Рефетека.ру / Психология

Курсовая работа: Влияние рекламы на выбор профессии

КУРСОВАЯ РОБОТА

На тему


«ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ВЫБОР ПРОФЕСИИ»


СОДЕРЖАНИЕ


Вступление

1 Мотивация выбора професии. Вековые етапы професионального самоопределения.

1.1 Факторы, которые влияют на професиональное самоопределение… …

2. Семь шагов для верного выбора професии. Что влияет на выбор профессии, влияние рекламы на выбор профессии……………………… ……

2.1 Семь шагов к взвешеному решению выбора профессии…………… …….

2.2 Выбор професии – как это сложно

3. Выбор профессии без влияния рекламы………………………………… ….

3.1 Психологические особенности старшеклассников и выбор професии…

Выводы

Список использованой литературы


Вступление


Юношество и молодость - действительно “утро жизни”, что обеспечивает творческую производительность, вероятность как можно большей самореализации в течение последующего жизненного пути. Этот период является самым решающим в жизни человека, когда окончательно складывается фундамент ценностных ориентаций, вырисовывается проекция главных направлений поисков самореализации на других вековых этапах. Политические взгляды, стиль поведения, характер общения, профессиональные интересы - все эти составляющие образа жизни закладываются именно в ранней молодости. Мотивация занимает ведомое место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности.

Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамическая и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Основа личности заключается в функции выбора. Выбор допускает преимущество одного мотива над всеми другими. Но для этого должны быть фундаменты, и таким фундаментом является ценность, как указывает Ф. Василюк - это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требований, а в общей психологии - изучение высших структур жизнедеятельности. Кроме того, по словам Василюка, ценность должна способность превращать эмоции, например, когда тот или другой выбор противоречит ей, а это значит, что ценность должна быть подведена под категорию мотива [3, с122].

Проблема: общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию в отрасли высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии выбора профессии молодыми людьми.

Основная цель работы - выявление доминирующих мотивов выбора профессии и иерархии ценностных структурных компонентов.

Задачами исследования является: аналитическое исследование теоретических основ мотивационной направленности личности (потребности, мотивы, основные мотивации). Анализ вековых особенностей становления профессионального выбора. Определение роли системы ценностных ориентаций в выборе профессии. Изучение методологического инструментария, который используется для исследования мотивации выбора профессии. Проведения эмпирического исследования мотивов и ценностей выбора профессии.

Предмет исследования - потребности и мотивы личности как составляющая мотивации.

Объект исследования - мотивационная сфера студенческой молодежи. Проблемам мотивации посвящено большое количество концепций и теорий. Среди наиболее известных содержательные (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клен ланд) и процессуальные (Во Врум, П. Лаулер ін). Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теорий мотивации достигли Л.С. Виготский, О. НМ. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов. Эти труды стали основой для разработки методологического инструментария исследования мотивации выбора профессии студенческой молодежью.

Выбор методик исследования обусловлен основными целями работы


1. Мотивация выбора профессии. Вековые этапы профессионального самоопределения


Принцип развития в психологии подтверждает, что будь какое мотивационное образование в конкретный момент времени на определенной фазе его формирования. В зависимости от этой фазы процесс мотивации протекает на разных уровнях и в разных аспектах. Как отмечает Б.С. Волков, профессиональное самоопределение начинается в раннем возрасте в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости [4,c.122]. Ребенок дошкольного возраста принимает на себя профессиональные роли: врача, продавца, шофера и др. Деть воспроизводят труд взрослых, приобретают представление о значимости труда. Самая трудовая деятельность детей дошкольного возраста, какая связанная с играми в профессии является средством развития личности. Младший школьник свои возможности реализует у учебной и трудовой деятельности. На базе воспроизводимого представления деть обогащают свои знания о разных видах труда, разных профессиях. В этот период они наследуют значимым взрослым: учителям, родителям. Мотивы выбора будущей профессии носят характер поезда, желания. То есть это неосознанные и слабые мотивы. Но профессиональные фантазии могут в будущем повлиять на профессиональное самоопределение личности. Подростки к профессиям относятся избирательно. Они не соотносят свои мечты с практической деятельностью. Это возраст - мечтаний и фантазий. Деть представляют себя путешественниками, банкирами, капитанами и др.

