Рефетека.ру / Эк.-мат. моделирование

Дипломная работа: Математическое моделирование услуг Интернет

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра теоретических основ радиотехники (ТОР)

 

                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                   Заведующий кафедрой

                                                                   теоретических основ

                                                                   радиотехники

                                                                   _________Пуговкин А. В.

                                                                   «___» ___________2006 г.

 

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛУГ ИНТЕРНЕТ

Пояснительная записка к дипломной работе

РТФ ДР.466453.001.ПЗ

 

СОГЛАСОВАНО

Консультант                                                 Студентка гр. 141-2

по экономической части                             

________Е. В. Дерябина                             ________Ю. С. Саморядова

«___» __________2006 г.                           «___» __________2006 г.

Консультант                                                 Руководитель

по вопросам охраны труда                         дипломной работы

ст. преп. кафедры РЭТЭМ                          зам. директора. УПЦ

________Л. И. Кодолова                            «Телекоммуникации»

«___» __________2006 г.                           ________ И. А. Леднева

                                                                      «___» ___________ 2006 г.

 

 

2006


Реферат

Дипломная работа 115 с., 35 рис., 28 табл., 36 источников, 1 прил., 6 л. графич. матириала.

ISDN, ADSL, УСЛУГА, МАТЕМАТИЧЕСАЯ МОДЕЛЬ, СИСТЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ, ТАРИФНЫЙ ПЛАН, АНАЛИЗ, МАРКЕТИНГ.

Объектом исследования являются услуги ISDN и ADSL.

Цель работы – создание математической модели для оперативного мониторинга продажи услуг в Региональном филиале ОАО «Сибирьтелеком» - «Томсктелеком».

В процессе работы была изучена технология оказания услуг ISDN и ADSL, проанализированы статистические данные по отраслям.

В результате разработки получена модель, проведены расчеты и разработаны рекомендации для службы маркетинга предприятия. Проведен анализ практики внедрения услуг ISDN и ADSL на сетях - «Томсктелеком».

Степень внедрения: модель разработана на основе статистических данных предприятия «Томский центр телекоммуникаций» (ГТС) ОАО «Сибирьтелеком» - «Томсктелеком». Планируется использование модели службой маркетинга данного предприятия. Создана общая математическая модель услуги ADSL на основе статистических данных предприятия «Цифровые Информационные Сети» ОАО «Сибирьтелеком» - «Томсктелеком».

Пояснительная записка к дипломной работе оформлена в текстовом редакторе Microsoft Office Word 2003.


Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОННИКИ (ТУСУР)

Кафедра теоретических основ радиотехники (ТОР)

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ТОР

___________ Пуговкин А.В.

«__» ______________2006г.

ЗАДАНИЕ

на дипломную работу студентке группы 141-2 радиотехнического факультета

Саморядовой Юлии Сергеевне

1. Тема работы: Математическое моделирование услуг Интернет (утверждена приказом ректора по университету от _________№ приказа ___)

2. Срок сдачи студентом законченной работы ______________

3. Цель исследования и области возможного использования результатов:

Создание математической модели и математическое моделирование Интернет-услуг для системы оперативного мониторинга отделов маркетинга и служб продаж в структурных подразделениях «Томский центр телекоммуникаций» и «Цифровые информационные сети» Регионального филиала ОАО «Сибирьтелеком» - «Томсктелеком».

4. Исходные данные для исследования:

4.1 Дипломный проект 2001 года Венокуровой Е.А., студентки гр.166

4.2 Выпускная работа на тему «Исследование регионального рынка Интернет-услуг», выполненная слушателем Центра подготовки управленческих кадров ТГУ Ледневой И.А., 2004 год

4.3 Статья «Математическое моделирование регионального рынка Интернет – услуг» А.В. Пуговкин, Е.А. Венокурова, И.А. Леднева.

5. Вопросы, подлежащие исследованию и разработке:

5.1 Анализ рынка телекоммуникационных технологий

5.1.1 Мировой рынок и его влияние на российский рынок телекоммуникаций

5.1.2 Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в России

5.1.3 Анализ рынка телекоммуникаций в Томском регионе

5.2 Специфика оказания услуг ISDN и ADSL

5.2.1 Структурная схема сети доступа

5.2.2 Описание услуги

5.2.2.1 Принятая терминология

5.2.2.2 Технические характеристики и схемы подключения услуг

5.2.2.3 Варианты конфигурации

5.2.2.4 Развитие услуги

5.2.3 Оборудование, используемое для оказания услуги

5.3 Создание математической модели

5.3.1 Классификация моделей

5.3.2 Способы построения моделирующих алгоритмов

5.3.3 Обзор математических методов прогнозирования. Выбор и обоснование метода

5.3.4. Методология создания модели

5.3.4.1 Услуги. Описание, классификация, оценка экономической значимости

5.3.4.2 Конкуренты. Классификация, оценка влияния

5.3.4.3 Тарифы и затраты на развитие

5.3.4.4 Рекламные мероприятия.

5.3.4.5 Установление пределов по количеству абонентов и затратам на пользование услугами

5.4 Математическое моделирование Интернет - услуг

5.4.1 Моделирование конкурентной услуги (dial-up)

5.4.2 Моделирование монопольной услуги (ISDN)

5.4.3 Моделирование ситуации конкуренции двух услуг одного оператора (ADSL,ISDN)

5.4.4 Анализ полученных данных и практические рекомендации

5.4.4.1 Влияние изменений внешних условий

5.4.4.2 Конкурентные услуги. Условия успешных продаж

5.4.4.3 Перспективы развития ISDN и ADSL

5.4.4.4 Организация системы оперативного мониторинга маркетинга

5.4.5. Расчет абонентской сети доступа

5.5 Разработка организационно – экономических вопросов

5.5.1 Технико–экономическое обоснование проведения работ

5.5.2 Планирование работы

5.5.3 Расчет сметы затрат на проведение работ

5.5.4 Оценка эффективности исследования

5.6 Требования к разработке вопросов охраны труда

5.6.1 Анализ факторов производственных опасностей и вредностей на рабочем месте инженера

5.6.2 Требования к эргономике рабочего места

5.6.3 Разработка инструкции по охране труда

6. По результатам исследований и разработки представить следующую документацию:

6.1 Чертежи

Функциональная схема абонентского доступа к ТФОП (ISDN)___1 лист

Функциональная схема абонентского доступа к СПД (ADSL) ___ 1 лист

6.2 Демонстрационные плакаты

Математическое представление модели и результатов моделирования экономического процесса ________________________________1 лист

Графическое представление результата моделирования экономического процесса услуги ISDN___________________________________1 лист

Математическое представление модели экономического процесса услуги ADSL __________________________________________1 лист

Сетевой график выполнения работ________________________ 1 лист

6.3 Пояснительная записка должна отражать следующие особенности работы:

обзор и анализ ситуации на рынке Интернет-услуг и технических решений Интернет-подключений в мире, России и в томском регионе (на примере ОАО «Сибирьтелеком»;

анализ технических особенностей и экономической целесообразности для различных категорий абонентов ISDN и ADSL подключений;

выбор математической модели и моделирование услуг ISDN и ADSL подключений;

таблицы и графики с расчетными и статистическими данными;

анализ полученных результатов;

практические рекомендации к организации рекламно-маркетинговых мероприятий и организации системы оперативного мониторинга на предприятии.

7. Задание приняла к исполнению:

Саморядова Юлия Сергеевна, студентка гр. 141-2 РТФ

___ ________2006г. ______________/Саморядова Ю.С./

8. Задание согласовано:

Консультант по организационно - экономической части проекта:

Дерябина Елена Владимировна, ст. преп. кафедры экономики

____ _________2006 г. __________/Дерябина Е.В./

Консультант по вопросам охраны труда и ТБ:

Кодолова Любовь Ивановна, ст. преп. кафедры РЭТЭМ

___ _________2006г. ____________/Кодолова Л.И./

Руководитель дипломной работы:

Леднева Ирина Анатольевна,

Заместитель директора УПЦ «Телекоммуникации»

