Рефетека.ру / Экономика

Дипломная работа: Автоматизированная система учета производственного процесса металлоцентра (на примере ЗАО "Сибирский металлоцентр")

Министерство образования и науки Российской Федерации

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И.ПОЛЗУНОВА

Кафедра «Информационные системы в экономике»

Автоматизированная система учета производственного процесса металлоцентра

(на примере ЗАО «Сибирский металлоцентр»)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ

ДП 351400.111.01.000П3

Дипломник группы ПИЭ 21  Н.В. Кривова

Руководитель

проекта доцент, к.ф.-м.н. В.М. Патудин

Нормоконтролер доцент, к.т.н. Г.Д. Ряшина

БАРНАУЛ 2007


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Актуальность проблемы организации эффективного менеджмента на производственном предприятии

1.1 Современное состояние и перспективы развития рынка металлов России      6

1.2 Понятие учета производства

1.3 Анализ учета производственного процесса ЗАО «Сибирский металлоцентр»

2 Информационно-логическая модель учета производственного процесса металлоцентра

2.1 Современные методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов

2.2 Разработка информационно-логической модели учета производственного процесса ЗАО «Сибирский металлоцентр»

3 Автоматизированная система учета производственного процесса металлоцентра

3.1 Программно-технические средства общего назначения

3.2 Специальные программные средства автоматизации процесса управления производством

3.3 Программно-аппаратная реализация автоматизированной системы учета производственного процесса металлоцентра

3.4 Расчет экономической эффективности от внедрения системы

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Задание на дипломное проектирование

Приложение Б Сравнение функциональных возможностей ARIS Toolset и BPWin

 


ВВЕДЕНИЕ

Компания «Сибирьэнергоуглеснаб» создана в начале 90-х годов XX в. и начинала свою деятельность с поставок энергетических углей на электростанции РАО ЕЭС «России» и предприятия коммунально-бытового сектора Российской Федерации.

За прошедшие годы компания «Сибирьэнергоуглеснаб» (СЭУС) прошла динамичный путь развития и сегодня является ядром одноименной группы компаний, в которую входят предприятия, работающие в различных секторах экономики: металлоснабжения, строительства и строительных материалов, деревообработки, сельского хозяйства и зернопереработки, телекоммуникаций, международном IT-рынке.

Рынок металлов России с каждым годом становится все более организованным, развиваются сервисные услуги, происходит становление новых форм ведения бизнеса, связанного с продвижением (дистрибьюцией) металлопродукции от металлургического завода или комбината до конечного потребителя. Поэтому металлоснабжение является одним из перспективных направлений деятельности компании.

В настоящем дипломном проекте на примере ЗАО «Сибирский металлоцентр» рассматривается актуальная проблема, связанная с автоматизацией учета производственного процесса металлоцентра. Статус предприятия ЗАО «Сибирский металлоцентр» в организационной структуре СЭУСа – дочернее предприятие. В рамках структуры Управления металлоснабжения ЗАО «Сибирский металлоцентр» представляет собой Дочернюю Бизнес Единицу (БЕ) Металлоцентр с прямым подчинением Головной БЕ (в частности руководителю Управления).

В конце 2006 года компания «Сибирский металлоцентр» запустила в эксплуатацию завод на базе производственно-складского комплекса в г. Новоалтайске, специализирующийся на производстве различных изделий из металлопроката. Поэтому постановка эффективного учета производственного процесса является для предприятия наиболее актуальной задачей, решение которой обеспечит высокое качество продукции, отлаженный производственный процесс, индивидуальный подход к каждому клиенту и т.п. на основе современных технологий.

Объектом дипломного проектирования является учет производственного процесса металлоцентра (на примере ЗАО «Сибирский металлоцентр).

Предмет дипломного проектирования – информационно-логическая модель и информационные технологии учета производственного процесса металлоцентра (на примере ЗАО «Сибирский металлоцентр»).

Цель дипломного проектирования – разработка и программно-аппаратная реализация основных элементов автоматизированной системы учета производственного процесса металлоцентра (на примере ЗАО «Сибирский металлоцентр»).

Задачи дипломного проектирования:

- проанализировать современное состояние и перспективы развития рынка металлов России;

- на основе анализа деятельности ЗАО «Сибирский металлоцентр» сформулировать основные требования к автоматизации учета производственного процесса металлоцентра;

- рассмотреть современные методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов;

- разработать информационно-логическую модель учета производственного процесса металлоцентра;

- разработать и реализовать основные элементы автоматизированной системы учета производственного процесса металлоцентра.