Мальчики, преимущественно, ориентируются на мужественные профессии, девушки - подростки представляют себя моделями, певицами и др. Ориентация на романтические профессии происходит под воздействием средств массовой информации. На этом этапе формирования мотивации профессии, деть еще не соотносят свои личностные данные с требованиями избранной профессии. Но все более внимания и уделяют реальным обстоятельствам. Если профессиональные мотивы подростков расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты, то в юности человек становится перед необходимостью решительного выбора профессионального самоопределения. Романтические представления в действительности реализовать невозможно, возникает рефлективный самоанализ: кто я? Которые я имею способности? Какой мой жизненный идеал? Кем я хочу стать? Профессиональная мотивация идет с разных точек зрения:

а) ИНТЕРЕСЫ человека, который избирает будущую профессию. Интересно - неинтересно. Например, “Я люблю читать исторические романы. Состояния историком”. То есть имеется предмет размышлений и конечный результат. Но соотношение с тем, где работать и как работать нет. Нет ни плана действия, ни способа достижения. Но интересы оптанта (человека, который избирает профессию) стимулируют его к более глубокому изучению истории. Учебные предметы в этот период подразделяются на важные, необходимые и неважные;

б) мотивация выбора профессии с точки зрения СПОСОБНОСТЕЙ оптанта. “Я хорошо понимаю математику - по-видимому, я стану математиком”. Здесь нужно иметь в виду, что задатки способностей многоплановые. Даже большие люди находили себя не сразу. Выявление способностей оптанта - подкрепляет его интересы к выбору профессии.

в) Выбор профессии с точки зрения системы ЦЕННОСТЕЙ: Хочу помогать людям: стану врачом. На этом этапе молодой человек обсуждает со знатоками ценности тот или другой профессии. Практическое принятие решения включает у себя два компонента: оопределение уровня квалификации будущего труда, объем и сроки подготовки к нему.

Выбор специальности. Последовательность этих выборов может быть разной. Сначала можно определить сферу деятельности, например, занимание медициной, а затем уровень квалификации - врач, фельдшер или медсестра. Может быть и наоборот - сначала вступить к институту. Как показывает практика, такой подход есть более распространенный [16,c.145].

В возрасте 16-23 годы большинство юношей и девушек получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях. Желаемое будущее стало реальностью, но это не всегда приносит удовольствие. Некоторые молодые люди разочарованные в выборе профессии. Работа может оказаться механической, скучной, руководитель - не справедливым, сотрудники - не разделяют их взглядов. Невозможность адаптироваться может мешать последующему профессиональному росту. Таким образом, профессиональное самоопределение следует понимать, как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространственные жизненного пути человека., где успеваемость профессиональной деятельности выступает критерием успеха жизни [16,c.130].

Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве трех субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека: выбор трудового пространства для приложения личностью ресурсов трудовой активности; выбор профессии; реализация содержания трудовой деятельности.


1.1 Факторы, которые влияют на профессиональное самоопределение


На профессиональное самоопределение влияют: социальное и материальное положение семьи; уровень образования родителей; случайные факторы увлечений. Раннее профессиональное самоопределение по обыкновению связано с неблагополучными семейными условиями; с низкой успеваемостью в школе; с недостаточно осознанный выбор специальности. Последнее происходит тогда когда молодой человек обращает внимание только на содержание и внешний престиж профессии без рассмотрения других факторов. Так, например, при выборе профессии геолога, ее романтичности, не учитываются другие аспекты: трудности экспедиций их частота и отрыв от дома и близких. Чем младший возраст человека, который выбирает профессию, тем более достовернее, что это выбор не самостоятельный, а сделан с подсказкой. Недостаточно осознанный выбор есть и тогда, когда профессии разделяются только на “добре” (где все доброе) и “плохие” где все плохо), то есть содержательный анализ профессии не проводится. Затягивание, откладывание самой определенности связано: с отсутствием постоянных интересов или незрелости личности. Как уже отмечалось, на выбор профессии оптантом влияет семья. Семья, как правило, заинтересованная в профессиональном определении своих детей. Это оказывается в разговорах о проблемах работы, посещении рабочего места родителей обсуждаются внешние атрибуты той или другой профессии [19,c.67]. На профессиональное обращение человека влияет сам характер детско-родительских отношений. Авторитарные родители могут не обращать внимания на интересы ребенка. Они сами определяют, что ребенку, на их взгляд нужно, с яками умениями ему будет легче жить.