 ___ ___________2006г. _____________/Леднева И.А./


Содержание

Введение

1. Анализ рынка телекоммуникационных технологий

1.1 Мировой рынок и его влияние на российский рынок телекоммуникаций

1.2 Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в России

1.3 Анализ рынка телекоммуникаций в Томском регионе

2. Специфика оказания услуг ISDN и ADSL

2.1 Схема сети доступа

2.1.1 Цифровые сети доступа

2.2 Описание услуги ISDN

2.2.1 Введение

2.2.2 Основная идея и история развития сети ISDN

2.2.3. Принцип построения ISDN

2.2.4. ISDN BRI - Основной тип подключения

2.2.4.1. NTBA - Сетевое окончание

2.2.4.2. Шина S0 - Абонентская проводка

2.2.5 Преимущества, стоимость и перспективы развития услуг ISDN

2.3 Описание услуги ADSL

2.3.1 Технология ADSL

2.3.2 Краткая история развития

2.3.3 Основные принципы работы ADSL

2.3.4 Оборудование, используемое при подключении ADSL

2.3.4.1 Разновидности ADSL-модемов

2.3.5 Качество связи и стоимость услуг

2.3.6 Преимущества услуги ADSL

2.3.7 Перспективы ADSL

2.4 Развитие услуг ISDN и ADSL в Томске и томской области

3. Создание математической модели

3.1 Понятие модели

3.2 Классификация моделей

3.3 Выбор и обоснование математического метода прогнозирования

3.4 Методология создания модели

4. Математическое моделирование Интернет - услуг

4.1 Математическое моделирование dial-up подключений

4.2 Математическое моделирование монопольной услуги ISDN

4.3 Математическое моделирование конкурентной услуги ADSL

4.4 Расчет абонентской базы

5. Организационно – экономическая часть

5.1 Технико-экономическое обоснование проведения работы

5.2 Планирование работы

5.3 Расчет сметы затрат на проведение работы

5.4 Оценка эффективности исследования

6. Вопросы охраны труда

6.1 Анализ производственных опасностей и вредности на рабочем месте

6.1.1 Требования к видеотерминалам

6.1.2 Требования к электробезопасности

6.1.3 Требования к пожаробезопасности

6.1.4 Требования к уровню шума

6.1.5 Требования к микроклимату в помещении

6.1.6 Требования к освещённости помещений

6.2 Требования к эргономике рабочего места

6.3 Инструкция по охране труда на рабочем месте

6.3.1 Общие требования безопасности

6.3.2 Требования безопасности перед началом работы

6.3.3 Требования безопасности во время работы

6.3.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

6.3.5 Требования безопасности по окончании работ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение А


Введение

Целью данной дипломной работы является создание математической модели, наиболее точно описывающей экономический процесс. В качестве моделируемого процесса рассматривается предоставление услуг доступа в Интернет через телефонную сеть общего пользования (ТФОП) и сети передачи данных (СПД) – ISDN и ADSL.

Для создания адекватной модели помимо знания экономических факторов, влияющих на стоимость услуги, необходимо достаточно глубокое изучение физических основ её оказания и технических характеристик. С этой целью в процессе работы были изучены, а в настоящей пояснительной записке изложены основные технические характеристики услуг ISDN и ADSL.

В качестве базы для моделирования были предоставлены данные о результатах работы предприятия: затраты, существующие тарифы – полный отчет о проведенных статистических данных.

Спрос определяется способностью потреблять традиционные услуги связи и в определенной степени генерировать потребность в новых. Спрос и предложение складываются под воздействием множества факторов, которые, взаимодействуя, формируют закономерности развития рынка услуг связи и его конъюнктуру.

Проблема прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последнее десятилетие стала особенно сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщетности прогнозирования. На самом деле прогнозирование — это обязанность, которую в явной или неявной форме неизбежно должны выполнять все фирмы.

Ясно, что в условиях турбулентной внешней среды интуиция и воображение способны стать важными инструментами восприятия реальности, дополняя количественные подходы, которые, по определению, опираются только на наблюдаемые факторы. С другой стороны, понятно, что чисто качественному методу также присущи значительные погрешности и что интуиция должна в возможно большей степени проверяться с помощью доступных фактов и знаний. Таким образом, следует обеспечить совместное использование этих двух подходов [34].

Методы математического моделирования и создаваемая модель, призваны помочь сотрудникам службы маркетинга, в частности лицам, принимающим решения, в выборе наиболее эффективных маркетинговых мероприятий, а также в выборе и обосновании тарифных планов.


1. Анализ рынка телекоммуникационных технологий

1.1 Мировой рынок и его влияние на российский рынок телекоммуникаций

Современная информационная инфpастpуктуpа передовых стран строится таким образом, чтобы справиться с мощным трафиком, создаваемым мультимедиа (голос, данные, образ, текст и видео), и исходя из пpедположения, что в ближайшем будущем сфоpмиpуется огpомный pынок для тоpговли "электpонной" инфоpмацией [4], сегодня уже можно говорить о вполне сложившейся информационно – коммуникационной индустрии, включающей в себя и телекоммуникации, и компьютерную, и аудивизуальную технику.

Одна из проблем маркетинга в области телекоммуникаций заключается в том, что никто не знает точно, какие новые услуги завоюют рынок, а какие - так и не будут востребованы [15]. Это вызывает опасение, что сpедства, вложенные в такие услуги, не окупятся. В настоящий момент развивются услуги сотовой связи и сетей передачи данных, причем наблюдается тенденция к их сближению. Это обусловлено необходимостью и появляющимися техническими возможностями выхода в Интернет с мобильных терминалов на скоростях, достаточных для передачи не только электронной почты, но и видеоизображений [18]. По услугам передачи данных к наиболее пеpспективным видам сервиса можно отнести «видео по тpебованию» и интерактивные видеоигpы, электpонную тоpговлю и услуги банка на дому. В ближайшие годы сохpанится потpебность со стоpоны деловой сфеpы в мощностях, пpедоставляемых с помощью технологий скоростного доступа (ADSL, оптоволоконная техника и др.). Есть несколько основных услуг, котоpые пользуются спpосом в pазных областях бизнеса (видеоконфеpенции и пеpедача сообщений с помощью электpонных сpедств).

На совpеменном этапе pазвития телекоммуникаций пpоисходит междунаpодная интегpация финансовых и технологических pесуpсов с целью pасшиpения номенклатуpы услуг связи и охвата новых теppитоpий. Этот пpоцесс тpебует обновления всей структуры отрасли путем создания глобальной информационной инфраструктуры [7].

Концепция обновления заключается в объединении pесуpсов инфоpмационных технологий и pазвитой инфpастpуктуpы электpосвязи в целях обеспечения взаимосвязи и взаимодействия всех пользователей для получения любого вида инфоpмации в pеальном масштабе вpемени вне зависимости от pасстояния и используемых технических сpедств.

Мировой рынок телекоммуникаций и информационной техники хаpактеpизуется в последние годы стабильным ростом. Так в конце 2004 года доход от сервисов VoIP в Азии составил 5,5 млрд. долл., а провайдеры располагали 8,7 млн. абонентских линий VoIP. В 2005–2009 годах объем рынка услуг VoIP в азиатском регионе (включая Японию) будет ежегодно увеличиваться на 1 млрд. долл. В результате к 2009 году рынок достигнет объема 10 млрд. долл., а число пользователей сервисов более чем удвоится.

Анализ рынка телекоммуникаций показывает, что среднемировой уровень роста сети в последние годы составляет 7,2% (для сравнения, в России он равен 7.0%) [2]. Так, в 2006 году доля услуг передачи данных в общем объеме рынка услуг сотовой связи в Европе достигнет 36,5%, а совокупные темпы годового прироста рынка этих услуг в период 2000-2006 гг. превысят 47%. На данный момент 82% мобильных абонентов используют услуги передачи сообщений, 6% - доступ к различной корпоративной информации и приложениям, 5% - активно использовать мобильные устройства для получения информационно-развлекательных услуг, 48% транзакций будут делаться с использованием мобильных платежей. [3]

Комплексный годичный прирост объема рынка ИТ – услуг (за исключением сегмента услуг, связанных с Internet-содержанием) в 2005 году объем рынка достиг 392 млрд. долл. Рынок ИТ – услуг растет в три с лишним раза быстрее, чем индустрия ИТ в целом. Северная Америка занимает первое место по объему рынка ИТ – услуг среди регионов; на долю США приходится 41% оборота мирового рынка [21].

В 2004 году совокупный объем мирового рынка систем защиты электропитания составил 13,5 млрд. долл. Из них 650 млн. долл. приходятся на продажи ПО (программное обеспечение), 1 млрд. долл. — на сервисы, а 11,8 млрд. — на поставки оборудования. Мировой объем рынка ИБП составил 6 млрд. долл., из которых 3,33 млрд. долл. приходятся на системы мощностью до 10 кВА, а 1,45 млрд. долл. — на продукты тяжелого класса мощностью более 10 кВА. К 2008 году суммарный объем поставок ИБП и сопутствующих услуг увеличится на 25%, достигнув 7,6 млрд. долл.[3]

Нужно заметить, что между сегментами мирового рынка телекоммуникаций происходит постоянное перераспределение. Растет доля мобильной связи и передачи данных за счет традиционной телефонии.

Что касается услуг Интернет, то они в свою очередь подразделяются на:

·  доступ к источникам информации по коммутируемым (dial-up) и выделенным (on-line) линиям, которые характеризуются более высокой скоростью доступа;

·  электронная почта;

·  создание корпоративных информационных сетей предприятий и организаций.

Кроме традиционных услуг в последнее время появляются Интернет – услуги нового поколения: IP-телефония, передача телепрограмм, «видео по требованию» и др.

