Рефетека.ру / Философия

Реферат: Зарубежная философия ХХ века

Реферат на тему:

«Зарубежная философия ХХ века»

План

1. Общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века.

2. Позитивизм и его модификации.

3. Структурализм.

4. «Философия жизни».

5. Психоанализ.

6. Экзистенциализм.

7. Религиозная философия.

8. Герменевтика.

9. Ситуация постмодернизма в философии.

Литература.


1. Общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века.

 

В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д.             В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру.

Новая картина  мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:

·        сохранение культурного наследия;

·        создание мировой сверхгосударственной общности;

·        сохранение естественной среды обитания;

·        увеличение эффективности производства;

·        правильное использование ресурсов природы;

·        развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.

Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.

Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм  не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ  столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.

2. Позитивизм и его модификации.

Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX – XX в.в. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, главным принципом в которой является следующий: «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве».

Научное знание и отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология, задачей которой является организация человеческой общественной жизни. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития является прогресс знания и науки. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.

«Вторая историческая форма позитивизма», получившая название махизма возникает в конце XIX – начале ХХ вв. Основными его представителями являются  Э. Мах, Р. Авенариус, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление развивается на основе новейших открытий естествознания, утверждая, что является философией реализма: любое положительное (научное) знание – физическое, астрономическое, биологическое – есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк,     Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм)  развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.

Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимыми его эмпирические описания. Он выступает против неправильного обращения с языком, ибо всякая вольность с языковыми формами ведет, согласно Л. Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он полагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокупности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка.

Большой вклад в развитие неопозитивизма внес основатель семантической философии Р. Карнап. Он ставит своей целью разработать унифицированный язык науки, который имеет единое основание. Такое единое основание дает математическая логика. Карнап исследовал семантику, т.е. отношение между языком и описываемой им областью. Философию он рассматривал как собственный анализ языка, связанный с чувственной (опытной) проверкой.

Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблема факта, веры познания и творчества, логики познания.

Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда, его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.

Постпозитивизм – направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

Главными представителями постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.

Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

-проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, неистинных фактов);

-проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);

-проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

-проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

-проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистических теорий.


3. Структурализм.

В 20-е годы ХХ в. появилось новое научное направление в гуманитарном знании, которое позже получило различные идеологические  и философские интерпретации. Структурализм – это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви – Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.

Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также первобытных социальных и культурных структур.

Применение метода системно – структурного анализа конкретными науками дало положительные результаты. Например, в лингвистике с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием бесписьменных языков.

В 60-е годы не только изучается и используется системно – структурный метод, но происходит его возведение в ранг философской системы. Такой процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальных структур.

Структуралисты – философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его модификацией.

4. «Философия жизни».

Иррационализм ХХ в. представлен «философией жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А.Бергсон), психоаналитической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.

«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально – этические, ценностные вопросы в центр внимания. Представители «философии жизни» само понятие жизнь понимают по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно – историческое (поток культурно – исторически обусловленных переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биолого – натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно – историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).

Немецкий философ В. Дильтей считал, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом последних является общественная жизнь, которая постигается «описательной психологией». Человек, по В. Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора.


5. Психоанализ.

Психоаналитическая философия            (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг) была основана З. Фрейдом, который обратился к  исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.

З. Фрейд вводит новое понятие «либидо». В последних работах понятием «либидо» он охватывал не только сексуальное влечение, но всю сферу человеческой любви, в том числе дружбу, родительскую любовь и т.д.

З. Фрейд открывает огромную роль инстинктов в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта – «Эрос» и «Танатос». Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борятся между собой.

Изучая психику человека Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Оно» - мир бессознательного, где хранятся вытесненные желания человека, «Оно» является посредником между всеми компонентами психики; «Я» - сознание человека; «сверх-Я» - «высшая цензура»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это предсознательный уровень.

Бессознательный уровень подавляется человеком, но иногда он прорывается наружу в форме сновидений, в оговорках, описках, непроизвольных движениях и т.д.

З. Фрейд вводит понятие сублимация, т.е. превращение, Фрейд утверждая, что половой энергией можно управлять с помощью сублимации, т.е. превращения сексуальной энергии в творческую.

А. Адлер выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успехов в бизнесе, политике, науке, искусстве, личной жизни. Стремясь преодолеть комплекс неполноценности и самоутвердиться среди людей, человек актуализирует свой творческий потенциал. А. Адлер это называет  сверхкомпенсацией. Например, карьера Наполеона Боанопарта с точки зрения этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов и компенсировать физический недостаток – низкий рост.

К. Юнг положил начало трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю. К. Юнг еще в 30 – 40-е годы ХХ века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.

К. Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной. Философ выдвинул теорию архетипов,  согласно которой коллективное бессознательное как общая душа, представляет собой совокупность архетипов.

