги выступают при расчетах по международным балансам: если за определенный период платежи данной страны превышают денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.

Мировые деньги как международное покупательное средство служат при нарушениях равновесия обмена товарами (услугами) между государствами, тогда оплата их производится наличными деньгами. Мировые деньги используются для предоставления субсидий или займов различным странам, или для выплаты репараций побежденной страны победившей. При этом части богатства одного государства перемещается в другое посредством денег.

Мировыми деньгами при золотом стандарте выступали золото (регулятор платежного баланса) и кредитные деньги отдельных стран, разменные на золото (чаще доллар США и английский фунт стерлингов).

Для упрочения национальных денег таких стран, как Великобритания и США, по их инициативе в качестве мировых денег использовались международные валютные клиринги и валютные соглашения. Кроме международных валютных соглашений так же подписывались региональные валютные соглашения (валютные зоны, валютные блоки), обеспечивающие господствующее положение денежной единицы наиболее развитой страны во внешнеэкономических отношениях государств их подписавших. Примерами являются – специальные права заимствования (СДР) международного валютного фонда, ЭКЮ – денежная единица стран членов Европейской Валютной системы.

С 1 января 1999 года был осуществлен официальный переход Европейского союза к единой валюте ЕВРО, фактическое обращение которой началось в 2002 году.

Благодаря выполнению вышеназванных функций деньги играют ключевую роль в развитии экономике.


    1. Роль денег в рыночной экономике


Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике. Проявляется это в следующем.

Во-первых, общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что деньги выступают в качестве общественного связующего звена между товаропроизводителями.

Будучи конкретизированными в определенном предмете, имеющем стоимость, они выступают всеобщим условием общественного производства, "инструментом" общественных экономических связей независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного труда в товарном хозяйстве.

Во-вторых, деньги приобретают качественно новую роль – они становятся капиталом, или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный капитал в воспроизводстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала, и они представляют собой исходный пункт и результат кругооборота последнего.

Деньги обслуживают также производство и реализацию общественного капитала, выступая в виде денежных потоков, которые движутся как внутри первого подразделения (производство средств производства), так и внутри второго (производство предметов потребления), а также между ними.

Роль денег как капитала проявляется через их функции. Так, стоимость товаров, произведенных на предприятиях, выражается в деньгах; при этом деньги служат мерой стоимости и денежным капиталом.

Если же продукция предприятия продается за наличный расчет, а на вырученные деньги покупаются средства производства, то деньги служат и средством обращения и капиталом. Но если продукция продается в кредит и по истечении срока кредита долговые обязательства погашаются деньгами, то здесь они служат и средством платежа, и капиталом.

Далее, если деньги накапливаются с целью покупки в дальнейшем средств производства и расширения объема производства, то в этом случае деньги выступают и как сокровище, и как капитал.

И, наконец, если предприятие открывает дочернюю фирму за границей, то деньги в данном случае выступают и как мировые деньги, и как капитал.


2. Бюджет Кировской области


2.1 Основные макроэкономические тенденции развития региона


2.1.1 Валовый региональный продукт и его отраслевая структура

За период с 2001 года по 2007 годы реальный объем валового регионального продукта (ВРП) Кировской области вырос на 17,9% по сравнению с уровнем 2000 года. Объем ВРП Кировской области (добавленная стоимость в основных ценах) составил в 2007 году, по оценке, 113,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 4% больше, чем в 2006 году.

ВРП на душу населения растет, достигнув в 2007 году 80 тыс. рублей на одного жителя области, что почти в 3 раза больше уровня 2001 года. По показателю объем ВРП на душу населения Кировская область занимает 63-е место среди субъектов Российской Федерации.

Отраслевая структура ВРП региона по видам экономической деятельности не претерпевает существенных изменений. По-прежнему наибольший удельный вес занимает промышленность – около 30%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 11%, транспорт и связь – около 14%, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 12,4%, строительство – 6,3%, на долю остальных видов деятельности приходится 26,5%.


Диаграмма 1. Структура ВРП Кировской области


ВРП в 2001–2006 годах (основные цены)

Название показателя

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Объем ВРП, млрд. рублей

41,7

50,0

57,8

70,7

79,8

96,4

Индекс физического объема ВРП, % к предыдущему году

99,2

99,4

102,5

105,2

100,9

105,7

Объем ВРП на душу населения, тыс. рублей

27,3

33,1

38,8

48,1

55,1

67,2


Структура ВРП по видам экономической деятельности в 2004–2007 годах, %

Название показателя

2004

2005

2006

ВРП

100,0

100,0

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

18,1

16,4

13,9

Добыча полезных ископаемых

0,2

0,2

0,2

Обрабатывающие производства

22,2

21,1

22,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,5

5,8

5,3

Строительство

3,0

4,1

5,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

13,4

12,4

12,2

Гостиницы и рестораны

0,8

1,1

1,1

Транспорт и связь

13,7

15,5

14,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

6,3

6,2

6,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

4,7

5,9

6,6

Образование

5,1

4,9

4,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,8

5,1

5,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,2

1,3

1,4


Природные ресурсы

Основной ресурс области – лес. Свыше половины терри¬тории покрыто лесами с богатым растительным и животным миром. 54% этой площади – леса хвойных пород. Общий запас древесины составляет 1,2 млрд. кубометров, в том числе эксплуатационный – 1,1 млрд. кубометров. Ежегодный прирост древесины – 22,6 млн. куб. метров.

Разведанные запасы торфа в Кировской области составляют 1,1 млрд. тонн. Из них на долю топливного торфа приходится 380 млн. тонн. В области разведано 1734 торфяных месторождения.

На территории области изучены месторождения и проявления нефти, перспективные для освоения. Пять месторождений поставлены на государственный учет.

Область богата минеральными источниками и лечебными грязями. Всего насчитывается 18 типов минеральных вод, которые могут применяться в лечебных целях. Пять из них используются на широко известном курорте "Нижне-Ивкино", в санатории "Мать и дитя" (пос. Бурмакино), в городах Кирове и Вятских Полянах. В лечебных целях используются хлоридно-натриевые воды, в розлив – сульфатно-кальциевые.

В Белохолуницком районе выявлены водоносные пласты минерализованных вод с высоким содержанием йода и брома.


Промышленность

Экономика носит промышленный характер – в структуре валового регионального продукта Кировской области на долю промышленности приходится около 30%.

