Рефетека.ру / Таможенная система

Дипломная работа: Таможенное оформление товаров и транспортных средств

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедры уголовно-правовых дисциплин КПИ ФСБ РФ

профессор

«___» _________ 200_ г.

Студента 11 группы

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

на тему: «Таможенное оформление товаров и транспортных средств»

 

Научный руководитель

доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин КПИ ФСБ РФ,

кандидат юридических наук

г. Калининград

2007 г.


Содержание

Задание на выполнение выпускной квалификационной работы …………… 3

Отзыв руководителя …………………………………………………………..... 4

Рецензия специалиста ………………………………………………….…….… 5

Введение …………………………………………………………………..….…. 6

Глава 1. Общие положения таможенного оформления ……………………. 10

§ 1. Общие процедуры таможенного оформления …………………….……. 10

§ 2. Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров ………………………………………………….…... 23

Глава 2. Таможенное декларирование товаров ……………………………... 49

§ 1. Классификация форм и субъекты таможенного декларирования …..… 49

§ 2. Характеристика внешней торговли в зоне деятельности Северо-западного таможенного управления …………...………………………………………..... 73

§ 3. Основные проблемы и перспективы таможенного и трансграничного сотрудничества и пути их решения ...……………………………………….. 86

Заключение …………………………………………………………………..... 93

Список использованной литературы ………………………………………... 98

Приложения ……………..………………………………………………….... 102


КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ

«____» ______________ 200 г.

Ренер Наталья Алексеевна

на квалификационную (дипломную) работу студента

Лагода Владимира Валерьевича

Содержание работы «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» охватывает общие положения таможенного оформления и декларирования, проблем трансграничного сотрудничества и путей их решения. Это в полной мере соответствует заданию.

Автор самостоятельно проводит исследования внешней торговли в зоне деятельности Северо-западного таможенного управления, инициативно анализирует ее и делает выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности работников таможенных органов. Однако анализ практики работы мог быть и более глубоким.

По результатам работы можно сделать вывод о способности студента использовать имеющиеся знания в самостоятельной деятельности и об умении его анализировать практические данные.

Исходя из итогов работы, студенту может быть присвоена квалификация юриста.

Оценка работы – «хорошо».

Доцент кафедры уголовно-правовых

дисциплин КПИ ФСБ РФ,

кандидат юридических наук                                      Н. А. Ренер

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЦЕНЗИЯ СПЕЦИАЛИСТА

«____»___________2007 г.

Подгорный Николай Алексеевич

на квалификационную (дипломную) работу студента

Лагода Владимира Валерьевича

В связи с принятием нового Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области» до сих пор еще нет эффективного механизма его реализации, поэтому тема: «Таможенное оформление товаров и транспортных средств» в настоящее время является весьма актуальной. Исследование данной темы имеет как теоретическое, так и практическое значение, особенно для жителей Калининградской области.

Представленная работа выполнена на высоком уровне. Автор лаконично, в доступной форме, с использованием практического материала изложил суть проблемы. Очевидно, что студент глубоко изучил выбранную тему и овладел методами научной работы с нормативно-правовыми актами и специальной литературой.

Студент последовательно рассмотрел общие положения таможенного оформления. Прежде всего, его понятие и содержание, а также процедуру прохождения. Подробно автор остановился на таможенном декларировании товаров. Особого внимания заслуживают обозначенные в работе проблемы трансграничного сотрудничества.

Работа оформлена в соответствии с общепринятыми требованиями и заслуживает оценки «отлично».

Доцент кафедры уголовно-правовых

дисциплин КПИ ФСБ РФ,

кандидат юридических наук                                      Н. А. Подгорный


Введение

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый межхозяйственный комплекс, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений, по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться финансовый рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усилится.

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность в России развивается стремительными темпами. В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью особая роль отводится Федеральной таможенной службе Российской Федерации (далее – ФТС РФ) как наиболее динамично развивающейся и отвечающая за сектор внешнеэкономической деятельности.

