Рефетека.ру / Политология

Реферат: Обоснования и классификация политических партий

Тема реферата:

Предмет: Политология


Содержание


Введение

1. Обоснование политической партии и ее функции.

2. Классификация политических партий

3. Институционализация политических партий

4. Партийные системы

5. 3арождeние и развитие многопартийной системы в России

Список литературы

1 . Обоснование политической партии и ее функции


Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в качестве института политической системы выступает политическая партия. Термин «партия» происходит от латинского слова paгs - часть. Политические партии и представляют собой наиболее активную, организованную часть населения.

Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основных черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в отношении средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от других общественных объединении, политические партии нацелены на борьбу за завоевание и использование власти.

Политическим партиям присуща организационная структура, закрепленная в уставных документах, членство, внутрипартийные отношения, партийно-политическое лидерство, наличие программных и уставных документов, в которых закрепляются идейно-политические и организационные основы партии.

В качестве субъекта политического процесса партия выполняет определенные функции:

1) Aгpeгиpoвание социальных интересов: одна из главных задач политической партии состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов граждан, социальных групп в их совокупный политический интерес. Деятельность партии направлена на выявление, обоснование и формирование интересов тех граждан, социальных групп и слоев населения, которые составляют социальную базу партии.

2) Артикуляция, представительство социальных интересов. Между политическими партиями и их социальной основой существ ют отношения представительства. В идеале цель партии состоит в реализации представительства в политической системе общества тех со­циальных групп, слоев, классов, интересы которых она выражает. В принципе этот идеал реализуется на практике как устойчивая тенденция. Однако в реальной жизни связи социальных групп, слоев и классов с какой-либо партией не однозначны. Часто политическая партия не получает поддержки социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. Люди могут ошибочно пpимыкать к партиям, которые не только не представляют их интересы, но выступают против них. Партия может представлять интересы небольшой части крупной гpyппы. Она может претендовать на одновременное представительство различных групп или социальных слоев.

Современные политические партии, как правило, пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов обществ, а не как представителей меньшинства. Только их реальное политическое поведение позволяет определить является ли эта претензия обоснованной или же она служит для маскировки истинных намерений партии.

3) Политическая социализация граждан, социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества, планах решения перспективных и текущих задач; постоянная забота о развитии, уточнении политической доктрины, разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы действий, организация широкой поддержки программных требований со стороны населения; постоянная забота о расширении социальной базы партийной политики. В этих целях партия налаживает взаимодействие с профессиональными, экологическими, культурно-просветительными и другими общественными организациями и движениями, участвует в формировании общественного мнения, политическом воспитании граждан.

4) Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся I)обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционнo-реформистские, вооруженные и без использования вооруженного насилия и т. д.); В условиях реальной демократии такая функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти.

5) Подготовка и про ведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение ~ них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью.

Для европейских стран характерен следующий тип политической карьеры политика: первоначально участие в работе молодежной организации той партии, взгляды которой он разделяет.

Партия как субъект политического процесса и институт общества затем выдвижение кандидатом партии на выборах в местные органы власти, победа на выборах в парламент страны, в будущем он может рассчитывать получить назначение в состав правительства. В США в силу сложившейся традиции назначения на высокие политические посты зачастую получают люди, которые до того профессионально политикой не занимались, но проявили себя в других сферах деятельности - в бизнесе, науке, юриспруденции. По окончании срока полномочий большинство из них возвращаются к прежним занятиям и продолжают работать в кампаниях, банках, университетах.

Реализуя эту функцию, партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они создают условия для мирной смены правительства.

6) Формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном между партией и органами власти, рычагом партийного воздействия на государственную политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы.

Для парламентской фракции характерна, как правило, дисциплина, обязывающая депутатов-членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из фракции и партии, потерей возможности стать депутатом на следующих выборах.

Члены фракции обладают относительной самостоятельностью по отношению к партии. Своеобразный мандат на такую позицию они получают от избирателей. Поэтому члены фракции учитывают не только платформу партии, но и наказы избирателей, а также интересы социальных групп - спонсоров, которые внесли основной вклад в субсидирование их избирательной кампании.

7) Разработка принципов и Форм отношений с другими политическими партиями.

