Рефетека.ру / Финансовые науки

Учебное пособие: Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)

Рыбинский политехнический колледж


Методическое пособие

по дисциплине

«Анализ финансовой хозяйственной деятельности предприятия»

по специальности

«Экономика и бухгалтерский учёт»


Практическая работа №1


г. Рыбинск 2010

Тема: Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)


Цель: усвоить порядок расчета влияния факторов на прибыль от продаж, прибыль до н/о, рентабельность продукции.


Задание:

На основании приведенных ниже данных проанализируйте:

а) факторы изменения прибыли и рентабельности отдельных видов продукции и в целом по предприятию;

б) безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, и факторы изменения их уровня.


Исходные данные:

Показатель


Изделие А


Изделие Б



Прошлый

период

Отчетный

период

Прошлый

период

Отчетный

период

Объем продаж, шт.

5600


6000

4400


6000


Цена изделия, тыс, руб.

100


120


25


30


Полная себестоимость единицы продукции тыс. руб.

70,0


80,0


20


24


В том числе переменные затраты на единицу продукции, тыс, руб.

50,0


56,0


12,5


15,0



Методические указания:

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

В процессе планирования прибыли необходимо в качестве базы иметь расчеты выручки от реализации, прибыли и направлений ее использования. План по прибыли формируется на основе аналитического обобщения результатов, полученных, а процессе исследования данных предыдущих периодов. В процессе анализа плана по прибыли, следует сопоставить фактические данные с плановым в целом и по отдельным статьям, проанализировать структуру прибыли.

Данные для оценки динамики прибыли до налогообложения и ее слагаемых приводится в таблице1

Приведенные в таблице 1 данные о динамике и структуре прибыли до налогообложения и ее слагаемых показывают, что за отчетный период сумма прибыли увеличилась на 575 тыс руб. или на 19,8%. Рост суммы прибыли до налогообложения был обусловлен опережающим ростом общей суммы доходов по сравнению с ростом общей суммы расходов.

За отчетный период общая сумма доходов увеличилась на 967 тыс. руб. или на 27%. Увеличение главным образом было обусловлено ростом прибыли от продаж на 807 тыс руб. или на 24,2%. Внереализационные операционные доходы увеличились соответственно на 5 тыс, руб. и на185 тыс., руб.

В структуре общей суммы доходов существенных изменений не произошло. В отчетном и прошлом периоде наибольшая доля приходилась на прибыль от основной деятельности — 90,1%, которая имела к дальнейшему росту. Высокая доля прибыли от продаж является благо тенденцией, так как главным источником формирования прибыли до налогообложения является основная деятельность. Поэтому снижается зависимость предприятия от внешнеэкономических факторов, и растет роль трудового коллектива в формировании основных финансовых результатов его деятельности (прибыли и рентабельности). На долю операционных и внереализационных доходов приходится соответственно 4,8% и 4,1% общей суммы доходов отчетного периода.

Общая сумма расходов в отчетном периоде возросла на 392 тыс. руб. или на 58,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это явилось следствием роста, как операционных, так и внереализационных расходов. Наиболее существенный рост наблюдался по внереализационным расходам - на 78,9%. В структуре расходов так же не произошло существенных изменений. Наибольшая доля приходится на операционные расходы— 52,2%.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия в отчетном году, составила 2305 руб., то есть увеличилась по сравнению с прошлым годом на 31 %.

Анализ прибыли от продаж

Основным источником её формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж товаров, продукции работ, услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности


Табл.1:Анализ прибыли до налогообложения

Изменение (+, -) В % 6 +24,2 +2,3 +469,7 +27,0 +42,9 +78,9 +58,2 +19,8 +31,0

тыс.руб. 5 +807 +5 +155 +967 +167 +225 +392 +575 +545
За отчетный период уд. вес 4 91,0 4,8 4,1 100 52,2 47,8 100 - -

тыс руб. 3 4140 220 188 4548 556 510 1066 3482 2305
За прошлый период уд. вес 2 93,1 6,0 0,9 100 57,7 42,3 100 - -

тыс.руб. 1 3333 215 33 3581 389 285 674 2907 1760
Наименование показателя Б Прибыль от продаж Прочие операционные доходы Внереализационные доходы Итого доходов Прочие операционные расходы Внереализационные расходы Итого расходов

Всего прибыль до налогообло-

жения

Чистая прибыль

стр

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Расчет прибыли от продаж (Пп) можно представить в виде:


Пп = В – Сс – К - Ур,


где В - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); Сс - себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; К -коммерческие расходы; Ур - управленческие расходы.