В области сложилась многоотраслевая структура промышленного производства, имеющая "несырьевую" направленность: добыча полезных ископаемых составляет менее 0,3% в объеме промышленной продукции области, осуществляется добыча торфа, нефти (в малых объемах) и нерудных строительных материалов.

Ведущий сектор экономики области – обрабатывающие производства, доля которых в объеме промышленной продукции составляет 80%. По объему производимой ими продукции область занимает 40-е место в РФ.
Предприятия обрабатывающей промышленности имеют значительный технологический потенциал и квалифицированные кадры рабочих и специалистов, обладают высокими промышленными технологиями, что обеспечивало за последние годы динамику роста по большинству отраслей.

Одно из ведущих мест занимает химическое производство. Область – один из основных в России производителей минеральных удобрений, монополист по производству отдельных марок фторполимеров и фторированных смазок. Эта отрасль является наиболее инновационно активной, ее предприятиями освоено производство новых ферментных препаратов, парфюмерной продукции, химических средств защиты растений, прогрессивных лакокрасочных материалов, абсорбирующих материалов из активированного угля.

В области производятся шины для сельскохозяйственных машин, мототехники, легковых и грузовых автомобилей, резинотехнические изделия, искусственные кожи и изделия из пластмасс для различных отраслей экономики.

Машиностроение, основу которого составляют предприятия ОПК, – базовая отрасль экономики области. Машиностроение региона представлено предприятиями авиационной, электротехнической, станкостроительной, инструментальной промышленности, подъемно-транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Увеличиваются мощности в судостроительной промышленности, созданы производства по выпуску специальной автомобильной техники.

На предприятиях области производятся станки металлорежущие и деревообрабатывающие, коммутационная аппаратура, средства измерения, электродвигатели, дизельные двигатели, элеваторы и конвейеры, техника для содержания и ремонта железных дорог, провода неизолированные для ЛЭП и кабели различного назначения, высококачественная бытовая техника. По целому ряду изделий машиностроительные предприятия области являются единственным производителем в стране.

Область занимает 8-е место в России по объемам заготовки и вывозки деловой древесины, 5-е место – по производству пиломатериалов.

Предприятия лесопромышленного комплекса выпускают широкий ассортимент пиломатериалов, мебели, древесностружечных и древесноволокнистых плит, фанеру клееную, паркет, лыжи, бумагу, тарный картон, древесный уголь. По отдельным видам продукции из дерева область выпускает от 6% до 17% всей продукции, производимой в России. На экспорт поставляется деловая древесина, пиломатериалы, фанера. В структуре экспорта области доля продукции ЛПК составляет около 20%.

Значительную роль в промышленности области играет металлургический комплекс. Базовые предприятия отрасли являются лидерами по выпуску целого ряда профильной продукции высокого передела в металлургическом комплексе страны: лифтовые направляющие, сортовой прокат черных металлов, латунный и медный прокат электротехнического назначения, радиаторные ленты.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности выпускают мясные, молочные, овощные продукты, кондитерские изделия по современным технологиям, оригинальные алкогольные и безалкогольные напитки, столовую минеральную воду, консервированные продукты с использованием местного экологически чистого сырья.

Легкая промышленность представлена предприятиями текстильной, швейной, трикотажной, кожевенной и обувной промышленности. Успешно развивается традиционное для области производство меховых изделий, а также изготовление кистей для художественных работ.

Энергетический комплекс области занимает значительную долю в объеме промышленной продукции области – 20% и успешно развивается.


Сельское хозяйство

В сельскохозяйственной отрасли области лидирует животноводство, преимущественно молочно-мясного направления. Основные возделываемые сельскохозяйственные культуры: зерновые, картофель, лен и овощи.


Транспорт

Через область проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и север с южными регионами. Протяженность железных дорог общего пользования составляет 1100 км.

На долю региона в 2007 году приходилось 0,43% валового национального продукта.

Отраслевая структура валового регионального продукта в 2007 г.:

  • Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 11,1%,

  • Рыболовство, рыбоводство – 0%,

  • Добыча полезных ископаемых – 0,3%,

  • Обрабатывающие производства – 24,6%,

  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 4,7%,

  • Строительство – 6,3%,

  • Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 12,5%,

  • Гостиницы и рестораны – 1,2%,

  • Транспорт и связь – 12,5%,

  • Финансовая деятельность – 0%,

  • Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 6,5%,

  • Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 8,6%,

  • Образование – 4,5%,

  • Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 5,8%.


Промышленное производство

Отраслевая структура объема отгруженной продукции региона по видам экономической деятельности на 1 января 2008 года:


Обрабатывающие производства

  • Производство пищевых продуктов, включая напитки – 14,8%,

  • Текстильное производство – 1,1%,

  • Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – 1,7%,

  • Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели – 7,2%,

  • Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них – 2,5%,

  • Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – 0%,

  • Химическое производство – 16,9%,

  • Производство резиновых и пластмассовых изделий – 11,5%,

  • Производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 2,8%,

  • Металлургическое производство – 16,8%,

  • Производство прочих металлических изделий, кроме сабель, штыков и аналогичного оружия – 4,9%,

  • Производство электрических машин и электрооборудования – 5,8%,

  • Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – 5,1%,

  • Производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки – 6,3%.


Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

  • Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды – 95,1%,

  • Производство, передача и распределение электроэнергии – 49,3%,

  • Производство и распределение газообразного топлива – 3,9%,

  • Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – 41,9%,

  • Сбор, очистка и распределение воды – 4,9%.


2.2 Анализ основных макроэкономические тенденции развития


2.2.1 Социальные показатели Кировской области

  • Демография

Демографическая ситуация в Кировской области в последние годы характеризуется ростом рождаемости и снижением смертности населения, сокращается естественная убыль населения, замедляются темпы снижения численности населения.

За 2003–2007 годы население области сократилось на 72,1 тыс. человек. Численность горожан при этом уменьшилась на 54 тыс. человек, сельских жителей – на 18,1 тыс. человек и составила соответственно 1022,7 и 404,2 тыс. человек. Численность постоянного населения на начало 2007 года составила 1426,9 тыс. человек.

С 2003 года наблюдается увеличение продолжительности жизни населения. Если в 2003 году она составляла 63,46 лет, то в 2006 году – 65,8 лет.

Ежегодная естественная убыль населения составляет около 12 тысяч человек ежегодно.

Число новорожденных за 2007 год увеличилось на 1022 человека, или на 7,3% по сравнению с 2006 годом. Общий коэффициент рождаемости увеличился за этот период с 9,7 до 10,5 на 1000 человек.

