Рефетека.ру / Психология

Курсовая работа: Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Барнаульская педагогическая академия


Взаимосвязь темперамента младших школьников и уровня развития памяти

(Курсовая работа)


Выполнила студентка 3 курса ОЗО ФНК

Рыкова Вера Алексеевна

Научный руководитель Галина Леонидовна


Барнаул 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

1 Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти

1.1. Темперамент. Теории, виды

1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников

1.3 Память: понятие, процессы, виды

2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов исследования.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, совершенствование личных качеств, забота о всестороннем развитии его способностей входит в круг проблем современного общества.

Всестороннее развитие каждого человека предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя; в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Одно из них – тип темперамента.

Проблема темперамента занимает человечество уже 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми — различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Однако с все большим единодушием ученые и практики признают, что «темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей» [16, с.67]. Создателем учения о темпераменте считается Гиппократ. Проблемой индивидуальных типологических особенностей людей занимались многие исследователи: Э. Кречмер, У. Шелдон, Б. М. Теплов. И. П. Павлов раскрыл физиологические основы темперамента и выделил свойства нервных процессов, а на основе их комбинаций - четыре типа нервной системы или темперамента.

Одним из основных познавательных процессов считается память. Но можно сказать и больше: она основа всякого познания. О значении памяти говорит хотя бы тот факт, что древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, помещенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г. Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в своих многочисленных экспериментах установил ряд важных закономерностей, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека.

Опосредованный характер воспроизведения словесных сообщений показал в своих экспериментах Ф. Бартлетт.

Большой вклад в проблему онтогенетического развития произвольной памяти сделан советскими исследователями – П. П. Блонским, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др.

В настоящее время широкое распространение получили исследования памяти в рамках когнитивной психологии.

Как видим, степень изученности вопросов темперамента и памяти высока. Но никто из ученых не ставит вопрос о связи типа темперамента человека и состояния его памяти. Поэтому проблема нашего исследования заключается в необходимости выявления зависимости между типом темперамента и уровнем развития памяти у младших школьников.

Объект исследования-

Предмет исследования-

Цель – выявить, существует ли зависимость уровня развития памяти от типа темперамента у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: тип темперамента младшего школьника влияет на уровень развития его памяти.

Для достижения поставленной цели мы выделили следующие задачи:

- обобщить теоретические положения по заявленной теме;

- с помощью различных методик выявить типы темперамента и уровень развития памяти у группы испытуемых младших школьников;

- на основе полученных данных сделать вывод, подтверждающий или опровергающий рабочую гипотезу.

В своей работе мы использовали следующие методы: тесты, опросник; анализ, классификация, сравнение.

1. Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти


1.1 Темперамент. Теории, виды


Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, предающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения [9, с.170].

Рассмотрим теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте:

-конституциональные типологии темперамента;

-факторные теории темперамента;

-физиологическая теория.

I Конституциональные типологии темперамента

Главным пропагандистом конституциональной типологии был Э. Кречмер, опубликовавший в 1921г. работу под знаменательным названием «Строение тела и характер». Основная мысль этой работы состоит в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности и предрасположенности к соответствующим психическим заболеваниям. Произведя множество измерений различных частей тела, Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

1) Лептосоматик (греч. leptos – хрупкий, soma – тело). Хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Индивидов с крайней выраженностью этих свойств Кречмер называл астениками (греч. astenos – слабый).

2) Пикник (греч. pyknos – толстый, плотный). Богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее.

3) Атлетик (греч. athlon – борьба, схватка). Хорошая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.

4) Диспластик (греч. dys – плохо, plastos – сформированный). Строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост).

Кречмер в соответствии с выделенными типами телосложения различает три типа темперамента: шизотимический, циклотимический и иксотимический.

