Рефетека.ру / Религия и мифология

Курсовая работа: Величайшая мусульманская религия - Ислам

Введение


Ислам- одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь.Она преобладает на Ближнем Востоке, В Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

Ислам можно считать «братской» религией по отношению к иудаизму и христианству. Поэтому историю и даже сущность ислама невозможно по- настоящему понять в отрыве от двух его «старших братьев». Подобно иудаизму и христианству, это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан - Библия, а для мусульман- Коран, собрание откровений, Которые Мухаммад, основатель ислама, получил от Бога.


1. Происхождение ислама


Религия родилась в среде арабских племен Аравийского полуострова. Этноним «араб» встречается в древних источниках. У персов «арбайя» означает пустыня, у евреев — кочевник. У греческого историка Геродота слово «арабы» — синоним аравийцев (жителей Аравии). Характерно, что сами они этот термин не употребляли. Арабы периода раннего средневековья имели родоплеменную связь. Главой племени являлся старейшина с наследственной властью — шейх. Племена объединялись в союзы. Известны союзы североаравийских и южноаравийских племен. Племена постоянно враждовали между собой, совершая набеги и угоняя скот, женщин и детей. Чаще всего все это возвращалось противнику за выкуп.

Большинство аравийцев занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, перегоняя стада верблюдов по пустыням от одного оазиса к другому. Их называли бедуины (от арабского бадв — житель пустыни). В этих условиях сформировался особый духовный мир кочевников, замкнутый кругом интересов своего рода и племени. Его отличала этика воина. Так, аравийский поэт VI в. аш-Шанфара пишет:

Я не слабосильный трус, который постоянно сидит при жене,

расспрашивая ее о своем деле и советуясь, как ему поступить.

И не припавший к земле страус,

сердце которого то поднимается, то опускается.

И не сидящий дома кокетливый муж,

который и утром и вечером расхаживает,

покрытый благовониями и разукрашенный сурьмой.

Понятие морали у бедуинов включало в себя одновременно смелость и великодушие (смелость — для защиты своего племени, великодушие — по отношению к врагу, за исключением случаев кровной мести), широкое гостеприимство и верность данному слову (что, впрочем, не мешало им быть неисправимыми должниками). Вместе с тем кочевникам не были чужды жестокость и коварство, мстительность и злоба.

Противоречивый духовный мир отражался также и на религиозных верования аравийцев. Господствующей религией бедуинов был политеизм. Они поклонялись Луне и Солнцу, верили во всесилие божеств, которых насчитывалось до 350. В языческий пантеон входили Аллах, Узза, Манат. У многих племен Северной и Центральной Аравии Аллах был верховным божеством. Он воспринимался как далекий от людей создатель мира, не покровительствующий какому-то конкретному племени. Его святилищ почти не существовало. Супругой Аллаха была Узза, дочерью — Манат, иногда обе богини считались его дочерьми.

Наиболее распространенными среди арабов-бедуинов были культы бетилов и предков. Культ бетилов выражался в поклонении большим камням, поставленным стоймя в форме жилища (семитская бейт-эл — жилище бога), внутри которого находились идолы-божества. Вокруг бетила два раза в год устраивались культовые процессии. Такой пантеон находился, например, в Мекке. Его возглавлял бог — покровитель рода Курейш Хубал. Душам умерших родственников совершались жертвоприношения. С культом предков был связан обычай кровной мести. Кочевники считали его своим религиозным долгом, поэтому в Аравии велись постоянные междоусобные войны. Среди арабов того времени были и такие, кто осуждал межплеменные распри, справедливо считая, что они ведут к самоуничтожению родов. Поэт Оби Сульма (530—627) писал:

Война — это то, что вы уже познали и испытали (на себе),

а не выдуманный рассказ.

Кто ее разожжет — навлечет страшную беду,

если ее раздуть, она запылает и спалит все вокруг.

Она подобно мельничным жерновам перетрет вас,

родив, оплодотворится снова и принесет двойню».

В противовес политическим верованиям бедуинов в Аравии рождается другая культура — культура единобожия (монотеизма). Ее основу составили иудаизм, зороастризм и христианство. Носителями этих религий были иноземные купцы, проповедники-миссионеры, воины соседних государств, неоднократно вторгавшихся в пределы Аравии, В I—VI вв. на территории полуострова существовали ранние государства. В Южной Аравии их насчитывают шесть, в Северной — три. Это были слабые образования, жители которых, как правило, являлись данниками могущественных Византии, Эфиопии и Ирана, а правители — их ставленниками.

В других районах Аравии монотеистические религии исповедовались среди горожан. Так, иудаизм в основном был распространен среди евреев-торговцев, живших общинами в городах вдоль побережья Красного моря. Многие из них имели значительные земельные владения и большие капиталы. Известно, что крупными центрами проживания иудеев были Мекка и Йасриб. Христиане в отличие от иудеев были разобщены как по этническому, так и по церковному признакам. Это были, как правило, мелкие торговцы, люди свободных профессий, чернорабочие. Одни придерживались несторианства, другие были монофизитами. Большая часть христиан не принадлежала к арабским племенам. Они были людьми пришлыми.

В среде арабов наблюдались общественные и идеологические перемены. Интенсивно велась торговля, что вело к укреплению межплеменных связей и способствовало общению арабов с другими народами. Вместе с тем в VI—VII вв. наблюдается разложение родовых отношений, усиление социального неравенства. В сознании простого общинника последнее зачастую объяснялось «неправильной» верой. Поисками «истинной» религии занимались многие. В это время на Аравийском полуострове возникло так называемое «пророческое движение».

Историкам известны проповедники Мусайлима, Саджжах, ал-Асвад, ибн Сайад, которые убеждали язычников отказаться от идолов и призывали к единобожию. Чаще других фигурировали имена богов Рахман и Аллах. Пророчица Саджжах из племени талим действовала исключительно методом мирной проповеди. Впоследствии она приняла ислам. Другие действовали силой оружия. Мусайлима, например, пытался установить свою власть в Йемаме, ал-Асвад — в Йемене. Проповедников единобожия называли ханифами (благочестивыми), а их верования — ханифством. В 10-е гг. VII в. начинает свою проповедническую деятельность купец Мухаммед - основатель ислама. Аравийские проповедники, несомненно, испытали влияние иудео-христианской религиозной системы, которая была им хорошо известна. Однако они отнюдь не копировали Ветхий и Новый Завет. Это учение переносилось на арабскую духовную почву, из которой произрастали оригинальные религиозные учения, в том числе и ислам.