Проект состоит из введения, трех разделов, заключения, 3 приложений и списка литературы из 59 наименований. Работа изложена на 128 страницах машинописного текста.

В первом разделе дипломного проекта рассмотрено современное состояние и перспективы развития рынка металлов России, понятие учета производства, обоснована актуальность проблемы учета производственного процесса металлоцентра. Определены требования к учету производственного процесса металлоцентра на примере учета производственного процесса ЗАО «Сибирский металлоцентр».

Во втором разделе дипломного проекта рассматривается информационно-логическая модель учета производственного процесса металлоцентра ЗАО «Сибирский металлоцентр», которая является основой проектирования и создания автоматизированной системы учета производственного процесса металлоцентра.

Для построения информационно-логической модели рассмотрены современные методологии и инструментальные средства моделирования бизнес-процессов. Предложено обоснование и описание выбранных CASE-средств для разработки элементов автоматизированной системы, применение которых позволило описать логику функционирования, а так же построить модель данных системы.

Третий раздел посвящен рассмотрению инструментальных средств общего назначения и специальных программных средств автоматизации процесса управления производством, где представлен обзор рынка информационных систем управления производством и обоснование выбора оптимальной среды для реализации проекта; рассмотрены основные компоненты автоматизированной системы учета производственного процесса металлоцентра, а также рассчитана экономическая эффективность внедрения данного проекта.


1.                Актуальность проблемы организации эффективного менеджмента на производственном предприятии

 

1.1            Современное состояние и перспективы развития рынка металлов России

Рынок металлов России с каждым годом становится все более организованным, развиваются сервисные услуги, происходит становление новых форм ведения бизнеса, связанного с продвижением (дистрибьюцией) металлопродукции от металлургического завода или комбината до конечного потребителя. Так, металлобаза занимается приемкой, хранением и реализацией металлопроката. Сервисный металлоцентр (СМЦ), в отличие от классической металлобазы, перерабатывает не менее 50 % металла в изделия дальнейшего передела.

На сегодня в России количество металлоторговых предприятий, позиционирующих свои перерабатывающие участки как сервисные металлоцентры невелико, - всего порядка 35. По данным Института Сервисных Металлоцентров, к ним примыкает еще порядка 7 предприятий, которые перерабатывают до 50% поступающего на их склады металлопроката.

Пока не подсчитано количество заготовительных участков строительных и машиностроительных предприятий, которые производят переработку металлопроката не только для собственных производственных нужд, но и на продажу. Но это, однозначно, значительный по количеству и по объемам производства сегмент рынка листопереработки. И все это - потребители оборудования листопереработки.

Истории создания СМЦ уже почти десятилетие. За это время на базе металлоторговых предприятий появились не просто сервисные металлоцентры, но настоящие металлоперерабатывающие заводы, которые перерабатывают до 100% металлопроката, поступающего на их склады. Они выпускают комплекты кровельных конструкций, модульные здания, модули контейнерного типа и целые комплекты для монтажа зданий, включая металлоконструкции, перекрытия, элементы стен, окна, двери, системы вентиляции и т.д. Таких компаний достаточно много. Правда, география их распространения неравномерна.

Крупные металлоторговые компании, имеющие развитую филиальную сеть, а значит большие возможности для сбыта продукции, ориентируются на высокопроизводительное оборудование с ограниченным ассортиментом по типоразмерам. Они способны выпускать серийную продукцию, которую распределяют по ближайшим регионам через свою сбытовую сеть и также осуществляют прямые серийные поставки крупным строительным компаниям.

Мелкие переработчики, ориентированные на заказы мелких строительных организаций и заказы физических лиц, входившие на рынок металлопереработки с оборудованием бюджетного уровня, выработав его ресурс, идут по одному из двух путей. Первый путь: они отказываются от собственного производства и переключаются только на продажи продукции крупных производителей. Пример этого заметен на московском рынке второй год подряд: когда предложение мелко- и среднесортного профнастила превысило спрос, мелкие производители, у которых эксплуатационные расходы сделали собственное производство нерентабельным, переключились на продажи.

Другой путь - для мелких компаний, нащупавших свою рыночную нишу, - приводит к приобретению универсального оборудования, позволяющего производить комплекты продукции листопереработки. Конкурентными преимуществами их является универсальность и оперативность, которые покрывают меньшую производительность и трудоемкость при выполнении многопозиционных заказов.

