Рефетека.ру / Таможенная система

Реферат: Таможенные органы Российской Федерации

Министерство образования и науки

Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»


Кафедра таможенного дела


Реферат на тему


Таможенные органы в Российской Федерации


Руководитель работы:

__________ Лашина В.П.

«___»___________2007 г.

Исполнитель:

студент гр. 06-ТД-1, ФЭФ

______Толоконников К.И.

«___»__________2007 г.


Оренбург 2007 г.

Содержание


1. Таможенные органы России: понятие, виды, место в системе государственных органов

2. Структура таможенных органов

3. Служба в таможенных органах


Таможенные органы России: понятие, виды, место в системе государственных органов


Термин "таможенные органы" используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются.

Таможенные органы - государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями.

Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти, создание таможенных органов на региональном уровне, в субъектах Федерации не допускается. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную - деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом, и любые действия или решения таможенных органов распорядительного характера могут быть обжалованы в служебном или судебном порядке.

В числе наиболее важных НПА, содержащих предписания о таможенных органах, можно выделить ТК (разд. V, гл. 39-42, ст. 401-437), Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС" и некоторые другие акты.

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент таким центральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно в ведении Правительства РФ;

  1. РТУ;

  2. таможни;

  3. таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 ТК России таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

  1. взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

  2. обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

  3. обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

  4. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

  5. ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;


  1. осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

  2. ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств,

международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) поводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела. Ст. 408 ТК закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вышеизложенных функций

  1. принимать меры, предусмотренные ТК и иными НПА, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;

  2. требовать документы, сведения, представление которых
    предусмотрено ТК;

  3. проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

  4. требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;

  5. осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно- процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

  6. осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;

  7. осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

  8. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;

  1. задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;

  2. производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;

  3. получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;

  4. выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;

  5. предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:


  • о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;

  • об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;

- в иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.


Структура таможенных органов


На верху иерархической лестницы таможенных органов стоит ФТС РФ - центральный орган, находящийся в ведение Министерства экономического развития и торговли. Правовой статус этого таможенного органа определяется Постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 "О ФТС".

В этом НПА перечислено несколько десятком функций этого органа по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Наиболее важные из их числа:

  • осуществление взимания таможенных пошлин, налогов и прочих обязательных таможенных платежей, контроль правильности исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, меры по их принудительному взысканию;

  • обеспечение соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, борьба с нарушениями установленных таможенных правил;

  • обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства РФ;

  • осуществление таможенного оформления и таможенного контроля;

  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод граждан;

  • ведение таможенной статистики;

  • информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участником ВЭД;

  • реализация программ развития таможенного дела в РФ.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра экономического развития и торговли РФ. Руководитель ФТС имеет первого заместителя и 4 заместителей.

Структура ФТС включает в себя:

8 главных управлений: Главное организационно-инспекторское управление (аппарат председателя ФТС РФ); Главное управление организации таможенного контроля; Главное управление по борьбе с контрабандой; Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений; Главное управление тылового обеспечения; Главное управление федеральных таможенных доходов; Главное финансово-экономическое управление; Главное управление информационных технологий.

11 управлений: Управление кадров; Управление валютного контроля; Управление таможенного сотрудничества; Управление делами; Контрольно-ревизионное управление; Правовое управление; Управление собственной безопасности; Управление таможенной инспекции; Управление таможенной статистики и анализа; Управление таможенных расследований и дознания; Управление организации силового обеспечения.

Непосредственно ФТС подчиняются таможни центрального подчинения: Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская, Центральная базовая, Центральная энергетическая, а также специализированные подразделения: Российская таможенная академия и Кинологический центр ФТС России.