8) Для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы

Таким образом, партия обеспечивает связь населения с государственными структурами, осуществляет институционализацию политического поведения граждан, заменяет стихийные формы общественно-политической активности упорядоченными, находящимися под контролем организованными действиями.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение:

Политическая партия - это организация единомышленников, представляющая интересы граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.


2. Классификация политических партий


В становлении партии как политического института, отношении к этому институту государства политологами выделяется три основных стадии:

1) стадия противодействия, противоборства, подавления и

борьбы с партиями - период существования абсолютистских государств вплоть до конца XVIII в., который характеризовался устойчивой оппозицией государства к любой политической группировке;

2) стадия игнорирования партий - с конца XVIII в. до 70-х годов XIX в., государства обеспечивали Формальные условия для политической инициативы, не нарушающей общественного правопорядка. Политические партии на этапе свободной рыночной конкуренции во многом представляли собой элитарные, замкнутые политические группировки экономически преобладающих социальных слоев. Они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.

С конца 70-х годов XIX в. в ведущих западных странах происходит преобразование традиционных «элитарных» группировок в партии «массового типа». На формирование таких партии значительно повлияло введение всеобщего избирательного права.

Партии предпринимателей в целях завоевания поддержки широких слоев избирателей вынуждены были пересмотреть многие принципы своей деятельности, выдвинуть лозунги защиты демократии, общих интересов нации и всеобщего блага и т. п.

Расширялась социальная база партий трудящихся, Например, германская социал-демократическая партия, созданная в 1875 Г., быстро прогрессировала. В начале ХХ в. ее ряды превысили миллион членов;

З) стадия признания и легализации партий (закрепление правового статуса партий) - период развития современных демократических государств, в которых партии окончательно превратились в посредников между гражданским обществом и государством.

В Конституциях государств статьи о партиях появились лишь в ХХ в. Исторически процесс Формирования партий начался в новое время, с утверждением буржуазных общественных отношений.

Первые политические партии появились в конце XVI в. в Голландии в период, последовавший за буржуазной революцией, и были связаны с борьбой за власть между республиканцами и оранжистами. В период английской буржуазной революции в середине XVII в. оформление политических партий сопровождалось борьбой умеренных (О. Кромвель) и левеллеров (Лильберн). Эти политические группировки имели программные документы, позволявшие рассматривать их в качестве политических партий.

Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции конца ХVIП в., в которой активно участвовали монархисты, жирондисты, якобинцы, эберисты, положившие начало политической терминологии нового времени - левые, правые, центр. Часть политических организаций Франции конца ХVПI в. выходила за рамки буржуазной идеологии и отстаивала утопические коммунистические идеи.

В США первые политические партии появились как фракции Конгресса (федералисты и республиканцы) в конце XVIII - нач. XIX вв. К 30-м годам XIX В., в США формируется двухпартийная система, составившая впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического регулирования - перераспределения власти в пользу то одной, то другой группировки господствующего класса. Тем самым с самого возникновения ведущих политических партий США были заложены высокий уровень партийной конкуренции и ориентация партий на массового избирателя. Правящие партии США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии, имеющие богатый опыт политической борьбы.

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические (их деятельность базируется на более или менее четко оформленной идеологии); прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги, которые наиболее привлекательны и актуальны в период выборов; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя

Существует также типология, разделяющая партии на:

- представительные, которые выражают взгляды своих последователей, с изменением которых меняется и политика партии;

- мобилизующие, которые нацелены на изменение сознания населения, особый упор делают на пропаганде, препятствуя контрпропаганде.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:

- легальные, деятельность которых узаконена государством.

Среди них можно выделить организации, которые играют существенную роль в политической системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;

- нелегальные, деятельность которых запрещена законом. По типу организационной структуры выделяются;

массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит пpoфессиональным политикам;

кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют в период проведения выборов, руководство ими осу­ществляется небольшим числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято выделять партии демократические и тоталитарные.

Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями, представительные, стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т. д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у власти, они стремятся подчинить своим интересам все классы и слои общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм, строгая дисциплина, отсутствие фракций. Перечисленные типы партий не исключают друг друга, наоборот, они часто совмещают различные характеристики.