Число умерших в 2007 году уменьшилось на 5,9% по сравнению с 2006 годом. Общий коэффициент смертности уменьшился за этот период с 17,6 до 16,7 на 1000 человек.

Сокращение смертности и увеличение рождаемости населения позволило сократить естественную убыль. За 2007 год коэффициент естественной убыли сократился с 7,9 до 6,2 на 1000 человек по сравнению с 2006 годом.


Диаграмма 2. Демографическая ситуация


Основными причинами смерти населения Кировской области являются болезни системы кровообращения (60% умерших в 2006 году), несчастные случаи, отравления и травмы (15,4%), новообразования (11,6%), болезни органов дыхания (4,8%).

Численность мужского населения составляет 46,0% населения области, женского – 54,0%.

  • Уровень жизни

В 2007 году в регионе начата реализация нового закона области "О потребительской корзине в Кировской области" от 29.11.2006 №52-ЗО, вступивший в силу с 01.01.2007 года.

В новой потребительской корзине качественно улучшены наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, учтены изменения демографического состава населения области по результатам Всероссийской переписи населения 2002 года.

Ежемесячно проводились расчеты величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области. За 1, II, III, IV кварталы 2007 года величина прожиточного минимума официально устанавливалась постановлениями Правительства области и опубликовывалась в средствах массовой информации. Изменение состава потребительской корзины увеличило величину прожиточного минимума в среднем на душу населения на 6,3% (для пенсионеров – на 9,8%).

Действовала система мониторинга уровня жизни населения области по годам, кварталам, месяцам, проводимая совместно с Кировстатом. В рамках данного мониторинга отслеживалась динамика изменений номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, номинальных среднедушевых денежных доходов, индексов потребительских цен на товары и услуги, соотношение среднедушевых денежных доходов и средней заработной платы с величиной прожиточного минимума (оценивалась покупательная способность населения области), численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

По результатам мониторинга за 12 месяцев (январь-декабрь) 2007 года, в сравнении с соответствующим периодом 2006 года, имела место положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения области:

  • величина прожиточного минимума на душу населения составила 3595,50 (3044,50) рубля, выросла на 18,1%, для трудоспособного населения – 3884,75 (3333,25) рубля, выросла на 16,5%, для пенсионеров – 2851,75 (2286,25) рубля, выросла на 24,7%, для детей – 3532,50 (3045,75) рубля, выросла на 16,0%;

  • по предварительной оценке номинальные денежные доходы в расчете на душу населения составили 7050,0 (5772,5) рубля, выросли на 22,1%;

  • покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения (основной показатель уровня жизни) составила 1,96 (1,90) набора прожиточного минимума на душу населения, выросла на 3,2%;

  • величина номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по полному кругу предприятий, включая организации малого предпринимательства на одного работающего составила 8905,5 (7120,6) рубля, выросла на 25,1%;

  • покупательная способность среднемесячной заработной платы для трудоспособного населения составила 2,29 (2,14) набора прожиточного минимума трудоспособного населения, выросла на 7,0%.

  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 21,18% (23,45%), снизилась на 2,27 процентных пункта.

Основная причина повышения уровня жизни – опережающий рост денежных доходов населения и заработной платы по сравнению с ростом величины прожиточного минимума.

  • Рынок труда

Информация о состоянии рынка труда по итогам 2008 года

Итоги 2008 года показывают, что, при сохранении в целом положительной динамики социально-экономического развития региона, в конце года под влиянием мирового финансового кризиса произошел спад производства в промышленности, строительстве и на транспорте. Проблемы с кредитованием предприятий вызвали снижение объемов инвестиций, что, в свою очередь, привело к замедлению ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей и ликвидации части рабочих мест. В результате увеличились объемы высвобождения и неполной занятости работающих, уменьшилась численность занятых в экономике и выросла безработица. К концу года общая численность безработных (по методологии МОТ) выросла с 46 тыс. чел. до 48 тыс. чел., уровень общей безработицы, соответственно, поднялся с 5,6% до 6,0% экономически активного населения. По этому показателю в Приволжском федеральном округе Кировская область занимает 6 место.

Дефицитными профессиями служащих на рынке труда являются врач, инженер-химик, электрик участка, инженер-программист. Среди рабочих профессий – электрогазосварщик, станочник деревообрабатывающих станков, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, токарь, слесарь-сантехник. В то же время на рынке труда избыточно предложение кассиров, секретарей, экономистов, бухгалтеров, контролеров деревообрабатывающего производства, сортировщиков изделий из древесины, операторов связи.

На начало 2009 года в численности зарегистрированных безработных 20% составляли инвалиды, 23% – уволенные по сокращению численности или штата работников. 62% – женщины, почти половина (45%) проживает в сельской местности.


Диаграмма 3: Состояние рынка труда по итогам 2008 года


2.3 Предварительные итоги социально-экономического развития области в 2008 году и перспективах развития региона до 2011 г.


Социально-экономическое развитие Кировской области в истекшем периоде текущего года характеризуется укреплением положительных тенденций. За семь месяцев текущего года объемы промышленного производства выросли на 4,2% в сопоставимых ценах, объем инвестиций в основной капитал – на 22,5%, прибыль прибыльных организаций (за январь – июнь) – в 1,8 раза, объемы строительных работ – на 35,5%, оборот розничной торговли – на 21%, объем платных услуг населению – на 12,5%, среднедушевые денежные доходы населения за январь – июнь – на 41,6%.

По оценке, в 2008 году, исходя из динамики, сложившейся в текущем году, ожидается рост валового регионального продукта – на 4,5%; объемов промышленного производства – на 5%; инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования – на 20,2%; оборота розничной торговли – на 17%; прибыли прибыльных организаций области – в 1,6 раза; среднедушевых денежных доходов населения – на 39,3%.

Социально-экономическое развитие Кировской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет осуществляться в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года. В 2009–2011 годах планируется осуществлять первый этап реализации Стратегии.


Валовой региональный продукт

Объем валового регионального продукта (ВРП), по оценке, в 2008 году составит 141,2 млрд. рублей и вырастет по сравнению с уровнем 2007 года в сопоставимой оценке на 4,5%. На период до 2011 года прогнозируется дальнейший рост реального объема ВРП в 1,4 раза к уровню 2007 года.


Инвестиции

В 2008 году ожидается освоить за счет всех источников финансирования 53,1 млрд. рублей инвестиций в основной капитал с ростом к уровню 2007 года на 20,2%. За период 2008–2011 годов ожидается освоить 350 млрд. рублей инвестиций, объем инвестиций в сопоставимых ценах возрастет в 2,1 раза.