Таким образом, возникновение ислама связано прежде всего с развитием духовного мира аравийских племен I—VII вв. от политеистических к монотеистическим религиозным воззрениям. Эта эволюция была вызвана разложением родоплеменных отношений, социальным расслоением общества, формированием арабского этноса. Постоянные междоусобные войны и поражения в битвах с сильными соседними государствами усиливали разочарование в язычестве. Многочисленные и тесные контакты арабов с богатыми и процветающими народами монотеистической веры как бы демонстрировали преимущества единобожия. В этой обстановке в VI-VII вв. началась своеобразная религиозная революция на Аравийском полуострове.


2. Коран и Сунна – «священные книги» мусульман


Коран - величайший памятник исламской духовной культуры, «священная книга» мусульман. Ее используют в ритуальных целях и читают на досуге. Коран переведен на все европейские языки, его изучают, приобщаясь к сокровищнице восточной религиозной мысли. Название «священной книги» мусульман происходит от арабского слова ал-кур'ан, что означает «чтение вслух, наизусть». Первоначально этот термин употреблялся пророком Мухаммедом для обозначения отдельных откровений и проповедей, излагавшихся им в Мекке и в Медине. Некоторые его сподвижники воспроизводили их при жизни пророка по памяти. Существовали также отдельные, отрывочные записи его откровений. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти в 632 г. Они отличались друг от друга количеством и порядком расположения, названием отдельных глав, написанием ряда слов и т.п. Наличие многочисленных редакций вызывало богословские и политические споры между единоверцами. К тому же мекканская община, ведя религиозные войны с бедуинскими племенами Аравии, нуждалась в духовном оружии, каковым должна была стать единая «священная книга». По приказу третьего халифа Османа была образована специальная комиссия по составлению единого текста такой книги. Ее возглавил придворный чиновник и богослов Зайд ибн Сабит, известный тем, что он занимался редактированием Корана еще при первом праведном халифе Абу-Бекре. Вскоре текст Корана был утвержден как канонический, а его составитель получил от халифа Османа щедрый подарок — 100 тысяч дирхемов. Предание гласит, что халиф Осман был убит как раз во время чтения зай- довского списка Корана и следы его крови запечатлелись на этой книге. Самые ранние, сохранившиеся доныне списки, относятся к концу VI — началу VIII в. В последующем текст Корана подвергался шлифовке — улучшалась грамматика, закреплялись способы его чтения и т.п. Последние изменения в текст были внесены в 1919, 1923 и 1928 гг. в Каире. Именно каирская редакция признана подавляющим большинством нынешних мусульман в качестве окончательного канонического текста.

В России предпринималось несколько попыток перевода Корана на русский язык. Первоначально оригиналом послужил французский перевод. Так, А.С. Пушкин, создавая свои незабываемые «Подражания Корану», пользовался переводом с французского, сделанным видным русским драматургом М.И. Веревкиным, членом Российской академии. С арабского оригинада Коран был впервые переведен профессором Казанской духовной академии Г.С. Саблуковым в 1877 г., а затем, в 20—40-х гг. XX в. академиком И.Ю. Крач-ковским. Положительно воспринят мусульманской общественностью поэтический перевод В.М. Пороховой (1996). В настоящее время Институт востоковедения РАН осуществляет новый перевод Корана с использованием арабских комментариев и его европейских переводов.

Источники Корана. При первом знакомстве с текстом Корана бросается в глаза обилие хорошо знакомых библейских персонажей, ветхозаветных и новозаветных. Читатель узнает о первом сотворенном Аллахом человеке Адаме, о всемирном потопе и Нухе (Ное). Много страниц посвящено рассказам о деяниях и проповедях Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Исаака). Целая глава посвящена истории о Йусуфе, сыне Йа-куба (Иосифе, сыне Иакова). Из Корана можно узнать о рождении и пророчествах Исы, сына Мариам (Иисуса, сына Марии). Наиболее часто Коран упоминает Мусу (Моисея). Встречаются также рассказы о Сулаймане (Соломоне) и Дауде (Давиде).

Есть в Коране предание о политическом деятеле древности Александре Македонском. Пророк Мухаммед (в переводе А.Ю. Крачковского Мухаммад) называет его Зу-ль-Карнай-Двурогий, т.е. обладатель символа божественного могущества. Согласно сирийской легенде VI—VII вв., Александр Македонский заявил своим подданным, что «бог... дал мне рога на моей голове, чтобы я сломал ими государства мира». В Коране нашли свое место герои арабского фольклора. Так, в древней Аравии хорошо знали предание о мудром старце Лукмане. Его поучения своему народу, как говорят, были даже записаны в виде «свитка Лукмана». Коран называет его правоверным и рассказывает о том, как Аллах даровал ему долгую жизнь, равную жизни семи орлов. Лукман пережил свой народ, погубленный за грехи Аллахом.

Таким образом, Коран впитал в себя многие источники духовно-религиозной жизни Ближнего Востока, прежде всего книги Ветхого и Нового Завета, легенды и предания арабского фольклора. Косвенно в нем звучат отголоски древней истории Средиземноморья и Ближнего Востока. Все это составило культурную среду, в которой «родился» Коран.

Некоторые из историков в прошлом утверждали, что в Коране просто переписаны «священные книги» иудеев и христиан. Об этом наглядно свидетельствовали заголовки некоторых книг «Что взял Мухаммед из иудаизма» А Гейгера (1902) или «Зависимость Корана от иудаизма и христианства» В. Рудольфа (1922). Такая постановка вопроса искажает историческую картину. Тщательно анализируя «священную книгу» мусульман, известный ученый М.Б. Пиотровский подчеркивает, что в Коране «прямых источников заимствования практически обнаружить не удается. Есть явные, прошедшие долгий путь, отзвуки библейских канонических и апокрифических текстов, есть параллели к различным послебиблейским иудейским и христианским преданиям. Все это — часть единого культурного мира».