Территориальными подразделениями ФТС являются 7 РТУ:

Центральное таможенное управление (включает в себя 28 местных таможен: Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую восточную, Московскую западную, Московскую северную, Московскую южную, Ногинскую, Орловскую, Подольскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Щелковскую, Ярославскую, Центральную акцизную, Центральную оперативную и Центральную тыловую);

Северо-западное таможенное управление (включает в себя 23 таможни: Архангельскую, Багратионовскую, Балтийскую, Великолукскую, Вологодскую, Выборгскую, Калининградскую, Калининградскую оперативную, Кингисеппскую, Костомукскую, Мурманскую, Неманскую, Новгородскую, Петрозаводскую, Псковскую, Пулковскую, Санкт-Петербургскую, Себежскую, Сортавальскую, Сыктывкарскую, Северо­западную акцизную, Северо-западную оперативную, Северо-западную тыловую, а также специализированное подразделение - Кинологический центр Северо-западной таможни);

Южное таможенное управление (включает в себя 20 таможен: Адыгейскую, Астраханскую, Волгоградскую, Дагестанскую, Ингушскую, Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую, Карачаево-Черкесскую, Краснодарскую, Миллеровскую, Минераловодскую, Новороссийскую, Ростовскую, Северо-Осетинскую, Сочинскую, Ставропольскую, Таганрогскую, Туапсинскую, Чеченскую, Южную оперативную);

Приволжское таможенное управление (включает в себя 16 таможен: Башкортостанскую, Кировскую, Марийскую, Мордовскую, Нижегородскую, Оренбургскую, Пензенскую, Пермскую, Самарскую, Саратовскую, Татарстанскую, Тольяттинскую, Удмуртскую, Ульяновскую, Чувашскую, Приволжскую оперативную);

Уральское таможенное управление (включает в себя 10 таможен: Екатеринбургскую, Кольцовскую, Курганскую, Магнитогорскую, Нижнетагильскую, Тюменскую, Ханты-Мансийскую, Челябинскую, Ямало- Ненецкую, Уральскую оперативную);

Сибирское таможенное управление (включает в себя 19 таможен: Алтайскую, Братскую, Бурятскую, Горно-Алтайскую, Забайкальскую, Иркутскую, Кемеровскую, Красноярскую, Наушкинскую, Новосибирскую, Омскую, Толмачевскую, Томскую, Тывинскую, Хакасскую, Читинскую, Восточно-Сибирскую оперативную, Сибирскую оперативную, Сибирскую тыловую);

Дальневосточное таможенное управление (включает в себя 16 таможен: Амурскую, Биробиджанскую, Благовещенскую, Ванинскую, Владивостокскую, Гродековскую, Камчатскую, Магаданскую,

Находкинскую, Сахалинскую, Уссурийскую, Хабаровскую, Хасанскую, Чукотскую, Якутскую, Дальневосточную оперативную).

РТУ осуществляют руководство таможенным делом в своем регионе, который определяет ФТС России. В задачи РТУ входят организация таможенного дела, обеспечение своевременного перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей, обобщение и анализ таможенной практики, разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, борьба с контрабандой и иными таможенными
правонарушениями, организационное, материально-техническое, финансовое, кадровое, социально-бытовое и прочее обеспечение своей деятельности и деятельности подчиненных органов. Правовой статус РТУ регламентируется Приказом ГТК РФ от 10.10.2002 г. № 1082, утверждающим Общее положение о РТУ.

Непосредственно РТУ подчиняются таможни. Существуют таможни
непосредственно подчиненные ФТС. В задачи таможен входит
осуществление таможенной деятельности в своем регионе, в том числе по
таможенному оформлению товаров, помещению их под определенный
таможенный режим, производству таможенных процедур, взиманию
таможенных платежей, таможенному контролю. Таможни являются
правоохранительными органами, обеспечивающими в пределах своей
компетенции исполнение законодательства об уголовном и
административном производстве. Свою деятельность таможни осуществляют
через таможенные посты. Структура, штатная численность работников
таможни определяются РТУ.

В отличие от ФТС, РТУ и таможен таможенные посты не являются юридическим лицом (за исключением особых случаев, определяемых специальными приказами ФТС). В задачи таможенного поста входит непосредственное осуществление таможенного дела, таможенное оформление и таможенный контроль на вверенном участке, борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Структура, штатная численность работников, руководитель таможенного поста определяются вышестоящей таможней.


Служба в таможенных органах


Служба в таможенных органах России регламентируются помимо общего законодательства о государственной службе специальным НПА -Федеральным законом "О службе в таможенных органах РФ" от 18 июня 1997 г., призванным отразить специфику этого звена государственного аппарата. Кроме того, определенную регламентацию этот вопрос получает и в ТК РФ.