Высокие темпы роста инвестиций в определенной мере связаны с увеличением Правительством области государственной поддержки инвестиционной деятельности частных инвесторов. В текущем году объем государственной поддержки предусмотрен в размере 100,2 млн. рублей, на 2009 год предусматривается в размере 159,2 млн. рублей.

Реализация наиболее крупных и приоритетных для экономики области проектов (строительство завода по производству стеновых керамических материалов, производство большеформатной фанеры, создание лесоперерабатывающего комплекса в Кировской области, реализация проектов в сфере связи, реализация программы газификации области и другие), а также планируемые к реализации проекты (в деревообработке, производстве стройматериалов, химическом производстве, добыче полезных ископаемых, агропромышленном комплексе) обеспечат стабильный рост объемов инвестиций в ближайшей перспективе.


Промышленность

Объем отгруженной продукции промышленного производства (по видам экономической деятельности C, D, E), по оценке, в 2008 году составит около 123 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 105%. На среднесрочную перспективу прогнозируется дальнейший рост промышленного производства. За 2008–2011 годы рост составит более 120%.

В производствах по добыче полезных ископаемых в 2008 году индекс производства составит 115% к уровню предыдущего года. До 2011 года прогнозируются высокие ежегодные темпы роста по добывающим производствам (в 2,3 раза к уровню 2007 года) в связи со значительным увеличением добычи торфа и ростом добычи нерудных строительных материалов.

В составе обрабатывающих производств наиболее высокими темпами будут развиваться:

обработка древесины и производство изделий из дерева, где реализуется наибольшее число инвестиционных проектов. По оценке, в 2008 году индекс производства составит 106%. Прирост продукции от внедрения инвестиционных проектов окажет заметное влияние на темпы развития деревообрабатывающего производства – к 2011 году выпуск продукции деревообработки и изделий из дерева увеличится на более чем в 1,5 раза.

производство строительных материалов (производство прочих неметаллических минеральных продуктов) в связи с увеличением объемов строительно-монтажных работ и ввода жилья в области в 2008 году увеличится на 18%, за 2008–2011 годы в 1,6 раза, что обеспечено созданием новых производств по выпуску современных строительных материалов на основе использования минерально-сырьевой базы региона.

металлургическое производство – по оценке, в 2008 году прирост производства по этому виду деятельности составит 4%. В результате реализации при поддержке Правительства области программ техперевооружения производства на базовых предприятиях выпуск продукции в 2011 году увеличится к уровню 2007 года на 25%.

машиностроительный комплекс за счет внедрения инвестиционных проектов по выпуску инновационной производственно – технической продукции для ведущих отраслей экономики – энергетики, газодобывающей промышленности, железнодорожного транспорта, электроники и средств связи, а также прогнозируемого роста производства профильной продукции на предприятиях ОПК в 2011 году выпуск изделий увеличится более чем на 30% к уровню 2007 года.

В химическом производстве прогнозируются достаточно высокие темпы развития (к 2011 году – 128% по сравнению с уровнем 2007 года). В 2008 году индекс производства ожидается на уровне 107%.

В производстве пищевых продуктов за 2008 год темп роста объемов производства в сопоставимых ценах составит 103%. В 2009–2011 годах в результате реализации целевой программы развития АПК прогнозируется положительная динамика роста как в производстве мясной, так и других видов пищевой продукции.

По виду деятельности производство и распределение электроэнергии, газа, воды в связи с развитием энергоемких производств и вводом жилья, а также с учетом реализации программы газификации области за 2008–2011 годы прогнозируется рост 116% к уровню 2007 года.


Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, по оценке, в 2008 году составит 98% в сопоставимых ценах от уровня 2007 года, в том числе в сельхозорганизациях – 99%. Дальнейшее развитие аграрного производства будет определяться наращиванием объёмов продукции в сельхозорганизациях, реализующих в настоящее время инвестиционные проекты по строительству и реконструкции животноводческих комплексов.

Прогнозируемая тенденция роста производства подкрепляется мероприятиями и механизмами, предусмотренными реализуемой с начала текущего года областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса на период до 2015 года" и Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года.

К 2011 году прирост объемов продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составит 5,6% к уровню 2007 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 18,6%. В 2011 году прогнозируется прирост валового сбора зерна (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий на 39,6% к уровню 2007 года; производства скота и птицы на убой (в живом весе) – на 11,4%; производство яиц вырастет на 14,2%, производство молока – на 8,9%.

Темпы роста пищевой промышленности будут зависеть от роста спроса населения на продовольственные товары и успешности продвижения продукции на рынок. В 2011 году по сравнению с 2007 годом прирост производства мяса и субпродуктов 1-й категории составит 26,1%; цельномолочной продукции – 15%.


Малое предпринимательство

Достаточно высокими темпами продолжится развитие малого бизнеса в области. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП региона возрастет с 10% в 2007 году до 16% в 2011 году.

По оценке, в 2008 году оборот малых предприятий составит 86,6 млрд. рублей, что в 1,2 раза превышает уровень 2007 года. К 2011 году оборот малых предприятий возрастет до 129,9 млрд. рублей, или почти в 2 раза (в 1,8 раза) по отношению к уровню 2007 года.


Жилищное строительство

Объемы жилищного строительства в 2008 году в соответствии с Соглашением о реализации приоритетного национального проекта планируются в объеме 415 тыс. кв. метров с ростом к 2007 году на 10,4%. За период 2008–2011 годов прогнозируется ввод в эксплуатацию более 2 тыс. кв. метров общей площади жилья.

В настоящее время в жилищном строительстве реализуются такие масштабные проекты, как "Микрорайон "Урванцево", "Микрорайон "Чистые пруды", малоэтажная застройка микрорайона "Молодежный" в п. Дороничи г. Кирова, начата проработка инвестиционного проекта жилищного строительства микрорайона "Южный".

Социальное развитие области

По оценке, в 2008 году общий коэффициент рождаемости составит 11,4 человек на 1000 населения области, коэффициент смертности – 16,8 человек на 1000 населения.

Реализация мероприятий федерального уровня и областных целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации региона, позволяет прогнозировать сохранение тенденции сокращения смертности и увеличения рождаемости. В результате коэффициент рождаемости возрастет с 10,6 человек на 1000 населения в 2007 году до 12,3 в 2011 году, а коэффициент смертности снизится с 16,8 до 16.