Типология партий представляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочения крайнего разнообразия партийных организаций. В конкретной политической действительности партия может иметь xapaктерныe черты различных типов организации. Она может быть одновременно массовой, харизматической и идеологической, либо кадровой, прагматической и т. д.).


Институционализация политических партий


Процесс институционализации партий способствовал повышению их роли и значения в политической системе общества. Институционализация политических партий определяется как «процесс, С помощью которого эти организации и про исходящие в них процессы приобретают ценность и стабильность». В качестве основных средств

Партия как субъект политического процесса и институт общества 137 институционализации деятельности политических партий выступают, прежде всего, нормативно-правовые акты, начиная от конституций развитых стран и кончая решениями местных административных органов. В большинстве государств институционализация политических партий проходила в различных формах, например, в рамках конституционного законодательства (ФРГ, Италия, Франция, Греция, Португалия, Испания, Никарагуа, Бразилия и др.), законов о финансировании деятельности партий (Австрия, Швеция, Финляндия, Япония и др.), избирательного законодательства (США, Мексика и др.), судебного решения (в США обретение партиями своего статуса произошло с помощью решений Верховного суда) и др.

Среди основных направлений процесса институционализации функционирования партий можно выделить следующие: регламентацию их структуры и внутриорганизационной деятельности, закрепление функций политических партий, фиксацию их основных целей и задач, регулирование процесса отбора и прохождения партийных кандидатов, установление порядка (процедуры) участия партий в избирательных кампаниях, регулирование финансовых аспектов деятельности политических партий и др.

С точки зрения регулирования процесса создания партий, страны можно разделить на три группы.

К первой относятся те страны, в которых порядок образования партий вообще не урегулирован правом. Их организация трактуется как частное дело граждан и осуществляется на основе свободы объединений. Партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В современных условиях государств, следующих либеральным традициям прошлого века, становится все меньше. Сегодня к ним можно отнести лишь такие страны, как Великобритания и Новая Зеландия.

Во вторую группу входят страны, законодательство которых не требует формальной регистрации партий в каком-либо государственном органе. Организация приобретает статус партии лишь после предоставления в компетентные органы строго определенных документов (программы, устава, сведений о правлении). К таким государствам можно отнести ФРГ, Австрию и др.

Третью группу составляют страны, в правовых актах которых предусмотрена обязательная регистрация политических партий. Пол­номочиями регистрации политических партий здесь наделяются различные государственные органы - Министерство внутренних дел (Испания, Италия, Франция), Министерство ЮСТИЦИИ (Бельгия, Нидерланды), государственные секретари штатов (штат Миссури в США).

Во многих странах партии регистрируются органами, создаваемыми для проведения выборов (Индия, Мексика, Швеция). В ряде стран регистрация партий возложена на судебные органы - на представителя Верховного Суда (Португалия), на Высший избирательный суд (Бразилия).

В большинстве стран (за исключением Никарагуа) предварительного разрешения со стороны государства на создание партий не требуется, вместе с тем, для официальной легализации они должны отвечать четко зафиксированным формальным и материальным требованиям.

Формальные требования включают наличие собственного наименования, эмблемы. Законодательство практически всех государств предписывает, чтобы наименование новой партии отличалось от уже существующих, чтобы в названиях, а также в эмблемах не было сходных с государственными и религиозными символами.

В некоторых государствах для регистрации партии требуется поддержка определенного числа граждан. В Швеции при регистрации для выборов в риксдаг необходимо набрать не менее 1,5 тыс. подписей избирателей, в Португалии партия обязана предоставить подписи 5 тыс. избирателей. В США законодательство 20 штатов устанавливает абсолютное число подписей, которое необходимо собрать, чтобы получить статус партии: в Иллинойсе - 25 тыс. подписей, в Алабаме - 5 тыс. Законодательство других штатов требует собрать определенное количество подписей, выраженное в процентах к общему числу избирателей: в Южной Дакоте -10 %, в Миннесоте - 5 % к числу голосов, поданых за всех кандидатов или только за победивших на последних выборах кандидатов на ту или иную должность на уровне штата (Мичиган и Монтана).,

В ряде стран, для того, чтобы организация могла иметь официальный статус партии, она должна насчитывать определенное количество членов (1000 членов-учредителей в Венгрии, в Мексике- 65 тыс.). В Индии регистрации подлежит партия, занимающаяся политической деятельностью не менее пяти лет и собравшая 4 % голосов на общенациональных выборах (получив статус всеиндийской) или на выборах в штате (статус региональный). Партия, зарегистрированная как региональная в четырех штатах, автоматически получает статус всеиндийской партии.