1) Шизотимик (название происходит от психического заболевания – шизофрении). Лептосоматическое или астеническое телосложение. При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут (так называемый аутизм), склонен к колебаниям эмоций от раздражения до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2) Циклотимик (название происходит от циркулярного, или маниакально-депрессивного психоза). Пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу. Является противоположностью шизотимика. Эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

3) Иксотимик (греч. ixos – тягучий). Атлетическое телосложение. При психических расстройствах проявляется предрасположенность к эпилепсии. Спокойный, мало впечатлительный, сдержанные жесты и мимика. Невысокая гибкость мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки, мелочен.

Подобно тому, как в Европе была распространена конституциональная типология Кречмера, в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 40-х годах 20-го века. В основе взглядов Шелдона, типология которого близка к концепции Кречмера, лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два параметра одного и того же объекта, каким является человек. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. В зависимости от преобладания какого-либо параметра Шелдон называет следующие типы телосложения:

1) Эндоморфный тип. У людей этого типа наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани. Однако ненормальная худоба эндоморфа, вызванная, например, плохим питанием, не дает оснований для отнесения его к другому типу, подобно тому, как голодная дворняжка не превращается в спаниеля.

2) Мезоморфный тип. У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система (из мезодермы образуется мышечная ткань). Стройное и крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Большая физическая устойчивость и сила.

3) Эктоморфный тип. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, Шелдон относит данного индивида к смешанному (среднему) типу.

Основной упрек в адрес абсолютно всех конституциональных типологий сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида.

Необоснованным является часто встречающееся в конституциональных типологиях утверждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним [23, с.36].

II Факторные теории темперамента

Связь между свойствами темперамента и организма можно объяснить, обращаясь не к строению морфологической структуры организма, а на функциональной, факторной основе.

Здесь заслуживает внимания теория темперамента, принадлежащая голландским психологам Г. Хеймансу и К. Вирсме, они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента, которые назвали следующим образом:

1) Эмоциональность — отсутствие эмоциональности. Это свойство определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.

2) Активность — пассивность. Основанием для оценки этого свойства является активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный — пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно — откладывает их).

3) Первичная функция — вторичная функция. Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, причем эффект этих реакций быстро угасает. Напротив, у индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время; поэтому лиц такого типа часто называют персеверативными.

В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик получаем восемь различных типов темперамента (приложение А).

Дж. Гилфорд, известный прежде всего как исследователь способностей, предложил так называемую 13-факторную теорию, совершенно иначе определяющую структуру темперамента. Эта теория создавалась более 20 лет.

Опираясь на многочисленные исследования, проводившиеся в основном методом анкетирования и охватившие тысячи испытуемых, автор пришел к выводу, что все многообразие свойств, составляющих в совокупности понятие темперамента, можно свести к 13 факторам.

Приведем краткие характеристики 13 факторов, образующих структуру темперамента, описывая для каждого только один из полюсов. Название и описание второго полюса будут противоположными.

1) Общая активность. Индивид энергичен, быстро двигается и быстро работает, предприимчив, иногда импульсивен.

2) Доминантность. Индивид добивается своих прав и отстаивает их перед другими людьми, настойчив, ищет возможности стать лидером, не боится общественных контактов, склонен открыто выражать свои мысли.

3) Мужество. У индивида преобладают типично мужские, как профессиональные, так и повседневные, интересы, не очень эмоционален, умеет скрывать свои чувства, с трудом поддается страху или испытывает отвращение, не вызывает симпатий у окружающих.

4) Уверенность в себе. Индивид уверен, что он признан другими людьми, полагается на себя, уравновешен в общении, удовлетворен своим положением, не замыкается в себе.

5) Спокойствие (самообладание). Индивид спокоен, бодр, не поддается раздражительности и усталости, умеет быстро сосредоточиться на проблеме.

6) Общительность. Индивид склонен к дружескому общению, формальным и неформальным контактам, часто выступает как лидер, не робок и не застенчив, не ищет уединения.

7) Рефлективность. Индивид задумчив, рефлексивен, склонен к философствованию и мечтательности, самоанализу и анализу других, любознателен.