Подобный сервис предполагает соблюдение условий более высокого качества передачи данных: наличие широкой полосы частот и малой задержки сигнала. Эти требования можно определить в названии «широкополосный доступ», который реализуется с помощью различных технологий:

·  доступ по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС);

·  доступ по медным телефонным линиям с использованием специальных модемов (HDSL, ADSL, VDSL) [6].

Более половины рынка широкополосного доступа сегодня принадлежит технологии (DSL), затем идут кабельные модемы и беспроводный доступ. Такая ситуация, по прогнозам экспертов, сохранится до конца текущего десятилетия. С июня 2003 года по июль 2004 года мировая абонентская база подписчиков DSL-услуг увеличилась на 66% и на сегодняшний день в мире насчитывается около 100 млн. широкополосных пользователей. Объём рынка широкополосного доступа только в Европе растет ежегодно на 68% , а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона эта цифра составляет не менее 51% в год. В распространении технологии и услуг DSL есть свои лидеры. На первом месте Китай – 10,95 млн. абонентов, на втором Япония с 10,27 млн. пользователей, США с 9,12 млн.- на третьем, а Южная Корея с 6,43 млн. абонентов – на четвертом. Рост DSL-подключений прогнозируется и дальше и к 2008 г. число подключенных абонентов достигнет 195 млн.[5,14]

Для того чтобы это произошло, абонентам нужно предложить привлекательный сервис: онлайновые игры по сети, трансляция музыки, кинофильмов и телевизионных программ и т.п.

Другой важной чертой развития современных телекоммуникаций является интеграция услуг (мультимедиа), когда к абоненту по одной линии связи приходит и телефония, и данные, и видео. Разумеется, что технология передачи здесь должна быть широкополосной, с использованием всех описанных выше методов. Что касается объединения и передачи разнородного трафика, то и в этой области также существует многообразие технологий.

На сетях доступа сейчас распространены следующие технологии:

ISDN-интеграция цифровой качественной телефонии и передачи данных на базе временного распределения каналов. Скорость передачи данных сравнительно невысока (до 144 Кб/с). Не требует специальной прокладки кабеля. Работает в режиме коммутации (dial-up).

ADSL-интеграция аналоговой (обычной) телефонии и передачи данных на базе частотного разделения каналов. Скорость передачи данных к абоненту до 8 Мб/с. Также не требует прокладки кабеля. Работает в режиме постоянного соединения (без коммутации).

Кабельное телевидение – возможна интеграция всех видов трафика на базе частотного разделения каналов. Скорость передачи данных до 30 Мб/с. Технология требует строительства специальной магистральной сети и сети доступа на основе ВОЛС и коаксиального кабеля.

Все описанные выше технологии применяются на современных сетях связи [12].

Стремительное развитие технологий на базе постоянного соединения (ADSL, кабельное TV и др.) принципиально меняет модель бизнеса Интернет – услуг. Все дело в том, что сейчас в качестве основной расчетной единицы начинает выступать не время (минуты, часы), а объем принятого и переданного трафика (Мегабайты). Следовательно, провайдер Интернет – услуг заинтересован размещать источники информации у себя на сервере, покупая информацию у ее разработчиков (базы аудио и видео, учебные сайты и т.п.). Затем за передачу информации провайдер берет плату с абонентов. Плата за внешний трафик из других удаленных источников минимизируется. Таким образом, бизнес-модель становится следующей:

производитель товара (контента) - оптовый продавец (провайдер) -конечный покупатель (пользователь Интернета).

1.2 Состояние и тенденции развития телекоммуникационного рынка в России

В последние годы отмечается устойчивая тенденция к росту темпов экономического развития страны в целом и отрасли связи в частности. По итогам 2004 года общие доходы российской отрасли связи увеличились на 38%, что на 7% меньше, чем годом ранее.

В 2005 году суммарные доходы операторов сотовой связи выросли до 10,7 млрд. долл., что на 35% больше, чем в 2004 году. Россия уже имеет 116 млн. сотовых абонентов, а значит, показатель проникновения мобильной связи составляет около 80%, но в действительности доля владельцев сотовых трубок колеблется на уровне 50–55%. Специфика российского сотового рынка заключается и в том, что 90% доходов на нем делят между собой три ведущих игрока — МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон».

Большие темы роста демонстрирует рынок услуг электросвязи. За последние пять лет этот рост ежегодно составлял около 40%. За 2005 год объем рынка составил 540 млрд. руб., что на 37% выше показателей 2004 года. При этом доходы операторов от услуг электросвязи составили более 500 млрд. руб., а от услуг почтовой связи – 34 млрд. руб.

Рост рынка телекоммуникаций сопровождается развитием и модернизацией инфраструктуры. В 2004 г. сдано в эксплуатацию более 60 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, свыше 5 млн. телефонных номеров фиксированной связи. Введено свыше 300 тыс. каналов междугородных и международных телефонных станций.

Прирост числа абонентов подвижной телефонной связи составил 36 млн. Увеличение количества основных телефонных аппаратов местной телефонной сети составило более 2 млн., в основном, за счет телефонных аппаратов, установленных у населения.

Телефонная плотность увеличилась за год с 26,6 до 28,8 стационарных телефонных аппаратов на 100 человек. Количество нетелефонизированных населенных пунктов сократилось с 50 до 46 тысяч. В соответствии с Федеральной целевой программой “ Социальное развитие села до 2010г.” в 2004 г. продолжалось развитие сельской телефонной связи. Предприятия электросвязи ввели в эксплуатацию 600 тыс. номеров, что на 69% больше, чем в 2003 г. [19].

Еще в первой половине 2002 г. был завершен первый этап укрупнения зависимых компаний ОАО «Связьинвест», предусматривавший объединение региональных операторов связи. В настоящее время компании холдинга «Ростелеком» и «ТрансТелеКом» (ТТК), располагают собственной инфраструктурой оптических линий связи в национальном масштабе. Ежегодный объем рынка транзита трафика между Европой и Азией примерно в 500 млн долл., из которых 300 млн долл. компании затрачивают на передачу данных по IP. «Ростелеком» первым проложил сеть с оптическим уплотнением каналов по длинам волн (DWDM) от западной до восточной границы нашей страны, а ТТК стал первым оператором, обеспечившим на всей протяженности транзитной магистрали географическое резервирование каналов. После окончания строительства (в ноябре 2005 года) участка сети длиной около 6 тыс. км (от железнодорожной станции Входная Омской области до станции Карымская Читинской области) и сдачи его приемочной комиссии Россвязьнадзора общая протяженность введенных в строй DWDM-магистралей достигла 18 925 км.

Первый этап подразумевал строительство самого длинного участка (длиной 8 тыс. км) - от Каменогорска Ленинградской области до Забайкальска на границе с Китаем. На этом участке был смонтирован 101 узел оптической передачи (мультиплексоры и усилители).

Вторым этапом стало создание географически резервного пути на участке от Выборга до Омска. Его длина составила 4 тыс. км; потребовалась установка 52 приемо-передающих и усиливающих станций. На третьем этапе Омск, Тынду и Читу связал резервный маршрут протяженностью свыше 6 тыс. км. На этом отрезке установили 70 узлов оптической сети.

Четвертый этап должен связать в единую оптическую петлю Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону, Волгоград и Самару. На этом отрезке длиной «всего» 3,5 тыс. км планируется установить 69 мультиплексоров и усилителей. Сдача его приемочной комиссии была намечена на февраль 2006 года. Шестой и седьмой этапы будут осуществляться на Дальнем Востоке [3].

Кроме того, успешно развивается российский сегмент сети Интернет. О развитии и перспективах Российского Интернет можно судить по стремительному и устойчивому росту, как телекоммуникационного рынка, так и рынка информационных и компьютерных технологий. Российский рынок информационно-коммуникационных технологий и услуг (ИКТ) пока далек от насыщения, в то же время он сохранил высокие темпы роста. Рост объема рынка по всем секторам составил 30,5%, что в четыре с лишним раза превышает общие темпы роста экономики. Объем российского рынка информационных технологий в 2005 году оценивался в сумме 255,6 млрд. руб., что на 20% выше показателей предыдущего года.

По сравнению с 2004 годом общее количество персональных компьютеров в Российской Федерации превысило 15 млн. штук, что составило 15% .

Позитивная динамика развития информационных и компьютерных технологий в России определяется растущим спросом как в области бизнеса и государства, так и со стороны населения. Если в период начального освоения Интернета рост числа пользователей в основном происходил за счет привилегированных групп населения и корпоративных пользователей, то с 2000 г. начался новый этап развития Интернет в России. В настоящее время, по существующим оценкам, доступ в Интернет имеют более 17,3 млн. российских граждан, что составило 16%. За последние пару лет прирост численности пользователей составил 8,6 млн. человек. В Москве эти показатели составили 3,4 млн. (или 42%). За 2 года рост составил 1,3 млн. человек или чуть менее 16%. При этом доступ к Интернет обеспечен почти во всех федеральных органах власти. Это – свыше 20% сотрудников федеральных министерств и ведомств, являющихся сегодня крупнейшими потребителями Интернет-ресурсов и Интернет – услуг.