В более сложной ситуации оказались компании со средними по объемам размерами производства. Снижение рентабельности ставит их также перед выбором: либо отказаться от собственного производства, либо стать специализированным металлопереработчиком – металлоперерабатывающим заводом (по европейской классификации).

Надо отметить, что российские металлоторговцы-металлопереработчики находят новые пути, а именно диверсифицируют производство в сторону выпуска новых видов продукции (не только заготовки и детали, но также и продукции конечного потребления): производство металлической тары, складского оборудования, металлической мебели и других товаров народного потребления.

Что же касается перспектив развития рынка услуг металлопереработки СМЦ, то направлений будет несколько, как экстенсивных, так и интенсивных.

В поисках большей рентабельности металлоторговли крупные трейдеры будут все дальше продвигаться в регионы. Видимо, рост российской экономики может происходить только за счет децентрализации производства и потребления. С развитием регионов будет происходить рост обслуживающих отраслей, таких как металлоторговля и металлопереработка в сфере металлоторговли.

Интенсивное же развитие, как видится, будет связано с развитием машиностроительных отраслей и развитием аутсорсинга в производстве заготовок и деталей для них. Одна «лошадь» – строительная отрасль – не сможет решить всех проблем роста экономики и развития обрабатывающих производств.

Практическое же создание производств в сфере металлоторговли сопряжено с проблемой информационного голода участников рынка. СМЦ создают металлоторговцы и металлопроизводители, ранее не связанные с технологиями металлопереработки, инвесторы также знакомы с этой отраслью часто поверхностно. Зарубежные поставщики оборудования ориентируются на опыт работы в условиях достаточно благополучных и стабильных экономик, не имеют информации о российских реалиях [51].

Если рассмотреть действующий механизм работы региональных металлоцентров, то весь процесс можно разбить на два этапа: закупка и продажа металлопродукции.

Рассмотрим этап закупки металлопродукции. Сегодня на рынке оптовых продаж можно выделить пять групп продавцов (группы расположены по убыванию объема закупок):

- дилеры производителей;

- сами производители и их дочерние структуры;

- продавцы украинского железа;

- небольшие фирмы-продавцы;

- посредники.

Дилеры производителей - это фирмы, имеющие, как правило, неформальные отношения с производителем. Им доступен значительный объем оборотных средств, как собственных, так и заемных (от $1 млн. до $10 млн.). Работают они по следующему принципу. Ежемесячно у производителя выкупают определенный объем продукции (у разных заводов свой минимальный уровень — от 2 до 10 тыс. т ежемесячно), а в обмен получают скидки (у разных заводов свои, сегодня это 8-15%), а иногда и обязательства не отгружать товар прочим потребителям в регион дилера. Хотя последнее условие иногда нарушается или обходится конкурентами путем переадресовки и (или) перегрузки металла.

Большинство дилеров осуществляют и мелкооптовые отгрузки (от пачки) с одного или нескольких складов. В основном такие склады существуют в Москве, значительно в меньшем количестве – в Санкт-Петербурге и совсем небольшое их число – в Нижнем Новгороде.

В основном дилеры работают с теми заводами, куда с разовой (или ежемесячной) потребностью в 500-1000 т бессмысленно обращаться напрямую. Такой подход нам как розничным металлоторговцам кажется не совсем оправданным. Разумным для производителей представляется тезис: чем выше доля прямых продаж, тем выше рентабельность, хотя, без сомнения, для каждого производителя есть свой порог, когда доход от увеличения доли прямых продаж приводит к непропорциональному росту затрат на сбыт. Сегодня этот порог для отгрузок на внутренний рынок несколько завышен. Да и уровень прямых продаж – это, без сомнения, показатель качества работы производителя по сбыту продукции. В итоге дилер на внутреннем рынке предлагает товар на лучших, чем само предприятие-производитель, условиях. С этой точки зрения, производитель иногда просто «пилит сук, на котором сидит». К тому же рентабельность производителя сегодня заметно отличается от той, которая была год назад. И не в лучшую сторону.

Не так давно (лет 10 назад) все металлургические предприятия России могли работать с любым покупателем по заказу от 1 вагона. Когда действовала система Госснаба СССР, то через металлобазы тот же Мечел, например, производил отгрузку даже 100 кг круга разовому клиенту. Сегодня нет Госснаба, и 100 кг продукции – экзотика. Однако службы сбыта нигде не сократили; как правило, они только выросли, да еще и оснастились современной техникой. Но по каким-то причинам продать разовым образом потребителю один вагон металла они уже не могут. Видимо, в некоторых случаях система дилерства для производителя является просто механизмом перераспределения своих доходов.

