Рефетека.ру / Информатика и програм-ие

Дипломная работа: База данных приёмной комиссии

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ


Специальность

гр.

Допущен к защите

зам.директора по УПР

_________А.И. Пугач

"______"__________200_г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разработка базы данных "Приёмная комиссия"

КП79ТП.015207.081 ПЗ


Автор проекта (Мальцев Д.И.)

Руководитель проекта (Шавейко А.А. )


Минск 2006

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОНИКИ


Специальность

гр.

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по УПР

ЗАДАНИЕ

на курсовое проектирование

Учащемуся ______________________________________________

Тема курсового проекта ________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Срок сдачи студентом законченной работы________________________

Исходные данные ____________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Состав курсового проекта:

а) расчетно-пояснительная записка (перечень подлежащих разработке

вопросов со специальной частью)______________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Календарный график работы ____________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Председатель комиссии Руководитель курсового проекта

Дата выдачи задания__________________________________________

Задание принял к исполнению, дата______________________________

Подпись учащегося___________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. АНАЛИЗ ЗАДАЧИ

1.1 Описание предметной области

1.2 Модель данных (реляционная)

1.4 Среда разработки

1.5 Требования к программе

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ

2.1 Организация данных

2.2 Функции системы

2.3 Алгоритм работы

2.4 Выходные документы

2.5 Тесты на использование

3. ПРИМЕНЕНИЕ

3.1 Назначение программы

3.2 Инструкции пользователю

3.3 Инсталляция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


В наше время в любой сфере деятельности применяются информационные технологии. Передо мною была поставлена задача, создать базу данных приёмной комиссии.

Среда программирования - Borland Delphi 7. Это универсальный язык общего назначения, который применяется во многих областях программирования. В Delphi успешно проектируются многие приложения. Реализация Delphi осуществлена для машин в диапазоне от самых простых персональных компьютеров до самых мощных суперкомпьютеров и для всех операционных систем.


1 АНАЛИЗ ЗАДАЧИ


1.1 Описание предметной области


В данном курсовом проекте поставлена задача по созданию базы данных приёмной комиссии. Разработанная программа должна иметь способность заменить бумажный аналог данной сферы деятельности. Также программа должна осуществлять вывод следующих отчётов:

- все абитуриенты;

- абитуриенты, не сдавшие документы;

- абитуриенты со средним балом больше восьми;

- информация о экзаменах;

- информация о специальностях;

- абитуриенты, посещающие курсы;

- иногородние абитуриенты;

- поступившие;

В программе все отчёты должны быть построены на основе запросов, написанных в режиме SQL.

Программа должна иметь возможность легко, для пользователя-непрофессионала, изменять, добавлять и удалять данные.


1.2 Модель данных (реляционная)


Реляционная база данных – это совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.

В конце 60-х годов появились работы, в которых обсуждались возможности применения различных табличных даталогических моделей данных, т.е. возможности использования привычных и естественных способов представления данных. Наиболее значительной из них была статья сотрудника фирмы IBM д-ра Э.Кодда (Codd E.F., A Relational Model of Data for Large Shared Data Banks. CACM 13: 6, June 1970), где, вероятно, впервые был применен термин "реляционная модель данных".

Будучи математиком по образованию Э. Кодд предложил использовать для обработки данных аппарат теории множеств (объединение, пересечение, разность, декартово произведение). Он показал, что любое представление данных сводится к совокупности двумерных таблиц особого вида, известного в математике как отношение – relation (англ.).

Наименьшая единица данных реляционной модели – это отдельное атомарное (неразложимое) для данной модели значение данных. Так, в одной предметной области фамилия, имя и отчество могут рассматриваться как единое значение, а в другой – как три различных значения.

Доменом называется множество атомарных значений одного и того же типа. Смысл доменов состоит в следующем. Если значения двух атрибутов берутся из одного и того же домена, то, вероятно, имеют смысл сравнения, использующие эти два атрибута (например, для организации транзитного рейса можно дать запрос "Выдать рейсы, в которых время вылета из Москвы в Сочи больше времени прибытия из Архангельска в Москву"). Если же значения двух атрибутов берутся из различных доменов, то их сравнение, вероятно, лишено смысла: стоит ли сравнивать номер рейса со стоимостью билета?

Степень отношения – это число его атрибутов. Отношение степени один называют унарным, степени два – бинарным, степени три – тернарным, а степени n – n-арным.

Каждое отношение обладает хотя бы одним возможным ключом, поскольку по меньшей мере комбинация всех его атрибутов удовлетворяет условию уникальности. Один из возможных ключей (выбранный произвольным образом) принимается за его первичный ключ. Остальные возможные ключи, если они есть, называются альтернативными ключами.