В некоторых странах заинтересованные в регистрации организации должны представить ряд документов и материалов, например, устав и программу (ФРГ, Португалия, Бразилия и др.). Исключение составляет Швеция, закон о выборах которой вообще не требует каких-либо документов, кроме письменного заявления с просьбой за регистрировать партию.

К требованиям, предъявляемым к партиям при регистрации и в ходе их последующей деятельности, относятся также принципы их организационного построения и функционирования.

Как правило, законодательство обязывает, чтобы партия строилась на демократических принципах, не допускающих, в частности, отказа в принятии в нее или исключения из нее лиц в силу национальной принадлежности, пола и расы. Необходимо также, чтобы основные вопросы партийной жизни решались на собраниях всех членов или представителей всех членов партий, чтобы она регулярно обнародовала все основные партийные документы, состав руководства, данные об источниках финансирования и расходования денежных средств.

Законодательство о партиях, как правило, устанавливает условия и пределы деятельности политических партий. Во многих странах в качестве политической партии может функционировать лишь такая организация, устав и программа которой не противоречит конституционным нормам, партия не осуществляет призывы к насильственному свержению существующего строя, не создает военизированные и полувоенные организации, ее деятельность не направлена против суверенитета или территориальной целостности страны и единства нации, прав и свобод граждан, не направлена на разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и т. д.

В ряде стран предусмотрена возможность принудительного роспуска партий государством (ФРГ, Франция, Португалия и др.). В большинстве из них решение выносится соответствующим судебным органом либо судом общей компетенции, или специальным судом. В Венгрии действующая партия может быть распущена решением Конституционного суда, а в ФРГ - решением министра внутренних дел, в Швеции и Мексике утрата регистрации (вычеркивание названия партии из специального реестра) означает и утрату статуса партии. Однако это не влечет обязательного роспуска организации с конфискацией имущества (теряются; только права и привилегии партии).

Институционализация деятельности политических партий охватывает вопросы финансирования их работы. К ним относятся, в частности, регулирование порядка финансирования политических партий, их расходов на выборах, контроля за финансовой деятельностью.

В государственном финансировании политических партий выделяются несколько форм.

Государственные фонды распределяются в зависимости от числа голосов, поданых за партии на предыдущих выборах. В ФРГ партиям возмещаются предвыборные расходы из расчета 5 марок на каждого избирателя. С 1972 г. в Швеции государство стало финансировать все партии, получившие на выборах не менее 4 % голосов на парламентских выборах, либо 12 % - на выборах в любом избирательном округе. В Дании, Финляндии и Италии государств( иное финансирование партий определяется в соответствии с числом полученных депутатских мандатов.

Следует заметить, что средств, выделяемых государством не­достаточно для покрытия всех предвыборных расходов партий. Например, в США кандидат на пост президента, утвержденный партийным съездом, может получить от государства 20 млн. долларов на проведение своей избирательной кампании, тогда как реально последняя обходится партиям в сотни млн. долларов.

В странах сохраняется такой источник получения партиями средств как частное финансирование. Например, в период предвыборной кампании 1987/88 гг. 87 % средств республиканской партии и 68 % средств демократической партии поступило в виде прямых пожертвований частных лиц.

Как правило, законодательство запрещает политическим партиям получать деньги из-за рубежа. Например, в Швеции согласно нормам уголовного права наказуемы действия, связанные с получением материальной поддержки из-за границы для ведения пропаганды с целью влияния на общественное мнение о государственном строе или внешнеполитических и внутриполитических мероприятиях компетентных властей.

Финансирование избирательных кампаний политических партий со стороны частного бизнеса связано с коррупцией. Это вынуждает принимать меры по контролю за финансами политических партий. В законодательстве отдельных стран содержатся положения, обязывающие политические партии представлять государственным органам ежегодные финансовые отчеты с указанием источников получаемых ими средств (ФРГ, Греция, Австрия и др.)