Иногда родители выбирают для ребенка ту специальность, которую они сами хотели бы получить, но в силу каких-то обстоятельств не получили. Авторитарные родители могут и занижать способности подростка, устанавливая границу его стремлением [19, с.86.]. В таких ситуациях одни дети могут активно выразить свой протест, другие молчаливо принимают установку родителей.

Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор. Социальную зрелость связывают с усвоением человеком системы ценностей норм, установок. Ценности - это идеи, идеалы, целые, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и др.; внутренне групповые ценности - политические, религиозные и тому подобное; индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [15, с.155].

Функции ценностей разнообразны. Они есть: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. Система ценностей отражает существенные ценности, идеи и идеалы эпохи. Исследователями (Е.Б. Ширяев, 1987р) установлено, что в 30-50 гг. На первом месте находились - романтика и трудолюбие. В 70-80-ые гг.. первые место заняли практичность и настойчивость. Е.В. Васина в 2000 году установила, что в 1988-1990 годы произошли изменения в ценностных ориентациях молодежи в сторону индивидуально человеческого существования, за счет ориентаций направленных на широкую человеческую общность [18,c.344].


2. Семь шагов для верного выбора профессии. Что влияет на выбор профессии


Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/

1.Позиция старших членов семи . Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.


2.1 Семь шагов к взвешенному решению


Так как же определить для себя "Кем мне быть?"

1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Для решения этой насущнейшей проблемы - выбора специальности – предлагаем вам воспользоваться услугами специализированного проекта Телепрофориентации- дистанционное профориентационное тестирование, проходящее в официальных региональных представительствах .


2.2 Выбор профессии? Сложно ли это?


Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо».

Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

Могу — это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо — это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Так что, попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда.

Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

Не секрет, что не только молодым людям, но и тем, кто по какой-то причине лишился работы, присуще обостренное чувство ненужности и непонятости. Это ощущение — верный признак того, что вам стоит пересмотреть свои профессиональные ориентиры. В идеале еще до поступления в учебное заведение желательно определить хотя бы тип будущей профессии.

Приведем некоторые из таких типов:

Человек — техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.

Человек — природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.

Человек — человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач. продавец, милиционер.

Человек — художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.

Человек — знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.

Как видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор.


3.Выбор профессии БЕЗ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ ВЗВЕШЕНОЕ РЕШЕНИЕ


Даже если вы хорошо знаете способности своего старшеклассника, даже если много времени и усилий было потрачено ранее на развитие его способностей, работу по выбору профессии все равно нужно начать с чистого листа и совместно с старшеклассником. Кроме того, на решение этого вопроса должно быть отведено достаточно много времени. В идеале – не меньше года.

Почему с чистого листа? Да потому, что есть много примеров того, как ребенок, прежде увлеченный компьютерами, становится не программистом или системным администратором, а выбирает профессию социолога или логистика. Его явная увлеченность компьютером бросается в глаза, а выбор социологии как будущей профессии было бы сложно диагностировать или предсказать заранее, так как среди наших детских увлечений и занятий аналога этой профессии нет.

Совместная же работа по выработке решения позволяет родителям быть уверенным в том, что выбор обоснованный, принят на основании достоверной и полной информации, а не под воздействием спонтанного решения, что были рассмотрены и взвешены альтернативные варианты решений. И, что совсем не маловажно, родители будут причастны к формированию «инвестиционной политики», будут подготовлены к тому, какие финансовые обязательства им необходимо взять на себя и оценить риски, связанные с такими инвестициями с точки зрения сроков окупаемости.