В таможенных органах России могут работать только граждане России, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования (не ниже среднего) и состоянию здоровья выполнять свои служебные обязанности. Граждане, впервые принимаемые на должность в таможенные органы, принимают специальную присягу.

В таможенных органах работают сотрудники и работники. Сотрудники занимают ординарные штатные должности и имеют специальные звания. Работники - граждане, занимающие должности согласно штатному расписанию таможенного органа в целях технического обеспечения работы таможенных органов и не имеющие специального звания.

Служба в таможенных органах России - особый вид государственной службы. Она основана на принципах законности, равного доступа граждан к службе в таможенных органах, единства основных требований, предъявляемых к таможенной службе, профессионализма и компетенции, ответственности, внепартийности, кадровой стабильности.

Служащим таможенных органов присваиваются специальные звания: прапорщик таможенной службы (ТС), старший прапорщик ТС, младший лейтенант ТС, лейтенант ТС, старший лейтенант ТС, капитан ТС, майор ТС, подполковник ТС, полковник ТС, генерал-майор ТС, генерал-лейтенант ТС, генерал-полковник ТС, действительный государственный советник ТС РФ. Для каждого из этих званий федеральным законодательством предусмотрены специальные сроки выслуги.

При неисполнении своих должностных обязанностей сотрудники таможенных органов имеют право: знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности; получать информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей; посещать организации независимо от форм собственности; продвигаться по службе (с увеличением должностного оклада денежного содержания) с учетом выслуги лет, результатов службы, квалификации; знакомиться со всеми материалами своего личного дела; повышать квалификацию и проходить переподготовку за счет средств; предусмотренных на содержание ФТС; участвовать в профессиональных союзах; получать пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; требовать проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия (в порядке и случаях, предусмотренных гл. 61 ТК РФ).

Сотрудник таможенных органов обязан обеспечить соблюдение Конституции, исполнение федерального законодательства; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; выполнять приказы и распоряжения руководства таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий (за исключением заведомо незаконных); своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов; соблюдать установленные в таможенных органах правила внутреннего распорядка и субординации, порядок обращения со служебной информацией; выполнять должностные инструкции; поддерживать уровень квалификации, необходимый для выполнения служебных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения (в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан). Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией.

В ходе исполнения служебных обязанностей служащие таможенных органов обязаны придерживаться действующего законодательства, а также подчиняться требованиями служебной дисциплины, определенным Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г.

Служащие таможенных органов располагают всеми гарантиями и льготами государственных служащих. Они имеют право на денежное довольствие, состоящее из оклада по занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, надбавок за выслугу лет, ученую степень, ученое звание, а также стоимости продовольственного пайка, если он не выдается в натуральном виде. Служащие таможенных органов имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск в 30 календарных дней.

Нормативно предусмотрены следующие виды поощрений сотрудников таможенных органов: объявление благодарности; премирование; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой ФТС России; награждение нагрудными знаками "Почетный таможенник России", "Отличник таможенной службы"; досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; награждение именным оружием; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае совершения должностного проступка на служащего таможенных органов могут быть наложены следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение.

Список использованных источников


1. Таможенный кодекс РФ

2. Конституция РФ

3. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О ФТС»

4. Должностные инструкции сотрудников таможенных органов.

Похожие работы:

  1. • Социальная защищенность таможенных органов
  2. •  ... лицами через таможенную границу Российской Федерации
  3. • Основные положения Таможенного кодекса Российской Федерации и ...
  4. • Экологическая политика правительства Российской ...
  5. • Таможня РФ, полномочия
  6. • Структура и функции таможенных органов Российской ...
  7. • Закон РФ О таможенном тарифе
  8. •  ... места в таможенных органах Российской Федерации
  9. • Таможенные органы как органы дознания
  10. • Специфика таможенной политики Российской Федерации
  11. • Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  12. • Государственная служба в таможенных органах ...
  13. • Пути повышения валютного контроля таможенными ...
  14. • Правоохранительная деятельность таможенных органов
  15. • Система таможенных органов Российской Федерации
  16. • Работа таможенных органов с обращениями граждан
  17. • Субъекты таможенных правоотношений
  18. • Структура и взаимодействие таможенных органов
  19. • Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации
Рефетека ру refoteka@gmail.com