Текст Корана разделен на 114 сур (от араб, ас-сура — ряд, ранг), т.е. частей или глав. В свою очередь суры делятся на аяты (от араб, айа — знак, чудо), т.е. стихи. Каждая сура имеет название. Первая называется «Открывающая книгу» — Аль-Фатиха. Это своеобразный символ веры:

Хвала Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь!

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, —

не тех, которые находятся под гневом, и

не заблудших. (1:2— 7).

Все суры, за исключением девятой, открываются традиционной мусульманской формулой: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» (Бисмиля-ль рахман рахим). Это посвящение, дух и сверхидея Корана одновременно.

Важнейшая особенность «священной книги» мусульман заключатся в том, что она не имеет единого сюжета. Коран — собрание проповедей, откровений, притч, сказаний, славословий, исходящих от Мухаммеда, произнесенных им в разное время, либо же исходящих от самого Аллаха. Сгруппированные в суры, они относятся к двум периодам жизни и деятельности пророка — мекканскому (610—622) и мединскому (622—632). Первые намного короче вторых. Внимательно читая Коран, видишь, что мекканские суры импульсивны, энергичны. Они пронизаны эмоциональной силой, необходимой Мухаммеду для того, чтобы убедить слушателей в правоте Аллаха. Мединские же суры, наоборот, спокойные, рассудительные. Они предназначены как бы для обращенных, которым объясняются догматы веры.

В тексте Корана суры расположены в порядке убывания стихов. Сура 2, например, содержит 286 аятов. Каждая сура имеет название. На первый взгляд, они не связаны с содержанием данной части и звучат странно — «Корова», «Гром», «Трапеза», «Различение», «Муравьи», «Нахмурился», «Гора», «Звезда», «Месяц» и т.д. На самом деле —- это ключевые слова, символизирующие смысл данной части.

Сунна. Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, обычай, пример) — пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунна, объединяющая повествования о деяниях Мухаммада с его высказываниями, представляет собой источник материала для решения всех проблем индивидуума и общества. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммада считаются боговдохновенными, а Сунна наряду с Кораном воспринимается верующими как богоданная основа ислама, как указание на то, какие поступки или мнения угодны Аллаху. Сунна служила действенным средством приспособления ислама к новым ситуациям, возникавшим после успешной исламской экспансии и образовании халифата, к динамично меняющимся историческим реалиям.

Основной составляющий элемент Сунны — хадис (араб, новое » известие, рассказ) представляет собой сообщение из жизни пророка Мухаммада, предание о его словах или действиях, затрагивающих различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис включает две части: иснад (араб, опора) — перечисление тех, кто предавал друг другу известие о Пророке до момента его письменной фиксации, и матн (араб, текст), содержащий конкретную информацию. Согласно мусульманской традиции, иснад представляет собой доказательство истинности того, что произошло с пророком Мухаммадом, поскольку опора на традицию, на мнения авторитетов является в исламе ведущей.

Хадисы появились не раньше 90-х годов VII в. В начале VIII в. они утвердились как авторитетный источник. Активный сбор преданий прищелся на 700—720 гг. Через полстолетия они уже находились в массовом хождении. Как гласит традиция, всего было в обороте полтора миллиона хадисов. Профессия собирателя и знатока преданий о пророке Мухаммаде была почетной, престижной и зачастую политически и идеологически ангажированной. Борющиеся между собой политические группировки, религиозные секты и течения стремились опереться на авторитет Мухаммада и оправдать с помощью хадисов свои притязания и доктринальные установки. Наряду со сбором оригинального хадисного материала процветала фабрикация подложных преданий. Сочинительство хадисов было не только формой литературного творчества и предметом гордости, но и способом заработать деньги. Первыми звеньями в цепи передатчиков хадисов были саха-бы — сподвижники и соратники Мухаммада, люди, тесно с ним общавшиеся. Они составляли элитарную группу, игравшую огромную роль в жизни раннемусульманской общины, и являлись коллективным хранителем учения Пророка после его смерти. Им наследовали последующие поколения хранителей и передатчиков хадисов. Первое и второе поколение после сахабов — их дети и внуки — сыграли значительную роль в кодификации ислама. Взлет хадисотворчества пришелся на то время, когда ушло поколение сподвижников Мухаммада — сахабов, игравших роль гаранта достоверности хадисов. Ответственность за правдивость хадиса несли их преемники, отделенные достаточным временным промежутком от периода жизни Пророка, из чего вытекает проблема тенденциозности и относительной достоверности хадисного материала.


3. Основные идейно-политические направления в исламе


Уже при первых халифах в государстве мусульман развернулась идейно-политическая борьба. Причиной был вопрос о наследовании власти. После смерти Умара (Омара) халифом становится Усман (Осман). Омейяды, как известно, в свое время были противниками Мухаммеда. Прямые потомки пророка из рода Хашимитов перешли в оппозицию. Ее называли «ши-а» — партия, а сторонников шиитами. Шиитов возглавил Али бен Аби Талиб — двоюродный брат и зять пророка. С женой пророка Аишей и его дочерью Фатимой Али подготовил заговор. В июне 656 г. сторонники Али убили Османа и власть перешла к Али. Это послужило поводом для гражданской войны. В январе 661 г. в мечети Куфы (ныне г. Неджефабад, Иран) Али был убит. Власть вновь перешла к Омейядам. Столица халифата была перенесена из Медины в Дамаск. Центральной областью становится богатая Сирия, а Аравия превращается в одну из провинций Арабского халифата.

При Омейядах (661—770) империя достигла своего расцвета. Ее владения простирались от Пиренейского полуострова (Испания) до Северного Кавказа (Армения, Картли), Средней Азии (Харум, Фергана, Самарканд) и долины реки Инд (Синд). Управление осуществлялось на основе веротерпимости. В отношении оппозиционеров-единоверцев власть демонстрировала жестокость. Шииты обосновались в Иране и развернули борьбу против господствующего клана.