Итак, шаги принятия взвешенного решения:

Шаг 1. Составить список подходящих профессий. Попросите старшеклассника составить список профессий, которые ему нравятся, интересны, по которым он хотел бы работать, которые ему подходят. На этом этапе осуществления выбора обсудите максимально широкий перечень профессий, которые соответствуют интересам старшеклассника, проведите дополнительный поиск. Обсудите с ним выбор. Почему именно эти профессии внесены в список, чем это обосновано. Дополните список своими предложениями, которые основываются на тех же критериях, что и выбор старшеклассника. Например, старшеклассник выбрал профессию психолог, обосновывая это тем, что данный специалист помогает людям развить свои способности. Тогда можно предложить рассмотреть также профессию тренера в спорте, преподавателя музыки или живописи в специализированных учебных заведениях, которые тоже соответствуют мотиву «помогать людям в развитии их способностей». Если старшеклассник не может, либо не хочет работать над составлением такого списка, не заинтересован в сотрудничестве с вами или не знает, с чего начать, то можно добиться результата с помощью тестов и профориентационных методик.

Шаг 2. Составить перечень требований выбираемой профессии. Определить значимость каждого требования. Выбранная профессия может получить совершенно новые оттенки, если протестировать выбор по таким критериям: Соответствует ли выбираемая профессия жизненным ценностям и целям старшеклассника; Востребованы ли специалисты данной профессии, есть ли предложения по работе, каковы условия получения начального опыта работы;

Требования к уровню профессиональной подготовки, возможность профессионального и карьерного роста; Требования, предъявляемые профессией к способностям человека; Оценка содержания, характера и условий труда по специальности. Требования, предъявляемые профессией к здоровью. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

Шаг 3. Оценить соответствие потенциального специалиста требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у нас к профессии, существуют и требования профессии к нам. Проанализируйте, развиты ли у старшеклассника профессионально важные качества, отвечают ли его интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Обычно эти требования подробно описываются в профессиограммах, объявлениях о вакансиях, стандартных должностных инструкциях. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит старшекласснику. Чтобы убедиться в правильности выбора, обсудите решение с представителями этой профессии или экспертами на рынке труда, друзьями, учителями, психологом, профконсультантом.

Шаг 4. Исследовать учебные заведения и осуществить выбор Итак, решение принято, теперь важно определить: в каком учебном заведении можно получить профессиональное образование. Соберите информацию о всех учебных заведениях, где можно получить требуемую профессию. Изучите условия поступления, стоимость обучения. Изучите отзывы о качестве обучения в интересующих вас учебных заведениях, а также отзывы выпускников и, главное, отзывы работодателей. Поверьте, серьезный подход к выбору учебного заведения – это краеугольный камень в здании будущего профессионала. Не секрет, что у нас есть ВУЗы, которые дают знания и ВУЗы (хотя их даже называть так не стоит), которые дают «корочки». Работодатели крепко усвоили разницу между теми и другими.Особенно важно это для молодого специалиста без опыта работы. Менее критично это для специалистов, которые решили получить второе образование. В таком случае работодатели не так придирчиво относятся к диплому.В ВУЗах первой группы постоянно работают рекрутеры, готовящие кадровый резерв для своей компании, приглашают студентов на практику, а иногда, на работу с 3-4 курсов (так происходило со студентами КИСИ во времена строительного бума). Выпускники ВУЗов второй группы не востребованы как специалисты и чаще всего находят работу по содержанию весьма далекую от записи в дипломе.

Шаг 5. Изучить рынок труда. Каждую из выбранных специальностей проверьте с точки зрения требований рынка труда. Востребованы ли специалисты данной специальности на рынке труда. Есть ли возможности трудоустройства на начальные позиции, каковы возможности продвижения, какой уровень заработной платы на каждой ступени карьерной лестнице. Сколько времени в среднем нужно для естественного карьерного роста. Какие дополнительныезнания и навыки необходимо получить и развить для обеспечения профессионального и карьерного роста. В каких отраслях востребована данная специальность, какие отраслевые знания необходимы при этом.

