Рефетека.ру / Философия

Контрольная работа: Диалектика как философская концепция развития

План:


Введение

  1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

  2. Основные принципы и законы диалектики

  3. Альтернативы диалектики

Заключение

Литература

Введение


Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики


Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.

Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.

Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте. Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. sensus — восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей. Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей.

Гераклит — первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Он сделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль в познании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования. Единое бытие понимается у него как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в их движении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и против множественности вещей. Он указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.

В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности». Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.

В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума. Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии.

Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития. Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Таким образом, Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики.

В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.


2. Основные принципы и законы диалектики


Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии. В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумной действительности. Между тем, как и любые явления сознания, принципы вторичны. Они – продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея – это особая форма мысли. В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.

Закон – это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как общее отношение для всей совокупности явлений закон не терпит исключений. При одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно. Именно данные особенности объективных законов природы и общества позволяют человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.

В зависимости от пространства действия различают законы специфические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом природе или обществу) и всеобщие, или законы диалектики. Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.

Закон единства и борьбы противоположности - основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития – его источник и причину.

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Основные понятия закона – понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике – плюс и минус; в физике – положительное и отрицательное.

Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.

Противоречия бывают:

Внутренние – характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.

Внешние – это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.

Основные противоречие – это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.

Не основные – это производное противоречие, результат и следствие основного.

Антагонистические противоречия – это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.

Неантагонические противоречия – это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.

Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.

Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, - это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.

Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.

Количество – это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.

Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, - это узловые точки меры.

Сущность закона состоит в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качество открывает новые возможности для количественного роста.

Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.

Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития. Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность. Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность. То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.

Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.


3.Альтернативы диалектики


Диалектический метод по своей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика как способ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".

Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.

Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни". Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разностороннего содержания. На определенном этапе познания реальных объектов это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношения к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой метод мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и представлений концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.

Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Наиболее распространенный софистический прием – подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.

Заключение


Особенности диалектики как миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.

В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

Литература:


1. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005. - 544 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс, 2000 - 512 с.

3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2003. - 541 с.

4. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.

5. Тихонравов Ю.В. Философия. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. — 304 с.

Похожие работы:

  1. • Развитие и особенности диалектики
  2. • Диалектика развития и самоорганизации систем
  3. • Диалектика и метафизика как философские ...
  4. • Диалектико-материалистическая философия Карла ...
  5. • Возникновение марксистской философии и ее судьба в XX ...
  6. • "Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир
  7. • Технология адаптивного компьютерного тестирования ...
  8. • Альтернативы диалектики
  9. • Проблемы методологии в курсе философии*(диалектика как ...
  10. • Философия как схематизм образного мышления
  11. • Учение о диалектике
  12. • Диалектика как метод философии
  13. • Диалектика и ее основные принципы
  14. • Диалектика
  15. • Развитие как форма изменения мира
  16. • Законы диалектики
  17. • Диалектика как учение о развитии и способ философствования
  18. • Концепция устойчивого развития: новая социально ...
  19. • Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com