8) Депрессия. Эмоционально и физически подавлен, пребывает в постоянном страхе и тревоге, настроения изменчивы, проявляет упрямство.

9) Эмоциональность. Индивид с легко возбудимыми эмоциями, которые, раз возникнув, сохраняются надолго, хотя поверхностны и инфантильны.

10) Сдержанность. Индивид сдержан, хорошо владеет собой, скорее серьезен, чем беззаботен, обладает чувством ответственности.

11) Беспристрастность. Индивид объективно и реалистично подходит к проблемам, чуток к изменениям в отношении окружающих, способен забывать о себе, не склонен к подозрительности, очень впечатлителен.

12) Доброжелательность. Индивид приветлив, мягок в обращении, не обнаруживает враждебности, не склонен унижать других, не проявляет агрессивности.

13) Терпимость (кооперативность). Индивид не проявляет склонности к критике, доверчив, обращен к другим больше, чем к себе.

Почти все исследователи темперамента, в том числе и сторонники факторного анализа, согласны в том, что темперамент включает в себя относительно устойчивые свойства, мало изменяющиеся под влиянием средовых воздействий. В таком случае вряд ли можно согласиться с утверждением, что все выделяемые названными авторами факторы входят в структуру темперамента. Это относится, например, к таким факторам, как доминантность, беспристрастность или терпимость, как их понимает Дж. Гилфорд. Нельзя согласиться с тем, что эти факторы не подвержены внешним влияниям. Как известно, они почти полностью являются результатом общественного воздействия на индивида, и, прежде всего, воспитательной работы.

Другим часто подчеркиваемым недостатком факторных концепций является статичная трактовка человека, сводящаяся в принципе к чистому описанию. В отличие от динамических концепций личности в факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии и формировании свойств темперамента, о влиянии одного из них на формирование других или об их роли в поведении и действиях людей. В них также ничего не говорится об основных механизмах, лежащих в основе выделенных факторов. Таким образом, не выясняя причинно-следственных отношений, эти теории не раскрывают сущности темперамента. Концепцией, дающей описание принципиальных физиологических механизмов темперамента, является функциональная типология высшей нервной деятельности, разработанная И. П. Павловым [23, с.48].

III Физиологическая теория

И. П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. [9, с.175]. Сила процесса возбуждения, в которой Павлов видел наиболее важную характеристику нервной системы, отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется, прежде всего, в функциональной выносливости, то есть в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя в состояние охранительного торможения. Мерой силы процесса возбуждения является способ реагирования на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители.

Сила процесса торможения, выполняющая в типологии Павлова скорее второстепенную роль, понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения, причем речь идет об условном, выработанном в результате обучения, торможении, в отличие от безусловного торможения.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Позднее других было открыто третье свойство нервной системы, каковым, по Павлову, является подвижность нервных процессов. Сущность подвижности, считал он, состоит в быстроте перехода одного нервного процесса в другой, оба процесса должны, так сказать, поспевать за этими колебаниями, т. е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим.

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа-Галена. В своей типологии он основывался, прежде всего, на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа-Галена, Павлов описывает их следующим образом:

1.Сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник.

2.Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик.

3.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик.

4.Слабый тип — меланхолик.

Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом, что не согласуется с принятым значением этого термина, и было причиной многих недоразумений. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы.

Согласно И. П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином «темперамент». В сущности, однако, это два аспекта одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа нервной системы [23, с.56].


1.2 Особенности проявления темперамента у младших школьников


Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников.

1) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный тип - сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Характерна быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Подвижность нередко оборачивается отсутствием должной сосредоточенности, поспешностью, а иногда и поверхностью. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при общении: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.

2) Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но, начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Дети-флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

3) Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго.

Сильное возбуждение и менее сильное торможение. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости.

4) Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Характеризуется слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).


