Рефетека.ру / Педагогика

Реферат: Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья

1. Различные подходы к понятию "здоровье"


Здоровье является одним из феноменов, наиболее остро определяющих специфику современного состояния общества в его движении к исторически новому состоянию. Проблемы здоровья исследуют ученые многих специальностей: врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи и т.д. (Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, П.П. Горбенко, В.И. Дубровский, Т.В. Карасева, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын, СП. Толстов), что иллюстрирует комплексный характер проблемы.

Многообразие взглядов на сущность понятия "здоровье" и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняется тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого трудно выразить кратко и однозначно. Более того, значительные трудности при анализе такого всеобъемлющего понятия как "здоровье", возникают еще и из-за того, что до всякого научного языка, предполагающего хотя бы минимальные требования в отношении строгости и четкости его употребления, оно достаточно широко используется и в обыденном языке, где заботе об однозначности понимания часто отводится не первое место.

В понятие "здоровье" заключено великое множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, очевидно, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания. А поскольку это понятие отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, оно, естественно, так или иначе понимается в любой культуре и переоценивается всякий раз, когда культура переживает глубокие и радикальные трансформации. Очевидно, именно таков и наш современный период, символизируемый сменой тысячелетий.

Определение понятия "здоровье" с давних времен является одним из труднейших научных и методологических вопросов. Все исследователи согласны с тем, что здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека.

"Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни..."

Л.Н. Толстой устами Андрея Болконского говорил, что "в мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье..."

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Но на данной стадии развития общества это определение не представляется исчерпывающим и достаточно удовлетворительным и критикуется во многих работах, посвященных категории "здоровье". Его критикуют: за идеальность цели, которую никогда не достичь; за то, что неопределенное понятие "здоровье" определяется через субъективное понятие "благополучие"; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком; за статичность - здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе; за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья (В.П. Казначеев).

Между тем, человеческий организм находится в постоянном изменении и развитии, причем эта динамика - одно из необходимых условий физического и душевного здоровья (Н.В. Панкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко).

Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо врожденные или приобретенные физические дефекты, даже в стадии комненсации, Г. А, Кураев, С.К. Сергеев и Ю. В, Шленов (1996) подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что человеческий организм должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как существо воинствующее, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Но известно, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.

Исследователи предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма человека - реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье может быть определено, как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ, безусловнорефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

Состояние здоровья определяется функцией физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов, а также зависит от географических и климатических условий. На основе этих критериев дается формальное заключение о нем при наборе в армию, приеме на работу, в учебные заведения, при оценке ответственности за различные наказуемые преступления и т.д. Состояние здоровья не исключает уже имеющегося в организме, но еще не обнаруженного болезнетворного начала. Оно не исключает также колебаний в самочувствии человека. Следовательно, понятие здоровья, хотя и противопоставляется понятию болезни, но может быть связано с последним многочисленными переходными состояниями.

Отсюда возникает понятие о субъективном и объективном здоровье, когда, с одной стороны, при плохом самочувствии отсутствуют объективные подтверждающие его данные, с другой, когда эти данные отмечаются, а самочувствие остается до определенного времени хорошим. Отсюда также возникло понятие "практически здоровый человек" - определенное состояние, при котором объективно имеются патологические изменения, не отражающиеся на жизненных восприятиях и работоспособности человека.


2. Основные компоненты здоровья


В настоящее время выделяют несколько компонентов здоровья

1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер, от развития самосознания и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

Оно относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).

4. Нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье связано с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет духовность человека.

Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В. М Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора "здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями. Но осознается этот артефакт обычно в превращенной форме (как естественный феномен), последнее объясняется необходимостью оправдать медицинские технологии "природой человека"".

Рассматривая здоровье как философскую проблему, как феномен культуры В. М Розин предлагает два основных дискурса здоровья - медицинский и духовно-экологический. Представление о дискурсах сегодня является достаточно распространенным в философии и социологии, но разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. В философии и социологии дискурс - это сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. Для автора дискурс - это, во-первых, указание на определенный подход к изучению, во-вторых, выражение в языке интересующего исследователя явления, в-третьих, дискурс позволяет понять, как исследователь считает возможным влиять на рассматриваемое им явление.