Итак, с середины VII в. единая до сего времени мусульманская община раскололась на две группировки — шиитов и суннитов. Шииты проживают в основном в современном Иране, Ираке и Азербайджане. Небольшие их общины имеются в Йемене и Бахрейне. По их преданию, Аллах лично указал на Али как на своего преемника и, следовательно, закрепил верховенство за своими прямыми потомками. За эту идею сражался Али, погиб его младший сын Хусайн (Хусейн). Последующие имамы проповедовали и, по преданию, творили чудеса, а умирая, назначали преемника. Последний, 12-й имам, по имени Мухаммад, родившийся в 873 г., внезапно исчез. Шииты считают, что он удалился в потайное место и ждет своего часа, когда в качестве Махди («спасителя») ознаменует наступление царства исламской справедливости. Шиитов отличает особое внимание к идее страдания за веру, к эсхатологии и мессианству. Им особенно близок догмат о божественной предопределенности. И наконец, шииты особенно подчеркивают, что светская и духовная власть должны быть соединены в руках духовного лица — главы мусульманской общины.

Сунниты (их в мусульманском мире большинство), напротив, подчеркивают коллективное начало власти и приводят в пример общину самого пророка Мухаммеда, который формально не имел никакого титула. Ссылаясь на Коран и хадисы Сунны, сунниты отстаивают выборность духовных руководителей. Подчеркивая значимость Сунны, сторонники этого направления называют себя суннитами. Это не означает, что шииты отвергают хадисы. Просто они более критичны в отношении сборников преданий и признают истинность лишь некоторых из них.

Суннизм и шиизм породил множество различных течений и сект. Всего их насчитывают 73. Одни абсолютизируют волю Аллаха и настойчиво пропагандируют пришествие имама Махди (махдисты, исмаилиты). Другие настаивают на том, что и сам Аллах уже не в состоянии нарушить от века им установленный порядок вещей, а человеческие поступки объясняют свободой сознательной воли (мутазилиты).

В палитре мусульманских общин особое место занимает суфизм. Возникший в VII в., суфизм долго находился вне закона. И только в период упадка Арабского халифата (XIII в.) он был признан официально. Существует множество определений суфизма, каждое из которых отражает лишь группу присущих ему признаков. Сам термин (ат-тасаввуф), вероятно, происходит от арабского суф — шерсть, поскольку грубое шерстяное покрывало издавна считалось обычным одеянием аскета — отшельника, «божьего человека». Проповедник — суфий (дервиш) — странствовал, питаясь подаяниями доброхотливых мусульман. Суфии объединялись в братства, своеобразные монашествующие ордена. Их поведение и внешний вид напоминали верующим о необходимости соблюдения правил мусульманской веры и образа жизни. Некоторых крупнейших суфийских учителей и подвижников, прославившихся своими глубокими познаниями и благочестием, стали именовать святыми, хотя никто и никогда их не канонизировал. Им приписывали способность к сверхъестественным деяниям. Отсюда вытекает важная черта суфизма — мистицизм. Аскеты — подвижники — проповедовали идею о непосредственной связи человека с Богом. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизиться к Аллаху и в итоге раствориться в нем. Разрабатывались особые приемы достижения подобного состояния, где большую роль играли самонаблюдение и самоконтроль. Важной чертой суфизма является антропоцентризм, т.е. стремление пропустить действительность через призму собственного «Я». Это отражено в богатой и разнообразной суфийской поэзии. В стихах внимание приковано к личному переживанию Бога, анализу скрытых мотивов собственных поступков, осознанию мусульманских истин.

В X—XI вв. популярность суфийского образа жизни и мировоззрения резко возросла. Появились классические труды по суфийскому богословию. Среди них наиболее известна книга «Воскрешение наук о вере» Абу ал-Газали. Опираясь на Коран, суфий рассуждает о признаках (атрибутах) благочестивого мусульманина. Таковы, по его мнению, раскаяние, воздержание, бедность, терпение, любовь, страх, надежда и др. Все качества человека соотносятся с Богом. Например, состояние любви — это «видение своими глазами того, чем его облагодетельствовал Аллах, а сердцем — того, что Аллах близок к нему, заботится о нем, оберегает и выступает его поручителем».


4.Вероучение и культ ислама


Религиозные представления мусульман не имеют четкой догматической завершенности. Различные направления в исламе по-разному понимают те или иные принципы, заложенные в «священных книгах». Между тем всеми признаются пять религиозных правил, «столпов» веры: аш-шахада — исповедание веры; ас-салат (персидское «намаз») — молитва; ас-саум — пост; аз-закат (закят) — налог в пользу бедных; хаджж — паломничество.

Шахада предписывает мусульманам свято верить в единого Бога — Аллаха и считать Мухаммеда его посланником. Все это выражается молитвенной формулой: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха». Шахада возникла в ранний период ислама как возглас, отличавший мусульман от остальных людей. Она произносится и в индивидуальных молитвах, и в мечети во время богослужения. В период религиозных войн шахада служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид — мученик, воин, павший за веру.

Молитва — обязательное правило для правоверного. Согласно Корану, Аллах вначале предписал Мухаммеду молиться 50 раз в день, однако в последствии снизил это количество до пяти (утренняя, полуденная, предвечерняя, дозакатная и ночная молитва). Молиться мусульманин может индивидуально и коллективно в любом подходящем месте, но полуденную, в пятницу, рекомендуется совершать в мечети. Считается, что весь порядок моления сложился как подражание молитвенным движениям и позам Мухаммеда и закреплен памятью первых мусульман. Молящийся вначале должен совершить омовение, и, опустившись на колени, моление совершать на чистой подстилке (коврик и т.п.). Обращаясь к Аллаху, он должен повернуться лицом к Мекке и, опустив руки вдоль тела, произнести формулу намерения совершить определенную молитву. Затем поднять руки на уровень лица, ладонями от себя, и произнести формулу возвеличения Аллаха. Далее предписывается взять левую руку в правую, прижать обе к груди, произнести слова: «Велик Аллах (Аллах акбар)» и повторить земной поклон. Таков порядок одного цикла молитвы. В зависимости от времени суток циклов может быть от двух до тринадцати. Женщины молятся отдельно от мужчин. Молитву в мечети возглавляет имам (мулла) — руководитель общины.

Пост (саум), по преданию, установлен самим Мухаммедом в месяц рамадан (рамазан) второго года хиджры по приказу Аллаха. Пост заключается в воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма и т.п., т.е. от всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, но излишествам предаваться не рекомендуется, следует проводить время в размышлениях, беседах, чтении Корана, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню. Пост обязателен для всех мусульман в течение рамадана. Освобождение от него получают больные и престарелые люди, кормящие женщины, а также преступники, не отбывшие наказания и т.п. Существует практика индивидуальных постов, которые мусульманин может принять добровольно. Обычно для них избираются дни полнолуний, понедельники и четверги. Рекомендуется поститься и в дни солнечных и лунных затмений, а также во время эпидемий, стихийных бедствий и военной опасности.