Совершенно естественно, что наряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических лиц в сторону корпоративных пользователей, имеющих доступ в Интернет с места работы, учебы и не оплачивающих услуги из персонального, или семейного бюджета [6]. Пользователями Интернета являются в большинстве своём наиболее обеспеченные граждане (в расчёте на члена семьи) с высшим образованием в возрасте от 18-24 лет (по России 37% пользователей, в Москве 28% пользователей). При чем в Москве 64 % пользователей Интернет являются людьми с высшим образованием (в России 36% пользователей), 90% имеют доход 100 у. е. в месяц и более на члена семьи (для России этот показатель составляет 59 %).

Выяснилось также, что россияне и москвичи выходят в Интернет с рабочего компьютера почти столько же, сколько и дома. На работе Интернетом пользуются 43% российских и 59% московских пользователей. 47% российских и 64% московских пользователей им пользуются дома, так же по месту учебы 17 и 12 процентов, в Интернет-кафе 13 и 13 процентов, у друзей 18 и 16 и в других местах по 4 процента соответственно.

Наибольший интерес представили ответы на вопрос о способах подключения из дома к Интернету. Примечательно, что 9 % опрошенных не смогли ответить на вопрос о способе подключения к Сети. Две трети домашних Интернет – пользователей (68%) используют для выхода в Сеть коммутируемый доступ, при этом для 60% он является единственным каналом для «домашнего выхода». Однако только 15% из числа использующих dial-up не собираются переходить на выделенный доступ. Остальные пользователи dial-up готовы перейти на «быстрый» Интернет дома, но при этом в среднем они готовы заплатить за подключение только 40 долларов.

Если же говорить о текущем состоянии рынка домашнего доступа, то наиболее заметным конкурентом коммутируемого доступа сейчас являются домовые сети (абонентами которых является 18% процентов опрошенных, имеющих домашний Интернет) и GPRS (которым пользуются 12% опрошенных, имеющих домашний Интернет). В то же время технологии, которые в Европе, США, Юго-Восточной Азии доминируют на рынке домашних выделенных подключений – ADSL и сети кабельного ТВ, - в России пока получили слабое распространение. Даже в наиболее активной части аудитории количество абонентов ADSL и кабельных сетей не превышает соответственно 4% и 2% [20].

Для осуществления достаточно амбициозных намерений Минсвязи и Правительства России - довести в ближайшие 4-5 лет число пользователей Интернет в России до 45-50 млн., необходимо преодолеть ряд серьезных проблем:

·  недостаточное развитие инфраструктуры доступа;

·  неравномерность покрытия территории страны сетями связи, вследствие чего целые регионы имеют весьма ограниченные возможности подключения к Интернет, в том числе из-за невысокого качества телефонной связи;

·  низкие доходы значительной части населения. Для ряда граждан приобретение компьютера и модема до сих пор достаточно обременительно;

·  предложение новых недорогих видов сервиса.

Не перестает демонстрировать впечатляющие темпы роста подвижная связь. На конец 2004 года число абонентов составило 72 млн., что в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Уровень проникновения подвижной связи в России составил 50 телефонных аппаратов на 100 человек, а в Москве в начале 2005 г. он превысил 100%. К концу 2005 г. количество сотовых телефонов составило 100 штук.

Говоря о достигнутых результатах, нельзя не упомянуть о работах по созданию космических аппаратах нового поколения серии “Экспресс – АМ”. Введенный в эксплуатацию спутник связи и вещания “Экспресс – АМ2”, запущенный в марте 2005 года, позволил государственному предприятию “Космическая связь” войти и десятку ведущих международных операторов спутниковой связи.

Одновременно с восполнением космической группировки проводились мероприятия по развитию наземного сегмента спутниковой связи. Это дает возможность обеспечить прием одной региональной и трех федеральных программ телерадиовещания практически во всех регионах России с помощью универсальной приемной станции “Москва”.

Ввод в эксплуатацию спутников нового поколения позволил организовать каналы спутниковой связи в труднодоступных районах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, Чеченской Республике, реализовать проекты Центробанка России, “Киберпочта”, ГАС “Выборы”[19].

Низкий уровень рыночного риска предприятий-операторов электросвязи обусловлен их монопольными позициями на рынке традиционной связи. В условиях стабильного спроса на телекоммуникационные услуги, это гарантирует постоянный минимальный уровень доходов, который практически не зависит от экономических условий и политической ситуации в стране. Однако это не избавляет предприятия отрасли от политических рисков, связанных, в первую очередь, с существенным влиянием государства на отрасль.

В соответствии с Федеральным законом «О связи» [1], общее регулирование отрасли относится к компетенции Министерства РФ по связи и информатизации, которое:

1. выдает лицензии телекоммуникационным компаниям,

2. сертифицирует оборудование,

3. регулирует порядок оказания услуг связи общего пользования,

4. осуществляет выделение частотного ресурса.

Государственные органы сохраняют за собой полномочия в регулировании и утверждении тарифов на услуги междугородной и местной телефонной связи.

Конечно же, влияние государства сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли, причем позитивно в одних случаях и негативно - в других. В частности, значительная часть дебиторской задолженности традиционных операторов связи приходится на государственные учреждения и другие бюджетные организации, не подлежащие отключению от телефонной сети.

Принятый в 2003 году Закон «О связи», содержащий около 70 статей, претерпел некоторые изменения. С 1 января 2006 года российский рынок связи начнет жить по новым правилам. С этого момента вступает в силу постановление Правительства РФ № 310, закрепляющее новые правила оказания услуг телефонной связи. Впервые в российской практике установлена норма, которая запрещает операторам брать повторную плату за установку телефона с абонента, если принадлежащее ему помещение уже телефонизировано. Максимальная стоимость подключения услуг в этом случае не может превышать размеров месячной абонентской платы.

С 1 января у россиян появится возможность выбирать оператора междугородней и международной связи, причем в двух режимах: предварительного выбора и выбора при совершении каждого звонка. До сих пор большинство абонентов при наборе «восьмерки» автоматически подключались к сети «Ростелекома».

С начала 2006 года в России вступали в силу и правила оказания услуг подвижной связи. Одно из принципиальных нововведений заключается в том, что отныне операторы мобильной связи обязаны заблаговременно уведомлять абонентов об изменении стоимости услуг или вводе новых тарифных планов.

С 1 января вступают в силу новые правила взаимодействия операторов связи с организациями, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия. Как и ранее, поставщики услуг должны периодически обновлять базу данных об абонентах, но теперь власти обязали операторов хранить в своих базах данных актуальные сведения о закреплении телефонных номеров за каждым сотрудником предприятия с указанием его паспортных данных [3].

Также к позитивным изменениям последних лет следует отнести передачу функции регулирования тарифов на услуги связи из компетенции местных органов власти Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Это снизило влияние субъективного подхода региональных властей на работу компаний. Тарифная политика стала более прогнозируемой и экономически обоснованной, а влияние политического фактора в ней, безусловно, снизилось.

В настоящее время в России, кроме традиционных операторов электросвязи, действуют независимые компании этого профиля. Они создаются, как правило, национальными корпорациями, чей бизнес рассредоточен по всей территории Российской Федерации. На сегодняшний день свои сети есть у МПС (оператор «ТрансТелеком»), РАО «ЕЭС России» (оператор - холдинг «Энифком»), РАО «Газпром» («Газком»), «Транснефти» [9].

Обеспечение нормального внутрикорпоративного трафика информационно-коммуникативных систем ведомственных операторов стало возможным, главным образом, благодаря собственным оптоволоконным магистралям. В ряде регионов операторы предоставляют услуги связи местным жителям и предприятиям и стремятся получить право на оказание услуг международной и междугородной связи. В связи с этим аналитики рассматривают сети ведомственных компаний связи как потенциальную базу для создания сетей местной и междугородной связи, а самих операторов как возможных будущих конкурентов традиционным операторам и «Ростелекому» (последний может оказаться в положении «владельца одной из магистральных сетей связи»). Однако пока ни один из ведомственных операторов не имеет первичной сети связи [10].

К другой категории игроков рынка телекоммуникационных услуг относятся так называемые альтернативные операторы, строящие корпоративные сети и оказывающие комплексные услуги связи крупным клиентам (бизнес-центрам, гостиницам, банкам и др.). Крупнейшими российскими альтернативными компаний связи являются, например, «Совинтел», «Комстар», «Комбеллга» и «Телмос» в Москве; «ПетерСтар», «Би-Си-Эл» и «Ст. Петербург интернэшнл» - в Санкт-Петербурге.