Лауреат Нобелевской премии мыслитель и миссионер А. Швейцер предостерегал: "Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе".

Несомненно, что решение глобальных проблем состоит пе в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что включает в себя гуманистические ориентиры и ценности (Б.С. Гершунский). Реальные потребности нашего времени вызывают настоятельную необходимость пересмотра технократической парадигмы (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). А единственной альтернативой может стать гуманистическая парадигма, объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы взаимоотношения человека с природой, с обществом, с другим человеком на основе общечеловеческих ценностей.

Проблема соотношения этих двух парадигм требует взвешенного подхода и не может быть решена однозначно с позиции какой либо одной парадигмы.

Технократическая идеология также необходима, как и гуманистическая. Следует не противопоставлять их, а видеть каким образом они, дополняя друг друга, способствуют решению многообразных глобальных проблем современности.

Осмысление проблемы здоровья человека в контексте глобальных проблем современности вводит нас в более широкую проблему культуры. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что противоречия развития культуры приобрели общечеловеческие масштабы, вылились в глобальный кризис культуры, относительно которого все отдельные глобальные проблемы современности предстают как его выражение Следовательно, создавая условия для осознания студентами значения здоровья для полноценной и счастливой жизни, формируя у них ориентацию на сохранение здоровья, мы тем самым способствуем и преодолению кризиса культуры.

Это особенно важно в современных условиях переоценки ценностей, когда здоровье должно занять первое место в иерархии потребностей человека.

Особенно это относится к молодежи, которая, пока еще здорова, о здоровье думает мало (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинает ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Только тогда взрослый человек будет иметь возможность устранять появляющуюся вследствие кризиса культуры исчерпанность возможностей развития человечества.

Актуальность для человечества поиска способов сохранения здоровья выдвигает эту проблематику на центральное место не только в медицинской, но и в педагогической науке. Это можно объяснить тем, что педагогическая наука разрабатывает способы приобщения учащихся, студентов к ценности "здоровье" как форме культуры. Ориентация учащейся молодежи на культуру здоровья осуществляется в процессе образования, поскольку оно располагает возможностями устранять негативные тенденции в духовной позиции человека, общества. Образование, благодаря тому, что "оно общечеловечно", приобщая учащихся, студентов к ценностям, транслирует культуру, которая становится одним из ведущих путей обретения человеком своей сущности (В.А. Конев) В далекие времена наши предки были в значительной степени беззащитны перед различными заболеваниями в силу своего незнания, в силу слабого развития науки и такое положение дел иногда спасали различные табу.

В настоящее время современный человек знает несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших условиях. Но, несмотря на это, уровень заболеваемости является весьма высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно вести определенный образ жизни. Такую ситуацию И.И. Брехман объясняет тем, что "очень часто люди не знают, что они способны сделать с самим собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни". Автор указывает, что, несмотря на общую грамотность, люди многого просто не знают, а если и знают, то не следуют правилам здоровой жизни. Он пишет: "Для здоровья нужны такие знания, которые стали бы бытием".

В последнее время появилось много публикаций о роли культуры в развитии человека, о связи культуры и здоровья. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура - это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования, это отношение к самому себе, свойственное только человеку, это не только сумма знаний, но и поведение, сумма нравственных начал. Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения, но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности.

В. Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим образом: "... культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения, в особенности такими хроническими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет и др., рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих, употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры".

Культура здоровья - важнейшая составляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии.

С позиции современных научных представлений, по мнению Г.И. Иванова (2003), под культурой здоровья следует понимать степень совершенства, достигаемую в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятелыюсти человека, направленной на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма, с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды, с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом, Рассматривая культуру здоровья в целом можно выделить культуру здоровья личности и культуру здоровья общества.

Культура здоровья личности - это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально - и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности в пределах их нормального функционирования.