В 2008 году ожидается дальнейшее сокращение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, по сравнению с 2007 годом на 4,1 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы составит в среднем за 2008 год 1,6% (для сравнения в 2007 году – 2,1%). Реализация инвестиционных проектов, создание новых рабочих мест будут способствовать дальнейшему сокращению численности безработных – до 10,3 тыс. человек к 2011 году. Уровень зарегистрированной безработицы в 2011 году сократится до 1,3%.

В 2008 году ожидается рост среднедушевых денежных доходов населения в 1,4 раза по сравнению с 2007 годом или до уровня 10 тыс. рублей. По прогнозу, к 2011 году среднедушевые денежные доходы населения вырастут в 2,4 раза к уровню 2007 года и составят более 17 тыс. рублей.

Опережающий рост денежных доходов по сравнению с ростом величины прожиточного минимума позволит увеличить покупательную способность денежных доходов с 2 в 2007 году до 3 раз в 2011 году.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 22,2% в 2007 году до 13,5% в 2011 году.

На среднесрочную перспективу прогнозируется стабильный рост среднемесячной заработной платы на 15–20% ежегодно. В 2008 году заработная плата, по оценке, превысит 11 тыс. рублей, в 2011 году составит свыше 18 тыс. рублей.


2.4 Бюджетная система Кировской области


2.4.1 Исполнение областного бюджета за 2008 год

Исполнение областного бюджета за 2008 год характеризуется стабильным формированием необходимых финансовых ресурсов и обеспечением принятых бюджетных расходных обязательств.

Сохранение положительной динамики макроэкономических показателей на территории области способствовало увеличению доходной базы бюджета.

Общие параметры областного бюджета за 2008 год сложились по доходам в сумме 27962,5 млн. рублей, по расходам 27691,3 млн. рублей. Сверх уточненного плана поступило 627,9 млн. рублей.


Основные параметры областного бюджета за 2008 год (млн. рублей)

Наименование показателя

Исполнено

Отклонение (+,–)

% исполнения

2008 к 2007 году (раз)


2007 год

2008 год


2007 год

2008 год


Налоговые доходы

10946,9

14117,9

3171

104,1

103,5

1,29

Неналоговые доходы

887,8

793,3

-94,5

109,6

108,2

0,89

Безвозмездные перечисления

9762,8

12301,7

2538,9

99,7

100,3

1,26

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

1455,2

749,6

-705,6

99,8

108,6

0,52

Всего доходов

23052,7

27962,5

4909,8

102,1

102,3

1,21

Всего расходов

22344,9

27691,3

5346,4

96,9

96,0

1,24


В сравнении с 2007 годом доходы и расходы областного бюджета возросли в 1,2 раза. Фактическое поступление доходов и расходы областного бюджета за 2008 год превысили первоначальный план на 5 904,7 млн. рублей и на 3828,7 млн. рублей соответственно. Задача обеспечения мобилизации запланированных доходов и дополнительного привлечения доходных источников выполнена. План исполнен на 102,3%.

Как и в предыдущие годы, основными бюджетообразующими доходными источниками областного бюджета в отчетном году были налоговые доходы. В структуре доходов бюджета по сравнению с 2007 годом их доля возросла на 3% и составила 50,5% от общего объема привлеченных доходов. Налоговые доходы исполнены в сумме 14 117,9 млн. рублей, или 103,5% к уточненному годовому плану.

Рост налоговых поступлений в областной бюджет к уровню 2007 года составил 29%, или 3171 млн. рублей и обеспечен в основном увеличением поступлений налога на прибыль организаций в 1,5 раза, или на 1 599 млн. рублей и налога на доходы физических лиц в 1,3 раза, или на 1 030,2 млн. рублей.

Увеличение доходной базы обусловлено экономической ситуацией в области, ростом заработной платы, развитием малого бизнеса и выполнением задач бюджетной политики по развитию доходного потенциала области и улучшению администрирования доходов. Улучшение администрирования налоговых доходов позволило сократить объем недоимки на 3,1%, или на 17,2 млн. рублей по сравнению с началом 2008 года.

В течение отчетного периода объем безвозмездных поступлений составил 12 301,7 млн. рублей, или 100,3% от годового объема, что выше запланированных поступлений на 31,2 млн. рублей. Из общего объема безвозмездных перечислений поступило: дотаций – 5 715,3 млн. рублей, субсидий – 3 029,4 млн. рублей, субвенций – 1 819,4 млн. рублей, иных межбюджетных трансфертов – 869,8 млн. рублей, прочих безвозмездных поступлений – 867,8 млн. рублей, в том числе привлечено средств от Государственной корпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 572,2 млн. рублей.

Выполнение доходной части бюджета стало основным фактором успешного исполнения бюджетной политики области, направленной на выполнение задач, определенных Бюджетным посланием Губернатора области на 2008 год, в том числе финансового обеспечения мероприятий в области социальной политики и осуществления инвестиционной деятельности.

Итоги проводимой бюджетной политики отчетного года характеризуются обеспечением своевременно и в полном объеме выплаты заработной платы, социальных выплат населению, софинансирования приоритетных национальных проектов и отсутствием просроченной кредиторской задолженности.

С 1 февраля 2008 года было обеспечено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 14%, с 1 апреля – работникам органов государственного управления и органов местного самоуправления на 9%.

С января увеличены на 7% размеры социальных выплат многодетным семьям и семьям воспитывающих детей-сирот. С 1 августа на 15% проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным лицам.

Как и в предыдущие годы в приоритетном порядке осуществлялось финансирование отраслей социальной сферы: образования, культуры, здравоохранения и физической культуры, социальной политики. На социально-культурную сферу из областного бюджета было направлено 50,2% объема расходов бюджета, что выше объема 2007 года на 2517,3 млн. рублей. Наибольший объем средств направлен на социальную политику 5 255,2 млн. рублей. Рост расходов к уровню 2007 года обеспечен по всем отраслям социальной сферы.


Диаграмма 4. Динамика расходов областного бюджета на социально-культурную сферу (млн. рублей)


Выполнена задача бюджетной политики, направленная на активную работу по развитию экономики области. В отчетном году направлено на поддержку и модернизацию отраслей экономики 6 875 млн. рублей бюджетных средств или в 1,4 раза выше объема 2007 года.