Один из основных институтов таможенного права выступает таможенное оформление и представляет собой совокупность юридических норм, определяющих последовательность проводимых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения, уполномоченными лицами в отношении товаров и транспортных средств, через таможенную границу РФ.

Таможенное оформление является сложным правовым механизмом, складывающимся в процессе внешнеэкономической деятельности между декларантом и таможенным органом и подразделяется на следующие этапы: таможенные операции и процедуры, предшествующие подачи таможенной декларации (основного документа, в котором указываются все сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах), данные операции называются еще как предварительные операции таможенного оформления; основной этап таможенного оформления - таможенное декларирование товаров; таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров и, наконец, оформление действия таможенного режима, что и определяет структуру дипломной работы.

Таким образом, предметом работы представляется выделение группы общественных отношений строящихся в рамках таможенного оформления. Что касается базового метода исследования работы, то, как следует из теории права, принято выделять в качестве основных методов правового регулирования предписывающий (императивный) и дозволительный. С учетом того, что таможенное право относится к сфере публичного права, использование в качестве основного метода исследования императивного не должно вызвать каких-либо сомнений.

Особенно актуальна тема таможенного оформления для приграничных регионов России, одним из которых является Калининградская область. Регион по отношению к остальной части России имеет особое геополитическое положение. В области перемещение товаров и транспортных средств и в конечном итоге таможенное оформление занимает особое значение. В силу этих и других причин 1 апреля 2006 года вступил в силу новый Федеральный Закон РФ от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области, ее функционированием, изменением и прекращением действия специального правового режима этой зоны с учетом геополитического положения Калининградской области в целях ускорения ее социально-экономического развития. Суть закона в области таможенного правоотношения заключается в существовании и функционировании таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемого в регионе. Данный таможенный режим является процедурой при которой иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых указанным Федеральным законом.

Калининградская область отделена от России двумя зарубежными государствами – Польшей и Литвой, вступившими не так давно в Европейский союз. В государствах наряду с налаженной схемой взаимоотношений, возникают различные противоречия, что приводит к изменениям условий сотрудничества, в том числе и таможенного. Это значительно отражается на участниках внешнеэкономической деятельности. Проблемы, вытекающие из данных противоречий и пути выхода из них, будут рассмотрены в дипломной работе.

В Калининградской области существуют десятки фирм, предлагающих и осуществляющих услуги по таможенному оформлению, - таможенные брокеры, штат которых по своей численности очень разнообразен от двух до нескольких десятков сотрудников. Также существуют крупные склады временного хранения, находящиеся непосредственно рядом с таможенными постами. Небольшие фирмы, приобретающие товары из-за рубежа или перемещающие товары через таможенную границу нередко прибегают к помощи таможенных брокеров. Помимо этого в штате крупных предприятий имеются отделы таможенного оформления, в которых работают прошедшие специальную подготовку в области таможенного оформления работники.

Все правовые акты, регламентирующие положения таможенного оформления товаров и транспортных средств основаны на соблюдении содержания Конституции РФ от 12.12.1993 г., Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 г. N 61-ФЗ, Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1, Федерального закона РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ. Данные правовые акты без исключения применяются на практике как участниками внешнеэкономической деятельности, так и работниками таможенных органов. Также при осуществлении таможенного оформления используются такие правовые акты, как: Приказ ГТК России от 3 сентября 2003 г. № 958 «Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров» – при помещении товаров и транспортных средств на склад временного хранения, ФЗ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1 – применяется при перемещении через таможенную границу животных, продуктов животноводства и кормов, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» - регламентирует осуществление санитарно-эпидемиологического контроля при перемещении пищевых продуктов, материалов и изделий и другие законы и нормативные акты, которые будут рассмотрены в дипломной работе. Согласно ч. 4 ст. 1 Таможенного кодекса РФ, которая говорит об участии РФ в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой, в РФ наряду с применением национального законодательства используются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ. Они являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ и при противоречии с правилами ТК РФ, применяются правила международного договора РФ. Данное положение закреплено в ст. 8 ТК РФ.