Главными рыночными преимуществами этих операторов является высокое качество, широкий спектр услуг и отсутствие социального бремени. По некоторым оценкам, на долю альтернативных операторов, работающих в секторах рынка с наиболее высокими уровнями прибыльности, приходится около 15% всего российского трафика международной телефонной связи.

Большинство альтернативных операторов использует телефонные сети общего пользования традиционных операторов. Однако некоторые из них строят цифровые наложенные сети, обеспечивающие прямую качественную связь между российскими абонентами и собственными международными станциями или международными станциями «Ростелекома». В этих сетях предоставляются услуги голосовой почты и высокоскоростные услуги передачи данных.

Анализируя региональный рынок, можно также говорить о том, что перспективы развития бизнеса альтернативных операторов могут быть связаны как с дальнейшим развертыванием региональных цифровых наложенных сетей, так и с привлечением новых коммерческих клиентов в регионах, охваченных их сетями [16]. Декларированная органами власти поэтапная демонополизация российского телекоммуникационного рынка вряд ли в ближайшие годы сможет пошатнуть монопольные позиции дочерних компаний «Связьинвеста», таких, например, как «Сибирьтелеком», на рынке традиционных услуг связи: действующие сети местной, междугородной и международной связи являются неоспоримым преимуществом операторов электросвязи в конкурентной борьбе. Учитывая масштабы региона, низкую плотность населения, суровые климатические условия и, соответственно, огромные объемы средств и времени, требуемые для развертывания сетей, лишь немногие из конкурентов готовы строить свои сети местной и междугородной телефонной связи.

Один из крупнейших операторов связи ОАО «Связьинвест» во многом определяет экономическое состояние телекоммуникационного рынка России. Уставный капитал ОАО "Связьинвест" образован консолидацией закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ электросвязи, созданных в процессе приватизации государственных предприятий электросвязи. Сегодня основные активы акционерного общества «Связьинвест» составляют контрольные пакеты акций межрегиональных телекоммуникационных компаний – "Северо-Западный Телеком", "ЦентрТелеком", "Южная Телекоммуникационная Компания", "ВолгаТелеком", "Уралсвязьинформ", "Сибирьтелеком", "Дальсвязь", национального оператора международной и междугородней связи "Ростелеком" и научно-исследовательского института "Гипросвязь". Общество "Связьинвест" владеет также значительными пакетами акций шести региональных операторов связи, в том числе 28% обыкновенных акций ОАО "Московская городская телефонная сеть", 37% - Костромской ГТС, 25% - ОАО "Связь" Республики Коми, участвует в деятельности предприятий: "РусЛизингСвязь", "СвязьБанке", "Регистратор-Связь", "МобиТел", "Стартком", "РТКомм.Ру".

1.3 Анализ рынка телекоммуникаций в Томском регионе

За последнее десятилетие Томская область сделала большой шаг вперед в области телекоммуникаций и информационных технологий. Одну из ключевых, доминирующих позиций на рынке телекоммуникаций Томской области, занимал и продолжает занимать Томский филиал ОАО «Сибирьтелеком». В его структуру входят 10 подразделений – городские и межрайонные узлы связи и специализированные подразделения, в том числе Цифровые информационные сети, Областной центр телекоммуникаций, Томский центр телекоммуникаций, кроме того, Учебно-производственный центр “Телекоммуникаций”.

ОАО «Сибирьтелеком» на территории Томской области предлагает широкий спектр услуг сети связи общего пользования. В том числе: предоставление возможности выхода на междугородние и международные соединения, местной и внутризоновой связи; передача данных и Интернет, радиотрансляции, телеграфная связь, радио и телевизионное вещание, сотовая связь, а так же дополнительные виды обслуживания, сопутствующие непрофильные услуги. Компания активно развивается на рынке области, расширяя спектр новых услуг, улучшая культуру обслуживания и качество сервиса.

ОАО "Сибирьтелеком" объединяет филиалы, расположенные в регионах Сибири и Алтая: "Алтайтелеком", "Горно-Алтайтелеком", «Читателеком», «Томсктелеком», «Электросвязь» Омской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской областей, Республики Бурятия. «Томсктелеком», являясь региональным филиалом в составе объединенной компании, одновременно является крупнейшим оператором связи в Томской области (численность населения 1 078 000 человек). В 2005 году было сделано важное приобретение контрольного пакета акций ОАО «Алтайсвязь» — оператора мобильной связи стандарта GSM в Алтайском крае и Республике Алтай. В течение года также совершены сделки по продаже непрофильных активов и миноритарных долей собственности в ряде компаний.

В начале 90-х годов по плотности телефонов на 100 жителей Томская область занимала 57-е место среди субъектов Федерации. Сегодня наша область находится в первой тройке в России и удерживает первое место в Сибирском федеральном округе. Учитывая стремительное развитие новых технологий, требований к скорости передачи информации, начиная с 2002 года проводится реконструкция внутризоновых линий связи. Для этого, построены и введены в эксплуатацию внутризоновые волоконно-оптические линии связи на трассах: Томск - Молчаново – Колпашево, Леботер – Подгорное, Подгорное – Бакчар – Парбиг, Мельниково – Кожевниково, Кожевниково – Базой, Кожевниково – Вороновка (ШПИ), Томск – Асино, Больше-Дорохово – Зырянское, Колпашево — Белый Яр — ст. Кеть, введены в эксплуатацию цифровые каналы Томск – Тегульдет. Кроме того, для улучшения качественных показателей сельской связи в населенные пункты области проложено еще 260 км. ВОЛС.

В 2005г замкнуты два оптических кольца: «большое» – Томск – Мельниково –Кривошеино – Молчаново – Колпашево – Белый Яр – Батурино – Асино – Томск и «малое» – Мельниково – Кожевниково – Бакчар – Подгорное – Молчаново – Кривошеино - Мельниково (кольцевые структуры обеспечат живучесть сети в случае порыва кабеля, для чего было построено более 375км. ВОЛС). Также планируется строительство магистральной волоконно-оптической линии связи Томск – Юрга, в общей сложности протяженность волоконно-оптического кабеля, проложенного по территории Томской области силами Томского филиала, в конце 2005г составило более 2000 км. Это позволило обеспечить жителей области услугами связи, отвечающими самым высоким требованиям, как по качеству, так и по номенклатуре.

В четырнадцати райцентрах Томской области (Мельниково, Зырянское, Подгорное, Кривошеино, Молчаново, Кожевниково, Бакчар, Парабель, Каргасок, Александровское, Белый Яр, Первомайское, Тегульдет, Асино) проведена реконструкция АТС с заменой на электронные типа SI-2000 (ввод монтированной емкости по этим районам 36492 номеров). В Томском, Колпашевском, Бакчарском, Молчановском, Шегарском, Кривошеинском, Александровском, Кожевниковском, Каргасокском, Асиновском, Тегульдетском Верхнекетском Парабельском, районах проведена реконструкция поселковых АТС общей монтированной емкостью 12142 номера с заменой на электронные АТС типа Квант-Е.

В 2005г. после перевода двух АТС в райцентрах Зырянское и Подгорное на электронные SI2000, закончена программа цифровизации АТС во всех райцентрах области.

Томский филиал успешно продолжает осваивать новые телекоммуникационные направления. В последние годы акцент делается на развитие услуг, оказываемых на сети передачи данных. За 2005 год в данном направлении были достигнуты следующие результаты:

·    Запуск технологии ADSL во всех районах области под брендом Webstream;

·    Запуск технологии ADSL 2+ в областном центре, (максимальная скорость до 24 Мб/сек, что в 3 раза выше традиционного ADSL и в 500 раз быстрее обычного модемного соединения);

·    Количество высокоскоростных портов на сети по сравнению с началом года увеличилось более чем в 2,7 раза, и достигло отметки 10800;

·    Организация высокоскоростных каналов связи (50 Мбит/с) между Томском и 9 райцентрами: Мельниково, Кривошеино, Молчаново, Колпашево, Белый Яр, Подгорное, Бакчар, Кожевниково, Асино (ранее пропускная способность каналов составляла 2 Мбит/с);

·    Построена MPLS-сеть – полностью защищенная сеть передачи данных с гарантированным качеством обслуживания корпоративных клиентов.

С целью обеспечения жителей и предприятий Томской области современными качественными услугами, на 2006 год запланировано вложение инвестиций в развитие новых технологий:

·    Строительство сети беспроводного доступа по технологии WiMax, - позволит жителям города соединятся на высокой скорости с сетью Интернет в любой точке города с персонального компьютера, со скоростью до 100 Мбит/с;

·    Строительство сети широкополосного доступа на основе технологии ETTH емкостью 5000 портов, позволит обеспечить квартирным абонентам высокоскоростной доступ к сети Интернет (до 100 Мбит/сек);

·    Расширение сети доступа к Интернет на основе технологии ADSL на 5000 портов (общая емкость сети в 2006 г., 10000 портов);

·    Строительство сервисной сети предоставления услуг передачи видео по сети Интернет (IpTv);

·    Мобильная связь третьего поколения (3G). Обладая целым рядом преимуществ перед системами GSM, системы сотовой связи, основанные на технологии CDMA (технологии множественного доступа с кодовым разделением каналов), в силу своих особенностей открывают перед потребителями мобильной связи, наряду с голосовыми услугами, широкие перспективы по доступу в глобальное информационное пространство.