1.3 Память: понятие, процессы, виды


Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…

Августин Аврелий

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Память характеризуется следующими параметрами:

- объем памяти – показатель количества запоминаемой информации;

- точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

- быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию;

- длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти: [10, с. 138]

  1. по времени сохранения материала:

- кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;

- долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;

- оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

2. по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

- двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений;

- зрительная – способность в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет;

- слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных;

- словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;

- эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.

3. по характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

- произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрителтно-слуховым. Тип памяти зависит не только от природных особенностей НС, но и от воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]

Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, а память и мышление тесно связаны между собой. Поэтому в своей работе мы взяли за основу исследование образной и зрительной памяти.

2. Исследование типов темперамента и уровня развития памяти у детей


2.1 Организация и методы исследования


Для подтверждения гипотезы было проведено опытно- педагогическое исследование в период прохождения государственной практики на базе МОУ СОШ №7 г. Заринска во 2-ом классе. В исследовании принимали участие 10учащихся. Работа проходила в 2 этапа. Цель первого этапа - определить типы темперамента школьников и исследовать состояние памяти детей. Для реализации поставленной цели были проведены следующие методики:

-личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант) (приложение А)

Цель: определить типы темперамента учащихся.

-«Паспорт темперамента» А. Белова (приложение Д)

Цель: определить ведущий тип темперамента каждого ребенка.

Методика Р. Кеттела содержит 5 шкал, которым соответствует 5 черт личности: экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная невозмутимость, смелость, оптимизм. Для диагностики детям было предложено ответить на 50 вопросов. Т. к. для учащихся 2 класса это большая нагрузка, тестирование проводилось в 2 этапа. При определении количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, использовался стандартный ключ (приложение Б), который накладывается на опросный лист (приложение В). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности обозначена на шаблоне цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Баллы суммируются для каждой черты личности, каждая оценка переводится в 10-бальную путем соотнесения с нормативными данными (приложение Г). На основе полученных данных мы определяли типы темперамента каждого учащегося. По результатам методики мы выявили, что во 2 А классе из 100% детей (27 чел.) 33%- холерики, 26%-сангвиники, 26%- флегматики, 15%- меланхолики.

Для чистоты эксперимента проводилась методика «Паспорт темперамента» А. Белова, с помощью которой мы определяли ведущий тип темперамента каждого ребенка. Данная методика представляет собой опросник из четырех блоков слов по 20 в каждом. Дети должны были отметить в каждом «паспорте» знаком «+» те качества, которые они у себя замечали. Диагностика также проводилась в несколько этапов. По результатам опроса подсчитывалось количество отмеченных качеств в каждом «паспорте», находилось общее количество по всем блокам по формуле:


А=Ах+Ас+Аф+Ам


Затем находился преобладающий тип темперамента каждого учащегося по формулам:


Тх=(Ах/АЧ100%)

Тс=(Ас/АЧ100%)

Тф=(Аф/АЧ100%)

Тм=(Ам/АЧ100%)


Результаты 2х методик полностью совпадают.

Во время проведения методик дети вели себя по-разному: одни постоянно отвлекались, мешали другим ребятам, задавали много вопросов, другие добросовестно выполняли задание; некоторые быстро уставали, другие напротив, не выглядели утомленными даже в конце работы; одни справились с заданиями быстро и самостоятельно, другие же наоборот, закончили самыми последними. Наблюдение за детьми во время тестирования, на учебных занятиях и на переменах также подтвердило результаты обеих методик.

Для исследования уровня развития памяти была выделена группа детей из 12 человек – по 3 каждого типа темперамента для удобства сравнения результатов (Приложение Е). При работе с данной группой мы использовали следующие методики:

- «образная память»

Цель: изучение кратковременной образной памяти.

- «узнавание фигур»

Цель: исследования процесса запоминания.

- «заучивание 10 слов»

Цель: исследование динамичности и продуктивности заучивания.