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. Поэтому при анализе важно дать не только общую оценку, динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукция, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них.

Прибыль от продажи продукций в целом по предприятию зависят от таких факторов как: объем реализации продукции; ее структура; себестоимость и уровень среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводят к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализация, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли, но выполнить способом цепной подстановки.

Для факторного анализа прибыли от продаж составляется таблица 2.


Таблица 2: Исходные данные для анализа, тыс.руб.


Показатели За предыдущий год За отчетный год Изменение
А Б 1 2 3
1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов) 48920 55400 +6480
2 Полная с/с продажи товаров, продукции, работ, услуг 45587 51260 +5673
3 Прибыль (убыток) от продаж (стр.1- стр. 2) 3333 4140 +807

Влияние факторов объема продаж, структуры и ассортимента продаж и уровня затрат на 1 рубль продаж можно рассчитать следующим образом:

1. Влияние на прибыль изменения объема продаж.


Прибыль предыдущего года * Темп прироста (снижения) полной себестоимости.


Темп прироста (снижения) = Сп1 / Сп0 — 1,

полной себестоимости ,


где Сп1 и Сп0 — полная себестоимость соответственно отчетного года и предыдущего года.

2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции.


Прибыль предыдущего года * (Темп роста (снижения) выручки — — Темп роста (снижения) полной себестоимости проданной продукции).


Темп роста (снижения) выручки = В1 / В0,


где В1 и В0 — выручка соответственно отчетного года и предыдущего года. Аналогично рассчитывается темп роста полной себестоимости.

3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль проданной продукции.

Выручка от продажи продукции в отчетном году * (затраты на 1 рубль продаж отчетного года — затраты на 1 рубль продаж предыдущего года).


Затраты на 1 рубль продаж = Полная себестоимость проданной продукции / Выручка от продажи продукции


Проведем расчеты по данным таблицы 2.

1. Влияние на прибыль изменения объема продаж:


3333 * (51260 / 45587— 1) = + 414,77. тыс, руб.


2. Влияние на прибыль изменения структуры и ассортимента проданной продукции:


3333 * (55400 / 48920 — 51260 / 45587) = + 26,72 тыс. руб.


3. Влияние на прибыль изменения уровня затрат на 1 рубль преданной продукции:


55400 * (0,925 — 0,932) = —365,5 тыс. руб.


Затраты на 1 рубль продаж пред. год = 45587/ 48920 = 0,932 коп.

Затраты на 1 рубль продаж отч. год = 51260/55400 = 0,925 коп. 414,77 + 26,66 + 365,5 = 806,93 тыс, руб.


Таким образом, наибольшее положительное влияние на сумму прибыли оказало увеличение объема продаж продукции. За счет этого фактора прибыль от основной деятельности возросла на 414,77 тыс. руб. Снижение уровня затрат на 1 рубль продукции позволило увеличить прибыль на 365,5 тыс. руб., а увеличение доли более рентабельной продукции увеличило прибыль от продаж на 26,66 тыс. руб.

Анализ рентабельности продукции

Показатели рентабельности представляют собой важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия с различных позиций. Для анализа используют данные ф. № 2 – отчет о прибылях и убытках и № 1 – баланс.

Существует множество коэффициентов рентабельности. Их экономическое содержание определяется тем, какие показатели использованы в расчетах. Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность, или доходность продукции, активов предприятия, собственного капитала и т. д.

Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукция. Этот показатель используют при контроле за прибыльностью (убыточностью) продукции.

Так как прибыль связана с себестоимостью и ценой продукции, то рентабельность продукции часто рассчитывают как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж. Рентабельность продукции, рассчитанную таким образом, также называют рентабельностью продаж (оборота).