Вышеупомянутые и некоторые другие математические понятия явились теоретической базой для создания реляционных СУБД, разработки соответствующих языковых средств и программных систем, обеспечивающих их высокую производительность, и создания основ теории проектирования баз данных. Однако для массового пользователя реляционных СУБД можно с успехом использовать неформальные эквиваленты этих понятий:

Отношение – Таблица (иногда Файл),

Кортеж – Строка (иногда Запись),

Атрибут – Столбец, Поле.

При этом принимается, что "запись" означает "экземпляр записи", а "поле" означает "имя и тип поля".


1.4 Среда разработки


Курсовой проект был выполнен на языке программирования Borland Delphi 7.0. Таблицы разрабатывались в приложении Database Desktop. Для более понятного и удобного интерфейса использовались такие компоненты как DBGrid, DBNavigator, Splitter. Запросы создавались с помощью компонента Query. А отчёты на основе запросов с помощью компонентов RvQueryConnection и RvProject в приложении Rave Designer.


1.5 Требования к программе


Программа совместима со всеми операционными системами Windows. Для работы данной программы необходим ПК, имеющий следующие системные требования:

- Операционная Windows любой версии;

- Процессор 200 MHz и выше;

- Емкость ОЗУ не ниже 32 Мб;

- Дисковод 3,5” или CD-ROM;

- 16 Мбайт свободного места на жестком диске;


  1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАДАЧИ


2.1 Организация данных


В курсовом проекте используется база данных состоящая из четырёх таблиц. Структуры таблиц приведены в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4

- Abitur (Данные о абитуриентах);

- Spec (Данные о специальностях);

- Ekzam (Данные о экзаменах);

- Kurs (Данные о абитуриентах, посещающих курсы);


Таблица 1.1 – Структура таблицы Abitur.

Имя поля Тип данных Описание
Num Avtoincrement Счётчик
Fam Alpha Текст
Otch Alpha Текст
Mesto uch Alpha Текст
Adress Alpha Текст
Tel Alpha Текст
City Alpha Текст
Ekz1 Alpha Текст
Ekz2 Alpha Текст
Ekz3 Alpha Текст
Spec Alpha Текст
Postup Logical Логический
Att Logical Логический
Med Logical Логический
Spravka Logical Логический
Foto Logical Логический
RusYaz Short Короткое числовое
RusLit Short Короткое числовое
BelYaz Short Короткое числовое
BelLit Short Короткое числовое
Matem Short Короткое числовое
Inform Short Короткое числовое
CHOG Short Короткое числовое
InYaz Short Короткое числовое
Geogr Short Короткое числовое
Him Short Короткое числовое
Fizkult Short Короткое числовое
IstBel Short Короткое числовое
VsemirIst Short Короткое числовое

Таблица 1.2 – Структура таблицы Spec.

Имя поля Тип данных Описание
Predmet Alpha Текст
Data Data Дата
Time Time Время
Auditor Alpha Текст
Komis Alpha Текст

Таблица 1.3 – Структура таблицы Ekzam.

Имя поля Тип данных Описание
Nazvanie Alpha Текст
Bal Short Короткое числовое
Kolvo Short Короткое числовое

Таблица 1.4 – Структура таблицы Kurs.

Имя поля Тип данных Описание
KFam Alpha Текст
KName Alpha Текст
KOtch Alpha Текст
KSpec Alpha Текст
Pred1 Alpha Текст
Pred1 Alpha Текст
Pred1 Alpha Текст

Связи таблиц показаны на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Связи таблиц.


Поле Nazvanie в таблице Abitur ключевое. В нём хранятся данные о названиях специальностей. В поле Spec в таблице Abitur хранятся данные о специальности, на которую поступает конкретный абитуриент.


2.2 Функции системы


В данной базе данных на основе запросов составлены все отчёты. Запросы написаны в режиме SQL.

Отчёт для вывода всех абитуриентов составлен на следующем запросе:


select *

from abitur.db


Отчёт для вывода абитуриентов не сдавших документы составлен на следующем запросе:


select *

from abitur.db

WHERE (att=false) or (med=false) or (spravka=false) or (foto=false)

Отчёт для вывода абитуриентов со с/б больше 8 составлен на следующем запросе:


select *

from abitur.db

where ([RusYaz]+[RusLit]+[BelYaz]+[BelLit]+[Matem]+[Inform]+ [CHOG]+[InYaz]+[Geogr]+[Him]+[Fizkult]+[IstBel]+[Vsemirst])/13)>8


Отчёт для вывода информации о экзаменах составлен на следующем запросе:


select *

from ekzam.db


Отчёт для вывода информации о специальностях составлен на следующем запросе:


select *

from spec.db


Отчёт для вывода абитуриентов посещающих курсы составлен на следующем запросе:


select *

from kurs.db


Отчёт для вывода иногородних абитуриентов составлен на следующем запросе:


select *

from abitur.db

where City Not Like "Минск"


Отчёт для вывода поступивших абитуриентов составлен на следующем запросе:


select *

from abitur.db

where postup=true

order by spec


2.3 Алгоритм работы



2.4 Выходные документы


Выходными документами в данной программе являются отчёты, построенные на основе запросов. Предусмотренные в программе отчёты приведены в приложении 2.