Задачами дипломной работы являются: изучение общих положений таможенного оформления, структуру таможенного оформления, операции и процедуры, осуществляемые до, во время и после таможенного оформления, сущность таможенного декларирования товаров и транспортных средств, задачи и функции складов временного хранения, статус таможенного декларанта и таможенного брокера, изучение основных проблем таможенного оформления и проблем взаимодействия таможенных органов России других стран, а также изучение и анализ статистических данных о внешнеэкономической деятельности и, в частности, о таможенном декларировании в России за периоды 2005-2006 гг.

В 2007 году произошли серьезные изменения в области таможенного оформления товаров и транспортных средств через таможенную границу России, как будет отмечено в работе, ФТС РФ были разработаны и приняты новые формы бланков грузовой таможенной декларации, теперь называемой грузовой таможенной декларации/транзитной декларацией и таможенной декларации на автомобиль. Будет проведен сравнительный анализ нынешнего измененного законодательства и действующего законодательства до 1 января 2007 года.

Целью выполнения дипломной работы является:

- раскрытие основных терминов и понятий, целей и правовой основы таможенного оформления и определение круга участников и выполнение ими последовательных действий (стадий) таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

Работа состоит из двух глав, в которых будет подробно раскрыт механизм таможенного оформления товаров и транспортных средств в России. В первой главе будут рассмотрены общие положения таможенного оформления, перечень таможенных операций и процедур, которые выполняются участниками внешнеэкономической деятельности. Вторая глава посвящена непосредственно основному таможенному оформлению – таможенному декларированию, в данной главе будут раскрыты формы и способы декларирования. Будут рассмотрены вопросы, касающиеся проблематики относительно таможенного оформления в РФ и пути выхода из указанных в данной главе проблем, проанализированы статистические данные о внешнеэкономической деятельности РФ в 2005-2006 гг., а также современное состояние деятельности таможенных брокеров.


Глава 1. Общие положения таможенного оформления

 

§ 1. Общие процедуры таможенного оформления

Таможенное оформление перемещения товаров представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, то есть – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершение действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.

Таможенное оформление может быть также определено как совокупность операций, производимых должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения[1].

Порядок таможенного оформления товаров определяется как нормами ТК РФ, так и иными актами российского законодательства. Понятие «законодательство» употребляется в данном случае в широком смысле и включает в себя законы и многочисленные подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти и, прежде всего, органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела – ранее Государственным таможенным комитетом РФ (далее – ГТК РФ), а ныне – ФТС РФ.

Информация о действующих источниках таможенного законодательства (название акта, его предмет и издание, в котором данный акт опубликован) должна предоставляться всем заинтересованным лицам бесплатно. Короткие справки об основных положениях таможенного законодательства, в том числе и по вопросам таможенного оформления, предоставляются для общедоступного ознакомления в местах нахождения таможенных органов. Также существуют электронные базы данных, в форме, к примеру, официального сайта ФТС России – www.customs.ru или альтернативного сайта, содержащего всю информацию о внешнеэкономической деятельности РФ - www.custom.ru и др. В данных источниках на безвозмездной основе в полной мере указаны как законодательные акты, так и новости, относящиеся непосредственно к таможенному делу. Данные базы постоянно обновляются в режиме он-лайн.

Наряду с законодательными положениями правовое регулирование таможенного оформления грузов может осуществляться посредством конвенционных норм.

Примером может служить Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП[2] («карнета TIR») от 14 ноября 1975 г. (далее – Конвенция МДП), регулирующая порядок и условия таможенного оформления грузов, перевозимых на автотранспортных средствах или в погруженных в них контейнерах в международном сообщении с применением книжки МДП.

Лицо, перемещающее товары через российскую таможенную территорию, перевозчик, владелец склада и иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, а также их представители имеют право присутствовать при таможенном оформлении.

Если таможенный орган требует такого присутствия, данное право трансформируется в обязанность. Содержание такой обязанности является более широким, нежели содержание соответствующего права, поскольку предполагает не только присутствие лица при производстве таможенного оформления, но и оказания этим лицом содействия должностным лицам таможенных органов на этом этапе. Это содействие может выражаться в совершении с товарами и транспортными средствами необходимых грузовых и иных операций, перечисленных в ТК РФ; взятии проб и образцов товаров и др.