Данные методики рассчитаны на индивидуальные формы работы. Каждому ребенку они были предложены последовательно.

Для детей младшего школьного возраста зрительное восприятие образа важнее слухового, поэтому мы выбрали 2 методики на зрительную память и одну – на слуховую. С помощью методики «образная память» мы определяли уровень развития кратковременной образной памяти. Для этого ребенку на 20 секунд предъявлялась таблица с рисунками (16 изображений), после чего нужно было записать или зарисовать все, что удалось запомнить. Уровень развития оценивался в баллах – таблица 1 (норма-6 и более правильных ответов)


Таблица 1

Оценка,

баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Кол-во воспр.

образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

1-2


С помощью второй методики «узнавание фигур» мы определяли уровень развития процесса узнавания. Испытуемому сначала на 10 секунд показывали таблицу с изображением 9 фигур и предлагали рассмотреть и запомнить их. После чего просили найти среди большого количества фигур в другой таблице те, которые были в первой. Уровень узнавания подсчитывался по формуле: Е = М / 9 + N, где М - число правильно узнанных фигур, N - число неправильно узнанных фигур (оптимальный уровень равен единице: чем ближе результаты к единице, тем выше уровень узнавания у ребенка)

Третья методика «заучивание 10 слов», предложенная А. Р. Лурия, помогла определить уровень развития динамических особенностей процесса запоминания и долговременной слуховой памяти. Исследование проводилось в два этапа - на первом зачитывались 10 слов, после чего ребенок называл те, которые запомнил, порядок неважен. Прочтение повторялось 6 раз, после каждого заполнялся протокол (таблица 2). Второй этап – спустя час ребенок должен был без предварительного зачитывания воспроизвести запомнившиеся слова.


Таблица 2

Протокол

Фамилия, имя______________________________возраст____________

число

хор

камень

гриб

кино

зонт

море

шмель

лампа

рысь

др.

1












2












3












4












5












6












ч/з час













По полученному протоколу составляется график – кривая запоминания, по форме кривой которого можно сделать вывод относительно особенностей запоминания

2.2 Анализ результатов исследования


Теперь вернемся к цели нашей работы, а именно – выявить, существует ли связь между типом темперамента младшего школьника и уровнем развития его памяти. В первой главе мы исследовали теоретическую основу проблемы. Затем провели исследование типов темперамента и уровня развития памяти детей. Далее попытаемся кратко изложить и проанализировать получившиеся результаты.

Ниже в таблице 3 отображены данные исследования кратковременной образной памяти детей.


Таблица 3


Уровень развития по 5-бальной шкале

Холерики

1

1

1

Флегматики

5

5


Сангвиники




меланхолики





Таблица 4


Уровень развития по 5-бальной шкале

Холерики

1

1

1

Флегматики

5

5


Сангвиники




меланхолики





Список использованной литературы


  1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина.- М.: Академия, 1997.– 240с.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо.– М.: Педагогическое общество России, 2003.– 276с.

  3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности Педагогика и методика начального обучения / М.В. Гамезо.– М.: Просвещение, 1984.– 256с.

  4. Григорович, Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л. А. Григорович.– М.: Гардарики, 2003.– 314с.

  5. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студентов педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина.- М.: Академия, 2004.- 464с.

  6. Ермолаева, М.В. Психологическая практика в системе образования / М. В. Ермолаева.- М.: Изд. институт практической психологии, 1998.– 288с.

  7. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 374с.

  8. Козлова, С.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Козлова.- М: Академия, 1998.– 432с.

  9. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов/ А. Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2007. – 583 с.

  10. Небылицин, В.Д. Темперамент: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин.– М.: Наука, 1976.– 268с.

  11. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. Учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

  12. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.

  13. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова.- М.: Сфера, 2005.- 240с.

  14. Першина, Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Л. А. Першина.– М.: Альма-матер, 2005.– 256с.

  15. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппендрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с.