Томский филиал завершил в 2005г. пусконаладочные работы сети нового стандарта сотовой связи IMT- MC-450 основанную на технологии CDMA. Связь нового поколения в Томске появится под брэндом «Wellcom». В настоящий момент установлено пять базовых станций в г. Томске. Ведутся подготовительные работы по установке еще 42 базовых станций в Томске и Томской области. В 2006 году «Wellcom» будет действовать на всей территории области.

Несомненно, будущих пользователей 3G привлечет главное преимущество мобильной связи третьего поколения «Wellcom» –высокоскоростной доступ в Интернет. Уже на данном этапе сеть ОАО «Сибирьтелеком» обеспечивает пиковую скорость в 153 Кбит/сек, что почти в три раза выше, чем предлагает GPRS. В ближайшем будущем, при дооборудовании, скорость передачи данных возрастет до 2,4 Мбит/сек – что в десятки раз быстрее существующих проводных модемов.

Модернизация сети и внедрение современного оборудования, соответствующего мировым стандартам является важным фактором на пути реализации главной задачи компании ОАО «Сибирьтелеком» - дарить радость общения[8].

Анализируя рынок телекоммуникаций на территории г. Томска и Томской области, необходимо заметить, что влияние на его развитие оказывают и, несомненно, будут оказывать в будущем основные тенденции развития рынка мирового. Это, во-первых, глобальный характер рынка телекоммуникаций, обусловленный распределением производственных мощностей и источников информации по всему миру. Во-вторых, это - возможность каждого пользователя получить любую информацию практически мгновенно, а для компаний - возможность управлять cвоей деятельностью с помощью корпоративных сетей. И, наконец, еще одно важнейшее направление развития - персонализация и интеграция услуг.

Телеграф, телефония, цифровые системы передачи послужили основой создания новых современных видов услуг – сотовой связи и передачи данных. Сеть передачи данных начала функционировать в августе 1997 года, сейчас она охватывает всю Томскую область и имеет 12 узлов маршрутизации в г. Томске и 16 – в городах и районах области. В Томске магистральная сеть реализована как выделенная, имеющая собственные волоконно-оптические линии связи со скоростной технологией передачи Gigabit Ethernet (1000 Мб/с). Технология абонентского доступа – Fast Ethernet (100 Mб/с), Ethernet (10 Мб/с), синхронной и асинхронной передачи по выделенным линиям (115-2000 Кб/с), доступ по коммутируемым линиям (dial-up).

Выход в мировой Интернет организован по двум независимым каналам ОАО «Ростелеком» и ОАО «Транстелеком» с общей пропускной способностью 24 Мб/с. Кроме доступа в Интернет предоставляются такие услуги, как: электронная почта, построение корпоративных сетей, IP-телефония, Web-хостинг и другие.

За последние годы активно развиваются процессы интеграции услуг, когда по одной линии связи, приходящей к абоненту, реализуется телефонная связь, доступ в Интернет и передача видеоинформации. Сегодня популярны такие технологии, как:

1. ISDN – цифровые сети с интеграцией услуг – с помощью технологии коммутации каналов качественная цифровая телефонная связь и доступ в Интернет на скорости до 128 Кб/с предоставляются по двум цифровым каналам (2х64 Кб/с).

2. Интернет-телефония - эта технология пакетной коммутации обеспечивает передачу телефонного трафика по сетям передачи данных путем «оцифровки» речевого сигнала, разбиения его на пакеты, и затем передачи вместе с пакетами традиционного Интернет-трафика.

3. Широкополосная сеть доступа в Интернет – ADSL. Эта технология использует свойства частотного разделения сигналов электросвязи. Так по обычным проводам, приходящим к абоненту, идут одновременно телефонный сигнал и сигнал передачи данных, сдвинутый в область высоких частот. За счет специальных методов модуляции и кодирования с помощью модемов скорость передачи информации к абоненту может достигать 8 Мб/с. При этом, телефонный разговор и доступ в Интернет идут одновременно.

Сегодня можно говорить о том, что услуги электросвязи в Томской области стали массовыми, доступными каждому желающему. Общая монтированная емкость ОАО «Сибирьтелеком» составляет 4 193 тыс. линий, в том числе используемая емкость составляет 3 870 тыс. линий.

Местные телефонные сети. Удельный вес монтированной емкости электронных станций в общей монтированной емкости телефонных станций на местных телефонных сетях (уровень цифровизации по системам коммутации) – 52%, в том числе ГТС – 64%, СТС – 24%. Общая протяженность внутризоновых линий передачи составляет 29616,15 км.

Системы междугородной и международной телефонной коммутации. Коммутационная емкость компании составляет – 96 376 (каналов и линий зоновой связи) цифровых АМТС типа AXE-10, EWSD, S-12. В 2005 году в ОАО «Сибирьтелеком» выведена последняя аналоговая АМТС выпуска 1985 года типа ARE-13, монтированной емкостью 3 812 каналов и линий зоновой связи.

Телеграфные сети. Общее число телеграфных каналов всех видов, образованных каналообразующей аппаратурой, составляет 8 347,5 включая 1 324,5 магистральных, 7 023 внутриобластных и внутрирайонных каналов.

Сеть проводного вещания. Общее число радиоузлов составляет 1 110, в том числе 159 в городах и 951 – в сельской местности.

В структуре доходов компании основными составляющими остаются доходы от предоставления местных и междугородных телефонных соединений (26,5% и 25,6% соответственно), услуг сотовой связи (22,0%). Существенной статьей в структуре доходов являются доходы, полученные компанией за установку и подключение абонентов фиксированной связи (4,5%), от предоставления новых услуг – Интернета, ISDN , IP-телефонии, услуг интеллектуальных сетей (4,2%) и услуг российским операторам связи (3,9%).


2. Специфика оказания услуг ISDN и ADSL

2.1 Схема сети доступа

В последнее время телекоммуникационные сети разделяют на транспортные, магистральные и сети доступа [33]. Это связано с тем, что цифровые сигналы от телефонии и от терминалов передачи данных имеют одинаковую структуру и между сетевыми узлами передаются цифровые потоки с мультисервисным содержанием.

Сеть доступа – это совокупность абонентских и соединительных линий, узлов концентрации нагрузки и станций местной сети, обеспечивающих выход абонентов через свои терминалы в транспортную сеть или местную связь без использования транспортной сети. Поскольку сеть доступа является мультисервисной (телефон, данные, видео), то в ее составе необходимы узлы распределения по различным услугам. Обобщенная структурная схема сети доступа приведена на рисунке 2.1.


Рисунок 2.1 – Структурная схема сети доступа

Здесь абонентские терминалы (АТ) – телефоны, модемы и т.п. – через сетевые окончания (СО) (розетки, разъемы) подключаются к сети доступа. От сетевых окончаний к концентраторам (К) или сразу к узлу распределения услуг (УРУ) идут абонентские линии (АЛ). Концентраторы, УРУ и узлы представления услуг (УПУ) связаны более скоростными соединительными линиями. Концентраторы нагрузки служат для уплотнения сигналов, идущих по абонентским линиям. Если сеть мультисервисная, то необходимы УРУ. Если услуга одна, то такой узел не нужен. В этом случае узел представления услуг будет один. Входные порты УПУ можно отнести к сети доступа, а выходные порты уже подключены к транспортной сети.

2.1.1 Цифровые сети доступа

Развитие транспортных цифровых сетей заставляет искать решения по цифровым сетям доступа с целью повышения качества и удобства телекоммуникационных услуг. Для этого цифровой сигнал нужно как можно больше приблизить к абоненту. В этом случае все или большинство компонент сети доступа должны функционировать с цифровыми сигналами. Рассмотрим некоторые варианты.

Цифровые коммутируемые линии. Частным примером коммутируемых линий может служить подключение ISDN. В данных линиях цифровой сигнал формируется в терминальном оборудовании абонента (компьютер, цифровой телефон), а затем передается по линии связи, но уже не в полосе 3.1кГц, а в той, которую позволяет среда передачи. Наиболее распространенной является все та же пара или две пары медных проводов (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Схема доступа ISDN BRI

Здесь, примером терминального оборудования служит цифровой телефон, непосредственно работающий в стандарте ISDN.

Точка подключения данного терминальных устройства S или Т содержит стандартный разъем RJ45 для подсоединения двух линий передачи и питания. Через интерфейс в точке S происходит непрерывная передача битов в обоих направлениях. В точке S могут быть подключены до 8 терминальных устройств, однако одновременно передавать информацию могут только 2.