Шаг 6. Определить основные практические шаги к успеху. Не откладывая работы на будущее, составьте программу развития профессионально важных качеств, ищите возможности для получения практического опыта работы по данной специальности. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствии его цена и конкурентоспособность на рынке труда.


3.1 Ппсихологические особенности старшеклассников и выбор профессии


В педагогической литературе можно встретить несколько подходов к определению векового периода сензитивного для формирования готовности школьников к профессиональному самоопределению. Многие исследователи (Е.Климов, Н.Пряжников, С. Чистяков и другие) считают, что каждый из вековых этапов имеет специфические особенности относительно решения отмеченной задачи. Так, например, для учеников 1-8 классов основной работой можно считать формирование "общей готовности" к профессиональному самоопределению. Для учеников 9-11 классов эту работу нужно скоординировать на помощь в выборе конкретной специальности и профессии. Но исходя из того, что именно в период ранней юности главное внимание молодого человека сосредоточивается на развитии мотивационной сферы личности, определение своего жизненного пути, формирование мировоззрения и другое, поэтому именно в этот период можно говорить о профессиональном самоопределении, которое как уже отмечалось, имеет большое значение для выбора профессии. с другой стороны следует учитывать индивидуально-типологические особенности учеников. Согласно материалистической теории о типологических индивидуальных особенностях высшей нервной деятельности каждый человек владеет прирожденными психофизиологическими свойствами. Некоторые свойства психики передаются и сохраняются на протяжении почти всей жизни. Сила и подвижность нервных процессов является стабильными свойствами нервной системы. Работая по одинаковой специальности, одни люди добиваются больших успехов, другие - меньше. Это объясняется индивидуальностью нервной системы человека, поэтому некоторые характерные психофизиологические особенности способствуют быстрому овладению одними специальностями и в то же время препятствуют успешной деятельности в других. Учение И. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов и два типа нервных процессов: сильный и слабый, их сочетаний: я дает четыре основных типа темперамента. Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовыми к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии сталелитейного цеха, аппаратчик химических производств и другие подобные профессии. Людям со слабым типом свойственная имела выносливость нервной системы. Но этот недостаток всегда компенсируется такими позитивными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мускульно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается, прежде всего, профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предусматривается точная работа с мелкими деталями [15]. В психологии: и педагогике выявлена и хорошо выученная зависимость выбора профессии от направленности учебных и трудовых интересе учеников, от успеваемости основных видов их повседневной деятельности. Так, е, исследовании В. Ярошенко наличие этой зависимости подтвердилось в 56% случаев (было выученный 4450 учеников V-Х классов) [14]. Рассматривая вопрос профориентации учеников, Л. Кондратьева отмечает, что «одновременное развитие познавательных и профессиональных интересов является принципиально важным моментом, поскольку в психологии интерес все больше рассматривается не как; какая-то обособленная независимое образование, а - как одна из самых важных характеристик целостности лица, что определяет ее отношения и действия» [3].

Ф. Парсонс выделил три основных фактора успеваемости выбора профессии [13]: правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений; знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий; умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий. Психологии Л. Виготский, О. Леонтьев, А. Петровский, С. Рубинштейн обосновали самую важную закономерность: развитие лица происходит в деятельности, причем лишь в той деятельности, которая насыщена элементами творчества и вызывает у человека позитивное отношение к данному виду труда. Всякая деятельность, в том числе и трудовая, представляет процесс взаимодействия индивида с действительностью, в котором и происходит становление его как лица. Отношение индивида к трудовой деятельности - это не просто психофизиологическое, но и социальное явление, почему социологи уделяют исключительно большое внимание. По их мнению, отношение человека к труду обусловлено тремя главными факторами: 1) социально-экономическим; 2) технологическим или функциональные (возможность развития сущностных творческих способностей у данного лица в конкретном виде деятельности); 3) психолого-педагогическим (трудовой направленностью, содержанием и интенсивностью мотивов, интересов склонностей, способностей, мировоззрением, волевыми и другими сторонами психической, структуры лица). Поскольку объектом деятельности профориентации является процесс профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и ребята выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознания в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользе обществу. Осознание необходимости выбора в первую очередь тех профессий, которые нужны, народному хозяйству, в данный момент в наибольшей степени, служит одним из показателей развитости сознания лица.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям лица и одновременно потребностям общества в целом (района, региона) в кадрах необходимых профессий выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества - можно также сказать: нельзя выбирать профессию, выходя только из собственных интересов и не ввиду интересов общества. Нарушение принципа соответствия потребностей лицу и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности лица в процессе профессионального самоопределения. Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил, что учатся в процессе трудовой и профессиональной подготовки,

советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по профессии, что интересует) литературы участие в работе кружков технического творчества, работа во время практики и много что другое. Исходя из этого в процессе формирования у учеников готовности к выбору профессии необходимо обращать внимание на такие индивидуальные особенности. Прежде всего - это интересы, наклони учеников. Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целенаправленностью. Это интерес к той профессии, которую избирает для себя ученик Развитие и формирование профессиональных интересов непосредственно связаны с познавательными интересами. Это интересы, которые направлены на овладение знаниями из профессии, понимание ее сути овладение не только практическими, но и теоретическими основами данной профессии. Чем сильнее выраженный профессиональный интерес, тем более глубокая потребность в овладении знаниями из конкретной профессии. Таким образом, выбор верной профессии зависит не только от индивидуально-типологических отличий учеников, а от их познавательных интересов, способностей, наклонов. Определить индивидуально-типологические особенности учеников тяжелее, чем их интересы к тому или другому предмету, исходя из этого профильные классы являются тем звеном, которое помогает педагогу определить отрасль будущей деятельности старшеклассника.

Невозможно представить себе современный мир без рекламы, ею в настоящее время пропитанные все сферы жизни. Кое-кто даже говорит о появлении нового вида зависимости - рекламозазависимости. Она - везде. В вагонах метро, на колонках газет, в радио - и телеефире, в Интернете. Идет речь, обычно же, о рекламе. Но бездумно воспринимающие рекламные слоганы и ролики, мы редко задумываемся о ее настоящей сути. Реклама, как известно, двигатель торговли. Она помогает узнать о новых товарах и услугах, сориентироваться в безграничном море производства и потребления. Та реклама не только информирует. Специалисты утверждают, что она - могучее средство влияния и манипуляции человеком. Она способна формировать и изменять мировоззрение и поведение людей. Именно поэтому научные работники в настоящее время так

тщательным образом изучают это явление. Правда, с разной целью: одни - чтоб защитить человека от ее негативного влияния, другие, напротив чтоб научиться как можно лучше на нее влиять и руководить ею.

Секрет действия рекламы кроется в использование самых тонких особенностей человеческой психологии. Ведь чаще всего она действует не на логическом уровне, не на ум, а на эмоции и подсознание. Стоит также отметить, что жителям постсовєтського пространства присущее избыточное доверие к печатному слову и ко всему, что они услышат по радио или увидят по телевизору. Поэтому средства массовой информации играют ведущую роль во влиянии рекламы на человека.

Главные негативные моменты этого влияния заключаются в том, что реклама вызывает стереотипизацию мышления, а, следовательно - поведения, навязывает готовые модели и стандарты жизни. Реклама навеивает человеку мысль, что если она купит ту или другую вещь то она станет счастливее, более привлекательной, успешнее, что это будет способствовать повышению ее статуса. Люди оценивают себя и других в зависимости от того, чем они владеют, а не от их личных качеств. Так формируется система ценностей ориентирована исключительно на потребление. Но невозможно купить все, особенно учитывая материальное состояние подавляющего большинства. В обычной жизни рядовые люди не могут и выглядеть такими привлекательными и успешными, как герои рекламных роликов. Все это приводит к возникновению у многих людей, особенно молодых, комплекса меньше стоимости. Тем более что труд, связанный с достижением благосостояния, остается „вне кадра”. Подобные представления нередко вызывают асоциальное поведение молодежи. Впрочем, даже у законопослушных граждан зрелого возраста рекламное давление, невозможность удовлетворить все, временами созданные искусственно самой же рекламой потребности и запросы, вызывает стресс.