На уровень рентабельности продукции, как отношение прибыли от продаж к выручке от реализации влияют изменение цены на продукцию и изменение себестоимости продукция. Методом факторного анализа определяется влияние этих факторов на изменение рентабельности продукции. Для расчета используют модель


ОР — С

Рпр = ----------,

ОР

где ОР — выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг); С — себестоимость продукции.

Расчет влияния факторов определяется методом цепных подстановок.


1) Влияние изменения цены на продукцию составит:


ОР1 – С0 ОР0 – С0

Рц =----------- - ------------,

ОР1 ОР0


где Рц — изменение рентабельности под влиянием изменения цен на продукцию; ОР1; ОР0 — выручка от реализации продукции соответственно отчетного и предшествующего года; С0;С1 - себестоимость продукции соответственно отчетного и предшествующего года.


2) Влияние изменения себестоимости составит:


ОР1 – С1 ОР1 – С0

Рс /с = ----------- - ------------,

ОР1 ОР1


где Рс / с — изменение рентабельности под влиянием изменения себестоимости продукции.


Таблица3:Исходные данные для анализа показателей рентабельности

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
1. Выручка от реализации, тыс. руб. 48920 55400 +6480
2. Себестоимость продукции, тыс 45587 51260 +5673
3.. продаж, тыс, руб. 3333 4140 +807
4. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 2907 3482 +575
5. Чистая прибыль, тыс. руб. 1760 2305 +545
6. Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. 11600,5 13160,5 +1560
7. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс, руб. 8810 8798 -12
8. Среднегодовая стоимость материальных оборотных средств, тыс, руб. 3625,5 4639,5 +1014
9. Среднегодовая стоимость активов, тыс, руб. 17370,5 20625,5 +3255
10.Коэффициент рентабельности продукции (п. 3/п.1) 0,0681 0,0747 +0066
11. Коэффициент рентабельности собственного капитала (п.5/п.6) 0,1517 0,1751 +0,0234
12. Коэффициент рентабельности реализации (оборота) (п.5/п.1) 0,0360 0,0416 +0,0056
13. Коэффициент рентабельности активов (вложений) (п.4/п.9) 0,1673 0,1688 +0,0015
14. Коэффициент оборачиваемости (п.1/п.9) 2,8163 2,6860 -0,1303
15. Коэффициент финансовой зависимости (п.9/п.6) 1,4974 1,5672 +0,0698
16. Коэффициент рентабельности продаж (п.4/п.1) 0,0594 0,06285 0,00345
17. Коэффициент фондоемкости (п.7/п.1) 0,1801 0,1588 -0,0213
18. Коэффициент закрепления (п.8/п.1) 0,0741 0,0837 +0,0096
19. Коэффициент общей рентабельности (п.4/(п.7+п.8)) 0,2337 0,2592 +0,0255

По данным таблицы 3 рассчитаем влияние факторов на уровень рентабельности продукции.

1. Влияние изменения выручки от продаж:

(55400 — 45587)/55400 — (48920 — 45587) / 48920 = 0,109.


2. Влияние изменения себестоимости:


(55400 - 51260) /55400 – (55400 – 45587)/55400 = 0,1024.

Баланс влияния факторов:


0,109 + (—0,1024) =0,0066.


Расчеты показали, что рост рентабельности продукции был полностью обусловлен ростом суммы выручки. Рост себестоимости снизил уровень рентабельности продукции на 0,1024.


Отчет оформить в тетради для практических работ.

Похожие работы:

  1. • Анализ результатов финансово-хозяйственной ...
  2. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  3. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  4. • Статистика финансовых результатов деятельности ...
  5. • Анализ показателей финансово-хозяйственной ...
  6. • Учет и анализ финансовых результатов деятельности ...
  7. • Анализ финансовых результатов и ...
  8. • Комплексный анализ финансово-хозяйственной ...
  9. • Анализ реализации продукции и финансовых ...
  10. • Анализ финансовой деятельности предприятия
  11. • Финансовое состояние ООО "Ремстрой"
  12. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  13. • Оценка финансового состояния предприятия
  14. • Анализ финансового состояния предприятия ОАО ...
  15. • Оперативный финансовый анализ коммерческой ...
  16. • Аудит учета финансовых результатов
  17. • Анализ финансовых результатов деятельности ...
  18. • Учет финансовых результатов
  19. • Бухгалтерский учет, анализ и аудит финансовых ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com