В системе ISDN BRI могут работать не только терминальные устройства стандарта ISDN, но и другие, например, наиболее распространенные аналоговые телефонные аппараты, или компьютеры. Для их согласования с интерфейсом S применяется терминальный адаптер.

Интерфейс U определяет процедуру передачи сигналов между оборудованием абонента и АТС. Этот интерфейс не стандартизован, поэтому допускаются различные его варианты. Наиболее распространен базовый доступ по двухпроводной линии с общей скоростью 160 Кбит/с (2B+D+ служебная информация синхронизации и управления). Для сжатия полосы частот используется код 2BIQ и для обеспечения двунаправленной передачи метод эхокомпенсации. Суть этого метода заключается в том, что приемник и передатчик работают одновременно. Поскольку уровень сигнала передатчика и время действия импульса известен, то он вычитается из суммарного сигнала (передаваемый плюс принимаемый). Более подробно специфику оказания услуги ISDN рассмотрим в пункте 2.2.

Цифровые линии xDSL. В качестве примера рассмотрим технологию ADSL. Асимметричные технологии и, прежде всего ADSL в первую очередь предназначены для скоростного доступа в Интернет, когда трафик из сети к абоненту гораздо больше, чем обратный, который содержит только запросы. Для того чтобы эта технология стала массовой, необходимо было использовать существующие двухпроводные абонентские линии без всяких переделок и с сохранением существующей телефонной связи (аналоговой или цифровой). Таким образом, для технологий ADSL необходимо применение линейных кодов, в спектре которых отсутствуют низкочастотные спектральные составляющие. При этом телефонный сигнал, спектр которого находится в области низких частот, не создает помех сигналу передачи данных. Разделение этих сигналов у абонента и на узле сети реализуется с помощью частотных разветвителей (фильтров) - ЧР, называемых также сплиттерами (рисунок 2.3). На данном рисунке ТФОП – это телефонная сеть общего пользования, АТС – автоматизированная телефонная станция.

Рисунок 2.3 – Схема ADSL подключения

ADSL технология является альтернативой режиму dial up.Она наиболее эффективна на небольших расстояниях (до 3км) при диаметре проводника электрической пары 0.4 – 0.5мм.

 

2.2 Описание услуги ISDN

 

2.2.1 Введение

Как правило, идеи появляются на свет задолго до возникновения потребности в их практическом применении при этом наиболее неординарные из них требуют значительно большего времени для всеобщего признания их актуальности и начала интенсивного воплощения в жизнь. Судьба ISDN – оригинальной концепции построения цифровой сети с интегрированными услугами (Integrated Services Digital Network) – служит прекрасной иллюстрацией упомянутой закономерности, специфицированная еще в середине семидесятых Международным Консультативным Комитетом по Телефонии и Телеграфии (Consultative Commit tee for International Telephony and Telegraphy - CCITT), данная технология стала объектом пристального внимания мирового информационного сообщества лишь в начале девяностых [23].


2.2.2 Основная идея и история развития сети ISDN

Сеть ISDN является необходимым этапом эволюционного развития сетей электросвязи. Технология ISDN была разработана в 1974 году. Первая ISDN станция была введена в эксплуатацию в 1976г. К середине 80-х годов уже практически во всем мире была создана инфраструктура цифровых каналов и систем коммутации на местном, междугородном и международном уровнях сетей связи. Поскольку реконструкция абонентской сети является самой трудоемкой и дорогостоящей частью модернизации всей сети, то именно здесь развернулись самые широкие дискуссии о типе интерфейсов и перехлестнулись интересы самых различных фирм. До 90-х годов в Европе существовали отдельные острова ISDN и абонент ISDN, например, Франции не мог связаться с абонентами ISDN Англии и только в 1993 году 22 страны европейского экономического сообщества смогли общими усилиями разработать единые стандарты в Европе - EURO ISDN, регламентирующие систему сигнализации на абонентском участке сети EDSS1 (европейская цифровая абонентская сигнализация – ЦАС 1) и поддерживаемые большинством европейских телекоммуникационных провайдеров и производителей оборудования. EDSS1 (Euro Digital Subscriber Signaling System No.1) служит для обеспечения взаимодействия между оборудованием пользователя и сетью. В Германии, США, Японии, Франции, Англии было установлено значительное количество линий ISDN. Так, в США в 1995 г. количество линий ISDN увеличилось на 80% и составило 450 тыс. Примерно такая же тенденция существует и в Европе, где на сегодняшний день установлено более 5 млн. линий ISDN.

Основная идея ISDN – используя существующую абонентскую сеть и специальные технические средства, довести цифровой поток до каждого абонентского терминала. Абонентские комплекты должны работать на имеющихся сетях по двухпроводным кабелям, которые разведены практически в каждый дом и квартиру. Но по традиционным витым парам необходимо передавать не аналоговый сигнал, а цифровой. Оборудование как коммутационное, так и устанавливаемое у абонента должно предполагать постепенный переход и существование одновременно большого количества аналоговых абонентов и увеличивающееся количество цифровых абонентов[24].

         Первоначально ISDN воспринималась как средство модернизации существующей телекоммуникационной инфраструктуры, или, если говорить более конкретно, как новый способ передачи речевых сообщений. Однако использование ISDN только в качестве звукового сервиса явно не оправдывало финансовых затрат на развитие и внедрение новой технологии. Изначально концепция ISDN предполагала гораздо более широкий спектр возможностей, нежели простая замена устаревших аналоговых телефонных аппаратов на более модные цифровые терминалы. С точки зрения пользователя наибольшая привлекательность ISDN заключается в возможности одновременного обмена речью, текстом, данными и подвижным изображением по стандартным аналоговым телефонным линиям с более высокими скоростями передачи, чем у обычных модемов, и по цене значительно меньшей, чем у арендуемых линий. При этом гарантируется высокое качество и высокая надежность передачи, а также широкий набор сервисных функций. Тем не менее, несмотря на первоначальный интерес потенциальных пользователей к новой коммуникационной технологии, в течение почти двух десятилетий цивилизованный мир не предпринимал активных шагов по практическому освоению ISDN, продолжая жить по “старинке”: либо используя принципы аналоговой телефонии, либо – при необходимости передачи данных – пользуясь привычными сетевыми технологиями, такими, например, как X.25. Однако, в силу указанных выше причин, два-три года назад отношение к ISDN кардинально изменилось [23].

2.2.3 Принцип построения ISDN

Наибольшее распространение получили два вида доступа пользователя к сети ISDN: первичный (Primary Rate Access - PRA) и базовый (Base Rate Access - BRA), которым соответствуют интерфейсы Primary Rate Interface - PRI и Base Rate Interface – BRI.

ISDN- постепенный переход от аналоговой сети к цифровой, когда до каждого абонентского терминала доводится цифровой поток так называемого базового доступа или интерфейс BRI, имеющие канальную структуру 2B+D, то есть два канала В по 64 кбит/с каждый (Basic channel) для информационного обмена (передачи речи, текста, данных, изображения) и один служебный канал D (Delta channel) по 16 кбит/с для сигнализации: B+B+D = 64+64+16 = 144 кбит/с. Причем В-каналы работают со скоростью 64 кбит/с и являются открытыми, то есть никаких ограничений на форматы и типы передающейся по ним информации нет. Для предоставления различных услуг ISDN у абонента, как правило, устанавливается оконечное устройство NTBA (Network Terminator for Basic Access), которое подключается к сети по двух проводной линии (U-интерфейс). Со стороны пользователя устройство NTBA имеет 4-х проводный выход (S-интерфейс), к нему можно подключать через специальный разветвители к обыкновенной двухпроводной телефонной линии до восьми оконечных терминальных устройств ISDN или УАТС с функциями ISDN. Стандартными 4-х проводными абонентскими устройствами ISDN могут быть: телефон, факсимильный аппарат, устройство телетекста, оконечное оборудование передачи данных (например, компьютер с платой ISDN 2B+D), мост/маршрутизатор, оборудование для проведения телеконференций и т.д. Из восьми подключенных устройств два могут работать одновременно по одной и той же абонентской линии. Пользователь ISDN (ЦСИО) сможет осуществлять 2 режима одновременно. То есть телефонный разговор может сопровождаться передачей параллельно текста, графики, тем самым создается более естественная и эффективная форма общения. Каждый В канал может быть использован независимо друг от друга, поэтому данная услуга и называется (2B+D) или ISDN. Допустим, можно по одному каналу В вести телефонный разговор с Лондоном, а по другому принимать-передавать данные или факсимильную информацию в (или из) Москву. Данный тип интерфейса нашел в России наибольшее применение, поэтому его структуру и оборудование, используемое для оказания услуги, рассмотрим более подробно в пункте 2.2.4.

U-интерфейс допускает удаление пользователя от опорной станции на расстояние до 5 км, в то время как интерфейс PRI (без применения специальных устройств) – до 180 м. Увеличение дальности работы по PRI достигается при помощи усилителей (до 1 км), регенераторов (до 5 км) или цифровых систем передачи.