В зависимости от решаемых задач ТК РФ выделяет следующие таможенные операции и процедуры.

1.Таможенные операции и процедуры, предшествующие подачи таможенной декларации:

-прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);

-внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформления завершения внутреннего таможенного транзита);

-помещение товаров на временное хранение.

2.Таможенное декларирование товаров.

3.Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:

-при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит – пункт 2 ст. 79 ТК РФ);

-при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств

перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей – пункт 4 ст. 151 ТК РФ).

4.Оформление действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза – ст. 214 ТК РФ, таможенного склада – ст. 223 ТК РФ).

Кроме того, существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению.

Данные операции, в большинстве своем, производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

К числу таких операций можно отнести:

-предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ);

-получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ);

-получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ);

-получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (например, режимы переработки на таможенной территории – пункт 6 ст. 179 ТК РФ и переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ).

Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

-видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ: товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

-вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередач);

-категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей, - глава 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц – глава 25 ТК РФ).

Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

А вот такие факторы, как страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров, не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).

Начало и завершение таможенного оформления

В соответствии с пунктом 1 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование – пункт 1 ст. 130 ТК РФ), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаросопроводительных документов – ст. 72 ТК РФ).

Применительно к порядку перемещения товаров физическими лицами таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (пункт 1 ст. 286 ТК РФ), устного заявления (не покидая транспортного средства – пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ) либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме, то есть при выборе «зеленого коридора» - пункт 4 ст. 286 ТК РФ)[3].

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ:

-для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, перемещения товаров физическими лицами);

-для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);

-для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течении определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

-для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, - пункт 6 ст. 323 ТК РФ).

Таким образом, таможенное оформление завершается после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства , в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Однако в ряде случаев и после выпуска товаров требуется совершать действия, охваченные институтом таможенного оформления. Например, когда выпуск товаров возможен до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ).

Несмотря на то, что таможенное оформление начинается по инициативе заинтересованных лиц (перевозчики, декларанты), тем не менее, осуществление многих таможенных операций носит разрешительный характер.

Разрешение таможенного органа на совершение операций

Абзацем первым пункта 1 ст. 61 ТК РФ установлен предельный срок для выдачи необходимого разрешения, который приравнен к сроку проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров. То есть разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения заинтересованного лица в таможенный орган и представления необходимых (в соответствии с требованиями конкретной таможенной операции) документов.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций может быть получено как в письменной, так и в иных формах[4].

В письменной форме разрешение выдается только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ. Например, разрешение на проведение таможенных операций в иных местах, не являющихся местами нахождения таможенных органов и их структурных подразделений (ст. 406 ТК РФ), разрешение на отзыв таможенной декларации (ст. 134 ТК РФ).

Иные формы разрешений в соответствии с пунктом 2 ст. 61 ТК РФ могут проявлять себя двояко.

1.Непринятием таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций. Представляется, что эта форма имеет место в тех случаях, когда по истечении установленного срока выдачи разрешения таможенный орган не высказал каких-либо возражений[5].

2.Совершением таможенным органом соответствующих действий. Например, при предоставлении декларанту возможности изменить или дополнить сведения, заявленные в принятой таможенной декларации (ст. 133 ТК РФ).

Появление ст. 61 в ТК РФ объясняется юридическим значением любого решения (разрешения), принимаемого таможенным органом. Такое разрешение может открывать для заинтересованного лица возможность реализации определенных, предусмотренных ТК РФ прав, а также может накладывать запрет на их реализацию.

Однако разрешительный порядок предусмотрен не только для совершения конкретных таможенных операций, но и для иных действий в соответствии с ТК РФ, например, для применения таможенных режимов переработки.

Для определения места ст. 61 в системе норм ТК РФ важно обратить внимание на следующие моменты:

- для чего выдаются разрешения;

-в рамках какого таможенно-правового института предусматривается выдача соответствующих разрешений.