В группе производителей и их дочерних структур сегодня находятся производители, не относящиеся к гигантам черной металлургии, те, кто не может себе позволить легко расстаться с частью собственной рентабельности, давая значительные скидки (например, производители труб), и те, чья продукция крупным дилерам просто неинтересна по причине ее специфики или сложности оптовых перепродаж (например, производители метизов). Иногда продажи в этой группе осуществляются через аффилированную структуру с целью либо проведения определенной торговой политики, либо оптимизации налогообложения.

К продавцам украинского железа часто относят фирмы со значительными финансовыми возможностями, спецификой деятельности которых является использование той или иной схемы ухода от оплаты НДС при продаже украинского металлопроката, у которого входящего НДС нет. Иногда в этой группе работают компании, которым просто не хватило места в первой группе. Бизнес их достаточно непростой, так как постоянно приходится заключать договоренности с железной дорогой по тарифу. Если ты не дочерняя структура украинской фирмы, то непросто контролировать ситуацию с украинским производителем по срокам поставки. Судиться с украинской стороной сложно.

Большинство этих продавцов всегда держит в уме мысль, что государство простым росчерком пера может прервать этот бизнес, изменив порядок расчетов по НДС, например, вернувшись к прежней схеме взимания его при растаможивании груза. Поэтому сегодня эти продавцы имеют в своей торговле долю и российского металла. И если с украинским металлом возникнут проблемы, они, без сомнения, заденут интересы продавцов российского металла прежде всего в группах первой и следующей.

Небольшие фирмы-продавцы - это фирмы, не имеющие значительного оборотного капитала, иногда занимающиеся продажей не только металлопродукции. Схемы получения металла такими компаниями у производителей часто «непрозрачны», обычно весьма разнообразны, нередко бывают разовыми, постоянный ассортимент к продаже предлагается не всегда. Перспективная стратегия развития у таких фирм часто отсутствует – просто, к сожалению, не на чем (в материальном плане) ее строить, и работа сводится к бесконечному решению тактических вопросов о поставке металла и удовлетворении спроса клиентов. Иногда такие фирмы перекупают металл у вышеперечисленных групп продавцов, главное для них – не упустить «живого» клиента.

К посредникам, как правило, относят продавцов категории «премиум». Задача их сложна. Покупая металлопродукцию у вышеперечисленных групп продавцов, надо суметь продать ее еще раз оптом. Но тем не менее такие продавцы работают и со своей непростой задачей справляются.

Отметим, как осуществляются расчеты за поставки металлопродукции. За последнее время проблем с нарушением взаимных обязательств стало намного меньше. Конкуренция на оптовом рынке весьма обострилась. Дефицит металла на внутреннем рынке, который имелся буквально год назад, сменился избыточным предложением. Поэтому вариант расчетов со 100%-ной предоплатой, что раньше было нормой, сегодня используется гораздо реже. Как правило, все вышеперечисленные типы торговцев продают металл с оплатой по факту отгрузки или получения или с отсрочкой платежа обычно на 5-10 дней.

Сегодня на оптовом рынке сложилась атмосфера доверия, многие поставщики поставляют металл без предоплаты просто по телефонному звонку, не занимая свое время подписанием спецификаций и протоколов цен.

Рассмотрим этап розничной продажи металлопродукции.

Металл получен, привезен на склад, далее начинается самое сложное: надо его продать. На металлоцентрах один вагон проката в среднем расходится по 50-60 клиентам (включая частников). В этом заключается одна из главных проблем работы региональных металлоцентров. Клиенты, покупающие мелкооптовые партии металла (15-20 т) одного-двух наименований, как правило, едут за 400-600 км в Москву на оптовые склады дилеров. За счет полученной от производителя скидки дилер может продавать металл практически по оптовой цене даже мелким оптом, что дает ему возможность снимать с регионального рынка в радиусе примерно 600 км от Москвы сливки (с мелкооптовых покупателей), не тратя средства на развитие складского хозяйства в регионах. Хотя справедливости ради заметим, что сегодня часть этой скидки иногда достается и розничным продавцам, через механизм отсрочки платежа. Кроме того, данная ситуация способствует появлению в регионах большого количества мелких продавцов, весь бизнес которых сводится к перевозке машинами металла из Москвы. Все это замедляет оборачиваемость, которая при классическом подходе к металлоторговле (купил вагон – продал в розницу) составляет не менее 3-4 месяцев. По этой причине региональная розничная торговля становится дорогим удовольствием. Поэтому наценка на мелкую (до тонны) розницу составляет примерно 20-25% к оптовой закупочной цене.