Первичный доступ предоставляет пользователю 30 каналов типа B и один канал типа D (30B+D) по цифровой соединительной линии со скоростью передачи 2048 Кбит/с (стандарт E1) или 23 канала типа В и один канал типа D (23В+D) по цифровой соединительной линии 1544 Кбит/с (североамериканский стандарт Т1). Канал В – информационный, со скоростью 64Кбит/с – является универсальным для передачи речи и данных, а канал D – вспомогательный (выделенный), со скоростью 64 Кбит/с - служит для передачи сигналов взаимодействия, управления и служебной информации (сигналов тревоги, дистанционного управления, телеметрии). Физически соединительная линия представляет собой две витые пары или два коаксиальных кабеля (прием/передача). Со стороны заказчика эта линия включается в учрежденческую АТС (УАТС) с функциями ISDN, которая разделяет групповой цифровой поток на отдельные В – каналы, доступные пользователю. При большом объеме передачи данных (например, в справочно-информационных системах, банковских службах или в системе гостиничного сервиса) соединительная линия может подключаться непосредственно к большой ЭВМ или к мосту/маршрутизатору локальной вычислительной сети (ЛВС) [24].

2.2.4 ISDN BRI - Основной тип подключения

BRI (Basic Rate Interface - Доступ на основной скорости) - основной тип подключения, используемый для дома и малых офисов. При таком виде подключения необходимо обратиться к местному оператору связи для переключения на ISDN обычной телефонной линии, либо проводке новой абонентской линии. После этого абоненту необходимо приобрести ISDN оборудование (телефон, факс, модем). На рисунке 2.1 показан пример подключения ISDN.

Рисунок 2.1 – Схема ISDN-подключения.

Важно заметить что, на сегодняшний день доступен широкий перечень ISDN оборудования от простейшего телефонного аппарата до многофункционального ISDN-маршрутизатора. К одной обычной телефонной линии можно подключить до 8 цифровых оконечных устройств. Это могут быть однотипные устройства, например, 8 цифровых телефонных аппарата, либо комбинация разнотипного оборудования - цифровой телефон, компьютер, цифровой факс и т. д., которым может быть присвоен от одного до 8 абонентских номеров. При установке ISDN, необходимо заменить обычную телефонную розетку на устройство NTBA (Сетевое окончание).

ISDN BRI - подключение предоставляет два информационных канала, пропускной способностью 64 Кбит/с и один канал сигнализации (рис.2.2). Таким образом, два разных соединения могут осуществляться одновременно и независимо друг от друга по одной телефонной линии.

Рисунок 2.2 – Схема подключения ISDN BRI.

Информационный B-канал позволяет передавать любые данные абонентского оборудования. При наборе номера на ISDN - телефоне занимается один B-канал для разговора, а второй B-канал, может быть занят передачей данных со скоростью 64 Кбит/с через ISDN - модем. Для увеличения пропускной способности возможна организация передачи данных через два B-канала одновременно, этим самым, увеличивая общую пропускную способность до 128 Кбит/с. Канал сигнализации (D-канал) необходим для обмена служебной информацией с АТС (набор номера, входящий вызов и т.д.). В последнее время некоторые операторы связи организовывают средства передачи данных и по D-каналу (общая скорость обмена до 144 Кбит/с). Биты синхронизации символично выделены в отдельный канал пропускной способностью 16 Кбит/с, который не может быть использован для нужд абонента.


2.2.4.1 NTBA - Сетевое окончание

NTBA (Network Terminator for Basic Access) - это сетевое окончание для основного тип доступа, которое устанавливается в место телефонной розетки и не требует конфигурирования (рис.2.3). Именно на этом устройстве и лежат все функции взаимодействия абонентского оборудования и телефонной станцией.

Как видно из рисунка NTBA можно разделить на два функциональных модуля:

·  DSL - модем (Digital Subscriber Line - цифровая абонентская линия).

·  Модуль формирования шины S0

Рисунок 2.3 – Структурная схема NTBA.

DSL модем организовывает цифровую абонентскую линию с пропускной способностью 160 Кбит/с на обычном 2-х жильном телефонном проводе. Именно такая пропускная способность необходима для доставки к абоненту ISDN BRI (2×64Кбит + 16Кбит+16Кбит).

Модуль формирования шины S0 взаимодействует с абонентскими устройствами и организовывает контроль за захватом и освобождением B-каналов.

2.2.4.2 Шина S0 - Абонентская проводка

Шина S0 монтируется в помещении абонента по топологии "шина" и может иметь максимальную длину 1км, но чаще всего в монтаже нет необходимости, достаточно воспользоваться кабелем, идущим в комплекте с оборудованием.

Рисунок 2.4 – Структурная схема шины S0.

Важно заметить, что абонентская шина S0 является собственностью абонента и не обслуживается местным оператором связи. Это обусловлено тем, что шина S0 не требует дополнительных средств монтажа и конфигурирования.

Как видно из рисунка 2.4, управляющий D-канал на шине S0 имеет больший объем (64Кбит/с) чем поступает со станции, это обусловлено необходимостью организации стека протоколов взаимодействия для 8 - равноправных устройств (максимальное количество устройств ISDN на одной шине S0). Протокол построен на основе эталонной модели OSI, и включает в себя 3 уровня:

·  1 уровень (формат блоков физического уровня)

·  2 уровень (Процедура доступа к каналу связи, D-канал)

·  3 уровень (Процедуры организации соединения)

Стек протоколов обслуживает или предотвращает попытки неактивных устройств захватить для обмена B-канал. Весь стек протоколов описан в стандартах CCITT 1.430, CCITT Q.920, CCITT Q.930 и все оборудование ISDN производится в соответствии с ними. В связи с этим никаких проблем с несовместимостью и конфигурированием у абонента не возникнет[22].

2.2.5 Преимущества, стоимость и перспективы развития услуг ISDN

Свойства ISDN дают широкие преимущества, как операторам сети, так и конечным пользователям [13]. В отличие от других технологий ISDN предлагает преимущества, которые описаны в таблице 2.1.

Таблица 2.1 –Преимущества услуги ISDN.

Характеристика ISDN

Применимость/ Преимущества

Адаптированный доступ. Доступы ISDN легко адаптируются для удовлетворения нужд различных абонентов - от индивидуальных пользователей до больших компаний. Это важно для компаний, имеющих филиалы разных размеров, поскольку доступ ISDN может расти в зависимости от изменений в нуждах связи этих филиалов.
Базовые стандарты. Есть национальные и международные стандарты ISDN, поэтому разные поставщики поставляют совместимое оборудование и услуги.
Низкие цены. ISDN предлагает тарифы, базирующиеся на продолжительности использования. В отличие от арендованных каналов абонент платит в зависимости от того, как долго используется соединение ISDN.
Высокие скорости. ISDN предлагает более высокие скорости передачи, чем аналоговые сети. BRA обеспечивает до 128 кбит/с без сжатия. Новые алгоритмы сжатия постоянно вносят усовершенствования, так что сейчас скорости от 256 кбит/с до 1 Мбит/с становятся реальными. Еще более высокие скорости возможны при использовании PRA.
Гибкость. ISDN обеспечивает ширину полосы, требуемую Заказчиком, простым добавлением В-каналов.
Высокое качество. Цифровая передача речи и данных от абонента до абонента. Речь, данные, изображения и видео могут быть закодированы терминалом пользователя и переданы в цифровом виде, без ошибок, по полностью цифровой сети.
Развитая сигнализация.

Быстрая сигнализация по D-каналу гарантирует очень короткое время сигнализация установления соединения.

Большое разнообразие информации, которой пользователь обменивается с сетью, значительно увеличивает качество услуг и делает возможным широкий спектр приложений. Более того, по каналу D могут передаваться данные.

Интегрированный доступ. Пользователь имеет доступ к сетям доступ коммутации пакетов Х.25 и "Frame Relay" либо через канал В, либо через D-канал.

Похожие работы:

  1. • Математическое моделирование как философская проблема
  2. •  ... года по: математическое моделирование экономических систем
  3. • Экзаменационные билеты математическое моделирование ...
  4. • Защита информации
  5. • Моделирование как философская проблема
  6. • План-конспект урока Математическое моделирование при решении ...
  7. • Математическое моделирование при решении экологических задач
  8. • Матемитические основы моделирование 3d объектов
  9. • Математическое моделирование окружающей среды
  10. • Моделирование как метод научного познания
  11. • Экономико-математическое моделирование
  12. • История развития экономико-математического моделирования
  13. • Лекция по ТТМС (моделирование систем)
  14. • Математическое моделирование процесса получения ...
  15. • Экономико-математическое моделирование
  16. • История математического моделирования и технологии ...
  17. • Математическое моделирование производственной деятельности
  18. • Математическое моделирование в экономике
  19. • Математическое моделирование в экономике