2.5 Тесты на использование


Тесты на использование программы показали, что для корректной работы программы необходимо вводить данные согласно ниже приведённым инструкциям.

При использовании программы в поля с числовыми значениями (оценки абитуриентов) необходимо вводить только цифры, другая информация не вводится. В поля с логическими данными (отметка о поступлении и поданные документы) нужно вводить только слова “True” или “False”, при вводе другой информации программа выдаёт сообщение об ошибке и её необходимо перезапустить.


  1. ПРИМЕНЕНИЕ


    1. Назначение программы


Программа предназначена для учёта абитуриентов в средних специальных учебных заведениях с тремя вступительными экзаменами и общепринятым набором приёма документов (аттестат (диплом), мед. справка, справка о семейном положении, фото).

Также назначением программы является вывод следующих отчётов:

- все абитуриенты;

- абитуриенты, не сдавшие документы;

- абитуриенты со средним балом больше восьми;

- информация о экзаменах;

- информация о специальностях;

- абитуриенты, посещающие курсы;

- иногородние абитуриенты;

- поступившие;


    1. Инструкции пользователю


Для запуска программы необходимо запустить файл Abitur.exe, который находится в каталоге программы. При запуске программы появится окно, приведённое на рисунке 3.1.

Рис. 3.1 Окно программы при запуске


Для добавления записей необходимо нажать кнопку добавить запись (все кнопки имеют подсказки при наведении на них курсора), для удаления записей, необходимо нажать на кнопку удалить запись. Для изменения данных нужно сделать двойной щелчок левой кнопки мыши на необходимой ячейке, вписать новые данные и нажать клавишу ввод на клавиатуре.

При нажатии на кнопку отчёты появляется окно программы «Отчёты» (Рис 3.2), предназначенное для вывода отчётов.

Рис 3.2 Окно программы «Отчёты»


В окне программы «Отчёты» нужно выбрать нужный отчёт, нажать кнопку вывод, и в появившимся окне нажать кнопку OK.

Для выхода из программы можно нажать кнопку Close или меню файл -> выход или закрыть как стандартное окно Windows.

Для корректной работы программы в ячейки с числовыми данными нужно вводить только числовые значения.

Для вывода справки в программе нажмите F1.

В программе вместо логических «Да» и «Нет» используются “True” и “False” соответственно.


    1. Инсталляция


Для установки программы на компьютер, необходимо скопировать всё содержимое каталога с программой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе выполнения работы были закреплены знания по созданию и проектированию баз данных в среде Borland Delphi 7, а также приобретены практические навыки в создании программных приложений на данном языке программирования.

Результатом проделанной работы является база данных «Приёмная комиссия», выполняющая все необходимые задачи данного курсового проекта.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Листинг программы


Файл fmAbiturU:

unit fmAbiturU;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls, Buttons, DBCtrls, Grids, DBGrids, Menus;

type

TfmAbitur = class(TForm)

Panel1: TPanel;

Panel2: TPanel;

Splitter1: TSplitter;

Panel3: TPanel;

DBGrid1: TDBGrid;

DBGrid2: TDBGrid;

DBNavigator1: TDBNavigator;

BitBtn1: TBitBtn;

Button1: TButton;

MainMenu1: TMainMenu;

N1: TMenuItem;

N2: TMenuItem;

N3: TMenuItem;

N4: TMenuItem;

N5: TMenuItem;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure N2Click(Sender: TObject);

procedure N4Click(Sender: TObject);

procedure N5Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

fmAbitur: TfmAbitur;

implementation

uses dmAbiturU, Unit1, Unit2, Unit3;

{$R *.dfm}

procedure TfmAbitur.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Otch.Visible:=true;

Otch.Enabled:=true;

end;

procedure TfmAbitur.N2Click(Sender: TObject);

begin

fmAbitur.Close;

end;

procedure TfmAbitur.N4Click(Sender: TObject);

begin

Form2.Visible:=true;

Form2.Enabled:=true;

end;

procedure TfmAbitur.N5Click(Sender: TObject);

begin

Form3.Visible:=true;

Form3.Enabled:=true;

end;

end.