  16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов.- М., 1995.- 354с.

  17. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М.: Прогресс, 1982.- 234с.

  18. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. Ф. Талызина.- М.: Академия, 1998.- 293с.

  19. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.- 336с.

  20. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева.- М.: 1995.– 218с.

  21. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. У. Файнберг // Дошкольное воспитание.– 1965.- №2.- С.57-62.

Приложение А


Методика «Личностный опросник Р. Кеттала»

Часть 1

1.Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты долго выполняешь свои домашние задания.

2. Если над тобой подшутили - ты сердишься или Если над тобой подшутили, то ты смеешься над шуткой вместе с другими.

3.Ты уверен(а), что почти всё сам(а) можешь сделать как надо или

Ты убеждён(а), что сам(а) можешь справиться лищь с некоторыми заданиями.

4.Ты часто совершаешь ошибки или Ты почти никогда не делаешь ошибок.

5.У тебя много друзей или У тебя мало друзей.

6.Другие ребята умеют делать больше, чем ты или Ты можешь сделать столько же, как и другие.

7.Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей или Случается, что ты забываешь имена людей.

8.Ты много читаешь или Большинство ребят читают больше чем ты.

9.Когда учитель выбирает другого ребёнка для выполнения работы, которую ты хотел(а) бы сделать сам(а), тебе становится обидно или Когда учитель выбирает другого ребёнка для выполнения работы, которую ты хотел(а) бы сделать сам(а), то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься.

10.Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные или Ты не уверен(а), что все выдумки, идеи хорошие.

11.Ты обычно молчаливый(ая) или Ты обычно говоришь много.

12.Ты можешь вечером долго сидеть спокойно или Ты не можешь вечером много сидеть спокойно и начинаешь ёрзать.

13.Твоя мама говорит, что ты слишком беспокойный(ая) и шумный(ая) или Твоя мама говорит, что ты спокойный(ая) и тихий(ая).

14.Ты всегда осторожен (осторожна) в своих движениях или Бывает, что бегая ты задеваешь людей и предметы.

15.Тебя обижают взрослые или Взрослые тебя хорошо понимают.

16.Учитель часто делает замечание на уроках или Учитель считает, что ты ведёшь себя на уроках так, как надо.

17.С тобой часто случаются большие неприятности или С тобой редко случаются большие неприятности, чаще мелкие, незначительные.

18.Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро или Когда в классе появляется новичок, и то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним ни сразу.

19.Ты часто огорчаешься, когда не сбывается то, на что ты рассчитывал(а) или Ты редко огорчаешься, если не случается то на что ты рассчитывал(а).

20.Взрослые не обращают на тебя внимания и разговаривают между собой в твоём присутствии или В твоём присутствии взрослые часто прекращают свой разговор и слушают тебя.

21.Можешь ли ты свободно встать, не стесняясь, в классе и что угодно рассказать или Когда нужно что-нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, и стесняешься.

22.Большинство своих планов тебе удаётся осуществить или Порой случается так, что ты запланировал, не происходит.

23.Бывает так, что тебе грустно и одиноко или Не бывает так, что тебе было грустно и одиноко.

24.Тебе хорошо живётся или Тебе живётся не совсем хорошо.

25.Если тебе делают замечания, ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься

Часть 2

1.Почти все к тебе хорошо относятся или К тебе хорошо относятся только некоторые люди.

2.Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь сонным и вялым или Когда ты утром просыпаешься, то бываешь бодрым и тебе сразу хочется веселиться.

3.Ты обычно заканчиваешь свою работу быстрее других или Ты обычно выполняешь свою работу дольше, чем другие.

4.Ты иногда бываешь неуверен в себе или Ты всегда уверен в себе.

5.Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или Иногда тебе не хочется никого видеть.

6.Говорит ли тебе мама, что ты всё делаешь медленно или Мама тебе говорит, что всё делаешь быстро.