К рекламе можно относиться по-разному. Но общепризнанно, что она давно уже перестала быть просто источником информации о товарах и услугах. Психологи считают ее одним из мощнейших средств влияния на массовое сознание. Ведь техника убеждения в рекламе создает лишь иллюзию свободного выбора, навязывая вполне определенные стереотипы, стандарты и ценности. Среди негативных моментов этого влияния также создания искусственных потребностей и распространения далеко не безукоризненных эстетичных вкусов.

И хоть большинство из нас, кажется, прекрасно понимает что то, в чем нас старательно убеждает реклама, отнюдь не является стеной в последней инстанции, мы всеодно заворожен, следим за миганием рекламного ролика, повторяем не слишком грамотные рекламные слоганы, а в супермаркете не задумываясь, избираем товары раскрученных рекламой марок.

Особенно „рекламомания” задевает молодежь, детей, подростков. Ведь зрелый человек может противопоставить рекламному влиятельные собственные сформированные взгляды, вкусы, моральные критерии. Помогает противостоять рекламному внушению высокий уровень общей культуры. Однако даже взрослым и образованным это противостояние удается далеко не всегда. Поэтому так важно научиться критическому отношению к рекламе, сделать „прививка” против нее. Недобросовестной и даже манипулятивной рекламе вполне можно противостоять.

Защита от влияния рекламы. Следовательно, чтоб защитить себя от манипулятивного влияния рекламы можно предложить нескольких простых, но вполне действенных приемов. Прежде всего, будьте предвзятыми, - советуют специалисты. Всегда помните, что цель любой рекламы - вынудить вас что-то купить. И соответственно этому воспринимайте и все предложения, особенно - подчеркнуты некоммерческие. Ведь в такой упаковке они наиболее опасны. Не верьте рекламным обещаниям на слово. Будьте придирчивыми. Каждый раз, когда слышите эпитеты наподобие дешевле всего, наилучший, выгоднее всего, спрашивайте: почему? Почему, например, товар какой-то фирмы дешевле всего и в то же время наилучший возможное такое сочетание ли? Самое частое любое умное обоснование отсутствует.


Выводы


Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, последующего пути обучения и труда. Без преувеличения можно сказать, что для выпускников общеобразовательной национальной школы - это всегда проблема номер один. Профильное обучение дает возможность ученику познакомиться со своей будущей профессией за счет предметов, к которым в них имеются способности и которые им нравятся. Профориентационная работа должна осуществляться на всех вековых этапах, но именно период ранней юности есть наиболее сензитивним для формирования готовности ученика к профессиональному самоопределению. Согласно с системой управления профориентационной работы в школе учеников 7-9 классов постепенно готовят к выбору профиля обучения, при этом учитывают их познавательные интересы, способности, наклоны.

Опираясь на классификацию профессий Е. Климова можно распределить учеников по соответствующим профилям. В свою очередь, профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов дают возможность учителю-предметнику более тщательным образом знакомить учеников с профессиями, основой которых выступают данные предметы учебно-воспитательного цикла.

Большое значение в организации профориентационной работы в условиях профильного обучения отводится учителю-предметнику, а также выдвигается некоторые требования к старшеклассникам. Профориентационная работа должна служить одной цели - активизировать ученика, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития. В этом ему должны помочь родители, учителя и школьный психолог. На основе анализа основных теорий и концептуальных положений относительно мотивационной сферы человека, практического опыта из проведения исследований изучения роли мотивации и роли системы ценностных ориентаций на выбор профессии можно сделать следующие выводы.