Диаграмма 5. Динамика расходов областного бюджета на развитие отдельных отраслей экономики области (млн. рублей) представлена на диаграмме

От суммы, направленной на развитие отраслей экономики, 38,4% израсходовано на государственную поддержку дорожного хозяйства (2638,3 млн. рублей), сельского хозяйства – 33,2% (2 284,3 млн. рублей), жилищно-коммунального хозяйства – 15, 5% (1 063,6 млн. рублей), газификацию – 10,5% (723,8 млн. рублей). Кроме того, направлялись средства: на развитие малого предпринимательства (101,9 млн. рублей) и повышение инвестиционной привлекательности (63,1 млн. рублей).

В 2008 году муниципальным образованиям области перечислено межбюджетных трансфертов в сумме 9 951 млн. рублей или выше уровня 2007 года на 2 431,9 млн. рублей. Из фонда компенсаций на исполнение переданных 21 вида государственных полномочий направлено 4 712,6 млн. рублей. Финансирование переданных полномочий обеспечено в полном объеме, кредиторской задолженности нет.


2.4.2 Структура консолидированного бюджета Кировской области


ДОХОДЫ

Уточненнный

Исполнение

% исп-я


план

Из отч-ти в МФ по

к годов.


года

бухгалтер.

плану

ДОХОДЫ в том числе

17 217 336 681,1

4 643 720 561,9

27,0

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

2 535 695 000,0

1 209 941 106,8

47,7

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

7 849 033 103,0

1 906 818 606,6

24,3

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

1 993 930 000,0

504 449 531,1

25,3

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД,

в том числе

1 188 483 752,8

256 062 072,9

21,5

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

777 655 000,0

163 889 511,0

21,1

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

406 940 838,8

91 356 227,4

22,4

Единый сельскохозяйственный налог

3 887 914,0

816 334,5

21,0

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО,

в том числе

1 717 479 054,8

269 863 882,3

15,7

налоги на имущество физ. лиц

14 694 696,0

2 019 315,5

13,7

налоги на имущество организаций

951 288 582,8

138 584 260,7

14,6

Транспортный налог

507 917 000,0

51 301 074,5

10,1

Налог на игорный бизнес

135 900 000,0

48 126 542,5

35,4

Земельный налог

107 678 776,0

29 832 689,2

27,7

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

15 667 000,0

3 486 177,2

22,3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

93 262 251,4

20 366 357,5

21,8

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

1 809 096,0

5 447 622,3

301,1

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1 090 453 742,5

237 834 759,0

21,8

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ, в том числе

197 878 604,2

96 019 816,9

48,5

Плата за использование лесов

137 438 000,0

82 153 816,5

59,8

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

14 500 400,0

2 582 629,7

17,8

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

381 704 679,0

85 942 100,7

22,5

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ

30 000,0

18 725,0

62,4

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

100 123 928,0

20 801 750,1

20,8

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫ ДОХОДЫ

37 378 150,0

35 273 751,3

94,4

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

0,0

494 691,7


ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

-92 080,6

-11 683 019,1

12 687,8

ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 493 780 081,0

416 845 187,8

27,9

ИТОГО СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ

18 711 116 762,1

5 060 565 749,7

27,0

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

10 123 149 730,0

3 398 347 365,4

33,6

ДОТАЦИИ, их них:

5 296 458 100,0

1 760 797 600,0

33,2

Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности

5 211 418 100,0

1 737 139 600,0

33,3

СУБВЕНЦИИ

1 666 198 800,0

598 110 150,0

35,9

СУБСИДИИ

1 995 793 100,0

419 682 100,0

21,0

Иные межбюджетные трансферты

705 520 900,0

560 444 935,6

79,4

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

458 766 830,0

58 102 623,7

12,7

ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

412 000,0

1 209 956,0

293,7

ВСЕГО Д О Х О Д О В

28 834 266 492,1

8 458 913 115,0

29,3


II. Р А С Х О Д Ы

Уточнен.

Исполнение

% исп-я


план

Из отч-ти в МФ по

к плану


года

бухгалтер.

года

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

3 110 419 896,6

512 760 628,4

16,5

в том числе Функционирование законодательных, исполнительных органов власти и высшего должностного лица

1 353 094 179,5

272 824 583,7

20,2

Судебная система

99 788 100,0

19 201 443,9

19,2

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в том числе

1 560 624 469,5

385 434 749,8

24,7

Органы внутренних дел

877 798 000,0

249 503 858,6

28,4

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона

80 611 548,6

12 574 399,3

15,6

Обеспечение противопожарной безопасности

600 250 820,9

123 217 838,2

20,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА,

в том числе:

4 286 256 145,6

726 438 585,4

16,9

Топливо и энергетика

6 966 000,0

1 280 349,8

18,4

Сельское хозяйство и рыболовство

1 212 396 440,0

149 446 213,6

12,3

Транспорт

186 409 927,5

46 732 937,8

25,1

Дорожное хозяйство

2 073 093 058,0

394 217 939,7

19,0

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

2 422 612 668,5

306 927 400,6

12,7

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

99 174 800,0

12 859 137,5

13,0

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, в том числе:

18 500 182 293,9

3 805 769 089,3

20,6

ОБРАЗОВАНИЕ

7 850 945 724,7

1 641 898 986,7

20,9

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ и СМИ

1 019 501 119,2

218 606 221,8

21,4

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

4 112 436 615,5

815 513 326,4

19,8

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

5 517 298 834,6

1 129 750 554,4

20,5

Межбюджетные трансферты

981 965 000,0

260 945 797,0

0,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

25 682 600,0

3 832 962,6

14,92

ИТОГО РАСХОДОВ

30 986 917 874,0

6 014 968 350,6

19,4

ПРОФИЦИТ, ДЕФИЦИТ

-2 152 651 381,9

2 443 944 764,5


ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА

2 152 651 381,9

-2 443 944 764,5


Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации

-335 000 000,0

0,0


Кредитные договоры, заключенные от имени субъектов РФ и муниципальных образований

1 501 169 290,6

-394 967 200,0


Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

-7 715 812,8

0,0


Остатки средств бюджетов

866 030 142,2

-2 105 757 456,5


Увеличение прочих остатков средств

-32 520 421 093,6

-8 520 433 560,7






Уменьшение прочих остатков средств

33 386 451 235,7

6 414 676 104,2


Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах

0,0

0,0


Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

128 167 762,0

56 779 892,1


ВСЕГО РАСХОДОВ

28 834 266 492,1

8 458 913 115,0

29,3


2.5 Участие Кировской области в формировании доходов бюджетной системы РФ


За первый квартал в бюджетную систему мобилизовано 7,4 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. Объем доходов остался на уровне первого квартала 2008 года (прирост 1%). В федеральный бюджет направлено 1,9 млрд. рублей (26%), в бюджет Кировской области – 3,3 млрд. (44%), в государственные внебюджетные фонды – 2,2 млрд. (30%).