Для нормальной работы в таких условиях существуют два основных направления: это постоянное поддержание на складах широкого ассортимента металлопродукции, диверсификация работы металлоцентра за счет развития сервисных услуг для клиентов.

На ассортименте нет смысла останавливаться подробно, с ним все достаточно понятно. Что касается диверсификации, сегодня развиваются следующие новые направления:

- продажа товаров сопутствующего ассортимента;

- переработка металлолома;

- сбор макулатуры;

- предоставление услуг;

- небольшие профильные производства;

- сервис для клиентов.

При продаже товаров сопутствующего (строительного) ассортимента, остатки которых постоянно поддерживаются, вагонными нормами закупаются ДВП, ДСП, фанера, стекло, рубероид и т.п. Более мелкими партиями – абразивные материалы, карбид, прочие товары. Дополнительный ассортимент привлекает новых клиентов и создает рентабельность выше, чем при продаже металлопродукции. Но в денежном выражении емкость этого рынка несопоставима с рынком металлопродукции, т.е. прожить на нем при условии содержания складского хозяйства нереально. Однако как приработок для металлоцентра в регионах это совсем неплохо, тем более что не требует дополнительных затрат (т.к. вся инфраструктура уже имеется). Этот ассортимент позволяет содержать магазины стройматериалов, в которых к тому же хорошо продаются метизы, крепеж, скобяные изделия, инструмент.

Переработка металлолома на порядок более интересна, поскольку: дополнительные затраты на организацию этого процесса невелики, так как основа (кран, бетонная площадка, железнодорожный путь, рабочая сила) имеется; доход сравним с доходом от основной деятельности (реализации металлопродукции).

Более мелкий приработок – сбор макулатуры. При сдаче ее на рубероидные заводы сквозная рентабельность при продаже рубероида может достигать 100%. Дополнительных затрат тоже практически никаких. А со сбором макулатуры очень помогают упомянутые выше магазины.

Услуги - это, например, резка в размер (газовая, на отрезном абразивном станке, гильотина, комбинированные ножницы). Плюс небольшие цеха услуг: изготовление под заказ металлоконструкций.

При небольшом профильном производстве, например, могут действовать следующие варианты:

- производство сетки рабицы – экономия на себестоимости изготовления и транспортных расходах (из вагона проволоки получается 4-5 вагонов сетки);

- производство сгонов, бочат;

- кузница: производство скоб, ломов, гвоздодеров и проч. Работает также на цех услуг;

- деревообрабатывающее производство: от бревна до дверей, рам, погонажа и паркета. Оно работает на расширение ассортимента магазинов для увеличения их привлекательности. Кроме того, поскольку деревообрабатывающее производство находится на территории металлосклада, для сбыта его продукции не требуется создавать собственную сеть.

Все эти направления не так велики в общем объеме продаж, но, получая с них дополнительный доход, металлоцентр может поддерживать более низкую торговую наценку при продаже металлопродукции, привлекать ею дополнительных покупателей (за счет возможности более широкой комплектации). При этом не требуется значительных дополнительных затрат и просто более полно используются имеющиеся на базах производственные мощности.

Рассмотрим последнее направление – сервис для клиентов. Часть дополнительного сервиса уже описана выше, это постоянный широкий ассортимент, новые товарные направления, оказание услуг. Кроме того, это быстрота обслуживания (весь процесс компьтеризирован) – металлопрокат грузят одновременно несколько кранов; одно местонахождение товара и выписываемых счетов; обладание всех металлоцентров резервным электропитанием на случай его планового и внепланового отключения; доставка металла клиенту, эстетика.

Таким образом, региональным металлоцентрам для развития достаточно хотя бы изменения по двум позициям. От производителей – беспроблемная работа сбытовых структур заводов-производителей: от 1 вагона продукции одного наименования и снижение оптовых скидок на внутреннем рынке до величины 3-5% максимум. От властей – закрытие «украинской дыры» по НДС [48].