Мотивация занимает основное место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения поведения и деятельности человека. В психологии мотивация помечает совокупность внешних и внутренних условий, которые побуждают субъекта к активности. Система мотивов, в том числе и мотивов профессионального самоопределения динамическая и изменяется в течение всей жизни. От детских слабых неразвитых мотивов, фантазий и мечтаний подросткового возраста к мотивам постоянного выбора с точки зрения способностей, интересов и ценностей. Существует большое количество разнообразных мотивов, которые влияют на эффективность процесса профессионального самоопределения. Рядом с экономическими (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание окружающими людьми, моральное удовольствие работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека. Мотивационная сфера личности не является только отражением ее собственных индивидуальных потребностей. Объективной основой являются реальные противоречия жизни, которые возникают в обществе. Общее направление реформ экономической и социальной жизни обусловило ситуацию и в отрасли высшего образования, в системе жизненных ценностей и иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми, это обусловило выбор темы нашего исследования. За результатами исследования, которое проводилось с группой студентов разных факультетов оказалось: ведущим (главным) мотивом профессиональной деятельности является социальная значимость профессиональной деятельности. Все другие мотивы выражены в меньшем степени. Из этих данных можно сделать вывод, что отношение студентов к получению высшего образования и выбора будущей специальности в современных социально-экономических условиях становится более прагматическим существенно изменяется структура мотивов и начинают превышать результатуючи экономические мотивы, а профессия часто становится лишь е инструментом для достижения этих целей


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Борис И. Мотивационная сфера як проблемний фактор поведения // Психология и общество. -2002. - №2. -С.48-57.

  2. Вартова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник Моск. ун-та. - Серия 14. Психология. -1998. - №2. -С.80-87.

  3. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. -1995. - №5. -С.120-129.

  4. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256с.

  5. Голобородько Є.П., Малихина О.В. Основные психологические теории мотивации та их значение сегодня // Наша школа. -2002. - №3. -С.46-50.

  6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. -СПб.: Питер, 2004. -701с.

  7. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. -1984. -Т.5,№4. -С.3-13.

  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Педагогика, 1971. -186с.

  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологи. - М.: Наука, 1984. - 190с.

  10. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. -1987. - №5. -С.129-138.

  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. заведений в 3-х кн. . - М.: Владос, 1999. - Кн.1. -688с.

  12. Орлов А.В. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. -1989. - №5. -С.27-34.

  13. Основы психологии. Практикум / Под ред. - сост.Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -704с.

  14. Поршнев Б.Ф. Функция выбора – основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. - М.: Педагогика, 1969. -С.344-349.

  15. Психология: Учебник /Под ред.А. А. Крылова. - М.: Проспект, 2005. -752с.

  16. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М.: Владос-пресс, 2003. -336с.

  17. Сирвачак О. На порозі вибору // Психолог. -2007. - №13-15. -С.50-52.

  18. Социология молодежи /Под ред. Ю.Г. Волкова. -Ростов н/Д, Феникс, 2001. -576с.

  19. Ядов В.А. Саморегуляция и пргнозирование социального поведения личности. -Л.: Наука, 1979. - 142с.

  20. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 1969. -137с.

Похожие работы:

  1. • Возрастная психология
  2. • Влияние профориентационного консультирования на ...
  3. • Профессиональный выбор студентов ВУЗов
  4. • Изучение способностей и их влияние на выбор профессии
  5. • Роль мотивационных факторов в выборе профессии у ...
  6. • Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей ...
  7. • Влияние темперамента на профессиональный выбор ...
  8. • Профессиональное самоопределение на разных этапах ...
  9. • Влияние рекламы на потребительское поведение
  10. • Влияние личностных качеств на выбор профессии ...
  11. • Значение индивидуальных профконсультаций в выборе ...
  12. • Профессиональное самоопределение старшеклассников
  13. • Влияние политической рекламы на формирование выбора ...
  14. • Определение профессии
  15. • Человек выбирает профессию
  16. • Интернет-реклама, как инструмент продвижения ...
  17. • Профессиональное самоопределение старшеклассников
  18. • Профессиональное самоопределние старшеклассников
  19. • Профориентация старших школьников
Рефетека ру refoteka@gmail.com