7.Другим детям всегда нравится, что ты предлагаешь или Другим детям не всегда нравится, что ты предлагаешь.

8.В школе ты всё выполняешь так, как требуют или В школе твои одноклассники выполняют требования лучше, чем ты.

9.Ты думаешь, что другие дети стараются тебя перехитрить или ты думаешь, что другие дети относятся к тебе по-дружески.

10.Ты всегда делаешь всё хорошо или Бывают дни, когда у тебя ничего не получается.

11.Во время урока ты сидишь спокойно или Во время урока любишь повеселиться.

12.Ты иногда возражаешь своей маме или Ты не возражаешь своей маме, побаиваясь.

13.Ты считаешь, что всегда вежлив(а) или Ты считаешь, что бываешь невежливым(ой).

14.Говорят, что с тобой трудно договориться о чём-нибудь или С тобой легко договориться, ты любишь соглашаться.

15.Хошется ли тебе иногда быть непослушным или у тебя никогда не возникает желания быть непослушным.

16.Твоя мама всё делает лучше, чем ты или ты часто делаешь разные вещи лучше, чем мама.

17.Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься, но при этом ведёшь себя спокойно или Когда тебе сообщают приятную новость, тебе от радости хочется кричать и прыгать.

18.Ты лучше бы слушал(а) историю о войне или Ты лучше бы слушал(а) историю о жизни животных.

19.Ты долго помнишь о своих неприятностях или ты быстро забываешь о своих неприятностях.

20.Если мама тебя отругала, ты становишься грустным(ой) или Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится.

21.Тебя учитель часто хвалит или Учитель тебя редко хвалит.

22.Можешь ли ты взять в руки паука или Ты не в состоянии взять в руки паука.

23.У тебя всё удачно выходит или у тебя бывают неудачи.

24.Иногда ты сидишь без дела и поэтому чувствуешь себя плохо или такого с тобой почти никогда не бывает.

25.Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно волнуешься или Ты никогда не повышаешь голос во время разговора.

Приложение Б


Ключ к методике Р. Кеттала































Приложение В


Бланк для ответов методики Р. Кеттала






























Приложение Г


Нормативные данные по детскому варианту методики Р. Кеттала

Таблица Г. 1-Нормы для мальчиков по десятибалльной шкале


Черты личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ι

0

1-2

3

4

5

6

7

8

9

10

ΙΙ

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

ΙΙΙ

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

ΙΥ

0-2

3

4

5

6

7

8

-

9

10

Υ

-

0

1

2

3

4-5

6-7

7

8

9-10


Таблица Г. 2-Нормы для девочек по десятибалльной шкале

Черты личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ι

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

-

10

ΙΙ

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

ΙΙΙ

-

0

1

2

3

4

5-6

7-8

9

10

ΙΥ

-

2-3

4

4

5

6

7

8

9

10

Υ

-

0

1

1

2

3

4

5

7

8-10


Приложение Д


Методика «Паспорт темперамента» А. Белова

«паспорт первый Ах»

  1. Неусидчивы, суетливы.

  2. Невыдержанны, вспыльчивы.

  3. Нетерпеливы.

  4. Резки и прямолинейны.

  5. Решительны и инициативны.

  6. Упрямы.

  7. Находчивы в споре.

  8. Работаете урывками.

  9. Склонны к риску.

  10. Незлопамятны и необидчивы.

  11. Обладаете быстрой реакцией, страстной, со сбивчивой интонацией речью.

  12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

  13. Агрессивный забияка

  14. Нетерпимы к недостаткам.

  15. Обладаете выразительной мимикой.

  16. Способны быстро действовать и решать.

  17. Неустанно стремитесь к новому.

  18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

  20. Склонны к резким сменам настроения.

«паспорт второй Ас»

  1. Веселы и жизнерадостны.

  2. Энергичны и деловиты.

  3. Не часто доводите начатое дело до конца.

  4. Склонны переоценивать себя.

  5. Способны быстро схватывать новое.