Согласно ст. 61 ТК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подпункт 20 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). В свою очередь, временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТК РФ. Таким образом, разрешения на совершение иных действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке, установленном иными статьями ТК РФ. Например, разрешение на применение таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории выдается в порядке ст. 203, 204 ТК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления и документов, содержащих необходимые сведения.

Вместе с тем, если в качестве заявления на переработку товаров вне таможенной территории используется таможенная декларация (пункт 5 ст. 204 ТК РФ), то срок предоставления разрешения соответствует сроку, упомянутому в части 1 пункта 1 ст. 61 ТК РФ, поскольку подача таможенной декларации является таможенной операцией, охваченной институтом таможенного оформления.

Место и время таможенного оформления

В соответствии с пунктом 1 ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

Местами нахождения таможенных органов являются прежде всего, пункты пропуска через Государственную границу РФ (пункт 1 ст. 405 ТК РФ). Такие таможенные органы имеют неофициальное название «пограничных». Наряду с пограничными таможенными органами создаются «внутренние» таможенные органы, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через государственную границу РФ. Внутренние таможенные органы создаются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экпортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности[6].

Кроме того, как пограничные, так и внутренние таможенные органы (таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов (отделы таможенного оформления таможен) могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров (пункт 2 ст. 405 ТК РФ).

На основании пункта 1 ст. 407 ТК РФ время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством РФ. При этом время работы пограничных таможенных органов устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля – ст. 66 ТК РФ), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Одновременно с этим время работы пограничных таможенных органов, по возможности, должно совпадать с временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.

В остальных случаях, в частности, для внутренних таможенных органов, время работы устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Другими словами, возможен либо обычный, так называемый нормированный, рабочий день, например, с девяти до восемнадцати часов, либо круглосуточная работа, путем введения посменного графика работы оформительских и досмотровых групп.

Исключения из перечисленного могут составлять случаи, когда отдельные таможенные операции совершаются вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица (пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ).

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия – экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного, и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться зоны таможенного контроля (пункт 2 ст. 362 ТК РФ).

Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.

Так как таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, то необходимо иметь в виду, что ст. 62 ТК РФ «Место и время производства таможенного оформления товаров» распространяется равным образом как на таможенные операции, предшествующие таможенному декларированию, так и на таможенные операции по декларированию товаров. Например, прибытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, во время работы таможенных органов (пункт 1 ст. 69 ТК РФ). Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, если для таможенного декларирования отдельных видов товаров не установлены определенные таможенные органы (ст. 125 ТК РФ).

Цель представления таможенным органам в процессе таможенного оформления документов и сведений заключается в подтверждении соблюдения требований таможенного законодательства при совершении определенных таможенным операций и таможенных процедур. Отсюда и возможность разделения всех требуемых документов на отдельные группы, в зависимости от особенностей совершения конкретных таможенных операций. Например, документы, представляемые при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (ст. 72-76 ТК РФ), при оформлении внутреннего таможенного транзита (ст. 81 ТК РФ), при помещении товаров на склад временного хранения (ст. 102 ТК РФ), при декларировании товаров (ст. 124, 131 ТК РФ), при убытии товаров с таможенной территории РФ (ст. 120 ТК РФ).

Cроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, но только в случаях, если иное не установлено ТК РФ. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита. В соответствии с абзацем 4 пункта 2 ст. 279 ТК РФ въездная или выездная декларация на транспортные средства представляется перевозчиком в таможенный орган соответственно при въезде транспортного средства на таможенную территорию РФ или его выезде за пределы этой территории.

В соответствии с пунктом 11 Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров[7] документы и сведения, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются владельцем склада временного хранения, как правило:

а) в течении 3 часов рабочего времени с момента получения владельцем склада временного хранения документов, необходимых для помещения товаров на склад временного хранения, - если место расположения склада временного хранения совпадает или находится в непосредственной близости с местом размещения подразделения таможенного органа;

б) в течение суток после прибытия транспортного средства на склад временного хранения – если место размещения склада временного хранения не совпадает с местом размещения подразделения таможенного органа.