По итогам 2008 года 675 организаций заявили убытки в объеме 3,4 млрд. рублей. Это больше, чем по итогам 2007 года – на 81 единицу, рост убытка – в 2,6 раза. 40% из числа убыточных предприятий осуществляют деятельность в оптовой и розничной торговле, 11% – в обрабатывающих производствах, 10% – в лесопромышленном комплексе, по 8% – в строительстве, в сфере операций с недвижимым имуществом и аренде, 5% – в транспортной отрасли и связи. Сумма убытка сформирована предприятиями обрабатывающих производств – 48% (это – химическое производство, машиностроение, металлургия), и 27% – предприятиями ЛПК.

Резкого снижения поступлений по всем видам налогов в первом квартале текущего года не отмечалось. Уровень сбора начисленных налогов составил 84,2% (в первом квартале 2008 г. – 92,6%). Вместе с тем, наметилась тенденция по снижению налоговой базы предприятий области по налогу на прибыль (на 60% к аналогичному периоду 2008 г. – с 5 до 2 млрд. рублей), вследствие чего поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале 2009 года снизились на 718 млн. руб. (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года). На 20% снизилась собираемость по НДС (причины – отсутствие спроса на продукцию, и, как следствие, – отсутствие заказов; несоблюдение сроков оплаты за отгруженную предприятиями продукцию и выполненные работы, рост дебиторской задолженности). Замедлились темпы роста поступлений по НДФЛ, ЕСН и страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд (причина – рост числа безработных на предприятиях региона, неполная занятость работников, несвоевременность выплаты заработной платы).

В 2008 году осуществлялась умеренная долговая политика, которая строилась с учетом потребности бюджета в финансовых ресурсах, оптимизации государственных заимствований. Гашение всех долговых обязательств производилось своевременно и в плановом режиме. Объем государственного долга по состоянию на 01.01.2009 года составил 3 690,4 млн. рублей или 23,6% от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


Диаграмма 6. Структура государственного долга на 01.01.2009 года


В структуре государственного долга наибольший удельный вес занимают кредиты, полученные от кредитных организаций 56,9% (2100 млн. рублей). На долю государственных гарантий Кировской области приходится 37,2% (1374,6 млн. рублей), государственных ценных бумаг Кировской области – 5,7% (210 млн. рублей), обязательств перед федеральным бюджетом – 0,2% (5,8 млн. рублей) от общего объема государственного долга.

В 2008 году в результате досрочного гашения части долговых обязательств и привлечения кредитных ресурсов на конкурсной основе под более низкий процент в конце финансового года достигнута существенная экономия бюджетных средств на обслуживание государственного долга. Объем расходов на обслуживание государственного долга составил 121,3 млн. рублей, или 0,44% от общего объема расходов областного бюджета при предельно допустимом уровне – 15%.


2.6 Налоговые и неналоговые доходы в бюджете Кировской области


Исполнение доходной части областного бюджета за 9 месяцев свидетельствует об устойчивом росте доходов бюджета. К аналогичному периоду 2007 года он достиг 4,4 млрд. рублей. Годовые бюджетные назначения по доходам выполнены на 82%. Объем доходов составил 21,2 млрд. рублей, из которого в большей доле поступили собственные доходы областного бюджета.

Увеличение объема собственных доходов обеспечено опережающим ростом налоговых доходов, который, прежде всего, обусловлен положительными тенденциями в развитии экономики области, ростом заработной платы и доходов населения, развитием малого бизнеса.
Преимущественный рост налоговых доходов сложился по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц.

По итогам работы за 1 полугодие текущего года было отмечено, что при значительном увеличении налога на прибыль организаций в целом, по предприятиям отдельных видов деятельности произошло снижение поступлений налога. В целях увеличения поступлений налога на прибыль организаций органами исполнительной власти области проведена целенаправленная работа с отдельными предприятиями области, допустившими снижение налогооблагаемой прибыли в первом полугодии текущего года. Разработаны мероприятия, которые будут реализовываться и в последующие периоды.

В результате за 8 месяцев рост прибыли рентабельных организаций области увеличился в 2 раза к соответствующему периоду 2007 года. Фактически данными организациями получена прибыль в сумме 9,7 млрд. рублей.

Свою роль по привлечению дополнительных налоговых доходов сыграла и проводимая органами власти и налоговыми органами работа по выводу заработной платы из "тени" и ее повышению, а так же по увеличению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В результате 906 организаций представили уточненные налоговые декларации и уменьшили убытки на 860,2 млн. рублей, исчислили налог на прибыль в сумме 39,4 млн. рублей. Более 3 тыс. работодателей повысили заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности, дополнительно привлечено в бюджет области налога на доходы физических лиц в сумме 127,8 млн. рублей.

По сравнению с началом 2008 года отмечается незначительное увеличение объема недоимки на 1, 9 млн. рублей, или на 0,3%., которая составила на 1 октября в консолидированный бюджет области 559 млн. рублей.

Сохраняются тенденции по выполнению плановых назначений по доходам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Бюджетные назначения по данному виду доходов за 9 месяцев текущего года выполнены всеми администраторами доходов областного бюджета, за исключением управления по физической культуре и спорту Кировской области (95,7%), в связи с неоплатой проведенного мероприятия "Кросс нации" Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

Работа администраторов доходов по безвозмездным перечислениям из федерального бюджета идет в плановом режиме, на 1 октября всеми администраторами заключены соглашения с федеральными министерствами и ведомствами. За 3 квартала поступление федеральных средств составило 82,3% годового объема против 73,4% прошлого года.

Привлечение дополнительных доходов позволило уже в сентябре внести изменения в областной бюджет и решить ряд вопросов, связанных с подготовкой к зиме.

В целом расходы областного бюджета за 9 месяцев исполнены на 67,1% к годовому плану, что выше уровня выполнения расходной части областного бюджета соответствующего периода 2007 года на 3,9 млрд. рублей.

Расходы, осуществляемые за счет средств областного бюджета, выполнены на 70% или практически в расчетной норме 9 месяцев.

Исполнение расходной части характеризуется своевременным и в полном объеме обеспечением выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, социальных выплат населению и отсутствием просроченной кредиторской задолженности.