Файл dmAbiturU:

unit dmAbiturU;

interface

uses

SysUtils, Classes, DB, DBTables;

type

TDM = class(TDataModule)

Database1: TDatabase;

Spec: TTable;

DataSource1: TDataSource;

Abitur: TTable;

DataSource2: TDataSource;

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

DM: TDM;

implementation

uses fmAbiturU;

{$R *.dfm}

end.


Файл Unit1:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, RpCon, RpConDS, RpConBDE, RpDefine, RpRave, DB,

DBTables, Buttons;

type

TOtch = class(TForm)

Query1: TQuery;

RvProject1: TRvProject;

RvQueryConnection1: TRvQueryConnection;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Query2: TQuery;

RvProject2: TRvProject;

RvQueryConnection2: TRvQueryConnection;

Button3: TButton;

Label3: TLabel;

Button4: TButton;

Query3: TQuery;

RvProject3: TRvProject;

RvQueryConnection3: TRvQueryConnection;

Label4: TLabel;

Button5: TButton;

Query4: TQuery;

RvProject4: TRvProject;

RvQueryConnection4: TRvQueryConnection;

Label5: TLabel;

Button6: TButton;

Query5: TQuery;

RvProject5: TRvProject;

RvQueryConnection5: TRvQueryConnection;

Label6: TLabel;

Label7: TLabel;

Button7: TButton;

Query6: TQuery;

RvProject6: TRvProject;

RvQueryConnection6: TRvQueryConnection;

Label8: TLabel;

Button8: TButton;

Query7: TQuery;

RvProject7: TRvProject;

RvQueryConnection7: TRvQueryConnection;

Label9: TLabel;

Button9: TButton;

Query8: TQuery;

RvProject8: TRvProject;

RvQueryConnection8: TRvQueryConnection;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

procedure FormClose(Sender: TObject);

procedure Button3Click(Sender: TObject);

procedure Button4Click(Sender: TObject);

procedure Button5Click(Sender: TObject);

procedure Button6Click(Sender: TObject);

procedure Button7Click(Sender: TObject);

procedure Button8Click(Sender: TObject);

procedure Button9Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Otch: TOtch;

implementation

uses fmAbiturU;

{$R *.dfm}

procedure TOtch.Button1Click(Sender: TObject);

begin

RvProject1.Execute;

end;

procedure TOtch.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Otch.close;

end;

procedure TOtch.FormClose(Sender: TObject);

begin

fmAbitur.enabled:=true;

end;

procedure TOtch.Button3Click(Sender: TObject);

begin

RvProject2.Execute;

end;

procedure TOtch.Button4Click(Sender: TObject);

begin

RvProject3.Execute;

end;

procedure TOtch.Button5Click(Sender: TObject);

begin

RvProject4.Execute;

end;

procedure TOtch.Button6Click(Sender: TObject);

begin

RvProject5.Execute;

end;

procedure TOtch.Button7Click(Sender: TObject);

begin

RvProject6.Execute;

end;

procedure TOtch.Button8Click(Sender: TObject);

begin

RvProject7.Execute;

end;

procedure TOtch.Button9Click(Sender: TObject);

begin

RvProject8.Execute;

end;

end.


Файл Unit2:

unit Unit2;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Buttons;

type

TForm2 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Label4: TLabel;

BitBtn1: TBitBtn;

Label5: TLabel;

Label6: TLabel;

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form2: TForm2;

implementation

{$R *.dfm}

end.


Файл Unit3:

unit Unit3;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, Buttons;

type

TForm3 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

Label3: TLabel;

Label4: TLabel;

BitBtn1: TBitBtn;

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form3: TForm3;

implementation

{$R *.dfm}

end.


Список использованных источников


1. Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 288 с.: ил.

2. Шкрыль А.А. Разработка клиент-серверных приложений в Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.

3. www.delphikingdom.com

Похожие работы:

  1. Разработка автоматизированной информационной системы ...
  2. • Проектирование информационно-справочной системы ГОУ ...
  3. • Инфологическое моделирование базы данных "Абитуриент"
  4. • Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей ...
  5. • Правовая природа приемной семьи на примере Чувашской ...
  6. • Исследование правового аспекта приемной семьи
  7. • Правовые основы приемной семьи
  8. • Приемная семья
  9. • Приемная семья в законодательстве РФ
  10. • Опыт деятельности Общественной приемной Балтийской ...
  11. • Воспитание ребенка в приемной семье
  12. • Правовые аспекты приемной семьи
  13. • Приемная семья
  14. • Социально-педагогическая деятельность в приемной ...
  15. • Разработка рекламной стратегии на примере факультета ...
  16. • Организация работы с приемными семьями как ...
  17. • Становление института приемной семьи в регионах
  18. • Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  19. • Организация работы медсестры приемного отделения
Рефетека ру refoteka@gmail.com