Как правило, документы, необходимые для таможенных целей, заполняются на русском языке. Вместе с тем ТК РФ предусматривает возможность использования при таможенном оформлении документов, составленных на иностранных языках:

- если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, заключено соглашение с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей (пункт 5 ст. 63 ТК РФ);

- если документы и сведения представлены на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов (ст. 65 ТК РФ).

Статьей 64 ТК РФ «Присутствие заинтересованных лиц и их представителей при производстве таможенного оформления» предусматривается одновременно право и обязанность[8].

1. Право таможенных органов требовать присутствия заинтересованных лиц при производстве таможенного оформления (что может рассматриваться в качестве детализации отдельных положений ст. 408 ТК РФ «Правомочия таможенных органов»).

2. Обязанность заинтересованных лиц или их представителей присутствовать (по требованию таможенных органов) при производстве таможенного оформления. Данная обязанность должна учитываться, например, декларантом в совокупности с иными обязанностями, предусмотренными пунктом 2 ст. 127 ТК РФ.

Так как ст. 64 ТК РФ имеет отношение к таможенному оформлению, соответственно можно говорить о производстве таможенными органами таких действий, как, например, таможенный осмотр товаров и транспортных средств (ст. 371 ТК РФ), таможенный досмотр товаров и транспортных средств (ст. 372 ТК РФ), осмотр помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ), взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ).

На основании ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. Поэтому для отдельных категорий товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ либо вывозимых с этой территории, таможенное оформление может быть завершено только после прохождения иных (отличных от таможенного) видов государственного контроля (ст. 66 ТК РФ). Например, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г. № 4979-1 перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу РФ допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты. В соответствии с пунктом 4 ст. 21 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ. В соответствии с ч. 3 ФЗ «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ ввезенные в РФ партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.

Таможенное оформление, как правовой институт, содержит отдельные исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы. Так, например, ст. 67 ТК РФ «Первоочередной порядок таможенного оформления» предусматриваются льготы, предоставляемые в зависимости от (рис. 1):

- видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

- особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления). В настоящее время под экспресс-товарами (грузами) понимаются товары, перевозимые экспресс-перевозчиком различными видами транспорта с целью доставки до получателя в течение ограниченного промежутка времени (от двенадцати до семидесяти двух часов). При этом в качестве экспресс-перевозчика выступает специализированная транспортно-экспедиционная организация, имеющая право на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;

- целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи[9] и ряд других товаров.

С точки зрения нормотворческой техники, ст. 67 ТК РФ по-своему оригинальна. Данная оригинальность заключается в том, что содержание рассматриваемой статьи несколько шире ее наименования, так как льготы проявляют себя не только в первоочередном порядке таможенного оформления, но и в его упрощении. В свою очередь, упрощенный порядок таможенного оформления выражается (рис. 1):

- в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня, — пункт 2 ст. 293 ТК РФ);

- в сокращении требованиий, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется (за некоторым исключением) - пункт 4 ст. 293 ТК РФ).

В ст. 68 ТК РФ «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц» речь идет также о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых уже в отношении отдельных лиц. То есть имеет место субъектный критерий предоставления таможенных льгот.

Первоочередной порядок оформления товаров

Похожие работы:

  1. •  ... таможенном оформлении товаров и транспортных средств, ...
  2. • Оценка соответствия систем менеджмента качества (СМК)
  3. • Таможня
  4. • Таможенный контроль
  5. • Страхование гражданской ответственности таможенных брокеров
  6. • Таможенное оформление и контроль товаров и ...
  7. • Таможенный контроль Российской Федерации
  8. • Общий порядок перемещения товаров и транспортных ...
  9. • Таможенное оформление товаров
  10. • Таможенные тарифы и платежи
  11. • Таможенный контроль
  12. • Таможенное дело
  13. • Сравнительная характеристика институтов таможенного ...
  14. • Таможенный контроль и оформление ответственности в сфере ...
  15. • Формы и порядок проведения таможенного контроля
  16. • Таможенное декларирование и контроль
  17. • Правовое регулирование таможенного оформления в ...
  18. • Таможня РФ, полномочия
  19. • Правовой статус плательщиков таможенных платежей