 

1.2 Понятие учета производства

Производственный учет, истоки его возникновения в экономический литературе связывают с развитием теорий основного производства. Уже в XVIII веке различные направления экономических наук широко использовали теоретические основы производства в их связи с кругооборотом хозяйственных средств, что впоследствии позволило создать и развить научные направления балансоведения. Методические вопросы учета производственного процесса, в большей степени связывали с технологическими и отраслевыми особенностями производств. Крупные промышленные объединения и компании, стремясь повысить эффективность и результативность собственного производства, внедряли различные механизмы внутреннего хозяйственного расчета, организовывали производственные бухгалтерии, в задачи которых вменялись: расчет затрат, формируемых себестоимость выпускаемой продукции, определение затрат по местам их возникновения (по центрам затрат и центрам ответственности), нормирование затрат и т.д.

Российский бухгалтерский учет в XX веке активно использовался для внедрения хозрасчетных отношений на производственных предприятиях. Наработанная богатейшая практика: лимитирования затрат; использования прогрессивных норм и расценок; составление локальных смет затрат по производственным подразделениям; введение внутренних методов расчета между подразделениями; использование нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и элементов этого метода; и др., - не потеряла своего актуального значения и в рыночных условиях. Однако, целостной системы производственного учета в методическом смысле до настоящего времени не создано.

Российские ученые в большей степени склоняются к тому, что те задачи учета, которые связаны с расчетом себестоимости и определением маржинальной прибыли, - относятся к задачам управленческого учета. Понимание системы управленческого учета по-разному толкуется, для его реализации предлагается обширный методический инструментарий, включающий не только методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, но и организацию системы внутреннего контроля и внутренней отчетности, элементы текущего и стратегического планирования затрат, использование элементов нормирования, бюджетирования и т.д.

Такие подходы трудно оспаривать, но в одной учетной системе использовать весь перечисленный инструментарий одновременно невозможно на практике и сложно систематизировать в едином методическом направлении. Понятно, что рыночная среда, в которой каждая организация испытывает свои сложности конкуренции и выживания, влияет на определение конкретного круга управленческих задач. Для разных организаций набор таких задач может быть отличным. Поэтому для развития и повышения эффективности управления отдельно взятой организации возникает необходимость формировать свою систему управленческого учета. Если же задачи управления сужены до управления конкретными процессами производства, то система информации, формируемая для обеспечения управления, очерчивается рамками производственного учета. В этом смысле, производственный учет рассматривается в данной теме исследования.

В широком понимании производственный учет - это информационная система, имеющая свои области использования показателей организации, формируемых в бухгалтерском учете, оперативном учете, маркетинговых расчетах, стратегическом планировании и прогнозировании. Но в каждой области есть свои особенности, под влиянием которых видоизменяются параметры названных показателей, если речь идет о производственном процессе. Таких подходов, систематизированных до уровня учета производственного процесса применительно к специфическим сферам - переработки металлопродукции, - в отечественной науке нет.

В экономической литературе часто встречается отождествление понятий "управленческий" и "производственный" учет. Исторически сложилось, что производственный учет (его разновидность - учет, основанный на принципах хозяйственного расчета) является предшественником управленческого учета. Основная цель производственного учета - определение затрат на производство. Объектами производственного учета являются учет издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам затрат и центрам ответственности. Производственный учет дает информацию для расчета себестоимости единицы продукции, приходящейся на нее прибыли, а также уровня рентабельности.

Под термином "управленческий учет" часто понимается учет и контроль затрат и доходов, связанных с основной деятельностью. В связи с этим между терминами "учет затрат" (издержек) и "управленческий учет" практически ставится знак равенства. Такой подход может быть приемлем для мелких предприятий. На средних и крупных предприятиях круг проблем, которые решаются с помощью управленческого учета значительно шире, как и само понятие "издержки".

Следует отметить, что учет и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации является простейшей формой организации управления коммерческой структурой. В настоящее время следует руководствоваться требованиями финансовой и налоговой оптимизации деятельности, учитывать особенности технологии производства, которые, как правило, влияют на формирование конечного результата и на организацию производственного учета.

Следовательно, производственный учет более тесно связан с функциональными процессами на предприятии, с оценкой деятельности подразделений, оценкой рентабельности видов деятельности, чем управленческий учет.

В отечественной экономической литературе понятие "производственный учет" не прижилось, поскольку его синонимом является понятие "управленческий учет", который трактуется тоже по-разному.

Можно выделить основные этапы управленческого учета, под которым чаще всего понимался производственный учет (таблица 1.1).

Обобщая мнение ведущих ученых в области определения и признания производственного учета, мы сделали попытку сформировать систему производственного учета, используя известные категории и области информационных данных, и определили функции производственного учета (рисунок 1.1).

Таблица 1.1 – Основные этапы управленческого учета