Налог мусульман в пользу бедных (закат) берется с состоятельных, имущих. Первоначально он был налогом с бедуинов после взятия Мекки Мухаммедом. Закат обычно взимается со скота, денег, товаров и т.п. Правом получения материальной помощи, по Корану, пользуются бедные и нищие, пленные мусульмане, кающиеся грешники, паломники.

Хаджж — паломничество — пятое важное религиозное правило. Мусульманам предписывается совершить путешествие в Мекку и другие святые места, связанные с деяниями пророка Ибрахима. Хаджж совершается в месяц зу-л-хиджжа. Кто не способен сделать это сам, может послать вместо себя своего заместителя. Паломничество — строго регламентированное путешествие. Одетые в кусок белой ткани (ихрам) верующие семь раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы, где находится так называемый «черный камень» — главный объект поклонения. По преданию, «черный камень» раньше был белым яхонтом, который почернел из-за греховности людей. Аллах даровал его Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. После потопа Кааба разрушилась. Старый фундамент здания отыскали Ибрахим и его сын Исмаил, которые возвели его вновь. После проповеди в главной мусульманской мечети паломники совершают жертвоприношение, затем бросают камешки в три столба, символизирующие сатану — Иблиса. Главный же обряд хаджжа — стояние у горы Арафат (возле Мекки), где паломники проводят целый день, слушают проповедь, молятся. По завершении хаджжа паломник получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.


5. Мусульманское право. Шариат


Ислам в отличие от христианства не знает какой-либо церковной организации. В мусульманском мире не было соборов, догматизирующих вероучение и культ. Поэтому большую роль в сохранении единства мусульман и целостности вероучения играет право (ал-фикх). Детальной проработкой норм жизни ислам отличается от других религий. Какого-либо специального кодекса не существует. Однако мусульманские богословы систематизируют те или иные правовые положения. Их источником служат Коран и Сунна. Совокупность мусульманских правовых норм, отраженных в «священных книгах», называется шариат (от араб, аш-шариа ~ прямой, правильный путь, закон, предписание).

Мусульманское право делит все поступки человека на пять категорий — обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и запрещенные. Обязательно мусульманин должен, например, совершать ежедневную пятикратную молитву; считать сатану своим врагом; остерегаться греховных поступков, внушаемых ему; честно и справедливо содержать жену, не проявляя по отношению к ней актов насилия. Рекомендуется знать весь Коран наизусть, оказывать помощь калекам, бездомным, воспитывать сирот; совершать хаджж; жене подчиняться мужу; не таить обиду более трех дней (если это не вредит вере) и т.п. Мусульманам разрешается иметь до четырех жен, если муж в состоянии их обеспечить; принимать подарки; держать дополнительный пост и совершать дополнительный хаджж; нуждающемуся давать деньги в долг, но без процентов. Шариат возбраняет: продавать товар тому, кто больше платит; говорить истину за глаза о человеке; смотреть на лица посторонних женщин с недозволенными мыслями и т.п. И наконец, запрещено убить человека, который не покушался на жизнь мусульманина; воровать; грабить; издеваться над живыми существами, пытать людей; обвешивать; продавать испорченные товары; не выплачивать долги; запрещены аборты; нельзя есть свинину, употреблять в пищу кровь убитых животных, пить спиртные напитки; категорически запрещается самоубийство.

В период классического ислама шариат неукоснительно соблюдался. В последнее время он все более отступает перед светским, гражданским правом. Однако в некоторых странах Востока сегодня имеет место своеобразное возрождение норм шариата, например в Исламской Республике Иран, в Исламской Республике Пакистан. На родине пророка, в Саудовской Аравии, шариат также считается основой гражданского, уголовного и государственного права.

Все человеческие существа являются творением Бога и любимы Им. Поэтому существуют определенные основные права, которые разделяются всем человечеством — и мусульманами, и немусульманами. Все люди имеют право на еду, на одежду, образование и заботу со стороны общества, которое управляет их существованием.

В каждом обществе есть люди, которые по причине болезни не могут работать или слишком слабы, чтобы преуспеть в поддержании и в ведении достойной жизни. Не следует забывать также и о детях, потерявших родителей, женах, потерявших мужей, и стариках, которые не могут больше са- остоятельно заботиться о себе. Любое общество, уважающее человеческое достоинство, не позволит таким людям прозябать в безысходности и нищете.

Обязательства, налагаемые исламом. Ислам обязывает богатых и здоровых людей поддерживать менее удачливых в этом отношении собратьев. Общество не имеет права издеваться или угнетать слабых людей или беспричинно лишать их свободы. Общество не имеет права одурманивать людей пропагандой или склонять их к чему-то против естественной их воли, способности и сознания.

Человеческие права дарованы людям Богом, а не каким-либо правителем или правительством, и обязанность мусульман состоит в активной защите данных прав. Иначе это может привести к потере всяческих прав, а в дальнейшем и к тирании и страданиям.

«Тот не войдет в Рай, чей сосед слывет грешником» (хадис Муслима).

«Не быть тебе истинным верующим, пока не пожелаешь ты брату своему того, что желаешь себе» (Бухари, Муслим).

Права человека, исповедующего ислам:

Право на жизнь.

Право на равенство.

Право на свободу.

Право на свободу мнения.

Право на политическую свободу.

Право на эмиграцию и убежище.

Право на труд, обеспечивающий достойную жизнь.

Право на правосудие.

Право на равенство перед законом.

Право на защиту личной чести.

Право на социальное благосостояние.

Право на брак.

Право на частную жизнь и безопасность.

Право на достоинство.

Право на образование.

Право на протест против тирании.

Право на свободу выражений.

Право на свободу собраний.

Право на свободу совести и убеждений.

Право на защиту религиозных чувств.

Право на участие в государственных делах.

Право на достойную жизнь.