Культура здоровья общества - совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможности её реализации (Н.И. Резанова).

Как уже говорилось выше, несмотря на многочисленные знания в области здоровья, мы не используем эти знания, неправильно относимся к себе. Это отношение человека к своему здоровью свидетельствует о том, что необходимо различать понятие ценности здоровья как объективного явления и как его отражения в сознании субъекта, "как ценности сознания".

Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она осознается человеком. Здоровье - это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показывает практика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено или находится под серьезной угрозой.

Академик Н.М. Амосов отмечал: "В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней".

При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевич и Е. В, Краснов, "обучению здоровью для желающих - первая цель. Воспитание общей культуры здоровья - цель более глобальная", В соответствии с критериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фоне проводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этой эпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс с помощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактики основных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

В контексте общей охраны здоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровья учителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.

Результаты многолетних исследований (Л.М. Митина) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих, и учителями.

Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, В условиях постоянного стресса у человека могут возникать профессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональная группа, отличаются низкими показателями здоровья, И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

На состояние здоровья, несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-х годах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека, и определили их соотношение, В 1994 году в Федеральных концепциях "К здоровой России" и "Охрана здоровья населения" Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

состояние внешней среды 20-25% (20%);

биологические факторы 15-20% (20%);

медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);

условия и образ жизни 50-55% (52-53%),

Как видно из приведенных данных экспертов ВОЗ и России в общей структуре факторов, формирующих здоровье, главную роль играет образ жизни. Образ жизни включает в себя четыре категории: экономическую - "уровень жизни, социологическую - "качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую - "уклад жизни", П, Лисицын рассматривает: качество жизни - это "восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами"; уровень жизни - количественная характеристика размера и структуры материальных и духовных ценностей; уклад жизни - временной регламент явлений общественной жизни (труда, отдыха и т, д,), в рамках которого проходит жизнедеятельность людей; стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Научно-технические разработки принесли в общество много полезного и нужного: электричество, радио, телевидение, компьютер, Интернет, современный транспорт и пр. Современная медицина избавила человечество от многих инфекционных заболеваний. Однако, вместе с тем, возникли и негативные явления: уменьшение двигательной активности, увеличение нервно-психического напряжения, химическое загрязнение объектов окружающей среды и так далее. Все это привело к существенным изменениям в стиле и укладе жизни человека Образ жизни большинства населения нашей страны характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, загруженностью лишней и ненужной информацией, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами, что приводит к развитию так называемых "болезней цивилизации".

С нашей точки зрения увеличение средней продолжительности жизни населения в настоящее время нужно связывать не с успехами медицины как таковой, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек формирует свой индивидуальный образ жизни.

Образ жизни - это определенный способ деятельности в материальной и духовной сферах. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии "здоровый образ жизни".

Здоровый образ жизни - это часть всего образа жизни личности, который не является результатом стечения благоприятных для индивида обстоятельств. он является функцией личного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как к феномену, по природе своей общественному.

Таким образом, здоровый образ жизни можно выразить как жизнедеятельность индивида, способствующая сохранению и укреплению здоровья.

Похожие работы:

  1. • Акмеологические аспекты профессионально ...
  2. • Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований ...
  3. • Акмеологические особенности ...
  4. • Акмеологический взгляд на проблему акцентуированных личностей
  5. •  ... социальной работы как акмеологическая проблема
  6. • Учебная мотивация студента
  7. • Этика менеджера по персоналу
  8. • Формування творчої особистості як наукова проблема
  9. • Исследование процессов антиципации в контексте организации
  10. • Современные подходы к феномену лидерства
  11. • Проблемы стандартизации школьной образовательной ...
  12. • Психологические особенности профессиональной ...
  13. • Современные разработки в психологии
  14. • Зрелость
  15. • Проблема личности руководителя в отечественной психологии
  16. • Формирование духовно-нравственной культуры учащихся высшей ...
  17. • Смысл воспитания
  18. • Педагогическая деятельность: парадоксы теории и ...
  19. • Акмеологічний підхід у теорії й практиці вищої педагогічної ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com