Архетип – это универсальные образы, высшие истины, «зашифрованная» история человечества, которая передается по наследству вместе со структурой мозга. Задача человека – «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них себя и окружающую действительность.

Э. Фромм – поставил проблему противоречивости человеческого существования. Основными противоречиями Э. Фромм считал следующие:

·        между патриархатом и матриархатом;

·        гуманистическим и авторитарным сознанием;

·        властью и подчинением;

·        личным бытием и историческим бытием;

·        стремлением к обладанию и просто быть;

·        между «свободой от» и «свободой для» - негативной и позитивной свободой.

Цель человека – решить эти противоречия с помощью культивирования всеобщей любви.

6. Экзистенциализм.

 

Наиболее распространенным и актуальным течением философии иррационализма является экзистенциализм или философия существования. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования в мире.

Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?» Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира. Среди экзистенциалистов имеются не только философы – профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры и др. В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, возникшую в 20-е годы ХХ в., представленную К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

Возникнув в периоды мировых войн, экзистенциализм отразил драматизм эпохи, самочувствие человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества.

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха. М. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенция», обозначающий различные выражения состояния бытия. Он выстраивает целую систему экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другим», «бытие-здесь» и т.д. Для того чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться от всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». Обретение смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.

У К. Ясперса личностное бытие связывается с поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Экзистенция  проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией. К. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение человеком сущности, свободы возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины. Это дает возможность человеку постичь себя как экзистенцию, именно она помогает человеку понять иллюзорность своего бытия, соприкоснуться с Богом. Экзистенциализм оправдано исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

Проблема личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Так, А. Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Ж. Сартр и Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: оно находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

7. Религиозная философия.

Наиболее авторитетным направлением современной религиозной философии является неотомизм, базирующийся на учении Фомы Аквинского. Главный его принцип – гармония веры и разума. Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формами познания. Основными задачами философии неотомизма являются:

·        доказать истинность католицизма и католической философии;

·        приспособить католицизм к современным условиям;

·         приблизить католицизм к простым людям.

Другим направлением современной религиозной философии является тейярдизм. Его основоположник – Пьер Тейяр де Шарден. Основной его целью было создание феноменологии – комплексной науки, которая соединила бы в себе достижения наук и теологическую философию и объяснила бы основы Вселенной.

Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена – эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой и неживой природе) была присуща эволюция.

По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во много опирался на достижения естественных наук, критиковал многие формы католицизма.


8. Герменевтика.

 

Философская герменевтика – направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:

-«герменевтический треугольник»;

-«герменевтический круг».

Первыми герменевтиками были средневековые теологи – схоласты, которые занимались «расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов – герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера, Г. Гадамера, П. Рикера.

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.

Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

-дивинации – искусственного «вживания» в душу автора текста;

-сравнения – сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

9. Ситуация постмодернизма в философии.

Термин «постмодернизм» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины ХХ в., так и философской мысли, представленной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основными чертами постмодерна являются следующие:

·        «потеря субъекта»;

·        игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

·        стирание любых границ между определенностями, структурами, институтами, формами.

Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой – размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания.

Что же предлагают постмодернисты?

1.                         Прежде всего, не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск – это иллюзия старой философии.

2.                         Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.

3.                         «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. Так же и в оценках интеллекта и способностей людей следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.

Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта. Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.

Литература

1.           Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М., 1994.

2.           История современной зарубежной философии: компаративный подход. – СПб.: Лань, 1997.

3.           История философии в кратком изложении. – М., 1995.

4.           Маритен Ж. Философ в мире. – М., 1994.  

5.           Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб., 1994.

6.           Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.

7.           Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

8.           Сумерки богов. – М., 1989.

9.           Философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1997.

10.      Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

11.      Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992.

12.      Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1999.

 

Похожие работы:

  1. • Зарубежная сравнительная философия ХХ века
  2. • Философия зарубежного востока ХХ века
  3. • Философия зарубежного востока ХХ века
  4. •  ... общностей в западноевропейской философии на рубеже ...
  5. • Арабо-мусульманская культура
  6. • Возникновение и развитие философии. Основные направления
  7. • Эволюция социального прогнозирования
  8. • Анализ произведений Маркеса, Сартра, Камю, Борхеса
  9. • Особенности русской философии XIX-ХХ веков
  10. • Направления и проблемы западной философии ХХ века
  11. • Культура в ХХвеке
  12. • ХХ век: успехи и поражения
  13. • Русская философия ХХ века. В.Ф. Эрн
  14. • ХХ век: короткий век - длинная эпоха
  15. • Постпозитивизм
  16. • Соціально-економічні реформи Маргарет Тетчер
  17. • Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5 ...
  18. • "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
  19. • Интеллектуальная литература ХХ века
Рефетека ру refoteka@gmail.com