По итогам 9 месяцев отмечается низкий процент освоения средств, поступающих за счет средств других бюджетов. В первую очередь это связано с недопоступлением средств из федерального бюджета в связи с отсутствием потребности в них. В то же время недостаточно активно расходуются средства, поступающие из федерального бюджета на строительство и модернизацию автомобильных дорог, средства на ремонт гидротехнических сооружений и на исполнение полномочий в области водных отношений. В целях полного освоения указанных средств проектом Постановления предлагается принять исчерпывающие меры.

На уровень освоения расходов областного бюджета повлияло также внесение в сентябре изменений в Закон о бюджете, которые будут освоены в 4 квартале т.г.

За 9 месяцев текущего года межбюджетные трансферты муниципальным образованиям области профинансированы на 71,8% к годовым ассигнованиям. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года расходы по межбюджетным трансфертам возросли на 36,7%. Опережающими темпами обеспечено финансирование дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

Во исполнение намеченных мероприятий, предусмотренных по итогам 1 полугодия т.г., проведен анализ заключенных на 1 сентября 2008 года контрактов и договоров в рамках субсидий, предоставляемых местным бюджетам. Результаты анализа свидетельствуют, что муниципальными образованиями на 1 сентября были заключены все договора и контракты, за исключением двух случаев: в Омутнинском районе по программе "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства" и Лузском районе по программе "Ремонт и реконструкция ветхих электрических сетей". В результате внесены изменения в программу по перераспределению средств, а так же проводятся повторные конкурсные процедуры.

Несмотря на исполнение областного бюджета в плановом режиме необходима разработка и принятие отдельных мероприятий по завершению финансового года.

В первую очередь это касается изменений в закон о бюджете на 2008 год. Уже сегодня отмечаем тот факт, что в ряде учреждений имеются ассигнования, которые по итогам 2008 года будут не использованы по причине экономии средств, в результате проведения конкурсных процедур и других мероприятий. Поэтому всем администраторам расходов областного бюджета предложено проанализировать ожидаемое исполнение бюджетных смет учреждений за 2008 год и дать свои предложения по сокращению бюджетных ассигнований или их перераспределению. Аналогичная процедура предлагается и администраторам доходов областного бюджета в целях полного учета поступающих в бюджет средств.

Кроме того, необходимо обеспечить проведение мониторинга использования субсидий и субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям области. В случае отсутствия потребности в них также будут внесены предложения по их сокращению.

Аналогичные меры по завершению финансового года рекомендовано провести и муниципальным образованиям области.

С целью реализации намеченных мероприятий необходимо проведение совещания с главными распорядителями средств областного бюджета.
В проекте Постановления поставлена задача по обеспечению уже в текущем году своевременного размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для областных нужд в рамках ассигнований 2009 года с целью бесперебойного функционирования бюджетных учреждений и эффективного использования средств.


2.7 Доходы и расходы консолидированного бюджета Кировской области


Доходы консолидированного бюджета Кировской области за январь-сентябрь 2008 года составили 27,1 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ).

В составе чистых доходов бюджета области (без поступлений из федерального бюджета) налог на доходы физических лиц в данный период занимал 36%, налог на прибыль организаций – 19%, налоги на имущество и акцизы – по 8%, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 7%.

Расходы консолидированного бюджета составили за 9 месяцев 2008 года 23,4 млрд. рублей, что на 25,4% больше уровня АППГ.

В структуре расходов главными статьями являлись расходы на социально-культурные мероприятия (58%) и экономику (15%). На социально-культурные мероприятия направлено 13,6 млрд. рублей, из них 43% – на образование, 27% – на социальную политику, 24% – на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Также в Кировстате отмечают, что в январе-сентябре 2008 года в бюджетную систему области поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет), на сумму 17,8 млрд. рублей (в том числе 4,3 млрд. рублей в федеральный бюджет). Это на 11,4% больше бюджетного плана и на 32,2% больше уровня АППГ.


Заключение


С момента, когда люди почувствовали потребность обмениваться товарами друг с другом, началась история денег. Не только общество проходило свой путь эволюции, в месте с ним эволюционировали и деньги. Деньги менялись, и меняло их общество. Они прошли непростой путь от каменного века до наших дней. Сегодня слово "деньги" это одно из популярных слов у населения. Мы сталкиваемся с этим словом каждый день много раз.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

Во второй части работы были представлены основные социальные показатели, такие как коэффициенты рождаемости и смертности, прожиточный минимум области, динамика роста заработной платы, подробно рассмотрены основные составляющие части валового регионального продукта области, дана оценка доходам и расходам консолидированного бюджета, рассматривается областной бюджет. Так же была затронута тема государственного долга, что является актуальным на сегодняшний день. А так же была рассмотрена тенденция развития области и рассмотрены прогнозируемые показатели на будущие года.


Список использованной литературы


1) www.depfin.kirov.ru

2) www.ako.kirov.ru

3) www.atlas.socpol.ru

4) www.ako.kirov.ru

5) www.ako.kirov.ru

6) www.ako.kirov.ru 7www.nabludatel.ru

7) www.labourmarket.ru

8) www.refu.ru

9) Алпатов Г.Е., Базулин Ю.В. и др – "Деньги и кредит" – 2003 г.

10) Владимирова М.П., Козлов А.И. – "Деньги, кредит, банки" – 2006 г.

11) Финансы. Денежное обращение. Кредит. (Учебник) Под ред. Поляка Г.Б. – 2002 г.

12) Свиридов О.Ю. – "Деньги" – 2004 г.

13) Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. (2006)

Похожие работы:

  1. • Проблемы формирования бюджета Кировской области
  2. • Качество жизни населения
  3. • Волго-Вятский район Российской Федерации
  4. • Эволюция современного чиновничества и ...
  5. • Специфика деятельности социальных служб по защите ...
  6. • Эффективность использования оборотных средств
  7. • Технико-экономическое обоснование создания рекламного ...
  8. • Стимулирование труда и пути его совершенствования
  9. • Этапы становления молодежного политического ресурса в ...
  10. • Нецелевое использование бюджетных средств
  11. • Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными ...
  12. •  ... учреждения "Военный комиссариат Кировской области"
  13. •  ... интенсивности развития транспорта Кировской области
  14. • Паспорт туристских ресурсов
  15. • Статистика коммерческих отраслей
  16. • Экономическая эффективность сбыта продукции ОАО "Кировского ...
  17. • Организация учета и контроля в технологическом ...
  18. • Волго-вятский экономический район
  19. •  ... на материалах музыкальной школы г. Советска Кировской области
Рефетека ру refoteka@gmail.com