Партийные системы


Партии в политической системе в свою очередь образуют партийную систему. Партийная система - это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества.

В мире существует большое разнообразие партийных систем. Политологи выделяют однопартийные и близкие им по сути «квазимногопартийные» системы, как бы прикрывающие многопартийными формами однопартийное содержание. Такими были системы в странах восточной Европы. Существовавшие в некоторых из них партии, по существу, были карманными в руках правивших партий. В результате длительного существования «квазимногопартийность» порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при абсолютной однопартийности. Являясь специфическим вариантом однопартийности, такая система не предоставляет достаточных возможностей для выражения различных интересов и идей, что приводит к нарастанию кризисных явлений.

Длительный опыт показал, что однопартийность оказалась неустойчивой. Она не обеспечивает гармонического сочетания прямых и обратных связей между гражданами и политическим руководством, препятствуют необходимому разделению властей. Отсутствие соперничающих партий чаще всего становится результатом не конкуренции, а физической расправы правящей партии с инакомыслящими. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убеждения и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашаться с официальными властями. При однопартийности не устраняется присущий каждому обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, по которым могут циркулировать различные идеи в обществе. Происходит тесное сращивание партии с государственным аппаратом. В результате происходит бюрократизация, ослабление демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. В конечном итоге однопартийность исчезает, устраняя правящую партию. Она имеет объективную основу в виде социально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие экономические интересы различных слоев получают отражение в деятельности политических партий.


Зарождение и развитие многопартийной системы в России


Многопартийность - это результат длительного развития политических систем. Многопартийность имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при всей его значимости все же носит формальный характер, поскольку множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности политической и партийной систем общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам демократического воздействия на массы (хотя небольшие партии стремятся создать коалиционные Формы сотрудничества).

Многопартийность - необходимое состояние демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и: действия.

Двухпартийность может в некоторых странах оказаться достаточно устойчивой системой. Такая партийная система существует в США. Относительная однородность политических концепций в США обусловливает неопределенность размежевания американских политических партий и устойчивость политической системы.

Трехпартийность - система, при которой функционируют и имеют заметное влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника для той или другой основной партии. Например, в Германии христианско-демократический союз соперничает за власть с социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии свободных демократов.

Четырехпартийная система сложилась в странах, где общество расколото на два лагеря - правых и левых. Во Франции коммунисты и социалисты представляют левых, демократы и республиканцы - правых. Такое распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным и устойчивым политическим симпатиям населения. Во Франции не удались попытки внедрить дополнительные партии, а также искусственно уменьшить число партий. Точно также оказались безрезультатными попытки и вообще вытеснить партии из общественной жизни.

В последнее время появились утверждения публицистов и политиков о ненужности партий, на смену которым якобы приходят «широкие социальные движения». Но конкретная политическая практика многих государств свидетельствует, что партия как политический институт себя не изжила. У нее есть реальные возможности самосовершенствоваться в качестве посредника между интересами различных социальных слоев и политической системой общества.

В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают только на рубеже XIX и начала ХХ вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для эволюции политических структур вне рамок этой власти; отсутствием политических свобод и гражданских прав личности, связанных с господством крепостничества и его социально-политических последствий; слабостью российской либерально-демократической традиции и др.

Прообразами партий в России стали кружки 20-30-х годов XIX в., где изучались и пропагандировались передовые общественно-политические взгляды и идеи (тайные общества декабристов, кружки Станкевича, Петрашевского и др.). В период после отмены крепостного права появились кружки и общества «Земля и воля», «Народная воля», другие народнические организации, из которых при благоприятных обстоятельствах могли оформиться реально политические партии. Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в 1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. - партия социалистов-революционеров, в 1902 г. В Штутгарте - группа русского общества вокруг журнала «Освобождение». Особенностью формирования политических партий в России в этот период было их развитие в двух потоках - в условиях России это была, как правило, нелегальная деятельность, и в условиях зарубежья - легальная идейно-организационная и издательская деятельность.

Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому процессу открыл царский манифест 17 октября, дарований политические свободы, в том числе свободу создания организаций и политических партий. В политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды функционировало 87 партий (в ряде научных исследований можно встретить и другие данные, все зависит от того, каковы критерии выделения тех или иных признаков политической партии).

В середине 20-х годов ХХ века в результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная система, которая ликвидировала все политические организации, кроме большевистских. В результате этого процесса большевистская партия - КПСС постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая в себя функции государства, других общественных организаций, приобретая монопольное право на решение общественных задач. В результате на долгие годы в стране установился режим партогосударственной системы.

Решения руководящего аппарата партии H~ контролировались снизу со стороны рядовых коммунистов. Партийное руководство сосредоточило в своем ведении социально-экономические, духовно-нравственные, даже семейно-бытовые, т. е. практически все общественные вопросы. Высшее и местное партийное руководство присвоило себе монопольное право не только на принятие решений политическое (и любое иное) действие, но и на истину в последней инстанции. Все, что не совпадало с точкой зрения небольшой группы партийных вождей (или вождя партии), не имело права на существование, запрещалось и изгонялось из жизни.

Задуманная и созданная как политический авангард рабочего класса, трудового народа, коммунистическая партия со второй половины 20-х годов превратилась в политическую организацию, обслуживавшую социально-экономические и политические карьеристские устремления ее функционеров. В основу теоретической и практической деятельности компартии была положена идеология, в которой вульгаризированный марксизм сочетался с мелкобуржуазными доктринами уравнительности, троцкистскими тезисами о необходимости всеобщих внеэкономических и административно-командных мер решения экономических и иных задач, с утопическими настроениями относительно скорого по срокам достижения высот коммунистического общества.

В августе 1991 года КПСС как часть административно-командной системы оказалась неспособной к внутреннему реформированию и сошла с политической сцены как единое политическое целое образование, расколовшись на несколько мелких политических групп, не имеющих массовой поддержки в народе (о некоторых из них речь пойдет ниже).

Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 80-х годов многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К концу 80-х началу 90-х годов стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организационных идейно очерченных форм, многие партии находятся в стадии становления, оформления: идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.

Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных (в противовес формально-официальным политическим структурам) организаций (См. подробнее: Неформальная Россия: О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. - М., 1990; Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? - М., 1990; Неформалы: кто они? Куда зовут? - М., 1990; Ольшанский Д. В. Неформалы: групповой портрет в интерьере. - М., 1990). Неформальные организации включали различные народные фронты, клубы и т. п. В них проходили острые политические дискуссии, формировались идейные платформы в противовес официальной (формальной) идеологической доктрине.

В 1990 году на базе неформальных объединений начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП СССР), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), Демократический союз. В настоящее время насчитывается около 600 политических объединений и организаций и этот процесс продолжается. Конкретный анализ программных документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.

Список литературы


1.Евдокимов Е. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск,1990.

2.Перегудов С. Л., Холодковский К. Г. Политическая партия: мировой опыт и тенденции развития / /Коммунист. 1991 №92.

3.Тимошенко В. И. Доктрины российских Политических партий / / Социально-политический журнал. 1995. №93.

4.Холодковский К. Российские партии и проблема политического структурирования общества / /Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 10. Шмачкова Т. В. Мир политических исследований. 1992. № 1-2.

Похожие работы:

  1. • Политические партии
  2. • Политические партии в Республике Беларусь
  3. • Права и свободы политических партий. Получение ...
  4. • Финансирование политических партий России и Беларуси
  5. • Предпринимательская деятельность политической партии
  6. • Понятия, сущности, функционирования политических ...
  7. • Сравнительный анализ достоинств и недостатков ...
  8. • Правовые формы функционирования политических партий
  9. • Политическая партия: создание, виды
  10. • Классификация политических партий в зарубежных странах
  11. • Деятельность еврейских политических партий и организаций на ...
  12. • Конституционно-правовой статус политических партий
  13. • Политические партии России
  14. • Государство и политические партии
  15. • Современная политическая партия в избирательном ...
  16. • Политические партии, их понятие и классификация
  17. • Современные политические партии и движения Республики ...
  18. • Политические партии
  19. • Становление политических партий Российской Федерации ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com