В Коране и хадисах существует множество изречений по поводу человеческих прав:

«И почему вам не подвизаться в битвах за путь Божий, и для защиты слабых из мужчин, женщин, детей, которые говорят: Господи наш! Выведи нас из этого города, жители которого беззаконны; поставь нам от Себя защитника, поставь нам от Себя покровителя» (Коран, сура 4:77).

«Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений» (хадис Таргиба).

«Тот из вас, кто видит нечто непотребное, должен исправить это с помощью руки своей; если же у него не хватит сил на это, тогда он должен постараться исправить это словом уст своих; но если и на это у него не хватит сил, то он по меньшей мере должен ужаснуться этому всем сердцем своим» (хадис Муслима).

Совесть для мусульманина — вернейшее руководство. К ней всегда должно прислушиваться, ибо в ней скрывается воля Аллаха. Пророк считал, что верующий человек должен радоваться добрым своим деяниям, а злым деяниям — огорчаться. Когда Его спросили, в чем грех, Он ответил:

«Когда нечто тревожит ваше сердце, это нечто — греховно, его следует отбросить» (хадис Ахмада).

Более того, Пророк весьма не одобрял лицемерие. Он сказал:

«Взгляните на свои ошибки. Это удержит вас от поисков чужих ошибок. Никогда не ищите ошибок в делах других людей, ибо это грешно с вашей стороны — указывать другим на их ошибки, пока не избавились вы от своих».


6. Основные правила


Правила поведения внутри дома. В Коране разъясняются законы, регулирующие поведение внутри дома: «О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, около полудня, когда вы снимаете одежду, и после молитвы вечерней — три наготы у вас. Нет ни на вас, ни на них греха после этого: тогда ходите одни из вас к другим... А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, кто старше их...» (Коран, 24:58).

В этом аяте описываются некоторые правила поведения в семейном кругу. Домашний персонал и дети (не достигшие половой зрелости) имеют относительно свободный доступ, могут приходить и уходить в любое время дня. Но для них также существуют определенные ограничения. Ночью и до утренней молитвы они должны просить разрешения войти, потому что они могут нарушить сон взрослых, либо застать их неодетыми или при одевании. То же самое касается полуденного отдыха и времени после последней ночной молитвы. Для взрослых существуют более строгие правила: они дожны в любое время просить разрешения у хозяев войти в дом или квартиру, комнату, постучав или испросив разрешения.

«Три наготы» буквально означает три периода обнажения. Это выражение можно понять и в буквальном, и в переносном смысле. Понятие «аура» в первую очередь обозначает части тела, которые взрослый человек может обнажить только перед своим супругом или перед врачом в случае болезни. В переносном смысле этим обозначается духовная «нагота», относящаяся к ситуации или обстоятельствам, в которых каждый имеет право на уважение интимной сферы. Число «три» не обозначает, разумеется, перечисления, это лишь указание на то, что подобные ситуации повторяются и даже члены семьи должны уважать частную жизнь друг друга.

Правила поведения гостя. Поддержание родственных связей, посещение друг друга, приглашение в гости является в мусульманском обществе очень желательным и поощряемым действием. От женщины во многом зависит гостеприимство дома, радушие и щедрость к гостям, укрепление дружбы и симпатии между родственниками, друзьями и соседями.

Всевышний Творец разъясняет людям нормы приличия, которых должны придерживаться те, которые идут в гости в чужой дом: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира обитателям их. Это лучше для вас, — может быть, вы опомнитесь! Если же не найдете там никого, то не входите, пока не позволят вам. А если вам скажут: «Вернитесь!», — то возвращайтесь. Это — чище для вас, а Аллах знает то, что вы делаете» (Коран, 24:27, 28).

В доисламское время было принято входить в чужие дома без стука. Гостя замечали тогда, когда он уже был в доме. Порой это приводило к тому, что гость заставал хозяев в неловком положении или сам попадал в положение, способствующее греху. Ниспослание этого аята положило конец таким случаям. Человек, желающий войти в чужой дом должен убедиться, что его приход для хозяев не является неудобным и что он желанный гость.

Просьба для любезного разрешения не ограничивается домами других. Входя в собственный дом, достаточно громко поздороваться, чтобы предупредить мать, сестру, жену или других домочадцев о своем присутствии.

Исламский принцип — с уважением просить разрешения и приветствовать — обеспечивает безопасность частной жизни. Право на защищенную частную жизнь предусматривает не только вход незнакомцев в дом, но распространяется и на подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем. Нельзя заглядывать в открытые двери чужих домов, квартир.

Единственное исключение, когда можно войти в дом без разрешения, — в крайних случаях, например, при пожаре, медицинской помощи, обнаружения кражи, взлома и т.п.

Если никто не отвечает, нельзя входить в дом без согласия владельца. Гостю нужно два-три раза постучать и уйти, если к этому времени не будет приглашения войти. Не допускается быть настойчивым, навязчиво стоять у дверей, если не дано разрешения. Если просят уйти, то сделать это нужно немедленно, без ожидания объяснения причины. Никто не должен обижаться, если ему не дадут разрешения войти, потому что каждый имеет право отказать в случае занятости, личных обстоятельств.

Одежда. Люди, повидавшие мир, прекрасно осознают, что под таким понятием, как исламское одеяние, скрывается величайшее множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния — это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, но исламские одежды всегда будут скромны и, по возможности, чисты.

Некоторые европейские женщины, скорее всего, посчитают одежду мусульманок невзрачной, тусклой и излишне стесняющей движения, однако мусульманские женщины имеют по этому поводу собственное мнение. Они предпочитают одеваться скромно и считают откровенные и вызывающие одежды лакомой приманкой для низких мужских инстинктов, ибо, по их мнению, такая одежда поощряет мужчин взирать на женщин как «на объект сексуальных желаний», а не как на равных и независимых членов общества. Они хотят, чтобы мужчины обращали прежде всего свое внимание не на плоть, а на ум и нрав женщины.

«Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой ислама служит скромность» (Ибн Маджа).