  6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

  7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

  8. Легко приспосабливаетесь к новым обстоятельствам.

  9. Легко, с увлечением беретесь за любимое новое дело.

  10. Быстро остываете, если дело перестает интересовать.

  11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

  12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.

  13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.

  14. Выносливы и работоспособны.

  15. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

  16. Обладаете громкой. Быстрой, отчетливой речью, сопровождаемой жестами и мимикой.

  17. Обладаете всегда бодрым настроением.

  18. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

  19. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.

  20. Склонны иногда отвлекаться.

«паспорт третий Аф»

  1. Спокойны и хладнокровны.

  2. Последовательны и обстоятельны в делах.

  3. Осторожны и рассудительны.

  4. Умеете ждать.

  5. Молчаливы и не любите болтать попусту.

  6. Обладаете спокойной, равномерной речью без резких эмоций и жестов.

  7. Сдержанны и терпеливы.

  8. Доводите начатое дело до конца.

  9. Не растрачиваете попусту сил.

  10. Строго придерживаетесь распорядка.

  11. Легко сдерживаете порывы.

  12. Маловосприимчивы к ободрению и порицанию.

  13. Незлобивы.

  14. Постоянны в своих отношениях и интересах.

  15. Медленно включаетесь в работу.

  16. Ровны в отношениях со всеми.

  17. Любите аккуратность и порядок во всем.

  18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

  19. Обладаете выдержкой.

  20. Замкнуты.

«паспорт четвертый Ам»

  1. Стеснительны и застенчивы.

  2. Теряетесь в новой обстановке.

  3. Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.

  4. Не верите в свои силы.

  5. Легко переносите одиночество.

  6. Чувствуете подавленность. Растерянность при неудачах.

  7. Склонны уходить в себя.

  8. Быстро утомляетесь.

  9. Обладаете тихой. Слабой речью.

  10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

  11. Впечатлительны до слезливости.

  12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

  13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

  14. Склонны к подозрительности и мнительности.

  15. Легко ранимы.

  16. Чрезвычайно обидчивы.

  17. Скрытны и необщительны.

  18. Малоактивны и робки.

  19. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь окружающих.

Приложение Е


Результаты выявления типов темперамента детей

Таблица Е. 1 - Результаты диагностирования типов темперамента по методикам «Личностный опросник Р. Кеттала» и «Паспорт темперамента А. Белова»


Имя, фамилия

Методики



Личностный опросник

Р. Кеттала

Паспорт темперамента А. Белова

1

Вика Т.



2

Дарина К.



3

Дима К.



4

Егор Н.



5

Женя Л.



6

Катя К.



7

Лера Д.



8

Никита Ш.



9

Саша С.



10

Соня Ю.



11




12





Примечание: Условные обозначения:

-Флегматики

-сангвиники

-холерики

-меланхолики

Похожие работы:

  1. • Развитие памяти младших школьников в процессе ...
  2. •  ... как условие развития памяти младших школьников с ...
  3. • Развитие памяти в младшем школьном возрасте
  4. • Развитие памяти младших школьников
  5. •  ... на уровень развития внимания младших школьников
  6. • Развитие творческих способностей младших ...
  7. • Развитие зрительной памяти как средство коррекции ...
  8. • Развитие внимания младших школьников с ...
  9. •  ... адаптационных способностей младших школьников
  10. • Экскурсия-помощник развития памяти младших школьников
  11. • Воспитание коммуникативной культуры младших ...
  12. • Произвольная память младших школьников с нарушениями ...
  13. • Мультимедийные презентации как средство развития ...
  14. • Формирование познавательного интереса у младших ...
  15. • Мнемические приемы как средство развития образной ...
  16. • Психолого-педагогические условия развития ...
  17. • Эколого-краеведческое образование младших школьников
  18. • Формирование самостоятельности у младших школьников ...
  19. • Развитие теоретического мышления младших школьников
Рефетека ру refoteka@gmail.com