Мусульманские женщины могут носить любой тип одежды, памятуя о том, что одеяния не должны привлекать излишнего внимания со стороны, будучи либо слишком открытыми и прозрачными, либо слишком обтягивающими и короткими и т. д. Некоторые типы одежд представляют женщину в весьма пикантном виде, не скрывая всех ее прелестей. Единственная цель таких нарядов заключается в привлечении к вырядившейся особе страстных «пожирающих» мужских взглядов, так что носить такие одежды, конечно, весьма опрометчиво и неразумно. Особым отличительным одеянием мусульманской женщины служит покрывало хиджаб, головной платок из любой материи и любого фасона, скрывающий от посторонних взоров волосы женщины. Начало этому обычаю положили жены Пророка, да и Сам Пророк однажды сказал, что девушка, достигшая половой зрелости, обязана скрывать покрывалом свое тело, оставляя открытыми только лицо и руки.

Особых правил относительно мужской одежды немного. Некоторые из них регулируют особый стиль паломнической одежды ихрам и предписывают определенные требования к одежде, допустимой в мечети. Во время молитвы далее в самых примитивных условиях мужчины должны по меньшей мере прикрыть чресла.

Мужчинам не позволяется носить одежды, сделанные из шелка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Им не следует носить никаких иных украшений, кроме обручального кольца, которое должно быть серебряным, а не золотым.

Пища. В исламе пища является либо халал, либо харам. Та, что халал, — дозволена, а та, что харам, — запретна. Подобное разделение определяется не личными предпочтениями того или иного верующего, но всеобщей покорностью и дисциплиной. На своих жизненных путях верующие руководствуются заповедями Аллаха, и даже такая насущная потребность человека, как потребность в питании, строго регулируется определенными установлениями.

Аллах сотворил эту Землю и плоды ее во благо человечества, установив, однако, некоторые ограничения в использовании их.

«Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем, при заколении, призывался кто либо другой, а не Бог» (Коран, сура 2:167, 168).

«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, мясо свиньи; то, над чем, при заклании, призывается кто-либо другой, а не Бог; скотина удавлен-ная, умершая от удара, убившаяся падением с высоты, забоданная рогом; та, которую заел хищный зверь, кроме той, которую очистите; приносимое в жертву идолу» (Коран, сура 5:4).

Во-первых, мусульманину не следует есть мясо свиньи или любой другой продукт, содержащий свинину. Это отнюдь не означает, что новообращенному в ислам достаточно всего лишь отказаться от свиных сосисок, колбасы, бекона и ветчины. Запрет на свинину означает и то, что ему отныне придется проверять каждый продукт на содержание животных жиров, ибо этот жир может оказаться свиным.

На Востоке свинья считается нечистым животным, и справедливо, ибо склонна она к поеданию нечистот. В некоторых местах свиней специально используют как своеобразных «утилизаторов», скармливая им пищевые отходы и помои. По этой причине ни один мусульманин не может представить себе, как можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого, отвратительного существа. Предложить мусульманину блюдо из свинины — то же самое, что предложить ему отведать, например, нечистот; некоторые мусульмане заболевают только лишь от одного вида свинины.

Мясо других животных, таких, например, как корова, овца и коза, разрешено для мусульман, учитывая, конечно, что животное было забито методом халал, состоящим в перерезывании очень острым ножом яремной вены и сопровождающимся чтением молитвы. Произнесение имени Бога служит ритуалом привлечения внимания к тому факту, что жизнь животного не забирается бессмысленно, а для употребления в пищу и с позволения Аллаха.

Мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо умерших, задушенных, забитых палками и убитых хищниками животных. Также запретно мясо хищных птиц, животных с клыками и когтями, грызунов, рептилий и насекомых, за исключением саранчи.

Рыба, фрукты, овощи, зерновые и корнеплоды — все это для мусульман разрешено, халал. Но мусульманам все же следует обращать внимание на состав некоторых продуктов, так как бисквиты, например, пирожные, мороженое и суповые концентраты могут содержать в себе животный жир или желатин. Помимо растительного, желатин бывает и животного происхождения и делается главным образом из шкур различных животных, в том числе и свиньи; он входит в состав многих сладостей, кремов, наполнителей, конфет и фабричных йогуртов.

Мусульмане полагают, что пищу следует расходовать экономно. Пищевые остатки следует либо отдать нуждающимся, либо скормить птицам и животным, живущим вблизи дома.

7. Мусульманские праздники.

Неотделимой частью канонических обрядов ислама являются религиозные праздники. Учение Мухаммеда, порицающее во всем чрезмерность, предопределяет небольшое количество праздников. К общепринятым во всем мусульманском мире относят: праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан-байрам), праздник разговения (Ид аль-фитр, Ураза-байрам), день рождения пророка Мухаммеда (Маулид), ночь предопределения (Лейлят аль-Кадр) и ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

В то же время отдельные направления в исламе отмечают и собственные праздники. Шииты, например, чтят день рождения имама Али, день поминовения его сына Хусейна, день рождения «скрытого» имама Махди и др. К числу мусульманских нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, в Иране, Афганистане, Азербайджане, в Средней Азии, а также в Татарстане и Башкортостане мусульмане торжественно отмечают праздник весеннего равноденствия Навруз, известный еще с дозороастрийских времен. Все торжества, имеющие непосредственное отношение к исламу, отмечаются по лунному календарю.

Курбан-байрам — наиболее значимый для мусульман праздник. Он совпадает с днем завершения хаджжа. В это время совершается жертвоприношение в память о событии, отраженном в Библии и Коране, связанном с несостоявшимся жертвоприношением Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила (по Библии — Исаака). Праздновать мусульмане начинают с раннего утра. Утром они совершают молитву в мечети, затем выслушивают проповедь имама и посещают могилы предков.

Главная часть праздника — заклание жертвы. Ею может быть баран, коза, корова, верблюд. В нашей стране мусульмане нередко приносят в жертву кур или гусей. Над освященной, приготовленной к закланию жертвой служитель мечети (мулла) читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый для этого человек перерезает ей горло. Однако прежде чем животное зарежут, его обязательно валят на землю, головой в сторону Мекки. Считается, что жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.

Курбан-байрам — радостный праздник. В этот день готовится вкусная и разнообразная пища и сладости, навещают друзей и родственников, преподносят подарки.

Ураза-байрам празднуется по окончании большого поста в месяц рамадан. Начинается ураза обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем или знаменем, поднятым на минарете.

Ураза-байрам — праздник очень пышный. Этот день начинают с посещения мечети и раздачи милостыни беднякам и сиротам. Добровольные пожертвования идут на нужды мечети. Затем проходит праздничное богослужение и обязательная проповедь. В заключение следует поминовение умерших родственников.

Маулид — день рождения пророка. Отмечают его в третьем месяце лунного календаря (12-го числа). Праздник стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама. По мнению исследователей, Маулид возник под явным влиянием христианского Рождества. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, Маулид приурочен ко дню его смерти. Следует сказать, что в исламе дни рождения празнуют скромно, а иногда и вообще не отмечают. Смерть же, обычно трактуемая как рождение для вечной жизни, справляется более торжественно.

По случаю Маулида читаются проповеди в мечетях, происходит общая молитва в честь Мухаммеда, раздается милостыня. На празднике декламируют стихи Корана, восхваляющие пророка.

Мирадж — праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесения на небо к престолу Аллаха. Наиболее распространенное предание о ночном путешествии датируется 27 раджаба 621 г. Эта дата отмечается во многих мусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся, пересказывают предание о чудесном вознесении пророка, его беседе с Аллахом, встрече с пророками Ибрахимом, Мусой, Исой и др.

Лейлят аль-Кадр — ночь предопределения. Смысл праздника состоит в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах.

Лейлят аль-Бараа — ночь создания. Это, своеобразный праздник поминовения. По народным верованиям, в ночь с 14 на 15 шаабана происходит сотрясение древа жизни, на листьях которого помечены имена живущих. Опавшие листья означают, что люди, чьи имена записаны на них, умрут в течение года. В этот праздник возносятся особые молитвы за умерших во искупление грехов, раздается еда нищим, люди лакомятся сладостями, устраиваются ярмарки и т.п.

Навруз — праздник весеннего равноденствия. Отмечается 21—22, реже 23 марта по григорианскому календарю. Он восходит к языческим праздникам земледельческих народов, связанным с культом огня. Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовыми гуляниями. Свое искусство показывают народные певцы и музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики.

Главная дата шиитского календаря — Ашура (день поминовения шиитского имама Хусейна) — приходится на 10 мухар-рама 61 г. хиджры. В течение первых десяти дней месяца му-харрам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения сказаний о нем, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На десятый день происходит торжественное шествие — оплакивание Хусейна. Иногда участники шествия, чтобы подчеркнуть свою скорбь и напомнить о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама.


8. Ислам в современном мире


В VII—XII вв. сложился «мир ислама» — своеобразная система духовных, социальных, политических и правовых реалий, основанная на религии, объединяющая целые народы и отдельные мусульманские общины Евразии и Африки, Северной и Южной Америки. Сегодня «мир ислама» включает более 860 млн мусульман, проживающих в 120 странах мира (ло данным же исламских организаций, количество мусульман достигает 1 350 млн человек). В 28 афроазиатских государствах ислам является официальной государственной религией.

Существует немало региональных и международных правительственных и неправительственных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшая из них — Организация Исламской конференции (ОИК, штаб-квартира в г. Джидде, Саудовская Аравия) — возникла в 1969 г. Она объединяет 44 афроазиатских государства и имеет ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламскую организацию по образованию, науке и культуре и т.д.). Правительства государств — членов ОИК стремятся координировать свою деятельность в экономике и внешней политике.

Ислам всегда пытался играть самостоятельную роль в общественно-политической жизни как отдельных стран, так и целых регионов. С распадом Арабского халифата роль распространителей ислама взяли на себя монгольские кочевники (XIII—XIV вв.). Затем образовалась Османская империя (XV—XVI вв.), которая в конце средневековья и в начале нового времени (до XVIII в.) являлась серьезным соперником европейских государств.

Колониальная экспансия Запада (XVIII—XIX вв.) еще более усилила роль ислама в духовной и политической жизни народов Востока. Формируется мусульманский национализм — идейно-политическое и религиозно-этническое движение разных народов под эгидой ислама. Это многоплановое и исторически сложное явление. С распадом колониальной системы империализма исламский национализм продолжает развиваться и в настоящее время испытывает своеобразный подъем. Под его знаменами объединяются разные люди. Одни стремятся к возрождению культурно-исторических традиций своего народа, другие борются за национальное государственное самоопределение, третьи пытаются установить политическую гегемонию в стране либо в регионе и т.д. Так, под эгидой мусульманского национализма арабы Палестины более 40 лет ведут борьбу за собственное государство. В конце 70-х гг. XX в. в Иране победила исламская революция, в результате которой к власти пришло шиитское духовенство во главе с аятоллой Хомейни и установило теократическую республику. Не утихает гражданская война в Афганистане, начало которой положила борьба мусульманских политических группировок с марксистским, светским режимом, установленным в конце 70-х гг. В начале 90-х гг. именно исламский фактор повлиял на взаимоотношения православных сербов и мусульман — хорватов.

Растет влияние Ислама и в России. В Российской Федерации мусульманскую религию исповедуют более 20 млн. мусульман различных народностей: тюркские народы (татары, башкиры, казахи, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, кумыки), народы Дагестана, чеченцы, ингуши, адыгские этнические общности. Российские мусульмане активно участвуют в духовно-политическом возрождении страны — строятся мечети, учебные заведения (медресе), исламские институты, пропагандируется исламская культура, ведётся диалог и сотрудничество с христианами и другими конфессиями. Впервые в 1995 г. в России были созданы мусульманские политические организации, крупнейшая из них — Общероссийское Мусульманское движение «Нур», которое участвовало в парламентских и президентских выборах. На начало 1997 г. было зарегистрировано более 5 000 мечетей и несколько Духовных Управлений.

Вместе с тем имеют место крайние, негативные проявления мусульманского национализма. Так, лозунг джихада широко используется чеченскими сепаратистами.

Заключение


Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам.

За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его последователей, а прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой были заложены еще Мухаммедом. Ислам сегодня в условиях изменившейся политической картины мира - имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.

Список литературы


1. История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / В.В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. —М.: Высш. шк., 2002.—639 с.

2. Ислам/ Пер. с англ. В.Новикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 304.: ил. – (грандиозный мир).

3. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов/ М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; Под ред.проф. М.Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430с.

4. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. Москва, 1991.

5.Личность мусульманина. Москва, 2000.

6. Материалы с сайтов: www.islamua.net, www.muslim.ru, www.islam.ru


34


Рефетека ру refoteka@gmail.com